УДК 347.7 

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №8 2011 Страницы в журнале: 93-95

 

С.С. АЛЕКСЕЕВА,

аспирант кафедры международного частного и предпринимательского права  Саратовской государственной академии права

 

Рассматривается правовое регулирование рекламных отношений с точки зрения развития экономического пространства и предпринимательской деятельности, направленное на защиту социальных ценностей.

Ключевые слова: реклама, рекламные отношения, защита потребителя, общественные интересы, механизм правового регулирования.

 

Legal regulation of relations

 

Alekseeva S.

 

Legal regulation of advertising relations from the point of view of development of economic space and the enterprise activity, directed on protection of social values is considered.

Keywords: advertising, advertising relations, consumer protection, public interests, the mechanism of legal regulation.

 

Российский рынок рекламы развивается достаточно быстрыми темпами: его оборот в 2004 году составил 100 млрд руб., в 2008 году — 267 млрд руб.[1]; в 2009—2010 гг., несмотря на мировой экономический кризис, объемы реализации рекламной продукции продолжали увеличиваться. «Характер проблем, с которыми сталкивается общество в условиях современного экономического кризиса, предполагает осуществление анализа возможностей государства по своевременному реагированию на вызовы времени и принятию мер локализации негативных явлений социального характера»[2].

Реклама в российском обществе занимает ведущее место в сфере передовых экономических идей, распространение которых является приоритетной составляющей социальной, политической и информационной деятельности государства и обусловливает внимание исследователей к институту рекламы[3].

Реклама оказывает влияние как на поведенческие установки людей, привлекая их внимание к общественно значимым проблемам, так и на формирование социальных настроений и стереотипов действий личности.

Развитие современных экономических отношений малоэффективно без рекламы, которая является важным условием успешной деятельности предприятий и служит интересам граждан и государства.

Успешное освоение рекламной сферы российским бизнесом обусловлено тем, что в системе маркетинговых коммуникаций реклама утвердилась в качестве самого доступного метода стимулирования различных продаж.

Рекламный рынок невозможно представить без цивилизованных рекламных правоотношений, которые изначально определяются социальной потребностью обеспечения прав потребителя и надежной государственной защиты. Эти ориентиры жизнедеятельности рекламного рынка вызваны необходимостью создания действенного законодательства о рекламе, поскольку без механизма правового регулирования рекламных отношений невозможно построение и самих экономических отношений в рамках отдельных регионов и всего государства в целом.

Законодательство о рекламе как отрасль права начало формироваться с принятием Федерального закона от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе 1995 года).  Закрепленные в этом законе нормы дальнейшее развитие и усовершенствование получили в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе 2006 года).

Сущность и понятие рекламы в общем были определены в Законе о рекламе 1995 года, вместе с тем Закон о рекламе 2006 года содержит более точную интерпретацию основных положений содержания рекламы и разъясняет ряд дефиниций сферы рекламных отношений. Так, если в Законе о рекламе 1995 года реклама определялась как деятельность физического или юридического лица, связанная с рекламной информацией о товарах, то согласно Закону о рекламе 2006 года реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Следует отметить, что Закон о рекламе 1995 года определял рекламу как рекламную информацию для формирования или поддержания интереса к рекламируемому объекту, которым является товар, физические или юридические лица. В настоящее время рекламная информация касается не только товара и лиц, имеющих к нему непосредственное отношение, но и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе отдельных мероприятий, таких как спортивные соревнования, концерты и фестивали. Закон о рекламе 2006 года, определяя товар в качестве объекта рекламирования, видит не только материальную, но и интеллектуальную составляющую его внутреннего содержания, а именно такую деятельность, которая связана с продажей, обменом и иным введением его в оборот.

Целями законодательства о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции; обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства; реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы; предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе; пресечение появления ненадлежащей рекламы.

Таким образом, правовое регулирование рекламных отношений следует рассматривать с точки зрения развития экономического пространства и предпринимательской деятельности, которые направлены как на совершенствование сферы информационной деятельности, так и на защиту социальных ценностей. Правоприменительная деятельность КС РФ позволяет сделать вывод о том, что реклама есть проявление свободы слова и на нее распространяются гарантии такой свободы, в том числе требование соразмерности ее ограничений преследуемым целям защиты общественных интересов[4].

Целям защиты общественных интересов служат запреты, относящиеся к ненадлежащей рекламе. Особо следует отметить, что действие законодательства о рекламе не распространяется на:

1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;

2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера (ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе 2006 года).

Защита рекламных отношений характеризуется необходимостью урегулирования их структуры, направленной на упорядочение и координацию имущественных и иных отношений, таких как сбыт товаров, регламентация работ и услуг.

Поскольку реклама — это информация для потребителей, то ее касаются основные правила, относящиеся к информации и ответственности за предоставление ненадлежащей информации, установленные в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Особенно опасными следует признать случаи распространения заведомо ложной рекламы, при помощи которой рекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителя, за что предусмотрена уголовная ответственность.

При обнаружении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ее рекламодатель (индивидуальный предприниматель) обязан осуществить контррекламу в соответствии с требованием федерального антимонопольного органа, вынесшего об этом специальное решение.

Важным условием контроля рекламной деятельности служит правовое регламентирование на основе законодательной базы, а также формирование исполнительных органов, призванных осуществлять контроль в сфере рекламных отношений, к которым следует отнести антимонопольные органы, успешно зарекомендовавшие себя в работе, связанной с контролем и регулированием рекламной деятельности.

Правовое регулирование как инструмент социального управления способствует упорядочению общественных отношений, реализации прав и законных интересов личности. Для предотвращения и устранения нарушений закона в рамках регулирования общественных отношений необходим такой инструментарий, как правовые средства, воплощающие регулятивную силу права.

Выделяется несколько этапов механизма правового регулирования.

Первый этап характеризуется формированием правил поведения, направленных на удовлетворение интереса граждан в рамках права, требующих юридических гарантий их реализации и состоящих из процесса создания и общего действия юридических норм.

Второй этап предполагает существование юридического факта, используемого как необходимое условие для перемещения интересов в область права, в котором основная функциональная роль принадлежит правоприменительному акту.

На третьем этапе осуществляется взаимодействие управомоченных и обязанных субъектов на основе норм права, наличия юридических фактов и с учетом основных их прав и обязанностей и необходимой регламентации правил их поведения в правоотношении как основном элементе механизма правового регулирования.

Четвертый этап способствует реализации субъективных прав и юридических обязанностей с целью своевременного удовлетворения законных интересов граждан. Основным средством, позволяющим претворять в жизнь права и обязанности, являются акты реализации субъективных прав и обязанностей в форме соблюдения, исполнения и использования права.

Пятый этап характеризуется как наступлением юридических последствий, так и их отсутствием. Этот этап возникает тогда, когда неудовлетворенный интерес субъектов права вызван необходимостью оказания помощи в виде правоприменительной деятельности либо при осуществлении контрольной функции, а также когда субъект не выполняет  свои обязанности либо совершает правонарушение (реализуется при осуществлении правоохранительных отношений).

Недостаточная эффективность механизма правового регулирования объясняется неточным или ложным определением задач правового регулирования, неправильным выбором и безграмотным использованием средств правового воздействия, что позволяет говорить о неэффективной реализации права.

Вышесказанное позволяет судить о том, что совершенствование законодательства о рекламе следует рассматривать в качестве средства режима правового регулирования экономических правоотношений, взаимосвязанного с инструментом механизма правового регулирования информационных правоотношений, имеющего социальную направленность, сопряженную с защитой права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

 

Библиография

1 См.: Оценка объемов рекламы в средствах ее распространения за 2008 год // http://akarussia.ru/ocenka_2008

2 См.: Степанов О.А. Правовое регулирование общественных отношений в условиях экономического кризиса // Современное право. 2009. № 9. С. 27.

3 См.: Осояну Ю.В. Реализация государственных интересов в сфере социальной рекламы (конституционно-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2005; Петриченко А.Н. Социальная наружная реклама // Реклама и право. 2006. № 1.

4 См.: Постановление КС РФ от 04.03.1997 № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года “О рекламе”» // СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1372.