УДК 342.3:329 

Страницы в журнале: 57-61

 

И.В. КУЗНЕЦОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического института ФГБОУ ВПО «Госуниверситет—УНПК» e-mail: info@info-pravo.com

 

Рассматривается взаимодействие субъектов политической системы: государства, личности, политических партий, общественных объединений и др.

Ключевые слова: политическая система, политические партии, общественные объединения, суд, право.

 

Legal aspects of the development of the political system in the context of the Russian law

 

Kuznetsov I.

 

The interaction of the subjects of the political system: the state, personality, political parties, associations, etc.

Keywords: political system, political parties, public associations, courts,  law.

 

В  результате различных политических процессов происходят изменения политической системы, которые не только регулируются нормами права, но и выступают предпосылкой для создания новых правовых положений. Преобразования, происходящие в различных сферах общества и государства, оказали влияние на политическую систему, существующую как процесс, формируемый из ряда процедур, важнейшее место среди которых занимает взаимодействие элементов политической системы. Следует согласиться с авторами, считающими, что политические системы «эволюционируют, перестраиваются, но возникают объективно, так как объективно возникает необходимость завоевания власти, ее организации, удержания и использования в интересах тех или иных социальных сил, всего общества»[1]. Функционирование элементов политической системы, их взаимодействие друг с другом и с государством должно регулироваться законодательством. Поэтому не вызывает сомнения, что основные элементы политической системы, такие как, например, общественные объединения, политические партии, выражая политическую волю общества, руководствуются в своей деятельности законом. При этом следует указать, что политическая воля общества — это всеобщая, разумная и свободная воля, которая составляет основу государственной воли, в том числе законодательной, и базис политики[2]. Политическая система и ее элементы не только руководствуются законодательством при осуществлении своей деятельности, но и оказывают влияние на процесс законотворчества. Кроме того, правовое закрепление различных сторон деятельности элементов политической системы способствует их эволюции, укреплению их взаимоотношений и демократизации общества, поэтому происходящие политические процессы требуют стабильного и динамичного правового регулирования. Правовое регулирование может быть эффективным в случае его опережающего развития, в результате чего станут возможными планомерный прогресс законодательства, последовательная реализация правовых норм и повышение уровня правосознания граждан.

Базу правового регулирования политических отношений составляют правовые нормы, которые содержатся в нормативных правовых актах, издаваемых государством. «По целевому же назначению как конституции, так и иные акты конституционно-правового регулирования есть инструменты общественно-правового регулирования»[3]. Можно сказать, что применительно к Российской Федерации среди политико-юридических документов, регулирующих общественные, в том числе политические, отношения, наиболее значимым является Конституция РФ, так как в ней закреплены основы существующего в государстве политического строя и определены условия развития общества и государства. Значение Конституции РФ заключается в том, что она оформляет общественные отношения и становится фундаментом их развития. «Юридическая природа конституции связывается с тем, что свои задачи она выполняет правовыми средствами, то есть является законом, причем основным законом, актом, исходящим от государства и тем самым приобретающим обязательную силу»[4]. Роль Конституции РФ в законодательном оформлении политических отношений заключается в том, что она содержит нормы, которые находят свое дальнейшее закрепление и развитие в законодательстве государства, кроме того, конституционные нормы являются базой для правового регулирования взаимоотношений между элементами политической системы. «В современный период обновление и развитие законодательства в России происходит в соответствии с Конституцией»[5]. Гарантии развития политической системы закреплены в ряде положений Конституции РФ. В нормах конституционного права определяется, что «вся общественно-политическая жизнь в стране основывается на принципах народного суверенитета (принадлежности народу всей полноты власти в обществе и государстве), демократии, уважения к личности, политического плюрализма (то есть идеологического многообразия и возможности создания различных политических объединений)»[6].

Важным правовым аспектом развития политической системы является нормативное закрепление политического многообразия. Конституция РФ (ч. 1 ст. 13) признает идеологическое многообразие, что означает право каждого человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать, осуществлять и пропагандировать идеи, теории и концепции об экономическом, социальном и политическом устройстве общества, предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т. д.[7] Продолжением идеологического многообразия является политическая полифония, многопартийность, которые также закреплены в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13). Надо отметить, что ст. 13 Конституции РФ вообще не говорит о партиях, употребляя лишь слово «многопартийность», но вместе с тем в Конституции РФ речь идет об общественных объединениях. «Следует отметить, что политическая партия в качестве организационно-правовой формы общественных объединений была дополнительно внесена в ст. 7 Федерального закона “Об общественных объединениях” Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “ “Об общественных объединениях” ”от 12 марта 2002 г.»[8]. Одним из факторов политического многообразия является существование такого элемента политической системы, как политическая партия. «Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан;  выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти…» (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»[9]). Таким образом, многопартийность выступает как важнейшая предпосылка демократического развития политической системы общества. «Упоминание в Конституции о “многопартийности” (ст. 13), по существу, закрепляет свободу создания политических партий и дает гарантию от сползания к однопартийной системе»[10].

Также правовым аспектом развития политической системы считается формирование правовой основы для деятельности общественных объединений. Как известно, понятие «общественные объединения» является собирательным и включает в себя наряду с политическими партиями общественные организации, в большей или меньшей степени вовлеченные в политические взаимоотношения. Правовой основой функционирования общественных объединений как элементов политической системы выступает Конституция РФ, закрепляющая в ст. 30 право граждан создавать общественные объединения и свободу их деятельности. Также элементами правового базиса деятельности общественных объединений являются конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты, а также документы партийных органов и общественных организаций. Кроме того, реализуя свою главную функцию — охрану прав и свобод граждан, форм собственности и правопорядка, — являющуюся одной из важнейших в любом демократическом государстве, государство контролирует деятельность общественных объединений. Согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещены общественные объединения, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Государство вмешивается в вопросы создания и функционирования общественных объединений, так как стремится обезопасить себя и общество от действий, способных дестабилизировать обстановку, подорвать конституционную законность и создать опасность государственного переворота.

Деятельность общественных объединений, в каких бы организационно-правовых формах они ни создавались, основывается на принципах добровольности, равноправия, гласности, самоуправления и законности[11]. Общественные объединения могут функционировать в одной из следующих организационно-правовых форм: общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности, политической партии. Деятельность общественных объединений регулируется соответствующими нормами права, приобретая в зависимости от этого различный характер (государственно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и т. д.). Некоторые политические отношения, участниками которых являются общественные объединения, еще не имеют правового выражения, что, естественно, требует дальнейшего совершенствования законодательства об общественных организациях, их правовом статусе; исследования вопросов по таким направлениям, как границы вмешательства государства в деятельность общественных организаций, правотворчество общественных организаций, его природа, природа уставов общественных организаций, общественные объединения как субъекты права, как носители прав и обязанностей, как участники различного рода политико-правовых отношений и т. д.

Общественные объединения выступают как постоянная опора для государства, и, поскольку, принимая какие-либо решения, государство рассчитывает на их поддержку, правовое регулирование деятельности общественных объединений представляется значимым для развития политической системы.

Государство занимает особое положение среди элементов политической системы общества, ему принадлежит ведущая роль в решении общественно полезных задач. Но государство не создает политическую систему, так как творческим звеном политической системы является личность. Однако политическая деятельность населения требует от государства особых гарантий. Государство закрепляет эти гарантии и устанавливает порядок их обеспечения, опирающийся на права и свободы человека и гражданина. Одним из направлений деятельности государства является деятельность по обеспечению законности в рамках развития демократических процессов политической системы. Для обеспечения законности необходимо, во-первых, законодательное закрепление правовых принципов и идеалов развития политической системы, соответствующих свободному демократическому обществу и правовому государству, во-вторых, соответствие федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации Конституции РФ, в-третьих, реализация норм системы права. Роль государства в обеспечении законности проявляется в том, что создаются условия для повышения значимости процессуально регламентных норм, а именно норм, определяющих работу судов, прокуратуры, милиции — государственных органов, обеспечивающих соблюдение всех без исключения прав и свобод, что оказывает положительное влияние на развитие политической системы. Одним из основных гарантов реализации правовых норм в функционировании политической системы является суд. На суд общество и государство возлагают особую ответственность за правильное применение законов, обеспечивающих развитие элементов политической системы. «Как известно, конституционные суды, оценивая существующий нормативный акт, вправе признавать его противоречащим конституции и не действующим полностью либо частично, и закон или соответствующее его положения утрачивают силу»[12]. Конституционный суд РФ — один из высших органов судебной власти. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ основная задача КС РФ — следить за тем, чтобы все издаваемые в стране законы и нормативные правовые акты не противоречили нормам Конституции РФ, и «одной из имманентных функций конституционного правосудия является политическая»[13]. Государство с помощью нормативно-правовой базы должно охранять и регулировать политическую систему. «Поскольку Конституция представляет собой юридическую основу политической системы и правопорядка страны, последовательная реализация конституционных положений абсолютно необходима для функционирования всех общественных институтов, а следовательно, для нормального существования всего общества»[14]. Для нормального функционирования политической системы необходимы взаимодействие государства и общества, установление правового порядка, направленного на стабилизацию общественных отношений, охрану прав и свобод человека и гражданина. Эффективное развитие политической системы достигается с помощью институтов самого государства (законами, правозащитными органами, судами), но еще более важной и действенной гарантией выступают общественное мнение и общественная активность —  постоянные наблюдатели и стражи конституционной законности[15]. Провозгласив строительство демократического правового государства, Россия объявила о приверженности правовым методам регулирования поведения субъектов политической системы.

Занимая особое место среди элементов политической системы, являясь ее важной составной частью, государство выступает как политический институт, осуществляющий законотворчество. Поэтому с вопросами взаимодействия субъектов политической системы и власти тесно связана проблема целенаправленности законодательной деятельности государства. «В большинстве стран с устойчивой демократией традиционно роль ведущего субъекта права законодательной инициативы исполняет правительство, которое разрабатывает и вносит в парламент законопроекты, составляющие стержневую линию изменения законодательства»[16]. Но это в тех странах, где правительство формируется на основе политического большинства в парламенте. В Российской Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 80 Конституции РФ базовые направления внутренней и внешней политики государства определяются Президентом РФ. Обеспечение проведения и реализации единой государственной политики возложено на Правительство РФ (ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). На современном этапе развития общества и государства актуальной считается задача пересмотра существующей нормативно-правовой базы, являющейся в условиях правового государства не только механизмом власти, но и регулятором процессов внедрения в практику заложенных в Конституции РФ принципов, и перестройки нормативно-правовой базы в соответствии с нормами конституционного строительства. «Конституция, как свод главных норм прямого действия, является... бесспорной и единственной в своем роде гарантией стабильности политического строя»[17].

Право определяет направления политической деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Правовое воздействие государства на политическую систему направлено на достижение целей, стоящих перед обществом, государством, правом. Необходимо еще раз отметить, что основным нормативным правовым актом, в котором закреплены эти цели, является Конституция РФ. С помощью государственно-правового воздействия реализуются функции государства и права. Правовое воздействие выступает как организационный фактор, направленный на обеспечение эффективности развития политической системы. Нормы права обязательны для субъектов политической системы, так как регулируют все общественно-политические отношения с их участием.

Таким образом, политическая система и ее элементы не только руководствуются законодательством в процессе осуществления своей деятельности, но и оказывают влияние на процесс законотворчества. Политические отношения подпадают под правовое регулирование, целью которого является, во-первых, их упрочение, во-вторых, содействие их развитию, и, как следствие, правомерное поведение граждан. Конституция РФ как политико-юридический документ содержит нормы, которые находят свое дальнейшее закрепление и развитие в законодательстве государства и являются базой для правового регулирования взаимоотношений между элементами политической системы.

 

Библиография

1 Теория государства и права. Ч. 1: Теория государства / под ред. А.Б. Венгерова. — М., 1995. С. 175.

2 См.: Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели // Журнал российского права. 2002. № 1. С. 24.

3 Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Там же. 2003. № 11. С. 45.

4 Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России. С. 43.

5 Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая реформа // Журнал российского права. 2000. № 9. С. 17.

6 Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России. С. 46.

7 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1998. С. 148.

8 Кудрявцева Г.А. Гражданско-правовой статус общественных объединений // Государство и право. 2005. № 3. С. 33.

9 Российская газета. 2001. 14 июля.

10 Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 12.

11 См.: Кудрявцева Г.А. Указ. ст. С. 33.

12 Авакьян С.А. Нормативное значение решений конституционных судов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11: Право. 2004. № 4. С. 28.

13 Страшун Б.А. Научно-практическая конференция «Судебный конституционный контроль в России: уроки, проблемы и перспективы» // Государство и право. 1997. № 5. С. 6.

14 Баглай М.В. Указ. ст. С. 10.

15 Там же. С. 12.

16 Савельева Е.М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на федеральном уровне // Государство и право. 2001. № 9. С. 10.

 

17 Зорькин В.Д. Россия и ее Конституция // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 6.