Реклама
Статья

Правовые аспекты формирования кадрового резерва государственной службы и управления Российской Федерации

УДК 342:35.08 Е.Г. КРЫЛОВА, кандидат юридических наук, доцент Кадровая политика государственной службы является элементом системы государственной службы Российской Федерации.

УДК 342:35.08

Е.Г. КРЫЛОВА,

кандидат юридических наук, доцент

 

Кадровая политика государственной службы является элементом системы государственной службы Российской Федерации. Сюда входит вся подсистема отношений, определяющая порядок формирования и востребования кадрового потенциала государственной службы, применения кадровых технологий в процессе прохождения государственным служащим государственной службы. Сегодня особое внимание уделяется вопросам кадрового резерва государственной службы как основы обеспечения профессиональными кадрами.

К числу причин низкой эффективности государственной службы и государственного управления в целом является бюрократическая кадровая модель, которая не в состоянии решать новые проблемы социально-экономической жизни общества.

Поэтому стратегической целью государственной кадровой политики становится создание кадрового потенциала Российской Федерации как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса российского общества, обеспечивающего его сохранение и качественный рывок социально-экономического развития страны, конкурентоспособности на мировой арене.

Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в статье 17 определил кадровый резерв для замещения должностей государственной службы, который формируется из федерального кадрового резерва, кадрового резерва в федеральном государственном органе, кадрового резерва субъекта Российской Федерации и кадрового резерва в государственном органе субъекта Российской Федерации.

В то же время кадровый резерв для замещения должностей государственной службы должен формироваться не путем суммирования предложений государственных органов и других организаций, а на основе целеустремленного, индивидуального отбора Администрацией Президента РФ на государственные должности, назначение на которые осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ.

Особая значимость проблемы подчеркивается прямым участием Президента РФ в формировании и подготовке резерва управленческих кадров. Указ Президента РФ от 25.08.2008 № 1252 «О комиссии при Президенте Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров», принятый в целях совершенствования государственного и муниципального управления, формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров для приоритетных сфер экономики, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований[1] затрагивает не только государственную службу, но и все сферы государственного и муниципального управления.

В качестве предложений по формированию резерва управленческих кадров стоит выделить следующие направления.

Прежде всего, это формирование федерального резерва управленческих кадров под патронажем Президента РФ. Это направление формируется на базе существующих кадровых технологий, которые основываются на анкетном и рекомендательном принципах. В рамках этого направления можно сформировать кадровый резерв из лиц, уже находящихся на государственной службе.

Для укомплектования кадрового резерва лицами, в том числе представителями бизнес-структур, молодежью, обучающейся в вузах, необходимо выработать подходы, определяющие формы организационно-кадровой работы по отбору участников Программы, механизмы их финансовой поддержки и материального стимулирования. Эта составляющая резерва формируется на конкурсной основе, в ходе которой участники Программы проходят отбор через экзаменационно-тестовую систему, призванную выявить личностные характеристики, профессиональный потенциал, ценностно-мотивационные показатели, уровень и характер компетенций и т.п. Формирование федерального резерва управленческих кадров под патронажем Президента РФ должен осуществляться Администрацией Президента РФ с возложением соответствующих функций на одно из подразделений Администрации, а в дальнейшем на федеральный орган управления государственной службы.

Следующее направление — это нормативно-правовое обеспечение и администрирование Программы формирования резерва управленческих кадров. Программа должна предусматривать на федеральном уровне:

· внесение изменений в Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части регулирования вопросов повышения специальной квалификации госслужащих и нахождения их в резерве;

· подготовку проектов Указов Президента РФ «О формировании резерва управленческих кадров», «О единой системе выделения грантов и предоставления иных форм государственной поддержки лиц, участвующих в реализации Программы формирования федерального резерва управленческих кадров», «Положение о порядке отбора кандидатов для зачисления в федеральный резерв управленческих кадров и резервы управленческих кадров субъектов Российской Федерации» (подлежит утверждению распоряжением Президента РФ);

· подготовку проектов Постановлений Правительства РФ, предполагающих: план подготовки резерва управленческих кадров; Положение о резерве управленческих кадров; Положение о формах дополнительного проф. образования и подготовки государственных служащих, зачисленных в федеральный резерв управленческих кадров утверждению Постановлением Правительства РФ); Положение о государственной поддержке граждан, находящихся в федеральном резерве управленческих кадров; Порядок прохождения стажировки государственных служащих, находящихся в федеральном резерве управленческих кадров; Критерии оценки уровня профессиональных компетенций государственных служащих, находящихся в федеральном резерве управленческих кадров; Положение о порядке замещения должностей государственной службы государственными служащими, находящимися в федеральном резерве управленческих кадров; Положение о порядке управления Программой формирования и использования управленческих кадров; Постановление «О мерах по государственной поддержке лиц, включенных в состав федерального резерва управленческих кадров, а также учреждений и организаций, осуществляющих их подготовку», включающее: утверждение Положения о Совете по указанным грантам; Положения о порядке выделении грантов; определение федерального органа, организующего и проводящего совместно с Советом конкурсы на получение грантов.

В субъектах Российской Федерации следует разработать аналогичные правовые акты, определяющие порядок формирования и использования резерва управленческих кадров субъекта Российской Федерации, в том числе Положение о формировании резерва управленческих кадров субъекта Российской Федерации.

Третье направление связано с методическими рекомендациями и технологиями формирования Программы резерва управленческих кадров.

В Программе следует предусмотреть разработку квалификационных требований к должностям, подлежащим замещению из резерва на основе профессиональных стандартов и методик их определения.

Методики должны охватывать все стадии реализации Программы: это, прежде всего, стадия формирования резерва управленческих кадров, стадия профессионального развития резерва управленческих кадров, а также стадия востребованности резерва управленческих кадров.

В работе с кадровым резервом, подчеркивает В.А. Сулемов, важно обеспечить максимально возможную востребованность «резервистов», что является действенным фактором их личностного и профессионального развития»[2].

Четвертое направление — финансово-экономическое обеспечение Программы формирования резерва управленческих кадров. Здесь предполагается определить объем и структуру финансирования формирования кадрового резерва для работы с ним; квоты и объем долевого финансирования, объем привлечения внебюджетных источников; обеспечение повышения квалификации, стажировок, командировок «резервистов»; финансирование затрат и стимулов для реализации механизма ротации кадров.

Кадровый управленческий резерв должен формироваться из:

· федерального резерва управленческих кадров, находящегося под патронажем Президента РФ;

· федерального резерва управленческих кадров, находящихся на государственной службе (государственные служащие);

· резерва управленческих кадров, находящихся на муниципальной службе (муниципальные служащие);

· резерва управленческих кадров, потенциально способных по профессионально-личностным качествам замещать должности в государственном и муниципальном управлении.

Включение в федеральный резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента РФ, требует создания особого механизма, определяемого лично Президентом РФ.

Структура информационной системы резерва управленческих кадров должна содержать базу данных о государственных должностях Российской Федерации, должностях в федеральных государственных органах и федеральных бюджетных организациях в приоритетных сферах экономики, замещение которых возможно включенными в федеральный резерв управленческих кадров, а также базу данных о гражданах различных возрастных групп, классифицированных по образованию, опыту работу и иным свойствам, характеризующим их профессиональный уровень.

Лица, включенные в резерв управленческих кадров, должны участвовать в конкурсах на получение «грантов» и иных форм материальной поддержки, привлекаться к мероприятиям по отбору кандидатов для замещения конкретных должностей.

В частности, необходимо закрепить обязанность представителя нанимателя производить запрос из базы данных при проведении конкурсных процедур на замещение вакантных должностей, а также при принятии решения о замещении должностей без конкурса. В дальнейшем при применении резерва управленческих кадров благодаря механизму ротации лицо может менять замещаемую должность.

Система обора участников Программы по формированию управленческих кадров может предусматривать несколько вариантов включения в резерв управленческих кадров. При этом технология отбора по каждому из вариантов отбора должна гарантировать равенство возможностей попадания в резерв.

Необходимо создание типовых и специальных требований к кандидатам, которым они должны соответствовать для включения в резерв. Прохождение процедуры отбора кандидата подтверждает наличие у него требуемого объема знаний и навыков для попадания в резерв управленческих кадров.

Предлагается рассмотреть многоступенчатую систему доступа к базе данных. Причем доступ к сформированной базе данных должен способствовать привлечению на работу в государственные и муниципальные органы и организации граждан с профильным образованием, проживающих в непосредственной близости от потенциального места работы.

Доступ к базе данных резерва может быть организован через интернет-портал, на котором будет размещаться вся необходимая информация о функционировании резерва управленческих кадров. Государственные органы, органы местного самоуправления и иные организации получают доступ к базе данных и могут размещать там свою информацию о вакансиях.

Формирование целостной системы подготовки кадрового резерва, базы вакансий государственной и муниципальной службы только начинается. Задача, стоящая перед ее разработчиками — это создание полноценного резерва управленческих кадров всех видов государственной службы и уровней государственной власти.

 

Библиография

1 СЗ РФ. 2008. № 35. Ст. 4010.

2 Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии: Монография. — М.: Изд-во РАГС, 2006. С. 217.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 13 дней назад
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 13 дней назад
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 13 дней назад
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 13 дней назад
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 13 дней назад