Даниэль КЛЕВЕНО,

работник налоговой инспекции г. Парижа

 

Ставки основных налогов во Франции: налога с оборота, подоходного налога, налога на компании — устанавливаются после деклараций, поданных налогоплательщиками. В целях соблюдения порядка налогообложения, защиты финансовых интересов государства и обеспечения добросовестной конкуренции, а также придания оценки действиям налогоплательщиков администрация имеет право проверять эти декларации.

За год Главное управление по налогам осуществляет около 50 тыс. операций внешнего налогового контроля, при этом 45 тыс. проверок приходится на предприятия и около 5 тыс. — на частных лиц, которые являются особенно крупными налогоплательщиками. Размер дополнительного налогового сбора составляет около 7 млрд евро, штрафы — 2,5 млрд евро. Число судебных исков, связанных с налоговыми правоотношениями, достигает тысячи. Общая сумма доходов, скрываемых от налогов, оценивается в 30 млрд евро.

Рассмотрим в общих чертах юридические рамки и организацию контроля. Соблюдение налоговых процедур определяется законом, их несоблюдение ведет к недействительности контроля, введенного судьей. Первой процедурой является обязательное предварительное информирование налогоплательщика (обычно за 15 дней или за 1 месяц), при условии что данные его декларации признаны истинными (это относится к природе налогов или проверенных сборов; проверяемому периоду; указанию высших органов контроля).

Однако данное правило имеет два значительных исключения:

1) cборник налогового поведения предусматривает возможность обыска, который производится с разрешения судьи в особо серьезных случаях (например, при обнаружении фальшивых счетов) и происходит при участии представителей общественной власти;

2) внезапное вмешательство, позволяющее контролеру оперативно проверить материальную часть (штат, оборудование, расценки, склады), что было бы невозможно при заблаговременном предупреждении о визите. В случае необходимости контролер может вызвать других служащих Главного управления по налогам.

Налоговые проверки проводятся в определенные сроки: на мелких предприятиях — не более одного раза в 3 месяца, на крупных — один раз в год (кроме исключительных случаев).

Сроки повторной проверки составляют 3 года, но они могут быть продлены в случае обнаружения подпольной деятельности или подачи судебной жалобы. Фактически проверяемый период составляет 2 года, что связано, с одной стороны, с календарным планированием, с другой стороны, с невозможностью приступить к проверке до истечения срока подачи декларации. Так, доход за 2001 год можно проверить не ранее июня 2002 года.

Существуют две основные процедуры контроля:

· проверка бухгалтерии, которая касается всех видов предприятий: сельскохозяйственных, промышленных, коммерческих и некоммерческих;

· проверка личной налоговой ситуации всех физических лиц, чьи декларации посчитали сомнительными (например, безработного, имеющего банковские счета за границей или яхту на Антильских островах; сутенера, поставщика наркотиков).

Порядок уплаты налоговой недоимки достаточно противоречив. Между тем Главное управление по налогам имеет право облагать налогом тех налогоплательщиков, которые не заполнили декларации. Ставки устанавливаются после изучения предприятия, исходя из его реальной прибыли.

Контроль подразумевает право на информацию, право на расследование и международное содействие. Чаще всего используется право на информацию, которая содержится в любом документе (контракты, счета, заказы, письма и т. д.) юридического лица. Например, при проверке мукомольного завода можно обнаружить, что какая-то булочная имеет два счета заказа: один — для покупки муки по чеку и через бухгалтерию, другой — на поставку за наличные, без отражения операции в бухгалтерских отчетах.

Такой инструмент, как международное содействие, отличается медлительностью, которая связана с необходимостью множества согласований между различными административными структурами, с многообразием прерогатив, национальным интересом (банковские секреты) и не всегда достаточным объемом информации.

Французским налогоплательщикам гарантированы права на поддержку советника по своему выбору, на оспаривание и на ответ в течение 1 месяца.

Предусмотрены и возможности обжалования решения об обложении налогом:

· переговоры с шефом бригады и затем с представителем департамента;

· разрешение вопросов в комиссии департамента по факту (проценты потерь, предложений, покупок и т. д.);

· право просить уменьшения размера штрафа;

· право на рекламацию.

Организационная схема внешнего налогового контроля состоит из трех ступеней. Первой является национальная, которая может проводиться:

1) c участием дирекции национального и международного контроля (DVNI), которая проверяет самые крупные предприятия;

2) с участием национальной дирекции налогового контроля (DNVSF), компетентной проводить проверку юридических лиц или лиц, имеющих «сложные» доходы;

3) с участием национальной дирекции налоговых деклараций (DNEF), отвечающей за документацию и справочные сведения.

Вторая ступень — региональная, которая проводится с участием специальных бригад из определенного сектора деятельности для проверки средних предприятий.

Третья ступень — департаментская. Проверки проводят бригады контролеров.

Методы работы зависят от инспектора. По нашему мнению, тенденция к стандартизации деятельности имеет различные причины:

· узкая профессиональная специализация налогового контролера;

· методы отбора дел: только одним работником и только по картотеке (банкроты, экспортеры и т. д.);

· использование обобщенной информации;

· временные ограничения, обусловленные сложностью процедур, а также стремлением чиновников налогового ведомства показать свою работу.

Позиция контролера влияет и на эффективность работы (продолжительность расследования, быстрота диагностики, число спорных вопросов), и на финансовые результаты. Из требований, необходимых контролеру для эффективного выполнения своей работы, необходимо назвать следующие:

· уровень образования и знание деятельности предприятия;

· умение анализировать и способность обнаруживать факт уклонения от уплаты налогов по косвенным признакам (так, тщательное изучение счетов на горючее и дорожных чеков предприятия игорного бизнеса показало, что фирма скрывала доходы от нескольких аппаратов);

· умение вести диалог и входить в доверие;

· умение избегать кризисных ситуаций (например, когда налогоплательщик сразу отказывается сотрудничать).

Основными трудностями, возникающими при осуществлении внешнего налогового контроля, являются психологические, социокультурные и административные проблемы.

Так, у проверяемого процедура контроля вызывает естественное ожидание подвоха. Как ни странно, нечистые на руку налогоплательщики обычно ведут себя спокойнее, в отличие от честных (хотя руководитель предприятия ответствен за действия своих подчиненных). Проверка всегда приводит налогоплательщика в состояние стресса, поэтому контролеру необходимо проявлять деликатность, быть дипломатичным и не прессинговать проверяемого (при этом следует задействовать все свои профессиональные секреты). Вместе с тем налоговый инспектор тоже может испытывать неуверенность, связанную с недостатком опыта.

Отсутствие у инспектора специальных знаний и практических навыков также не способствует эффективности проверки. Возникают ситуации, когда контролер и налогоплательщик не понимают друг друга.

В своей деятельности инспектор руководствуется множеством правовых норм (должен помнить 100 тыс. статей республиканских законов и 6 тыс. статей Общего налогового кодекса, что является нелегкой задачей). Необходимость четкого соблюдения процедуры контроля часто заставляет инспекторов подходить к своему делу слишком ревностно и строго.

Профессия налогового инспектора не является престижной. Инспектор должен рассчитывать только на себя, так как в большинстве бригад нет исполнителей. Получение сведений (изучение инструкций, поиск документации и т. д.) отнимает треть рабочего времени, а сфера, связанная с финансами, предполагает множество ограничений и предписаний: частый инструктаж, визирование своей корреспонденции и др.

Работа налогового инспектора определяется еще и статистикой: ему необходимо сдавать (закрывать) одно дело в месяц, а также отслеживать спорные дела. Среди материальных проблем — самостоятельный поиск доказательств: инспектор должен найти в обширном архиве множество документов, а затем снять с них копии.

В последнее время преступления по уклонению от налогов становятся более совершенными. Когда мошенничеством занимаются профессиональные финансисты (транснациональный монтаж), расследовать такие дела весьма сложно. Один из известных способов воспрепятствовать проверке — сокрытие настоящего адреса предприятия и использование подставных лиц. В основном эти методы применяются в отрасли изготовления одежды, рекламы, охраны, при импорте и экспорте. Такие предприятия являются аналогом российских фирм-однодневок, которые имеют особенность исчезать спустя несколько месяцев после появления, в основном по причине банкротства, что позволяет им уйти от налогов. Как бы там ни было, инспектору необходимо найти компромисс с администрацией проверяемого предприятия или налогоплательщиком.

В условиях увеличения объема задач, стоящих перед инспекторами (множество спорных вопросов, расширение гарантий налогоплательщиков, обязательный годовой минимум по 12 отчетам), Главное налоговое управление предложило свои варианты решения проблем:

· соотносить продолжительность и размер налоговых расследований с ожидаемой суммой уплаты недоимок (покрывать дефицит по некоторым счетам или по мелким делам);

· чаще использовать «точечные», или целевые, проверки (только один налог или только один отчетный период);

· не углубляться в рутинное исправление мелких ошибок, допущенных при проверках.

Необходимость договоренности с налогоплательщиком обусловлена количеством и качеством информации, которой владеет инспектор; с точки зрения чисто правовых вопросов это не является обязательным. Однако, как известно, самый незначительный факт может помочь выстроить логичное доказательство.

Достижение компромисса сокращает общее время проверки, способствует исполнению основной обязанности — взысканию в казну недостающих средств, а также положительно влияет на статус инспектора, если ему удается довести дело до конца самому.

Выгоден компромисс и для налогоплательщика, поскольку экономит время и деньги (которые могли быть потрачены на судебный процесс), дает возможность заменить налоговые санкции на более мягкие и позволяет избежать неприятной ситуации в целом. Достигнутое соглашение гарантирует налогоплательщику сохранение статуса и престижа в деловых кругах.

В случае достижения договоренности с налогоплательщиком инспектор может перенести сроки для исправления выявленных недостатков, не оглашать факт формальных выплат, ускорить проверку представительских расходов или затрат на перемещение, предложить снизить размер штрафа и др.

Таким образом, осуществление процедуры налогового контроля во Франции сопряжено со многими трудностями как объективного, так и субъективного характера. Налоговый инспектор, выполняя свои задачи, находится между двумя «рифами»: жесткой процедурой, установленной законом, и планом работы. Эффективность и сроки проверки зависят от объема знаний и информации, а также от его умения вести диалог с налогоплательщиком.

 

Библиография

1 Перевод И.Н. Сальниковой, адаптация текста Т.А. Гусевой.