З. САДЫГОВ,

адвокат при Земельном суде Берлина

 

На заре своего развития Интернет представлял собой социальное пространство, свободное от правового регулирования. Правила поведения в нем устанавливало интернет-сообщество, тогда еще немногочисленное. Действовал так называемый сетевой этикет, предусматривающий решение проблем вне права.

Однако с массовым распространением Интернета, его внедрением в повседневную жизнь, а также с началом его коммерческого использования возникло множество конфликтов, которые невозможно было решить с помощью сетевого этикета. Появилась необходимость регламентации Интернета.

В Германии на сегодняшний день право Интернета представляет собой совокупность правовых норм, судебной практики, а также юридической литературы. Введены в действие специализированные законы и адаптированы к новым условиям традиционные области права.

Так, уголовным правом преследуются преступления, совершенные с использованием Интернета: незаконное копирование материалов, опубликованных в Интернете; саботаж посредством распространения компьютерных вирусов через Интернет; обман при коммерческих сделках в Интернете; распространение запрещенных материалов (например,  нацистской литературы, детской порнографии) и др. Урегулированы банковские операции, выполняющиеся при помощи компьютера (online banking), осуществление сделок в Интернете (продажа товаров и услуг), деятельность интернет-аукционов. Граждане Германии могут подать налоговую декларацию в электронном виде (переслать ее по электронной почте), дать запрос в государственные учреждения (например, на получение справки о лице в торговом реестре).

Примечательно, что законодательную функцию в области права Интернета выполняет не национальный законодатель, а европейский. Немецкий законодатель лишь трансформировал европейские директивы в соответствии с национальным правом.

Регистрацию доменных имен в Германии осуществляет некоммерческая организация DENIC (Deutsches Network Information Center). DENIC является товариществом, состоящим из провайдеров, которое выполняет общественные функции. Государство не контролирует деятельность DENIC.

С развитием Интернета возникло такое явление, как создание веб-сайтов с адресами (доменными именами), ассоциирующимися в сознании массового потребителя с известными товарными знаками, фирменными наименованиями или именем владельца.

Ввиду того что по техническим причинам один домен может быть создан только один раз, доменное имя представляет собой коммерческую ценность. В настоящее время сформировался целый рынок доменных имен. Нередки случаи, когда за домены первого уровня предлагаются существенные денежные суммы. Примером тому может служить «.tv» — домен страны-карлика Тувалу (площадь 26 кв. км, население 11 тыс., столица Фунафути). Одна канадская маркетинговая компания купила домен «.tv» у Тувалу и предоставила стране право на ежегодную долю  прибыли от передачи домена телевизионным компаниям. Сделка была оценена примерно в 60 млн евро.

Далеко не все коммерческие организации своевременно озаботились о регистрации своих доменов. Часто, решив создать свой интернет-сайт, правообладатели выясняли, что доменное имя, состоящее из слова, обозначающего, например, товарный знак, уже давно зарегистрировано и что для использования его необходимо арендовать или выкупить. Если за регистрацию доменного имени требуется внести символическую плату (например, в американской корпорации по присвоению имен и номеров в Интернете (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN)) сумма составляет 100 долл.), то за выкуп обычно запрашивают несоразмерно большие деньги. Данное явление получило название киберсквоттинг (сайберсквоттинг), или доменграббинг.

Хотя доменное право с юридической точки зрения пока еще не является самостоятельной областью права, можно констатировать определенную консолидацию судебной практики, выработавшей общие принципы разрешения доменных споров. Так, в данной сфере действует принцип первенства (first come, first served), означающий, что преимущество отдается тому пользователю, который первым зарегистрировал спорный домен.

Однако из этого правила существуют исключения. Первое и самое главное — случаи регистрации домена исключительно с целью дальнейшей перепродажи. Для суда типичными признаками сайберсквоттинга являются:

· идентичность или сходство доменного имени с известными товарным знаком, фирменным наименованием или именем владельца;

· отсутствие сходства имени домена с именем его владельца;

· отсутствие законных прав или интересов у владельца спорного домена;

· неиспользование домена владельцем после регистрации: если интернет-сайт (веб-страница) не создан или находится в разработке (о последнем свидетельствует надпись «under construction»);

· требование денежного вознаграждения за передачу домена, предъявляемое владельцем домена.

Сложности могут возникнуть и при использовании в качестве доменных имен обобщающих наименований. Такие названия не могут принадлежать определенному лицу, но в большинстве случаев их регистрация допустима. Однако в интересах потребителей доменное имя должно соотноситься с именем или деятельностью владельца домена. Так, владелец доменного имени «notar.de» должен быть нотариусом. Потребители при этом защищены от обмана, так как общеизвестно, что, помимо владельца данной веб-страницы, существуют и другие нотариусы. При этом регистрация обобщающих понятий не должна нарушать законодательство о конкуренции и авторские права третьих лиц. Если домен не соответствует этим требованиям, то владелец похожего доменного имени имеет приоритет в праве использования домена.

Признано, что домен как средство индивидуализации является не только адресом, но и именем. Поэтому при тождестве или сходстве имени владельца домена с именем домена истец может опираться на ст. 12 Гражданского кодекса Германии, защищающую право физического или юридического лица на обладание определенным именем. В связи с этим примечательна судебная тяжба ФРГ с немецкой компанией, зарегистрировавшей домен «deutschland.de». Суд признал действия данной компании нарушением прав ФРГ на обладание собственным именем.

Для коммерческих организаций в сфере доменных споров часто применяется законодательство о товарных знаках и о противодействии недобросовестной конкуренции.

Однако и при сходстве имени владельца с именем домена существует исключение из принципа первенства — это приоритет общественных интересов. Так, широко известным лицам дается преимущество права пользования доменом, даже если менее известное лицо с идентичным именем первым зарегистрировало домен. В этих случаях интересы одной стороны настолько перевешивают, что соблюдение принципа первенства не соответствует справедливости. Обосновывается это тем, что абсолютное большинство пользователей Интернета, вводя в строку интернет-адреса широко известное фирменное наименование или фамилию известного человека, ожидает выйти на конкретный сайт, а не на веб-страницу малоизвестного владельца домена. Действия последнего способствуют подмене, так как его веб-страницу могут принять за страницу известного лица. Владелец домена также может препятствовать коммерческой деятельности известного лица. В подобных случаях истец может оплатить ответчику затраты на регистрацию и потребовать у него отказаться от использования домена.

Именно таким образом был решен спор из-за домена «shell.de» между известной компанией Shell и владельцем маленькой типографии Андреасом Шеллом. Суд посчитал приемлемым потребовать от ответчика видоизменить доменное имя (например, «andreas-shell.de»).

Необходимо отметить, что истец не имеет права требовать от ответчика передать домен именно ему. Суд может только обязать нарушителя отказаться от пользования доменом и назначить новую регистрацию доменного имени. Обосновывается это тем, что может появиться претендент на доменное имя, у которого будет еще больше прав на владение. Таким образом, регистрация домена — это задача претендента на право владения. Однако эта практика небезупречна, поскольку создает опасность перехвата домена очередным сайберсквоттером.

В случаях намеренного нарушения прав владения доменом истец может потребовать от ответчика предоставления информации о коммерческом использовании домена и на основании полученной информации — возмещения ущерба. Предусматривается и уголовное преследование сайберсквоттинга. Так, впервые Земельный суд Мюнхена приговорил нарушителя к 22 месяцам условного заключения за вымогательство. Обвиняемый зарегистрировал 120 доменов и получил за их перепродажу деньги от трех компаний.

Судебная практика в Германии придерживается принципа непривлечения регистратора (DENIC) к ответственности. Проверка законности регистрации определенного доменного имени — задача прежде всего самого владельца, подающего заявку на регистрацию. Однако DENIC может быть привлечен к ответственности при явном нарушении прав третьего лица. Таковым считается регистрация доменного имени, тождественного или до степени смешения схожего с именем знаменитого лица, пользователем, явно не имеющим никакого отношения к данному имени, или регистрация антиконституционных обозначений (например, «heil-hitler.de»).

Подать иск о доменном споре можно в любой суд на территории Германии. Здесь действует принцип «летучей подсудности», поскольку веб-страницу нарушителя можно открыть в подключенном к Интернету компьютере, расположенном в любом месте страны. Это правило действует прежде всего для немецких доменов «.de». Для рассмотрения споров о зарубежных доменах суды, наряду с требованием к возможности открыть веб-страницу на территории Германии, предъявляют требование наличия определенной связи контента веб-страницы с Германией. Это может быть, например, немецкий язык страницы или предложение именно для немецких пользователей Интернета.

Развита также система внесудебного урегулирования доменных споров в арбитражно-посреднических центрах, расположенных за рубежом. В рамках Единообразной методики рассмотрения споров о доменных именах (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy (UDNDRP)), вступившей в силу в конце 1999 года, ICANN уполномочила 4 центра на рассмотрение споров о доменных именах. Среди них женевский Арбитражный и посреднический центр Всемирной организации интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization Arbitration and Mediation Center (WIPO)) — наиболее известный; Национальный арбитражный форум; Институт по разрешению споров (Institute for Dispute Resolution (CPR)); Консорциум Азиатского центра по разрешению доменных споров (Asian Domain Name Dispute Resolution Center) и канадской организации «eresolution».

Для обращения в арбитражный центр по правилам UDNDRP необходимо указать на:

1) тождество или сходство домена ответчика и имени или товарного знака истца;

2) отсутствие законных прав и интересов в обладании доменом у ответчика;

3) недобросовестную регистрацию и использование домена ответчиком.

Преимущества обращения в арбитражные центры заключаются в быстроте разбирательства (примерно 50 дней) и невысокой пошлине. К тому же можно подать иск о прекращении нарушения в любой точке мира, вследствие чего отпадают сложности, связанные с выяснением подсудности и применимого права. Это особенно удобно, когда ответчик находится за рубежом и не реагирует на запросы. На время разбирательства домен блокируется. Процесс ведется заочно (on-line), заявку на участие можно подать через интернет-страницу арбитражного центра. В отличие от немецкой судебной практики, арбитражный центр может принять решение о передаче домена истцу или об аннулировании регистрации домена. Однако арбитражному разбирательству присущи некоторые недостатки. Так, решение арбитражного суда может быть пересмотрено в национальном суде по заявлению владельца домена. Поэтому обращаться в арбитражный суд рекомендуется только в случае явного нарушения. Вопрос о возмещении ущерба может быть рассмотрен только в национальном суде.

Конфликты между претендентами на один и тот же домен разрешаются судами Германии уже много лет. Судебная практика этой страны вполне может стать примером и для судов России, в которой аналогичные споры в последние годы участились.