УДК 342.72
 
А.С. СМЫСЛОВА,
 ведущий специалист-эксперт отдела международной правовой помощи Управления Минюста России по Сибирскому федеральному округу
 
Работа с обращениями граждан и организаций в Управление Минюста России по Сибирскому федеральному округу (далее — Управление) по вопросам оказания международной правовой помощи ведется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ  «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 59-ФЗ), положением об Управлении и Инструкцией по делопроизводству в Управлении, утвержденной приказом Управления от 29.12.2007 № 234. Организация и обеспечение централизованного учета и контроля за своевременным рассмотрением письменных обращений граждан в Управление осуществляется специалистами группы делопроизводства. 
 
Зарегистрированные в группе делопроизводства обращения, касающиеся оказания международной правовой помощи, рассматриваются руководителем Управления или его заместителем, курирующим вопросы оказания международной правовой помощи, и передаются в отдел международной правовой помощи Управления (далее — Отдел).
В соответствии с приказом Управления от 21.11.2006 № 149  Отдел является структурным подразделением Управления, обеспечивающим в федеральном округе осуществление и реализацию выработанной Минюстом России государственной политики в сфере исполнения международных обязательств. Отдел получает в установленном порядке от Минюста России, иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной власти.
Рассмотрение обращений осуществляется специалистами Отдела в сроки, установленные действующим законодательством, в том числе Федеральным законом № 59-ФЗ.
В течение 2005—2008 гг. в адрес Управления поступило 217 обращений граждан и организаций по вопросам оказания международной правовой помощи.
Основными вопросами, по которым поступают обращения, являются следующие:
— неисполнение решения суда о взыскании алиментов и неполучение алиментов взыскателями;
— истребование документов (справок о трудовом стаже и заработной плате, исполнительных листов, документов органов ЗАГС) с территории Российской  Федерации или с территории иностранных государств;
— запросы на получение информации о ходе исполнения судебных поручений, рассмотрения ходатайств или о длительном неисполнении поручений об истребовании документов с территории иностранных государств;
— разъяснение норм международных договоров и внутреннего законодательства по вопросам истребования документов с территории иностранных государств, лишения родительских прав, взыскания алиментов с граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств, розыска должников на территории Российской Федерации, расторжения брака с гражданами иностранных государств.
Наиболее волнующей темой для граждан остается порядок взыскания денежных средств (как правило, алиментов) с должников, проживающих на территории иностранного государства. По этому вопросу в 2006—2008 гг. Управлением неоднократно направлялась информация с разъяснениями в печатные СМИ. Тем не менее от граждан продолжают поступать исполнительные документы или копии решений (судебных приказов) о взыскании алиментов без приложения необходимых документов, согласно Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (далее — Конвенция 1993 года), подписанной всеми странами—участницами СНГ.
Становится очевидным тот факт, что в большинстве случаев судьями не проводится работа по разъяснению гражданам, обратившимся за судебной защитой, их прав и дальнейших действий по реализации вынесенных решений по делам с участием иностранного элемента, а лишь выдается исполнительный лист.
За 2007 год и за 1-е полугодие 2008 года Отделом рассмотрено 28 таких обращений.
По всем обращениям гражданам даются исчерпывающие разъяснения норм международных договоров. В частности, разъясняется порядок исполнения решений и необходимость их признания в случае нахождения должника на территории иностранного государства; рекомендуется обращаться в суд для оформления надлежащего пакета документов, который в дальнейшем должен быть направлен судом в установленном порядке (т. е. через Управление) в адрес компетентных органов соответствующих государств.
В соответствии со ст. 51 Конвенции 1993 года каждая из договаривающихся сторон признает и исполняет решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам, а также решения судов по уголовным делам в части возмещения ущерба.
В соответствии со ст. 53 Конвенции 1993 года решения судов договаривающихся государств исполняются после прохождения процедуры признания, которая осуществляется на основании ходатайства взыскателя. Ходатайство подается в суд, который вынес решение по делу. Этот суд направляет ходатайство суду, компетентному вынести решение по ходатайству. К ходатайству прилагаются:
— решение или его заверенная копия;
— официальный документ о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению;
— документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, но которая не принимала участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд;
— документ, подтверждающий частичное исполнение решения на момент его пересылки.
В соответствии со сложившейся международной практикой все документы составляются судом, вынесшим решение, в форме справок. Кроме того, обязательным условием является скрепление всех направляемых документов подписью судьи и гербовой печатью суда.
Далее суд посылает ходатайство с приложением необходимых документов и с сопроводительным письмом в адрес Управления, которое направляет это ходатайство в установленном порядке в адрес компетентного органа государства, на территории которого требуется исполнение.
На практике имели место случаи, когда после разъяснений в соответствии с Конвенцией 1993 года у граждан возникали проблемы с получением в суде необходимых документов. В качестве примера можно привести отказ суда в выдаче справки о частичном исполнении приговора в части возмещения вреда со ссылкой на то, что суд такими сведениями не располагает. Однако из содержания Конвенции 1993 года следует, что необходимые справки выдаются именно судом, вынесшим приговор. Такая справка выдается судом на основании информации, имеющейся в деле и представленной службой судебных приставов. Обращение взыскателя о получении указанной справки, поступившее в Управление, было направлено в территориальный орган Судебного департамента при Верховном суде РФ, который обязал суд, вынесший приговор, выдать необходимую справку.
Рассматривая вопрос исполнения решений российских судов на территории иностранных государств, нельзя не отметить, что признание и исполнение возможно при наличии двустороннего или многостороннего договора о правовой помощи и правовых отношениях, предусматривающего взаимное признание решений судов договаривающихся сторон. Вместе с тем с рядом государств дальнего зарубежья отсутствуют договоры такого рода, что препятствует реализации гражданами своих прав. К таким странам относятся Германия, Израиль, Канада, США, Австралия и некоторые другие. К сожалению, на территории этих государств обычная процедура признания и исполнения решений российских судов не может быть осуществлена. При поступлении обращений по вопросам взыскания денежных средств с граждан вышеуказанных государств (чаще всего Германии) заявителям разъясняется возможность обращения напрямую с исковыми требованиями в компетентные суды соответствующего государства. Причем официальное подтверждение такого порядка обращения имеется только со стороны Германии.
Часто граждане обращаются с просьбами установить причины длительного неисполнения решений, уже признанных на территории иностранных государств. По всем обращениям такого рода в адрес компетентных органов иностранных государств направляются запросы о предоставлении истребуемой гражданами информации. Полученная Управлением информация направляется заявителям. Основными причинами неполучения гражданами взысканных средств оказываются отсутствие исполнительного производства (в таком случае разъясняется порядок получения дубликата исполнительного листа), отсутствие у должников имущества и денежных средств, на которые может быть обращено взыскание, либо отсутствие информации об их местонахождении.
Наибольший объем проходящих через Управление запросов об оказании правовой помощи касается истребования документов органов ЗАГС. В соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» граждане обращаются в орган ЗАГС по месту жительства, предъявляют квитанцию об уплате госпошлины, заполняют анкеты установленного образца, которые в надлежащем порядке направляются на исполнение в адрес компетентных иностранных органов.
Личные обращения граждан, поступающие в адрес Управления, нередко касаются истребования документов ЗАГС, а также иных документов социально-правового характера (19 обращений за 2007—2008 гг.). Как правило, помимо документов об актах гражданского состояния истребуются справки, подтверждающие трудовой стаж, заработную плату, копии решений о расторжении брака. В случае поступления подобных обращений заявителям разъясняется порядок истребования документов с территории иностранного государства, к ответу прилагается образец анкеты, которую необходимо заполнить. Все обращения граждан, оформленные надлежащим образом, направляются на исполнение в организации, компетентные предоставить истребуемые справки, о чем уведомляется заявитель. Такие обращения снимаются с контроля только после получения Управлением уведомления от запрашиваемых учреждений о рассмотрении обращения и направлении истребуемых документов.
В Управлении также осуществляется работа с обращениями, поступающими на интернет-сайт Управления. В течение 2007—2008 гг. Отделом рассмотрено 7 таких обращений, касающихся оказания международной правовой помощи. Причем наблюдается положительная динамика в данной области: если за 2007 год рассмотрено всего 2 обращения, поступившие по электронным каналам, то за 1-е полугодие 2008 года — уже 5.
Кроме того, в Управлении организован личный прием граждан по вопросам международного сотрудничества начальником Отдела ежедневно с 10 до 12 часов (данная информация размещена на интернет-сайте Управления). За январь—июнь 2008 года осуществлен прием 10 граждан по различным вопросам.
В ходе личного приема гражданам либо даются устные разъяснения, либо принимается письменное обращение, которое регистрируется в группе делопроизводства Управления и рассматривается в Отделе в установленном порядке.
В заключение хотелось бы отметить, что в ряде случаев в поступивших обращениях граждан содержится недостаточно информации для дачи разъяснений и рекомендаций. Такие обращения возвращаются инициатору для уточнения необходимых данных. В этой связи гражданам рекомендуется в своих обращениях излагать максимально полную и конкретную информацию, касающуюся интересов заявителя или иных лиц. Это позволяет дать исчерпывающий ответ, сделать в необходимых случаях запросы интересующей информации, обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.