УДК 346.22 

Страницы в журнале: 88-91

 

С.А. КОЗЛОВА,

преподаватель Воронежского института Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации e-mail: kozlsv@yandex.ru

 

Т.А. ГУСЕВА,

доктор юридических наук, профессор кафедры финансового и предпринимательского права юридического института ФГБОУ ВПО «Госуниверситет — УНПК»

 

Рассматриваются стратегические ориентиры доступа частного сектора образования к государственному финансированию образовательных программ.

Ключевые слова: государственные образовательные учреждения, финансирование, негосударственные образовательные учреждения, реформа социального сектора.

 

Involving the private sector to provide socially important services

 

Kozlova S., Guseva T.

 

We consider the strategic orientation of the private education sector access to government funding of the implementation of educational programs.

Keywords: state educational institutions, financing, private educational institutions, the reform of the social sector.

 

Основной целью принятия Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ) является создание правовых механизмов, способствующих повышению качества и обеспечению доступности государственных (муниципальных) услуг, оказываемых (выполняемых) государственными и муниципальными учреждениями, а также изменение эффективности деятельности самих учреждений.

Мотивирующими факторами, гарантирующими качество и доступность услуг, должны стать:

— формирование для каждого учреждения государственного (муниципального) задания с определением показателей объема и качества его выполнения;

— осуществление контроля выполнения задания;

— установление прямой зависимости объема финансового обеспечения выполнения задания (размера субсидии) от результатов деятельности учреждений;

— предоставление большей экономической самостоятельности учреждениям и закрепления за руководством ответственности за финансовые результаты деятельности учреждений;

— однозначное установление перечня услуг, финансируемых за счет соответствующего бюджета, и установление четких требований к порядку оказания платных услуг учреждениями и определению их стоимости для потребителя.

Положениями Закона № 83-ФЗ сформированы условия для повышения эффективности бюджетных расходов, направляемых на финансовое обеспечение услуг. Это достигается путем создания для учреждений стимулов к сокращению внутренних издержек, а для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления стимулов к оптимизации подведомственной им сети учреждений. Закон № 83-ФЗ является ключевым инструментом реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р). Им установлены инструменты, последовательное и гибкое использование которых будет способствовать реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов:

— перевод деятельности учреждений на программно-целевую основу путем внедрения механизма формирования государственных (муниципальных) заданий для каждого учреждения и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности для бюджетных и автономных учреждений;

— совершенствование методов финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений, расширение объема их прав в рамках выполнения государственного (муниципального) задания и реализации плана финансово-хозяйственной деятельности;

— обеспечение гибкого подхода к вопросам изменения типа учреждения (изменение типа не является реорганизацией);

— предоставление права бюджетным и автономным учреждениям заниматься приносящей доходы деятельностью и использовать эти доходы в интересах учреждений;

— отсутствие законодательного закрепления субсидиарной ответственности публичных правовых образований по обязательствам бюджетных и автономных учреждений с расширением объема их прав в части осуществления финансово-хозяйственной деятельности и переносом центра ответственности за финансовые результаты деятельности в сторону самих учреждений при одновременном строгом мониторинге финансового состояния учреждений и возможности отстранения от занимаемой должности руководителя учреждения за превышение предельно допустимого значения кредиторской задолженности учреждения;

— расширение прав бюджетных и автономных учреждений по распоряжению находящимся у них на праве оперативного управления движимым имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждениями или приобретенного ими за счет выделенных собственником имущества средств).

Современные подходы к государственному управлению требуют изменения условий и принципов деятельности учреждений; модернизации управленческих механизмов; повышения ответственности руководства и сотрудников учреждений за результаты работы; совершенствования финансовых и экономических инструментов, используемых учредителями в целях развития подведомственных учреждений. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, так же как и федеральные органы исполнительной власти, до недавнего времени зачастую просто осуществляли содержание сети бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых учреждениями услуг.

По данным Минфина России, по состоянию на 2010 год общее количество учреждений в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях составило более 236 тыс. При этом наблюдается тенденция к увеличению количества учреждений и штатной численности их сотрудников зачастую без всякой увязки с объемами и качеством оказываемых учреждениями услуг.

У бюджетных учреждений не было  стимулов к оптимизации и повышению эффективности деятельности, что было вызвано в том числе сметным финансированием, объемы которого устанавливались от фактически сложившихся расходов без увязки с целевыми показателями деятельности конкретного учреждения. Многие бюджетные учреждения к моменту вступления в силу Закона № 83-ФЗ получали средства от приносящей доход деятельности, которая в ряде случаев осуществлялась в ущерб основной деятельности учреждений.

Таким образом, важнейшей задачей, решаемой в рамках положений Закона № 83-ФЗ, является создание условий и механизмов, обеспечивающих взаимосвязь объема услуг (работ), оказываемых (выполняемых) учреждением в рамках государственного (муниципального) задания, и объема финансового обеспечения его выполнения.

Вместе с тем реформирование сектора государственных и муниципальных учреждений не может быть сведено исключительно к повышению внутренней эффективности данной сферы.  Предоставлением населению социально значимых услуг могут заниматься не только государственные (муниципальные) учреждения, но и организации других секторов экономики, прежде всего частные некоммерческие организации.

Кроме того, отсутствие субсидиарной ответственности государства по обязательствам созданных им учреждений в ряде случаев приведет к приватизации государственных учреждений, к возникновению возможности оказания социальных услуг частным сектором.

К тому же в сфере здравоохранения и образования частный сектор способен гораздо эффективнее, чем государство, использовать ресурсы; он может нести больше ответственности и быстрее совершенствоваться в конкурентной среде.

Федеральный закон от 16.11.2011 № 318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» предусматривает, что с 1 февраля 2012 г. негосударственные высшие и средние специальные учебные заведения получили доступ к финансовому обеспечению за счет бюджетной системы Российской Федерации. 

Прием в негосударственные высшие и средние специальные учебные заведения для обучения за счет бюджетных ассигнований будет осуществляться на тех же условиях, что и в государственные и муниципальные образовательные учреждения.

Предусмотрено, что лица, обучающиеся в негосударственных высших и средних специальных учебных заведениях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, будут получать стипендию наравне с обучающимися в соответствующих государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Финансовое обеспечение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов образовательной деятельности имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования следует рассматривать как расширение возможности для граждан получения на конкурсной основе бесплатного профессионального образования сверх гарантированного ст. 43 Конституции РФ и статьями 5 и 50 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» права.

При обсуждении процедур приема в вузы в 2011 году ректор Высшей школы экономики Я. Кузьминов отметил, что следует уходить от планового приема на бюджетные места. По его словам, негосударственные вузы находятся в очень сложном положении, поскольку в них зачислено очень небольшое количество студентов: «в отсутствие других источников финансирования негосударственные вузы по идее должны закрываться, либо они просто скрывают истинные итоги зачисления»[1].

Кузьминов утверждает: «Сложившаяся в России система финансирования образования не очень эффективна. У нас слишком много бюджетных мест, и в результате не хватает денег на нормальное образование». Базовое финансирование, по мнению эксперта, должно быть на уровне 150 тыс. руб. на каждого студента. При этом можно обеспечить уровень зарплат преподавателей, примерно в 2 раза превышающий средний по рынку труда[2].

Я. Кузьминов видит несколько путей решения проблемы. Во-первых, это софинансирование за счет студентов (за исключением семей с низким доходом). Во-вторых, заметное сокращение бюджетных мест и дофинансирование вузов за счет спроса на образование. Также ректор полагает, что ожидаемый демографический спад (число студентов, по данным Кузьминова, в ближайшие годы сократится на 40%) при сохранении финансирования на прежнем уровне позволит выстроить систему эффективного контракта с преподавателями. «Таким образом, сохранятся дорогие платные места в престижных учебных заведениях, а государство не будет платить за тех, кто сдал ЕГЭ несколько хуже, скажем, на уровне 55 баллов, и хочет продолжать учиться»[3]. По словам ректора, сейчас около 30% бюджетных мест занимают студенты с таким или более низким баллом. При этом возможно поднять цены на образование, что позволит повысить его качество и сделать более строгим отбор абитуриентов.

Негосударственные вузы в массе своей вытолкнуты в сферу «образования для бедных» — вечернего и заочного обучения. По мнению Кузьминова, негосударственные учебные заведения вправе на равных получать доступ к бюджетным средствам, однако при этом соответствовать ряду требований. «Во-первых, они должны обеспечить должный уровень прозрачности: это и публикация рейтингов, списков зачисленных студентов с их баллами, информация о преподавателях и учебных программах»[4]. Также негосударственные вузы должны обладать собственными, не арендованными площадями, своими штатными преподавателями, имеющими ученые степени и научные работы. Кроме того, необходимо, чтобы не менее половины зачисляемых абитуриентов имели оценки не ниже «четверки» по профильным предметам.

Кузьминов подчеркнул: указанные требования должны в равной степени относиться ко всем вузам, включая государственные, тогда это будет честная игра. Кроме того, произойдет естественная фильтрация, которая позволит избавиться в том числе и от неэффективных государственных вузов.

Ликвидации непродуктивных образовательных учреждений будет способствовать и отмена планового приема на бюджетные места. Уход от контрольных цифр по приему, по словам Кузьминова, позволит людям «голосовать ногами» — идти, может быть, на платные отделения, но в те вузы, где дают качественное образование[5].

Таким образом, главной целью реформы бюджетного сектора на указанную перспективу, как уже отмечалось, является повышение качества и доступности социально значимых услуг, эффективности их предоставления[6].

В качестве основного способа достижения этой цели предлагается развитие конкуренции в предоставлении государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ), в том числе путем привлечения к этой деятельности частных некоммерческих и коммерческих организаций. При этом важно не только расширение состава производителей таких услуг, но и создание механизмов действенного влияния на них потребителей.

 

Библиография

1 Кузьминов: План приема на бюджетные места вузов надо отменять. URL: http://strategy2020.rian.ru/news/20111026/ 366184380.html (дата обращения: 04.11.2011).

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

5 Стенограмма круглого стола на тему «Право на бюджет: качество платного приема в вузы» от 26.10.2011. URL: http://strategy2020.rian.ru/stenograms/20111031/366187596_6.html

 

6 См.: Троценко С.А. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в сфере высшего профессионального образования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2011.