УДК 342.732 

Страницы в журнале: 91-94

 

В.И. ЕВТУШЕНКО,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и международного права юридического факультета Белгородского государственного университета e-mail: 77712@live.ru

 

В.В. МАКУХИН,

аспирант кафедры административного и международного права юридического факультета Белгородского государственного университета e-mail: makuhinv@yandex.ru

 

Рассматриваются вопросы становления правового института экологического страхования, его актуальность для решения современных экологических проблем в Российской Федерации. В связи с тем что основное финансовое бремя по выплатам пострадавшим в зоне экологической катастрофы ложится на страховые компании, введение обязательного личного экологического страхования позволит государству более четко контролировать расход денежных средств, выделенных для ликвидации экологической катастрофы.

Ключевые слова: экологическое страхование, право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, экологическая безопасность, экологические права человека и гражданина.

 

Legal issues environmental insurance in the Russian legislation

 

Evtushenko V., Makuhin V.

 

The problems of formation of the legal institution of environmental insurance, its relevance to contemporary environmental problems in the Russian Federation. Due to the fact that the main financial burden of payments to victims in the area of environmental disaster lies with the insurance companies, the introduction of mandatory environmental insurance personnel will allow the state more precisely control the flow of funds allocated for the elimination of environmental disaster.

Keywords: environmental security, human and civil right to a healthy environment environmental safety, environmental human and civil rights.

 

В  число элементов экономико-правового механизма охраны окружающей среды, получающих право на законодательное закрепление, входит институт экологического страхования, представляющий собой отношения по защите имущественных интересов физических лиц и организаций на случай экологических рисков за счет страховых компаний[1].

Представляется, что неверно относиться к экологическому страхованию только как к средству предупреждения аварий. Н.А. Васецкий и Ю.К. Краснов замечают: «Одним из экономических внебюджетных рычагов механизма обеспечения экологической безопасности страны, на наш взгляд, наиэффективнейшим является экологическое страхование, которое, выполняя превентивную, контролирующую, социальную, компенсаторную и инвестиционную функции, может создать реальную защиту территорий и населения от угроз его жизненно важным интересам»[2]. Институт экологического страхования — это прежде всего гарантия возмещения причиненного страховым случаем физического, материального и морального ущерба.

Техногенная катастрофа, произошедшая на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции в августе 2009 года, показала, какую опасность может представлять не подтвержденная техническими условиями безудержная погоня за прибылью. Данный фактор представляется особенно тревожным в связи с тем, что износ основных производственных фондов в химической промышленности сегодня достигает 60%, износ оборудования — 70%. На гидротехнических сооружениях, срок службы которых превышает 40 лет, износ оборудования составляет 50—60%. В нефтедобывающей промышленности более 35% основных производственных фондов старше нормативного срока эксплуатации, а 55% парка промышленного оборудования морально устарело. Так, в течение 5 лет экономический ущерб, причиняемый аварийным химическим загрязнением окружающей среды, составлял ежегодно от 18,5 млрд руб. (в 2004 году) до 27 млрд руб. (в 2009 году). Заболеваемость населения России, обусловленная воздействием загрязненной окружающей среды, нанесла экономике страны ущерб, составивший в 2005 году 1,5 трлн руб.[3]

Износ производственного оборудования, низкая профессиональная дисциплина, отсутствие специальных фондов для проведения плановых ремонтных работ и природоохранных мероприятий, декларативный характер должностных инструкций на опасном производстве являются причинами большинства аварий, влекущих экологический ущерб. Правовой нигилизм и недостаток механизмов воздействия на потенциального «загрязнителя» порождает чувство безответственности за причиненный ущерб, а порой приводит к катастрофическим последствиям.

Например, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в период с 2001 по 2006 год на нефтепроводах территории округа было зарегистрировано 15 685 аварий, в окружающую среду попало более 65 тыс. т загрязняющих веществ. Площадь загрязнения составила 1299,5 га, предъявлено 14 исков на 124,5 млн руб. и назначено штрафов на 40,9 млн руб. Только на 11 объектах восстановительные рекультивационные работы по очищению земель и акваторий от загрязняющих веществ проведены полностью[4].

Возмещение такого ущерба в европейских и западных странах осуществляется в первую очередь за счет владельцев предприятий и с помощью экологического страхования; лишь в случаях исключительных размеров ущерба к его возмещению может подключиться государство. Смысл экологического страхования состоит в интеграции финансовых усилий участников страховых отношений.

Вопрос внедрения обязательного экологического страхования в России уже давно стоит на повестке дня, и трудно переоценить значимость данного института для нашей страны с ее природными условиями, территорией и большим количеством потенциально опасных для окружающей среды промышленных предприятий (их насчитывается порядка 45 тыс.). Так, по результатам проведенных Институтом РАН в середине 1990-х годов исследований экологической ситуации в европейской части России, включающей 12 административных областей, установлено, что территории с относительно удовлетворительной экологической ситуацией занимают 15% общей площади региона, с конфликтными и напряженными ситуациями — по 30%, с кризисными ситуациями — 23%, с катастрофической экологической ситуацией — 2%[5]. К сожалению, в настоящее время экологическая ситуация в России только ухудшается.

Исходя из положений Экологической доктрины Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р; далее — доктрина), основными задачами государства являются сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Для реализации этих целей в доктрине закреплен комплекс разносторонних мер, например, сохранение устойчивого природопользования, снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение. В числе приоритетных направлений экологической доктрины выделено такое направление деятельности, как обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях.

Институт экологического страхования упоминается в доктрине в качестве механизма финансовых гарантий, связанных с возможным негативным воздействием на окружающую среду.

С вводом в действие федеральных законов от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон № 116-ФЗ) и № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее — Закон № 117-ФЗ) в России был частично устранен пробел в области применения института экологического страхования. В частности, ст. 15 Закона № 116-ФЗ определено: «Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте». В статье 15 Закона № 117-ФЗ указывается: «Риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения».

Обязательное экологическое страхование не получило законодательного закрепления ни в одном национальном законодательстве. Это вызывает определенные сложности и с разработкой закона об обязательном экологическом страховании в Российской Федерации. Однако при существующей в нашей стране экологической ситуации принятие законодательного акта об обязательном экологическом страховании представляется актуальным и необходимым. «Закон (об обязательном экологическом страховании), безусловно, обеспечит не только защиту жизненно важных интересов граждан, но и позволит сформировать ресурсосберегающую стратегию рационального природопользования — новую доминанту в обществе, когда экономически невыгодно станет загрязнять; экологически чистое и стабильное производство, ресурсосбережение начнет приносить прибыль»[6].

Отдельные нормы об экологическом страховании содержатся в ГК РФ, Законе РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Законе № 116-ФЗ, Законе № 117-ФЗ, Федеральном законе от 21.10.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». Помимо законодательных актов, Правительством РФ, различными ведомствами принят также ряд подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере экологического страхования[7].

Если обобщить анализ указанных документов, можно сделать вывод о том, что в России существует экологическое страхование двух видов: обязательное и добровольное. Закон № 116-ФЗ устанавливает обязанность организаций, эксплуатирующих опасный производственный объект, страховать свою ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на таком объекте. В остальных случаях, если предприятие не владеет такими опасными производственными объектами, экологическое страхование может осуществляться в добровольной форме.

Отсутствие закона об обязательном экологическом страховании и регламента, учитывающего различные технические моменты, такие как страховые тарифы, ставки, расчеты, сказывается на том, что механизм экологического страхования в нашей стране не развивается в том масштабе, в котором он уже давно работает в развитых мировых державах. В то же время этот институт имеет в Российской Федерации большой потенциал и высокую экологическую и экономическую значимость.

Думается, что экологическое страхование должно включать в себя не только страхование материальной и экологической ответственности потенциально опасных в экологическом плане производственных объектов, но и личное экологическое страхование граждан. Введение в законодательство Российской Федерации обязательного экологического страхования на случай технологической аварии или природной катастрофы для всех категорий граждан, которые подвергаются реальной опасности оказаться в зоне экологической катастрофы, позволит существенно повысить уровень их физической, социальной и материальной защиты после произошедшей экологической катастрофы. К данной категории граждан в первую очередь относятся работники опасных в экологическом отношении предприятий, а также жители близлежащих районов.

Представляется логичным не ограничивать действие законодательства об обязательном страховании граждан только работниками опасных в экологическом отношении предприятий и жителями близлежащих районов, а распространить его, например, на жителей сейсмически опасных районов, районов частых наводнений и других стихийных бедствий. В то же время при включении в число страховых случаев любого значительного негативного изменения окружающей среды институт экологического страхования можно распространить на всех законно находящихся на территории Российской Федерации граждан.

Оплату страховых взносов следует осуществлять комплексно: за работников опасных в экологическом плане предприятий и жителей близлежащих районов должно платить само предприятие, за прочих средства необходимо вносить по образцу платежей за медицинскую страховку.

Экологическое страхование в предлагаемой форме дает возможность создать механизм реализации права человека и гражданина, которое также является составной частью права человека и гражданина на защиту от опасного воздействия экологических катастроф и их последствий. Данное право представляет собой право человека и гражданина на возмещение нанесенного здоровью или имуществу ущерба в результате экологической катастрофы независимо от того, вызвана она природным явлением, техногенной аварией или экологическим преступлением.

Введение обязательного страхования для всех лиц, законно находящихся на территории Российской Федерации, даст ряд преимуществ, а государству в лице федеральных и региональных властей позволит решить ряд проблем. В связи с тем что основное финансовое бремя по выплатам пострадавшим в зоне экологической катастрофы ложится на страховые компании, экологическое страхование позволит государству использовать выделенные для ликвидации экологической катастрофы денежные средства более рационально, тем более что государство обязано в кратчайшие сроки ликвидировать опасные для общества последствия произошедшей экологической катастрофы и восстановить благоприятную окружающую среду.

 

Библиография

1 См.: Бринчук М.М. Экологическое право: Учеб. // КонсультантПлюс.

2 Васецкий Н.А., Краснов Ю.К.  Российское законодательство на современном этапе: Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994—2003). — М.: Издание ГД РФ, 2003. С. 86.

3 См.: Интервью с аудитором Счетной палаты Российской Федерации М.В. Одинцовым: О состоянии и перспективах развития экологического страхования в России // Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии. 2009. № 3.

4 См.: Степичев Л.В. Об основных результатах запроса Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии по сбору статистической информации в целях разработки Федерального закона Российской Федерации «Об обязательном экологическом страховании». URL: http://www.aekos.ru/documents/statistical/1

5 Зеленый мир. 1995. № 27. С. 7.

6 Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. Указ. раб. С. 87.

 

7 См.: Барбашин И.В. Проблемы законодательного обеспечения развития экологического страхования в России. URL: http://www.aekos.ru