Реклама
Статья

Проблемы реализации обстоятельств, смягчающих ответственность в процессе назначения административных наказаний

В.В. ОБЫДЕНОВ, соискатель Московского гуманитарного университета Назначение наказания подчиняется определенным правилам, одно из которых — обязательный учет обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. В механизме назначения административных наказаний эти обстоятельства играют существенную роль. Как отметил К. Маркс, «… об отягчающих вину обстоятельствах не может быть речи, раз невозможны обстоятельства, смягчающие вину»[1]. Исследовав институт обстоятельств, смягчающих административную ответственность, Н.М. Жданов считает, что «объединяет эти обстоятельства то, что они могут существенно влиять на вид и размер взыскания, на ответственность в целом»[2].

В.В. ОБЫДЕНОВ,
соискатель Московского гуманитарного университета
 
Назначение наказания подчиняется определенным правилам, одно из которых — обязательный учет обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. В механизме назначения административных наказаний эти обстоятельства играют существенную роль. Как отметил К. Маркс, «… об отягчающих вину обстоятельствах не может быть речи, раз невозможны обстоятельства, смягчающие вину»[1]. Исследовав институт обстоятельств, смягчающих административную ответственность, Н.М. Жданов считает, что «объединяет эти обстоятельства то, что они могут существенно влиять на вид и размер взыскания, на ответственность в целом»[2].
 
До недавнего времени институт обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, исследовался преимущественно в науке уголовного права. Современный период развития законодательства об административных правонарушениях придает существенное значение обстоятельствам, смягчающим и отягчающим административную ответственность. Так, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, подлежат выяснению в ходе производства по делу об административном правонарушении (ч. 4 ст. 26.1 КоАП РФ). Однако практически эти обстоятельства не выявляются, что отражается на объективности рассмотрения дел об административных правонарушениях. Кроме того, имеется немало других нарушений, которые сказываются на качестве и объективности рассмотрениях дел об административных правонарушениях.
В письме Генеральной прокуратуры РФ от 27.02.2004 № 36-12-2004 «Об организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях» перечислены типичные нарушения, допускаемые в ходе осуществления производства по делам об административных правонарушениях. Так, в ходе осуществления прокурорского надзора проверяется правомерность и обоснованность возбуждения дел об административных правонарушениях. Прокурор должен выяснить, все ли требования, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, соблюдены при составлении протокола об административном правонарушении, содержатся ли в нем все сведения, необходимые для разрешения дела.
Для того чтобы в протоколе об административном правонарушении объективно нашли свое отражение все обстоятельства, имеющие отношение к делу, необходимо ст. 28.2 КоАП РФ дополнить положением о том, что в протоколе должны фиксироваться обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
Согласно ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
· раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
· добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
· предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных его последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
· совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
· совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
· совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в законе. Некоторые специалисты в области уголовного права признают, что перечень обстоятельств, смягчающих наказание, нецелесообразно оставлять открытым. Как отмечает А.В. Курц, в ч. 2 ст. 61 УК РФ не содержится каких-либо указаний относительно ограничений в признании судом того или иного обстоятельства смягчающим, что на практике приводит к изменению законодательных формулировок, указанных в ч. 1 этой статьи, а также к учету судами в качестве смягчающих таких обстоятельств, которые по степени влияния вряд ли можно поставить в один ряд с обстоятельствами, перечисленными в законе[3].
В КоАП РФ, так же как и в УК РФ, НК РФ, не содержится исчерпывающий перечень обстоятельств, которые могут быть рассмотрены как смягчающие административную ответственность. В жизни бывают такие обстоятельства, учесть которые закон просто не может. Необходимо право усмотрения, которое может реализовать субъект, применяющий административное наказание. Под административным усмотрением понимается определенная степень свободы органа в правовом разрешении индивидуально конкретного управленческого дела, которая представляется в целях принятия оптимального решения по делу[4].
Применительно к административно-юрисдикционной деятельности М.Ф. Забалуева отмечает, что «административное усмотрение является возможностью (способом) органа административной юрисдикции с учетом обстоятельств дела, личности виновного избрать такую меру воздействия, которая при данных условиях может оказать большой воспитательный и предупредительный эффект. Возможность административного усмотрения, нашедшая выражение в нормах права, в виде свободы выбора одного из закрепленных за данное правонарушение взысканий, возможности счесть какие-либо обстоятельства смягчающими и т. д., выступает непременным условием, предпосылкой реализации принципа целесообразности»[5].
Институт смягчающих обстоятельств дает возможность реализовывать такой принцип юридической ответственности, как гуманизм. Так, по мнению А.С. Телегина, «установление обстоятельств важно для правильной оценки личности правонарушителя, степени опасности совершенного им проступка и выбора справедливой меры взыскания»[6]. Открытый перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, позволяет правоприменителю учесть состояние здоровья лица, которое совершило административное правонарушение (например, инвалидность водителя транспортного средства), социальные заслуги (наличие государственных наград), положительные характеристики с места работы, важные события, которые произошли в стране (победа национальной сборной, спортивного клуба).
Обстоятельства, смягчающие ответственность, помогают учитывать ряд иных аспектов правонарушения, которые способствовали совершению административного правонарушения. Однако они находятся за рамками соответствующего состава. А.С. Дугенец полагает, что смягчающие и отягчающие обстоятельства не относятся к числу признаков состава правонарушения, лежат вне состава и потому не способны оказать какого-либо влияния на определение формализованных рамок наказания за совершенное административное правонарушение. Они не влекут за собой применения нового наказания или иной санкции. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, способствуют правильному выбору меры административного наказания в пределах санкции конкретной статьи КоАП РФ[7].
Состав административного правонарушения — своеобразная правовая модель административного правонарушения, включающая в себя совокупность определенных законом признаков (объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона). Несмотря на то, что обстоятельства, смягчающие административную ответственность, находятся за рамками состава административного правонарушения, их учет определяется как практическими, так и социальными аспектами.
Законодатель достаточно разнообразно определяет обстоятельства, смягчающие ответственность. Так, ими согласно ст. 112 НК РФ признаются:
· совершение налогового правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
· совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
· иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
В соответствии со ст. 61 УК РФ смягчающими обстоятельствами считаются:
· совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;
· несовершеннолетие виновного;
· беременность;
· наличие малолетних детей у виновного;
· совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания;
· совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
· совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;
· противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;
· явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления;
· оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
Сравнительное исследование законодательства стран—членов СНГ показывает, что в некоторых из них имеются особенности в определении обстоятельств, смягчающих административную ответственность. Так, согласно ст. 31 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются:
· чистосердечное раскаяние виновного;
· предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
· совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
· совершение правонарушения под влиянием угрозы, принуждения либо в силу служебной, материальной или иной зависимости;
· совершение правонарушения несовершеннолетним;
· совершение правонарушения беременной женщиной или лицом, воспитывающим в одиночку ребенка в возрасте до 14 лет.
В Кодексе Республики Белоруссия об административных правонарушениях обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
· чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;
· предотвращение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, вредных его последствий;
· добровольное возмещение или устранение причиненного вреда;
· наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;
· совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
· совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
· совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим 70 лет;
· совершение административного правонарушения беременной женщиной.
В КоАП РФ содержится шесть обстоятельств, смягчающих ответственность, в УК РФ — десять, в НК РФ три обстоятельства. Перечень обстоятельств, смягчающих юридическую ответственность, по российскому законодательству не носит закрытый характер. При назначении наказания (административного, уголовного) могут учитываться в качестве смягчающих обстоятельства, не предусмотренные законом.
По мнению Н.М. Жданова, «обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение, являются одним из исходных правовых критериев, закрепленных законом, которым надлежит руководствоваться юрисдикционным органам (должностным лицам) при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение»[8]. Учет обстоятельств, смягчающих ответственность за административное правонарушение, позволяет реализовать такие принципы этого вида юридической ответственности, как гуманизм, индивидуализация наказания, объективность рассмотрения дела.
Некоторые смягчающие обстоятельства совпадают, а их отличие зависит от вида юридической ответственности. Отдельные смягчающие обстоятельства, которые закреплены в УК РФ, целесообразно повторить в КоАП РФ, например: совершение правонарушения в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; совершение правонарушения при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление (административное правонарушение), крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения.
Учитывая опыт некоторых стран—членов СНГ, в КоАП РФ (в статьях  12.24, 12.30) целесообразно в качестве смягчающих обстоятельств закрепить следующие: совершение административного правонарушения лицом, которое достигло общего пенсионного возраста; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, непосредственно на месте доврачебной помощи потерпевшему.
Учет смягчающих обстоятельств будет способствовать индивидуализации мер административной ответственности, развитию у граждан правосознания и правовой культуры, кроме того, повысит доверие к органам государственной власти, реализующим законодательство об административных правонарушениях.
 
Библиография
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 123.
2 Жданов Н.М. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административные правонарушения, в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел (милиции): Автореф. дис.… канд. юрид. наук. — М., 1984. С. 10.
3 См.: Курц А.В. Следует ли перечень обстоятельств, смягчающих наказание, оставлять открытым? // Уголовное право. 2004. № 2. С. 38.
4 См.: Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. — М., 1978. С. 73.
5 Забалуева М.Ф. Административная ответственность должностных лиц аппарата управления: Автореф. дис.… канд. юрид. наук. — М., 1987. С. 36.
6 Телегин А.С. Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел. — М., 1991. С. 35.
7 См.: Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс. — М., 2003. С. 186.
8 Жданов Н.М. Указ. раб. С. 174.
 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024