Н.Н. ЛАЙЧЕНКОВА,

аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной академии права

 

Основные принципы налогового стимулирования — это выраженные в нормах права руководящие положения, начала, идеи, определяющие направленность и содержание государственной политики в области правового регулирования различных видов налоговых стимулов (налоговых льгот, налоговых каникул и т. д.), оснований и порядка их применения. Одно из ведущих мест занимает принцип социальной справедливости. Изначально идея справедливости лежит в основе всего права, отдельных его отраслей и институтов. Воплощаясь в законодательстве, справедливость также выступает в качестве категории нравственности и правосознания, являясь социальным и этическим критерием, тем идеалом, к которому необходимо стремиться.

В условиях рыночной экономики при регулировании налоговых отношений принцип социальной справедливости имеет особую значимость. Понятие «справедливость» не всегда совпадает на свободном рынке с позицией законодателя или обывателя. Справедливость пронизана противоречиями, ее сущность не может быть передана однозначно. Вот почему основная цель развития нашего государства — приоритет справедливого правового закона.

Во исполнение принципа социальной справедливости государство не должно игнорировать имущественное положение налогоплательщика. Еще во Французской декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 года отмечалось, что граждане участвуют в общих расходах в соответствии со своими возможностями. Основная позиция, поддерживаемая и теоретиками, и практиками налогового права, заключается в следующем: добросовестный налогоплательщик, испытывающий временные затруднения при осуществлении деятельности, в которой заинтересовано государство и общество, может рассчитывать на понимание со стороны государства. Подтверждением этого служит наличие в налоговой системе России института инвестиционного налогового кредита, когда налогоплательщик, развивающий свою производственную базу и, естественно, испытывающий нехватку оборотных средств, может претендовать на временную передышку.

Налогообложение не должно быть жестким для одних плательщиков и либеральным для других. Применение стимулов в налоговых отношениях также должно основываться на принципе социальной справедливости.

В современной России не всякий налогоплательщик (а таких большинство) готов воспринимать принцип социальной справедливости как данность. По их мнению, должен действовать принцип общности закона, когда норма закона обязательна для всех без исключения. Но налоговый закон не является общим в силу предоставления налоговых льгот отдельным категориям плательщиков. Это приводит к тому, что некоторые группы налогоплательщиков оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими, что вызывает у последних чувство несправедливости по отношению к ним и порождает стремление уравнять себя с льготниками. Зачастую инструментом уравнивания выступает уклонение от уплаты налогов, что пагубно сказывается на государственном бюджете.

Очень часто принцип справедливости требует определенных изъятий из принципа равноправия граждан. Стимулы, например льготы, в установленных законом случаях выравнивают возможности определенной категории плательщиков с возможностями других. Или же поощрения, предоставляемые государством за какие-либо заслуги, ставят в неравное положение лиц, их получивших, и лиц, не имеющих таких заслуг перед государством и обществом. Так, герои Советского Союза и герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней, согласно подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ имеют право на ежемесячный налоговый вычет в размере 500 руб. в качестве поощрения за предыдущие заслуги перед государством. Этой нормой законодатель восстанавливает социальную справедливость: лица, находящиеся в неравном положении в силу физических или социальных причин, имеют право на материальное поощрение ранее совершенных ими достижений.

Налоговое законодательство, касающееся стимулов, идет по пути усовершенствования в области соблюдения этого принципа. До недавнего времени воспользоваться, например, образовательным вычетом в отношении обучающихся детей могли только родители. Этого права были лишены супруг родителя, опекун или попечитель ребенка. Многие специалисты в области налогового права обращали внимание на явное нарушение принципа социальной справедливости[1]. В настоящее время законодатель уравнял в правах и родителей обучающихся детей, и их опекунов либо попечителей.

Принципы не могут быть лишь заявлены в законе, прописаны на бумаге, они должны прежде всего «работать». Для этого нормы права должны формулироваться так, чтобы содержание принципов права было понятно правоприменителю, положения нормативного акта согласовывались с принципами как базисом, основополагающими идеями. «Качество законов и эффективность правового регулирования во многом зависят от того, как в них сформулированы такие принципы. Какие принципы — такие и законы»[2].

 

Библиография

1 См.: Шаталов С.Д. О главе 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ (постатейный комментарий) // Консультант. 2002. № 17. С. 22.

2 Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве РФ // Гос-во и право. 1996. № 11. С. 92.