Реклама
Статья

Проблемы эффективности комплексного правового регулирования

Е.В. СИДОРОВА, аспирант кафедры теории и истории государства и права Российской правовой академии Минюста России Анализируются актуальные проблемы комплексного правового регулирования; рассматривается проблема взаимодействия разных отраслей права в основных и комплексных отраслях; особенно выделяются системные правовые образования наднационального масштаба.

УДК 34.01

Страницы в журнале: 29-32 

 

Е.В. СИДОРОВА,

аспирант кафедры теории и истории государства и права Российской правовой академии Минюста России

 

Анализируются актуальные проблемы комплексного правового регулирования; рассматривается проблема взаимодействия разных отраслей права в основных и комплексных отраслях; особенно выделяются системные правовые образования наднационального масштаба.

Ключевые слова: право, комплексное правовое регулирование, конвергенция, метод правового регулирования, публичное и частное право, социальное право, комплексные правовые образования.

 

Problems of efficiency of complex legal regulation

 

Sidorova Е.

 

Actual problems of complex legal regulation are analyzed; the problem of interaction of different branches of the right in the basic and complex branches is considered; system legal formations of supranational scale are especially allocated.

Keywords: law, complex legal regulation, convergence, method of legal regulation, public and private law, social law, сomplex legal formations.

 

Комплексное правовое регулирование находится в центре внимания юридической общественности ввиду принятия соответствующих федеральных законов, регулирующих и активизирующих общественные отношения, в том числе в области образования, медицины, культуры и социальной защиты населения.

Динамика развития комплексного правового регулирования обусловливает необходимость проведения анализа его современного состояния и тенденций развития, основанного на комплексном правовом регулировании правоприменительной практики, в целях выявления проблем, препятствующих эффективному осуществлению данного процесса, и выработки предложений по его совершенствованию.

Правовое регулирование рассматривается в теории права в качестве статичной и динамичной правовых моделей. Согласно первой модели исследуются нормы, юридические факты и т. п. В соответствии со второй требуется определить меру воздействия отраслей права на различные стороны экономики и социальной сферы.

Необходимое условие формулирования теории эффективности закона в рамках юридической доктрины — наличие комплексных образований, которые обусловлены действенной моделью регулирования, поскольку связанные с категорией эффективности цели и оценка результата в гораздо большей степени сопрягаются с концепцией комплексных отраслей, чем с основными отраслями права. Соответственно, эффективность является важнейшим существенным признаком комплексной отрасли права, т. е. комплексная отрасль представляет собой действенный способ правового регулирования. Такая позиция согласуется с системой взглядов на способность права редуцировать неопределенность результатов социальных процессов, порождать предвидимость для субъектов путем формирования четких простых и стабильных правил поведения. Поэтому, на наш взгляд, в работах, посвященных комплексным образованиям, вопрос об их эффективности должен присутствовать.

В свою очередь такая практика требует признать, что чем больше вопросов в спектре норм комплексных отраслей получают правовое регулирование, тем действеннее нормы комплексных отраслей (причем как в правовом, так и в социально-экономическом плане).

Если попытаться определить вклад положений комплексных отраслей в достижение результата, то представляется допустимым предложить следующее. Очевидно, совокупный итог складывается из двух составляющих: результатов, для достижения которых не требуется существенного развития правового регулирования, и результатов, которые не могут быть получены в отсутствие адекватного правового регулирования. Поэтому можно утверждать: чем шире круг вопросов, требующих адекватного правового регулирования, тем значительнее будет и вклад норм комплексных отраслей в достижение результата.

Как правило, в положениях комплексных отраслей права одновременно выделяют несколько социальных и юридических целей. Возникает сложная проблема согласования этих интересов. Поэтому необходимо нормативное закрепление приоритетных целей в законе — это избавит законодателя и правоприменителей от необходимости телеологического толкования норм комплексных отраслей, будет способствовать единообразию практики применения закона и более легкому определению степени эффективности норм комплексных отраслей. Также механизм использования приоритетов в комплексных нормативных правовых актах служит важным средством предотвращения и устранения коллизий.

Кроме того, цели комплексных нормативных актов, сформулированные в законодательстве, следует отнести к ближайшим целям соответствующей комплексной отрасли (под ближайшей целью любого правового акта понимается правомерное поведение участников правоотношения в той или иной форме). Конечной целью всех отраслей является справедливое регулирование взаимоотношений личности, общества и государства[1].

В связи с этим важным является вопрос о проверке соответствия норм комплексных отраслей права и правоприменительной практики, иных юридических действий законодательству, основным направлениям и приоритетам политики, базовым принципам регулирования сложившихся общественных отношений и существующим тенденциям и нормам международного права.

Кроме того, необходимо учитывать уже существующие меры государственного регулирования и их эффективность.

Как известно, особенность комплексных отраслей права состоит в том, что их целью является использование средств других отраслей права для решения определенных задач. В данном случае исследуется эффективность механизма действия правовой нормы, которая понимается как результативность избранного средства по обеспечению соответствующего поведения, и тем самым обращается внимание на выбор наиболее оптимального юридического средства обеспечения нужного поведения. Здесь эффективность выступает как соотношение между итогом и избранным средством.

В связи с этим можно выделить следующие проблемы результативности комплексного правового регулирования.

Прежде всего мы сталкиваемся с научными проблемами соотнесения комплексных отраслей с другими отраслями права, взаимодействия норм разных отраслей в рамках основных и комплексных отраслей. Представляется, что говорить о комплексном правовом регулировании можно в широком и узком смысле.

В широком смысле понятие «комплексное правовое регулирование» обнаруживается во внешней форме права, в его источниках и не влияет на природу соответствующего правового образования.

В узком смысле дефиниция «комплексное правовое регулирование» имеет две особенности. Первая состоит в том, что взаимодействие норм разных отраслей касается не только источников, но и природы правового образования. Вторая особенность характеризуется возможностью применения норм комплексных отраслей права за рамками предмета правового регулирования. В связи с этим можно отметить: взаимодействие норм права в традиционных и комплексных отраслях отличается.

В свою очередь возникает вопрос по поводу применения норм комплексных отраслей права в других отраслях. Например, эта тенденция имеет место в экологическом праве и называется экологизацией. Экологизация — проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом. Можно констатировать, что нет таких институтов и предметов, рассматриваемых общей теорией права, которые не были бы тесно связаны с экологией и не проецировались на нее, а она, в свою очередь, воздействует на экологизацию отраслей и большинства институтов права[2]. В информационном праве вопрос о влиянии норм комплексных отраслей права на другие отрасли исследовали И.Л. Бачило[3] и И.М. Рассолов[4].

Данная тенденция позволяет говорить о расширении сферы действия комплексных отраслей права. Комплексирование других отраслей права расширяет зону влияния, повышает возможности комплексных отраслей права как регулятора общественных отношений. Это свидетельствует о возрастании социальной ценности комплексных отраслей права как наиболее эффективного регулятора общественных отношений в современных условиях. Объективно комплексные отрасли занимают ключевое место в регламентации многих общественных отношений.

В ходе рассмотрения данной проблемы возникает потребность говорить о том, что важной составляющей комплексной отрасли права является не только взаимодействие норм разных отраслей права, но и применение норм комплексных отраслей за рамками предмета комплексной отрасли.

Еще одной проблемой результативности комплексного правового регулирования в условиях глобализации является то, что национальные правовые средства управления общественными отношениями признаются эффективными, но не единственными: их дополняют комплексные правовые образования наднационального масштаба. Это связано с тем, что государство с определенного момента оказывается не в состоянии самостоятельно решать встающие перед ним задачи и проблемы без привлечения к их урегулированию средств и институтов, сформированных на международном уровне.

Нарастает тенденция перехода комплексных отраслей из национальной правовой системы в новую правовую систему, поэтому к условиям эффективности комплексных отраслей следует отнести тот факт, что успешность функционирования комплексных отраслей в рамках национальной системы зависит от состояния правового регулирования на наднациональном уровне. Эта установка обусловлена тем, что глобальный характер ряда проблем приводит к созданию наднациональных органов управления. В настоящее время завершается процесс формирования законодательства ЕврАзЭС и Таможенного союза. В целях гармонизации российского законодательства с законодательством указанных союзов начинается процесс имплементации законодательства ЕврАзЭС и Таможенного союза и законодательства Российской Федерации. Аналогичная ситуация в ближайшее время возникнет и по вопросам, связанным с ВТО. В связи с этим в составе Департамента гражданского и социального законодательства Минюста России создан отдел по гармонизации законодательства, поскольку решение задач, поставленных перед ЕврАзЭС и Таможенным союзом, напрямую сопряжено с законодательством, находящимся в ведении указанного департамента.

В числе проблем эффективности комплексного правового регулирования можно указать вопрос выделения критериев, которые усиливают и ослабляют потенциал комплексного правового регулирования, т. е. важно знать  потенциальную степень его действенности. В теории права отмечается, что согласованное использование методов разных отраслей дает наибольшие социально-экономические результаты[5]. Эффективность норм комплексных отраслей в современных условиях может быть определена, на наш взгляд, таким показателем, как комплексный метод правового регулирования, который выражается в правовых композициях. Метод комплексных правовых образований — это совокупность юридических средств, отражающих своеобразие воздействия комплексных правовых образований на социальные практики в желаемом направлении, которая выражается в сочетании управомочивающего, запрещающего и обязывающего способов правового регулирования. При этом в одном случае на передний план выдвигаются диспозитивные нормы права, т. е. регулирование комплексной отраслью права большей части отношений осуществляется без помощи «власти — подчинения»; в другом — императивные нормы. Представляется, что следует использовать диспозитивные методы регулирования. Их реализации должны служить стимулы и поощрения, побуждающие  физических и юридических лиц к активной деятельности.

Именно свобода в выборе способов и средств, отсутствие излишней регламентированности в процессе удовлетворения законных интересов побуждает субъектов изыскивать наиболее эффективные пути реализации своих прав.

Проблема эффективности комплексного правового регулирования исследуется в рамках частного и публичного права. Это соображение находит отражение в работах по вопросам конвергенции частного и публичного права[6]. При изучении представленной тематики исследования фактор комплексности, на наш взгляд, можно расценить как одно из последствий конвергенции частного и публичного права.

Кроме того, комплексные отрасли, включенные в процесс правового регулирования, рассматриваются в качестве надотраслевого правового образования, стоящего в одном ряду с частным и публичным правом. На наш взгляд, данная концепция интересно и благотворно может сказаться на развитии идеи о комплексных правовых образованиях в подсистеме социального права[7].

Более того, длительные дискуссии о наличии в системе права комплексных отраслей права завершаются их признанием[8]. В работах отечественных теоретиков права — С.С. Алексеева, М.И. Милушина, А.В. Мицкевича, А.С. Пиголкина, С.В. Полениной, В.Н. Протасова, М.М. Рассолова, В.С. Нерсесянца, М.Ю. Челышева, Р.В. Шагиевой и других — признаются комплексные и иные отрасли права и законодательства, осуществляется по-разному их расчленение и объединение по многочисленным критериям, каждый из которых может вызывать понимание и поддержку, но все они нуждаются в унификации.

Проблемы эффективности комплексного правового регулирования на современном этапе развития нашей страны приобретают особое звучание, а решение их требует концентрации усилий ученых.

 

Библиография

1 См.: Лазарев В.В. Советский закон в действии. — М., 1988. С. 21.

2 См.: Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. — М., 2003.

3 См.: Бачило И.Л. Информационное право: Учеб. для вузов. — М., 2009. С. 40.

4 См.: Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. 2-е изд., доп. — М., 2009.

5 См.: Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. — М., 2007. С. 91.

6 См.: Поленина С.В. Институт брака — международно-правовой, национальный и культурный аспект // Диалог культур и партнерств цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международные Лихачевские научные чтения. 13—14 мая 2010 г. — СПб., 2010. С. 409—411; Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. — М., 2011. С. 35.

7 См.: Сидорова Е.В. Комплексные правовые образования в российской правовой системе как системе национального права и в системе международного права // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2011. № 1. С. 31.

 

8 См.: Актуальные проблемы теории государства и права: Учеб. пособие / Отв. ред. Р.В. Шагиева. — М., 2011. С. 357—358; Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия. Опыт комплексного исследования. — М., 1999. С. 46; Он же. Теория права. — М., 1993. С. 108; Бачило И.Л. Указ. соч. С. 32; Протасов В.Н. Что и как регулирует право: Учеб. пособие. — М., 1995. С. 45; Рассолов М.М. Теория государства и права: Учеб. для вузов. — М., 2010.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются возможные пути совершенствования российского законодательства в области регламентирования использования дипфейк технологий на основе анализа законодательства США и КНР, регулирующего правоотношения в сфере дипфейк технологий
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются актуальные вопросы применения положений так называемого антисанкционного законодательства (статьи 248.1 и 248.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Целью работы является подготовка рекомендаций, направленных на повышение привлекательности российской юрисдикции, с целью их учета в правоприменительной практике.
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассмотрены цифровые правоотношения и правоотношения с цифровыми деньгами как новый вид (тип) правоотношений, которые стали ответом на изменившиеся реалии.
Добавлено: 06.04.2024
С 1 июля 2019 года в правовую систему России был включен новый институт наследственного права — институт наследственного договора. Многие аспекты этого института не получили своего полного раскрытия, правоприменительная практика наследственного договора только начинает складываться.
Добавлено: 06.04.2024