УДК 342.5:347.254 

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №5 2011 Страницы в журнале: 56-61

 

И.М. БАЙКИН,

магистр юриспруденции, аспирант Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры РФ

 

Рассматривается актуальный вопрос осуществления прокурорского надзора за соблюдением жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей. Предлагаются меры, направленные на совершенствование прокурорского надзора.

Ключевые слова: прокурорский надзор, дети, сироты, жилищные права.

 

Public prosecutor's supervision of observance of the housing rights of children without parental support

 

Baikin I.

 

Article is devoted pressing question of realisation of public prosecutor's supervision of observance of the housing rights of children without parental support. The author puts a problem and offers measures directed on perfection of public prosecutor's supervision of observance of the housing rights of children.

Keywords: public prosecutor's supervision, children, orphans, the housing rights.

 

Участие ребенка в отношениях собственности невозможно без реализации его права на жилье, гарантированного ст. 40 Конституции РФ. Возможность иметь жилье означает наличие у ребенка субъективного права на жилую площадь. Однако право на жилплощадь в значительной степени относится к числу декларативных прав, трудно реализуемых на практике по причине отсутствия доступного жилья для большинства граждан. Так, согласно социологическим исследованиям, жилищная проблема стоит перед 61% российских семей; при этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии[1].

Соблюдение жилищных прав несовершеннолетних гарантировано Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., в ст. 16 которой говорится о праве ребенка на неприкосновенность жилища, на защиту закона от вмешательства или посягательства на его права[2].

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон № 159-ФЗ) определил общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Статья 8 Закона № 159-ФЗ устанавливает дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на имущество и жилое помещение. Не имея закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, они обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органы прокуратуры России проводят большую работу по защите нарушенных жилищных и иных прав несовершеннолетних. Генеральный прокурор РФ в приказе от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» обязывает прокуроров при осуществлении надзора своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению. Прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав несовершеннолетних в соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ и ст. 10 Закона № 159-ФЗ.

Как показывает анализ материалов прокурорской практики, в защиту жилищных прав несовершеннолетних прокуроры предъявляют также следующие иски: о признании дома не-

пригодным для проживания; о внеочередном предоставлении жилых помещений; о выселении граждан из ветхого жилья и предоставлении им другого жилого помещения; о признании недействительным договора приватизации; о понуждении исполнения обязанности по ремонту жилого помещения; об установлении факта постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и др.

Вместе с тем деятельности прокуроров в данном направлении препятствуют существующие в российском законодательстве пробелы, а также сложившаяся судебная практика[3]. Так, по мнению Д.Ю. Филиппова, «анализ действующего гражданского и жилищного законодательств, а также практики их применения показывает, что вместо повышенной по сравнению с другими субъектами защиты жилищных прав несовершеннолетних со стороны государства механизмы ее реализации  были фактически государством нивелированы»[4]. В докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год сказано: «Чрезвычайно остро стоит вопрос соблюдения жилищных прав детей-сирот. Обеспечение детей этой категории жильем, как это и предусмотрено законом, требует от государства значительных финансовых вложений. В противном случае они рискуют оказаться на улице. При этом отсутствие жилья зачастую влечет за собой нарушение и других прав — на труд, медицинское обслуживание, социальную помощь и др. Жалобы по этому поводу поступают к Уполномоченному регулярно. По некоторым из них удается добиться результата: выпускники детских учреждений, пусть и с большим опозданием, жилье получают. К сожалению, эти отдельные счастливые случаи “погоды” не делают и на общую ситуацию почти не влияют»[5].

По словам директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России Алины Левитской, более 200 тыс. российских детей-сирот не имеют закрепленного за ними жилья. Такие данные она привела на слушаниях в Общественной палате РФ[6]. «…на 1 января 2010 года не имеют закрепленного жилого помещения 223 тысячи 651 детей-сирот, — сказала А. Левитская, — из них число детей-сирот, у которых реально возникла ситуация, когда они, достигнув совершеннолетия, ушли из сопровождающих их семей или детских домов, у которых остро стоит ситуация с жильем, составляет 77 тысяч 552 человека»[7].

По данным председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Валентины Петренко, на 1 января 2010 г. около 60 тыс. детей не были обеспечены жилыми помещениями, и сейчас на учете в качестве нуждающихся состоят более 180 тыс. детей[8]. В Курской области по состоянию на 01.01.2010 во внеочередном предоставлении жилья нуждаются 654 человека. Многие из них ожидают предоставления жилого помещения в течение длительного времени, в отдельных случаях — до 15 лет[9]. В Ленинградской области по состоянию на 01.01.2010 не были обеспечены жильем 396 граждан названной категории по причине недостаточного финансирования[10]. Согласно официальной статистике, в Чеченской Республике на 01.01.2010 зарегистрировано 434 жителя указанной категории, из которых жильем обеспечено только 17 человек, что составляет 4%[11].

В России ежегодно обеспечивается жильем 10—15 тыс. детей-сирот и примерно столько же детей в течение года ставятся на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Среднее время ожидания ими жилья превышает 4 года[12]. Ожидают квартиры от 10 до 15 лет в Архангельской области и Пермском крае[13]. По регионам это время существенно различается: от 1 года и менее до 10, 20 и более лет[14]. Практически только в Москве все дети-сироты обеспечиваются отдельными квартирами сразу после выпуска из интернатного учреждения[15]. Причины, связанные с ситуацией по обеспечению жильем детей-сирот, по мнению губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского, состоят в том, что количество детей сирот в России очень быстро растет. К тому же раньше никто жильем для них фактически не занимался, а полномочия регионам передали только в конце 2005 года, хотя проблемы накапливались намного дольше[16]. «Одна из основных причин необеспечения жильем детей-сирот — недостаточное финансирование, — считает Ю.Я. Чайка. — В том числе по вине самих регионов»[17]. Так, в Республике Марий Эл в 2009 году средства на эти цели не выделялись. В Томской области при потребности свыше 420 млн руб. было предусмотрено 11,5 млн руб.[18]

По словам заместителя Председателя Правительства РФ А.Д. Жукова, «государство на жилье для детей-сирот предусматривает около 1 млрд руб. Для того чтобы получить эту субсидию, надо и в региональных бюджетах деньги предусматривать. Некоторые и ее даже не выбирают»[19]. В целях контроля по данному факту Президент РФ Д.А. Медведев поручил передавать сведения в Генеральную прокуратуру РФ. По мнению А.Д. Жукова, причиной отсутствия жилья является не только недостаток финансирования, но и рост количества детей, не имеющих жилья, по формуле, близкой к геометрической прогрессии. Так, в 2005 году их было 40 тыс. человек, в 2007 — уже более 80 тыс., по итогам 2009 года — 183 тыс. человек. Тогда как темпы обеспечения жильем детей не растут и даже не стабилизируются[20]. В этой связи Президент РФ Д.А. Медведев поставил задачу: сократить очередь. При этом он отметил, что денег на сокращение очереди не хватает, тем не менее рост очереди надо приостановить[21].

По словам А. Левитской, «для ликвидации задолженности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями необходимо примерно 72 млрд 299 млн 662 тыс. рублей»[22]. Однако в федеральном бюджете на 2010 год для обеспечения детей-сирот предусмотрены субсидии бюджетам субъектов в размере лишь 1 млрд 105 млн руб.[23] По словам начальника отдела Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России С. Вителис, «анализ показывает, что лишь небольшое количество субъектов Федерации в состоянии решить вопрос обеспечения сирот жильем исключительно за счет средств регионального и местных бюджетов»[24]. Например, в Томской области при потребности свыше 420 млн руб. областным бюджетом на 2010 год предусмотрено лишь 11,5 млн руб. В Липецкой области за последние 10 лет выделено 71,2 млн руб., а на сегодняшний день требуется 800 млн руб.[25] Более того, прокуратура выявляла факты, когда в бюджетах (например, в бюджете Санкт-Петербурга[26], республик Ингушетия, Марий Эл, Забайкальского края, Чукотского автономного округа) средства на указанные цели вообще не предусматривались[27].

Не решают проблему и субсидии, предоставляемые на эти цели регионам из федерального бюджета. Выделяемые объемы денежных средств явно недостаточны. Так, в 2009 году из федерального бюджета субсидия Иркутской области не выделялась, в то время как для обеспечения детей-сирот жильем региону необходимо более 6 млрд руб. Кемеровской области требуется 6,3 млрд руб. (из федерального бюджета направлено только 15,9 млн руб.); Забайкальскому краю — 5 млрд руб. (выделено 2,01 млн руб.)[28].

Результаты прокурорских проверок свидетельствуют, что выпускники детских интернатных учреждений вынуждены годами стоять в очереди на получение жилья и проживать все это время в интернатах или у родственников[29]. Во всех регионах России выявлены многолетние очереди из таких лиц. В ряде регионов сложилась критическая ситуация. В Республике Тыва, в Новосибирской и Омской областях, Забайкальском, Пермском краях число детей, не получивших жилье, составляет от 1,5 до 3 тыс. человек[30], в Кемеровской области — более 6 тыс. человек[31]. Выявлены дети-сироты, которые не имеют закрепленного за ними жилого помещения и даже не поставлены на учет: в Самарской области — 977 человек, в Липецкой — 669 человек; не лучше ситуация и в ряде других регионов[32].

Согласно ст. 34 ГК РФ органы опеки и попечительства относятся к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом прокурорская практика показывает, что данные органы не всегда заинтересованы в постановке детей-сирот на учет для предоставления им жилья, поскольку финансирование обеспечения жильем осуществляется из областного бюджета. Порой они просто не хотят видеть назревшей проблемы. Именно поэтому органы прокуратуры должны реагировать на подобные факты в деятельности органов опеки и попечительства, потому что искажение информации о точном количестве детей, нуждающихся в жилье, негативным образом влияет на защиту их жилищных прав. Ведь субсидии из федерального бюджета, а также выделение денежных средств из бюджета субъекта Российской Федерации закладываются с учетом количества детей указанной категории.

Вместе с тем отсутствие крыши над головой у вчерашнего ребенка-сироты, покинувшего семью опекуна или школу-интернат, служит серьезным препятствием для того, чтобы он мог начать самостоятельную жизнь, устроиться на работу, продолжить образование, создать семью. Так, проверкой, проведенной прокуратурой Рыльского района Курской области, установлено, что из 217 воспитанников учреждения государственного воспитания 59 человек не имеют закрепленного за ними жилого помещения и не поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилье[33]. Аналогичные нарушения выявлены прокуратурой Майминского, Турочакского, Чемальского, Онгудайского районов Республики Алтай[34].

Подобные примеры в практике прокурорского надзора за соблюдением законодательства о защите прав несовершеннолетних встречаются часто. При этом в некоторых случаях бывает невозможно даже в судебном порядке восстановить право сироты на внеочередное получение жилья из-за несвоевременной постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях[35]. Во многих регионах установлены факты закрепления за детьми жилья, изначально не подходящего для проживания, а иногда и вовсе несуществующего. Так, в Карелии более 200 квартир, закрепленных за детьми, требуют ремонта. На Чукотке большей части жилых помещений необходим косметический ремонт, замена санитарно-технического оборудования[36]. В Мариинско-Посадском районе Чувашской Республики установлены факты закрепления за детьми-сиротами жилых помещений, официально признанных ветхим жильем[37] Аналогичные факты выявлены в Даниловском и Кировском районах Чувашии. Должностные лица по представлениям прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности[38].

При этом стоит отметить, что наличие закрепленного жилья лишает права детей-сирот на внеочередное получение благоустроенного жилья.

Свой взгляд на проблему приводит председатель Комитета по труду и социальной политике Костромской области Сергей Деменков, отмечая, что проблема не только в недостатке финансов. Даже те деньги, которые на жилье для детей-сирот бюджетом уже выделены, не могут быть реализованы из-за бюрократических проволочек. Так, в области не разработан механизм обеспечения сирот жилплощадью, не сформированы единая учетная база данных и комиссия по контролю состояния учета граждан, нуждающихся в жилье, не определен заказчик для приобретения жилых помещений для сирот. Парадокс, но за 6 месяцев 2008 года из

3 млн, выделенных областным бюджетом по программе приобретения жилья для выпускников детских домов, не было истрачено ни копейки — из-за плохо разработанного механизма действия программы. Между департаментами нет четкого разделения: кто, что и на каком этапе будет выполнять, — поэтому область не может вовремя отчитаться за истраченные деньги. А это, в свою очередь, делает невозможным для региона получение федеральных средств по принципу софинансирования[39].

Следовательно, те средства, которых и так недостаточно для обеспечения детей жильем, не расходуются или расходуются, но не по целевому назначению. Причина кроется в недобросовестности поднадзорных прокурору субъектов. В этой связи возникает следующий вопрос: неосвоение денежных средств со стороны уполномоченных субъектов имеет объективные или все-таки субъективные причины? От ответа на поставленный вопрос зависит действенность и эффективность реализации полномочий прокурора. Все же думается, что задержки в освоении денежных средств, выделенных для сирот, имеют субъективные причины. По нашему мнению, прокурорам необходимо активизировать работу на данном участке своей деятельности и мерами прокурорского реагирования добиваться расходования денежных средств в полном объеме. Наряду с активизацией деятельности органов прокуратуры целесообразно в этом случае усилить эффективность мер прокурорского реагирования.

Так, за невыполнение требований прокурора ст. 17.7 КоАП РФ установлена ответственность в виде наложения административного штрафа до 3 тыс. руб.

Вместе с тем из анализа ст. 17.7, ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ видно, что административная ответственность за невыполнение законного предписания контролирующих органов, входящих в структуру федеральных органов исполнительной власти, влечет за собой более серьезные для правонарушителя последствия, поскольку ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает дисквалификацию до 3 лет. Кроме того, ответственности подлежат также и юридические лица. По нашему мнению, законодатель предусмотрел разную ответственность за невыполнение требований вышеуказанных органов, что имеет определенное значение относительно их правового статуса. Законодатель наделил органы прокуратуры надзорными функциями, но по непонятным причинам сравнительно ослабил рычаги влияния на поднадзорных субъектов с помощью такого акта прокурорского реагирования, как предостережение, что представляется неправильным. Ведь нет сомнения в том, что при максимальной угрозе ответственности в виде штрафа в 3000 руб. требование прокурора может сознательно не исполняться.

Представляется, что нормы ст. 17.7 КоАП РФ нуждаются в изменении. Необходимо законодательно предусмотреть ответственность за невыполнение законных требований прокурора в виде дисквалификации на определенный срок. Указанные изменения, на наш взгляд, повысят эффективность деятельности органов прокуратуры, их правовой статус в системе разделения властей, а также усилят возможности защиты прав и свобод граждан.

Еще одна проблема, которая встает перед органами прокуратуры, — отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность по обеспечению жильем сирот. Так, проект закона Камчатского края «О краевом бюджете на 2010 год» не предусматривал в полном объеме расходов на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Прокурор края по данному факту направил информационное письмо губернатору и председателю Законодательного собрания Камчатского края для принятия мер, направленных на предупреждение вышеуказанных нарушений законодательства[40]. Прокурорской проверкой установлено, что в Чеченской Республике одной из причин длительного необеспечения детей-сирот жильем является отсутствие закона, регламентирующего данную сферу правоотношений, что стало правовым препятствием для использования по назначению денежных средств в сумме около 24 млн руб., предусмотренных на эти цели законом ЧР от 16.12.2008 «О республиканском бюджете Чеченской Республики на 2009 год». Прокурором республики по данному факту в адрес министра образования и науки ЧР внесено представление об устранении нарушений закона. Кроме того, в адрес Председателя Правительства ЧР направлено письмо о принятии республиканского закона, регламентирующего указанную сферу деятельности[41].

Представляется, что изложенная практика умаляет статус органов прокуратуры и является порочной, поскольку письма прокурора в адрес поднадзорных субъектов, не подкрепленные реальными рычагами давления, не решают проблему обеспечения детей жильем.

Однако есть в исследуемом вопросе и положительная практика.

Так, бюджетом Ленинградской области на 2007 год не предусматривалось финансирование на обеспечение детей жильем, в связи с чем прокуратурой области было направлено представление губернатору региона. В результате в областном бюджете на 2008 год было предусмотрено финансирование на приобретение жилья для детей[42]. В 2009 году Правительством Республики Северная Осетия—Алания вместо предусмотренных законом о республиканском бюджете 5 млн руб. на приобретение жилья для детей-сирот фактически было выделено 3 млн руб. В этой связи прокурором республики было внесено представление председателю североосетин-ского правительства. По результатам рассмотрения представления выделена недостающая сумма в размере 2 млн руб.[43]

Однако встречаются ситуации, когда меры прокурорского реагирования являются лишь паллиативом. Например, в 2005 году по инициативе прокурора Северной Осетии в бюджет республики было заложено 5 млн руб. для приобретения жилья детям-сиротам, но так и не был определен порядок финансирования. В этой связи прокуратура предложила законопроект по обеспечению жилищных прав детей-сирот[44].

Прокуратурой Приморского края губернатору края внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной поддержке детей-сирот. Установлено, что органами государственной власти Приморского края в течение длительного времени не определен порядок реализации прав детей-сирот на внеочередное обеспечение жильем. В представлении прокуратурой предложено обеспечить незамедлительное принятие нормативного правового акта, регламентирующего порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей3. Отсутствовали нормативные правовые акты, регламентирующие порядок закрепления за детьми-сиротами жилья и в Ненецком автономном округе [45].

В заключение хотелось бы отметить следующее. Сегодня десятки тысяч детей-сирот — выпускников интернатных учреждений фактически являются бездомными, и эта проблема требует немедленного решения. Недостаточно только лишь постоянного финансирования. Ввиду несформирования у некоторых детей-сирот активной жизненной позиции, отсутствия стремления преодолевать трудности представляется, что прокуратура должна уделять надзору за их жилищными правами максимальное внимание, сделать это приоритетным направлением своей деятельности.

Прокурорам необходимо активизировать работу по предъявлению исков в защиту жилищных прав детей-сирот. При этом наличие судебного решения является достаточным правовым механизмом, с помощью которого прокуроры могут добиться предоставления жилья сиротам, поскольку в противном случае государство окажется в ситуации, когда ему придется исполнять решения Европейского суда по правам человека.

Как видим, проблема обеспечения жильем детей-сирот по-прежнему остается острой и решается крайне медленно. Если государство продолжит ежегодно закладывать 1 млрд руб. на обеспечение их жильем, то решение проблемы видится весьма малоперспективным. Представляется, что в подобной ситуации органы прокуратуры должны остро реагировать на нарушение законодательства в указанной сфере и постараться минимизировать последствия нехватки денежных средств. Однако решение прокуратурой проблемы обеспечения жильем детей-сирот возможно не только в контексте защиты их жилищных прав. Думается, что прокурорам необходимо в целом осуществлять надзор, направленный на снижение в стране количества детей указанной категории. Последний вариант представляется более эффективным, поскольку позволяет избежать появления проблемы. В этой связи перед прокурорами стоит особая задача защиты жилищных прав детей-сирот в рамках тех полномочий, которые они имеют на сегодняшний день. Однако представляется, что с учетом обозначенной проблемы прокурорам не всегда удается в корне ликвидировать ее причины, а это во многом объясняется не только несовершенством текущего законодательства, но и тем, что из-за отсутствия у органов прокуратуры соответствующих полномочий их деятельность, направленная на решение рассматриваемой проблемы, оказывается явно недостаточной и требует совершенствования.

 

Библиография

1 См.: Летова Н.В. Право ребенка на жилье // Закон. 2010. № 1. С. 96—97.

2 См.: Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних. 2-е изд., испр. / Т.А. Васильева, Т.Г. Воеводина и др.; Под общ. ред. В.И. Рохлина. — СПб., 2005. С. 53.

3 См.: Гришин А.В. Защита прокурором жилищных прав несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 8. С. 78.

4 Филиппов Д.Ю. Политика государства по защите жилищных прав несовершеннолетних // Труд и социальные отношения. 2009. № 4. С. 155.

5 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год [Электронный источник]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/05/28/doklad-lukin-dok.html

6 См.: Более 200 тысяч российских детей-сирот не имеют закрепленного за ними жилья [Электронный источник]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/10/25/siroty-anons.html

7 Там же.

8 См.: Дух и буква [Электронный источник]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/07/19/sovfederacii-site.html

9 См.: Прокуратурой Курской области приняты меры по устранению нарушений жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный источник]. — Режим доступа: http://www.prockurskobl.ru/text.php

10 См.: Нарушенные права на жилище бывших воспитанников детских домов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защитит прокурор [Электронный источник]. — Режим доступа: http://www.prokuratura-lenobl.ru/ news/02-02-2010_2/

11 См.: Министерством образования и науки ЧР рассмотрено представление прокуратуры республики [Электронный источник]. — Режим доступа: http://www.chechproc.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=58

12 См.: Дом раздора [Электронный источник]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/04/20/siroty.html

13См.: Органы прокуратуры Российской Федерации принимают меры к исправлению ситуации, связанной с непредоставлением в срок жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей [Электронный источник]. — Режим доступа: http://genproc.gov.ru/news/news-9426/

14 См.: Дом раздора [Электронный источник]. — Указ. режим доступа.

15 Там же.

16 См.: Приказано выполнять [Электронный источник]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/03/17/prezident.html

17 Там же.

18 См.: Президент проверил исполнение своих поручений за 2009 год [Электронный источник]. — Режим доступа: http://president.kremlin.ru/news/7114

19 Приказано выполнять [Электронный источник]. — Указ. режим доступа.

20 См.: Президент проверил исполнение своих поручений за 2009 год [Электронный источник]. — Указ. режим доступа.

21 См.: Приказано выполнять [Электронный источник]. — Указ. режим доступа.

22 Более 200 тысяч российских детей-сирот не имеют закрепленного за ними жилья [Электронный источник]. — Указ. режим доступа.

23 См.: Генеральная прокуратура Российской Федерации подвела итоги проверки обеспечения детей-сирот жильем [Электронный источник]. — Режим доступа: http://genproc.gov.ru/news/news-11295/

24 Дом раздора [Электронный источник]. — Указ. режим доступа.

25 См.: Генеральная прокуратура Российской Федерации подвела итоги проверки обеспечения детей-сирот жильем [Электронный источник]. — Указ. режим доступа.

26 См.: Сироту обидеть всякий сможет // Санкт-Петербургские ведомости. 2008. № 98. 30 мая. C. 2.

27 См.: Органы прокуратуры Российской Федерации принимают меры к исправлению ситуации, связанной с непредоставлением в срок жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей [Электронный источник]. — Указ. режим доступа.

28 См.: Генеральная прокуратура Российской Федерации подвела итоги проверки обеспечения детей-сирот жильем [Электронный источник].  — Указ. режим доступа.

29 См.: Квартира от Генпрокурора [Электронный источник]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/01/15/prokurory.html

30 См.: Президент проверил исполнение своих поручений за 2009 год [Электронный источник]. — Указ. режим доступа; См. также: О результатах проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа [Электронный источник]. — Режим доступа: http://prokuratura-nao.ru/ index.php?ELEMENT_ID=1281

31 См.: Генеральная прокуратура Российской Федерации подвела итоги проверки обеспечения детей-сирот жильем [Электронный источник]. — Указ. режим доступа.

32 См.: Президент проверил исполнение своих поручений за 2009 год [Электронный источник]. — Указ. режим доступа.

33 См.: Прокуратурой Рыльского района проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на защиту прав на жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный источник]. — Режим доступа: http:// www.prockurskobl.ru/text.php

34 См.: Органами прокуратуры республики выявлены нарушения прав детей-сирот на получение жилья [Электронный источник]. — Режим доступа: http://www.prokuratura.gorny.ru/events.php?id=109

35 Там же.

36 См.: Органы прокуратуры Российской Федерации принимают меры к исправлению ситуации, связанной с непредоставлением в срок жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей [Электронный источник]. — Указ. режим доступа.

37 См.: Прокуратурой Чувашской Республики обобщены результаты проведенных проверок исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный источник]. — Режим доступа:  http://www.chuvprok.gov.ru/news.php?id=1738

38 См.: Куц В. За сирот вступилась прокуратура // Учительская газета. 2009. 10 нояб. № 45. C. 3.

39 См.: Саламатин А. Дважды сироты // Трибуна. 2008. 7 авг. № 29. C. 11.

40 См.: Пресс-служба прокуратуры края информирует [Электронный источник]. — Режим доступа: http://www.kamprok.ru/? newsid=1045 3 См.: Прокуратура республики выступила в защиту жилищных прав детей-сирот [Электронный источник]. — Режим доступа: http://www.chechproc.ru/index.php?option=com_content&task=view&id= 547&Itemid=1

41 См.: Нарушенные права на жилище бывших воспитанников детских домов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защитит прокурор [Электронный источник]. — Указ. режим доступа.

42 См.: Заставили доплатить сиротам 2 млн. рублей // День Республики. 2010. 26 янв. № 12. С. 6.

43 См.: Корнаева З. Кто защитит право ребенка на жилище // Северная Осетия. 2005. 9 сент. № 167.  С. 4.

44 См.: Прокуратура Приморского края [Электронный источник]. — Режим доступа: http://www.prosecutor.ru/pressrelease/ 1179981526/

45 См.: О результатах проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа [Электронный источник]. — Указ. режим доступа.