Реклама
Статья

Противодействие наркотизму как функция государства

Л.В. ГОТЧИНА, кандидат социологических наук, начальник адъюнктуры Белгородского юридического института МВД России В последние годы в России наркотизм превратился в один из главных факторов, оказывающих негативное влияние на физическое и моральное здоровье населения, экономику, политику, демографическую ситуацию, правопорядок, социальную стабильность и будущее нации. Представляя собой явление социальной патологии, наркотизм приобрел характер всеобщего бедствия и рассматривается как глобальная проблема существования российской цивилизации и культуры.

Л.В. ГОТЧИНА,

кандидат социологических наук, начальник адъюнктуры Белгородского юридического института МВД России

 

В  последние годы в России наркотизм превратился в один из главных факторов, оказывающих негативное влияние на физическое и моральное здоровье населения, экономику, политику, демографическую ситуацию, правопорядок, социальную стабильность и будущее нации. Представляя собой явление социальной патологии, наркотизм приобрел характер всеобщего бедствия и рассматривается как глобальная проблема существования российской цивилизации и культуры.

Несмотря на то что противодействием наркотизму занимаются как органы власти и управления и силовые структуры, так и институты гражданского общества, актуальной становится выработка организационно-правового механизма противодействия наркотизму. Именно поэтому необходима трансформация всей правоохранительной системы и ее важнейшей составляющей — МВД России в систему, соответствующую международным стандартам и требованиям.

В России расширяется круг субъектов противодействия наркотизму за счет создания различных объединений, партнерских союзов, специализирующихся в этой сфере. Однако доминирующий ведомственный подход в вопросах обеспечения правопорядка, в соответствии с которым каждая структура решает свои специфические задачи, недостаточно координируя при этом свою деятельность с другими субъектами профилактики, снижает эффективность противодействия наркотизму, не способствует формированию доверия населения к правоохранительным органам, в том числе к МВД России.

Без самоорганизации граждан, многообразия гражданских инициатив в правоохранительной сфере невозможно по-настоящему эффективное функционирование правообеспечительного механизма. Зачастую общественные и религиозные организации, различные фонды, образовательные учреждения, средства массовой информации являются первопроходцами в правоохранительной практике, разрабатывая и внедряя инновационные технологии противодействия наркотизму в России.

В этом состоит миссия гражданских организаций, оказывающих поддержку правоохранительным органам. Обладая значительным интеллектуальным, профессиональным, политическим потенциалом, действуя добровольно, инициативно и организованно, они зарекомендовали себя надежным социальным партнером правоохранительных органов в сфере противодействия наркотизму. Все негосударственные формирования, созданные в России, могут инициировать законодательные проекты по совершенствованию правового регулирования в сфере противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их аналогами.

Проблемы организационно-правового механизма противодействия наркотизму занимают большое место в теории и практике и, несомненно, требуют научного осмысления. Отдельные аспекты противодействия этому злу нашли отражение и решение в работах, посвященных наркотизму. Они рассматриваются в трудах В.М. Алиева, Х.Д. Аликперова, Ю.М. Антоняна, P.O. Авакяна, Л.Н. Анисимова, С.В. Бородина, А.А. Габиани, Э.Г. Гасанова, А.Я. Гришко, К.К. Горяинова, В.Т. Лисовского, Г.М. Миньковского, Г.М. Меретукова, А.А. Музыка, А.В. Наумова, В.И. Омигова, С.В. Полубинской, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревина, Л.И. Романовой, Е.Е. Тонкова. Однако монографические исследования проблем организационно-правового механизма противодействия наркотизму в недавнем прошлом не проводились.

Противоречие между потребностями общества в научно обоснованной, скоординированной, последовательной работе всех субъектов профилактического воздействия по предотвращению распространения в российском обществе наркотизма, утверждению здорового образа жизни и отсутствие достаточных социально-экономических, политических, социокультурных, нормативно-правовых, иных условий и факторов, обеспечивающих научно обоснованный и целенаправленный характер этой деятельности в России и ее регионах, повышает актуальность его устранения. Достичь этого можно только при проведении грамотной государственно-правовой политики противодействия наркотизму. Ее содержание должно включать реализацию комплекса мер по нормативно-правовому, организационно-управленческому, информационному, информационно-аналитическому, научному, научно-методическому, технологическому и ресурсному обеспечению.

Эти направления государственно-правовой политики противодействия наркотизму, а также цель, которой является сдерживание наркотизма в России с постепенным уменьшением его показателей (заболеваемости наркоманией, социальных последствий — наркотической преступности, гепатита С, ВИЧ-инфекции, СПИДа и др.) до минимума, определяют одну из функций государства.

В юридической литературе рассматриваются авторские трактовки понятия «функция государства». Согласимся с мнением С.А. Комарова, что «функции государства — это основные направления деятельности государства, его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер»[1].

Традиционно функции государства классифицируют на внутренние и внешние, постоянные и временные. Как считает Н.В. Черноголовкин, «в системе внутренних функций только одна может быть названа временной, т. е. действующей на определенных, ограниченных во времени этапах». К такой функции он относит функцию «подавления сопротивления эксплуататорских классов». Под временной функцией автор понимает «такие направления деятельности государства, которые осуществляются только на определенном этапе или этапах его развития»[2].

К какому же виду функций следует относить противодействие наркотизму? По мнению Е.Е. Тонкова, противодействие наркотизации общества необходимо относить к временной функции государства. Ранее «проблема наркотизации общества носила локальный характер и ни в коем случае не претендовала на статус общегосударственной»[3].

Однако мнение Е.Е. Тонкова неверно по следующим основаниям. Во-первых, «наркомания и незаконный оборот наркотиков не имеют границ. Оказывая все более разрушительное воздействие на развитие мирового сообщества, стимулируя рост преступности, насилия и коррупции, они поражают людей независимо от социального положения, пола, религии или расы. Наркомания ставит под угрозу не только мирохозяйственные связи, морально-этические и нравственные устои, но и генофонд нации»[4].

Поскольку жизнь человека — бесценный дар и по Конституции РФ является главной ценностью, охраняемой государственными институтами, политическими партиями и общественными движениями, сомнительно представление о том, что функция противодействия наркотизму в России не имеет общегосударственного статуса.

Нельзя согласиться с локальным характером проблемы наркотизации, существовавшей в прошедшие периоды развития России. Распространение наркотиков и наркомании своими корнями уходит в глубь веков. Изначально наркотики использовались как обезболивающие средства и лекарства, применялись в лечении алкоголизма, наркоманий (опиумной, морфийной, кокаиновой и др.). Более того, нездоровое любопытство к наркотику в XIX веке вызвали появившиеся врачи-наркоманы, рекомендовавшие, в том числе со страниц медицинских изданий, широкому кругу читателей наркотики для спортсменов и для лечения заболеваний дыхательных путей с обязательным увеличением принимаемой дозы. И только в 1923 году отечественный психиатр С.И. Каган заявил о недопустимости лечения наркомании наркотиками. Однако этот вывод, увы, «опоздал».

К сожалению, статистика не располагает сведениями о количестве жертв подобных способов лечения, но из исторических источников известно, что последующий «лекарственный» всплеск наркомании приходится на конец 20-х годов прошлого века, когда открыто рекламировалась и продавалась паста опия.

В начале XX века в России появились  «тайные» общества наркоманов. Более того, XIX и начало ХХ века также отмечены распространением наркотиков среди интеллигенции, прежде всего отечественных ученых, литераторов и путешественников.

Интенсивное, масштабное распространение наркотиков начало ощущаться с развитием восточной колониальной политики царской России, когда огромный поток крестьянства и казачества двинулся для освоения новых земель в Среднюю Азию, на Дальний Восток. В те времена на 20 млн мусульманского населения (1880 год) приходилось до 800 тыс. потребителей гашиша[5]. Это составляло 4% численности мусульманского населения.

По информации Председателя ФСКН России В.В. Черкесова, число лиц, употребляющих наркотики, составляет 4 млн человек (около 3% населения России). По данным министра образования РФ, сегодня 6,5 млн россиян периодически употребляют наркотические средства (почти 4,5%), из которых 2 млн страдают наркотической зависимостью.

По данным Всемирной организации здравоохранения, на медицинский учет становится только каждый 50-й наркоман. Исследования профессора С. Ревазова свидетельствуют, что под контроль попадают лишь 10% больных наркоманией от их общего числа.

Так что мнение о локальном характере проблемы наркотизации в России не подтверждается. Отсутствие статистической информации о заболеваемости наркоманией и распространением наркотизма в России связано прежде всего с ее закрытостью для общества и отрицанием этой проблемы в государстве для мирового сообщества. Информация тщательно скрывалась, а противодействие российскому наркотизму всегда носило государственный характер и являлось постоянной функцией государства.

Проблема сохранения здоровой нации — одно из направлений деятельности государств в мировом масштабе, и Россия не является исключением. Государственно-правовая политика в этой области направлена на устранение несовершенства нормативно-правовой базы, регламентирующей правовые отношения в сфере противодействия наркотизму. В частности, правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ заложены в Федеральном законе от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». В дальнейшем Правительство РФ принимало федеральные целевые программы — «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999—2001 годы» (Постановление от 09.09.1999 № 1030) и «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002—2004 годы» (Постановление от 23.01.2002 № 44).

В настоящее время в целях реализации функции противодействия наркотизму внедряется федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005—2009 годы», принятая Постановлением Правительства РФ от 13.09.2005 № 561.

 

Библиография

1 Комаров С.А. Общая теория государства и права. — М., 1998. С. 23.

2 Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. — М., 1970. С. 125.

3 Тонков Е.Е. Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества. — СПб., 2004. С. 49.

4 Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ / Под ред. А.Н. Сергеева. — М., 2001. С. 3.

5 См.: Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. С. 9.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
10 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024