С.Л. ПАНОВ,
кандидат юридических наук, доцент Омской академии МВД России
 
Одной из наиболее острых и актуальных проблем бизнес-сообществ во всем мире в настоящее время, безусловно, является эффективное противодействие распространению контрафактной и фальсифицированной продукции. Недополученная прибыль компаний-производителей и ущерб от незаконного присвоения принадлежащей правообладателям интеллектуальной собственности, а также потери государственного бюджета из-за неуплаты налогов исчисляются несколькими десятками миллиардов долларов. Кроме того, наносится непоправимый вред здоровью и благополучию миллионов людей, подрываются основы конкурентоспособности, честного и законопослушного предпринимательства, формируется среда для теневой экономики[1].
 
На сегодняшний день объемы оборота контрафактной, фальсифицированной и контрабандной продукции угрожают национальной безопасности России. Фальсификация продукции существует в любой отрасли промышленности, прежде всего среди компаний с широкой сетью филиалов. Подделка особенно распространена там, где ценообразование многоступенчато, т. е. существует множество торговых посредников. Уровень контрафактной продукции по ведущим маркам товаров сегодня оценивается в 20—25% от суммарного оборота этих товаров на рынке России.
Не избежал процесса фальсификации и подделки также рынок, связанный с оборотом парфюмерно-косметической продукции[2].
В последнее десятилетие потребление парфюмерно-косметических товаров во всем мире, в том числе и в нашей стране, значительно возросло. На российском рынке появилось огромное количество новых товаров как отечественного, так и зарубежного производства. Импортные товары «для красоты» стали доступны, и их сегодня можно приобрести не только в специализированных бутиках, но и в небольших магазинчиках в подземных переходах, в киосках и палатках станций метрополитена, на вещевых и оптовых рынках. Сегодня покупателям предлагается разнообразная косметика и парфюмерия брендов известных фирм, одновременно растет спрос на качественные, высокого ценового сегмента парфюмерно-косметические товары, а значит, возрастают и требования, предъявляемые к ним[3].
Среди других потребительских товаров парфюмерию и косметику выделяют большой ассортимент, сложный химический состав, а зачастую еще и особые условия обращения (в обороте — спиртосодержащие жидкости, взрывоопасные аэрозоли и т. д.).
На протяжении нескольких лет российский рынок парфюмерии и косметики ежегодно увеличивается не менее чем на 10%, а по объему занимает шестое место в Европе, вплотную приближаясь к таким странам, как Испания, Португалия. По экспертным оценкам, темпы роста российского рынка парфюмерной продукции опережают среднеевропейские[4]. В 2006 году объем продаж косметики составил приблизительно 4,3 млрд долл. При этом растет доля отечественных компаний. Если в середине 90-х годов прошлого века на российских производителей приходилось всего 7—8% розничных продаж парфюмерии и косметики, то сегодня эта цифра составляет более 40%. Потенциальная емкость отечественного парфюмерно-косметического рынка оценивается в 15—17 млрд долл.
Поскольку существует множество фирм, производящих парфюмерно-косметическую продукцию, потребителям необходимо быть уверенными, что товары, которые они приобретают, не являются фальсифицированными, поддельными.
В настоящее время в стране нет точных сведений о том, сколько фальсифицированной и контрафактной продукции реализуется на парфюмерно-косметическом рынке. Поэтому многие выводы об объеме контрафактной продукции приходится делать на основе экспертных оценок ученых, отдельных ассоциаций производителей соответствующих товаров, используя косвенные статистические показатели.
Так, опрос экспертов Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) (специалистов — производителей косметики и парфюмерии, представителей оптовой и розничной торговли и дистрибьюторских компаний) показал, что сегодня до 50% на рассматриваемом рынке составляет фальсифицированная продукция. Чаще всего подделываются: парфюмерия — так считают 49% опрошенных; декоративная косметика — 22%; средства по уходу за волосами — 17% и средства по уходу за телом — 2% опрошенных[5].
По оценкам экспертов, ежегодные убытки российского рынка от действий нелегалов в «пахучем» сегменте составляют более 3 млрд долл. Значительное количество нелегальной парфюмерии и косметики производится в Польше, Турции и Арабских Эмиратах; вместе с тем около 40% некачественного и поддельного товара поступает в страну из Латвии. Особенно часто подделывается парфюмерия практически всех известных в мире фирм, например, Chanel, Aramis, Givenchy.
Так, в феврале 2007 года сотрудниками Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России пресечена деятельность организованной преступной группы, занимавшейся незаконным ввозом из Польши на территорию Российской Федерации контрафактной парфюмерной продукции в особо крупных размерах. Установлена сеть, состоящая из 50 реализаторов и перевозчиков, задокументированы факты оптовой реализации фальсифицированной парфюмерной продукции более чем в 30 субъектах Российской Федерации.
В Москве пресечена криминальная деятельность группы лиц, занимавшихся продажей косметической продукции с незаконным использованием товарных знаков (например, известной фирмы «Пуланна»)[6]. Продукция реализовывалась под видом «товаров восточной медицины». При тщательной проверке документов, обнаруженных в офисах столичных фирм, было установлено, что данная продукция является не только контрабандной и контрафактной, но и опасной для здоровья (одной из покупательниц пришлось обратиться за медицинской помощью, так как использование крема спровоцировало появление на коже аллергических пятен).
Представители массового маркетинга постоянно ищут способы удешевления производства. Один из таких способов — клонировать товар какого-либо известного раскрученного бренда (впрочем, это характерно не только для парфюмеров). В парфюмерии это выглядит следующим образом: с помощью хроматографа, который позволяет хотя бы приблизительно установить ингредиенты, составляющие аромат, создают нечто подобное, заменяя дорогие натуральные отдушки дешевыми синтетическими. А так как покупатели отдают предпочтение известным, проверенным торговым маркам, то продукцию именно этих производителей преступники и подделывают чаще всего.
Эксперты различают несколько основных видов контрафактной и фальсифицированной парфюмерно-косметической продукции[7].
Двойник — товар, который копирует брендовый продукт со всеми специфическими деталями: объем расфасовки, флакон, упаковка. Также полностью сохраняется название оригинала, хотя товар-двойник отличается от него своими потребительскими свойствами. При реализации такого двойника используются различные механизмы дистрибуции и продвижения продукта в больших объемах при развитой схеме нелегальных продаж на местах.
Имитатор, или подражатель, — оригинал изделия копируется частично (есть некоторые различия в упаковке, названии, ценах) с целью введения потребителя в заблуждение (например, производитель меняет в названии известного бренда одну-две буквы: Channel вместо Chanel); имитатор — это также товар, в котором сохраняется лишь название и упаковка подделываемого продукта, при этом качество изделия весьма низкое и реализуется оно на «черном» рынке или сомнительным посредникам[8].
Приспособленец — продукт, качество которого не изменяется, а порой даже улучшается, превосходя оригинал. Покупатель при этом уверен, что перед ним новый дизайн одной из линий известной марки. В основе изготовления такого продукта лежит факт незаконного использования успешно работающей и разрекламированной чужой товарной линии.
На практике встречается и такой вид подделок, когда производитель фальсифицирует, как ни парадоксально это звучит, собственный товар. Пример: если в нужный момент на производстве нет ингредиентов, соответствующих ГОСТам, их заменяют другими (нередко эти компоненты оказываются небезопасными для здоровья покупателей).
Отдельного внимания и обсуждения заслуживают случаи реализации легальной продукции, но с истекшим сроком годности.
Приобретение и использование отечественными потребителями контрафактных и фальсифицированных парфюмерных товаров имеет следующие особенности[9]. Купленные по невысокой цене и в «красочном» оформлении на рынке, в ларьках и подземных переходах, на распродажах поддельные косметические и парфюмерные изделия одного и того же названия либо марки (нередко известных зарубежных брендов) используются гражданами, что называется, «по полной программе».
Одни такой низкопробный парфюмерно-косметический продукт используют по прямому назначению — с целью освежения и благоухания; другие — для борьбы с комарами и мошками; третьи — для «внутреннего» потребления в качестве алкогольного напитка; четвертые протирают этими же дешевыми «французскими» духами местного разлива различные детали бытовой техники.
Кроме того, особенностью отечественного оборота контрафактной парфюмерно-косметической продукции является и то, что такой продукт не только нарушает права потребителей, но и нередко опасен для их здоровья. Тушь для ресниц соприкасается со слизистой оболочкой глаз, кремы и гели впитываются кожей — вред здоровью могут нанести консерванты, отдушки, некачественные биологически активные добавки, щелочные вещества, содержащиеся в парфюмерно-косметических средствах. Поэтому ко всей парфюмерно-косметической продукции предъявляются очень строгие технологические и санитарные требования — почти такие же, как к продуктам питания.
Основные причины производства и реализации контрафактной парфюмерно-косметической продукции следующие[10].
На рубеже веков в условиях нестабильности экономики, развала «старых» административных, контролирующих, производственных, снабженческих и других структур, а также ослабления контроля над качеством производимой и реализуемой продукции значительно увеличилось число различного рода нарушений и злоупотреблений: изготовление фальсифицированной и некачественной продукции, выпуск изделий с нарушением прав интеллектуальной собственности, обман потребителей и др.
До сих пор в российской экономике в ряде сфер не изжиты диктат изготовителей-монополистов в области ассортимента, качества товаров и цен на них, а также стремление предпринимателей решать свои проблемы (в частности, по качеству товаров) за счет «своего ближнего» — покупателя.
Кроме того, в период формирования рынка, приватизации торговых и промышленных структур резко возрастает возможность фактически безнаказанного производства и реализации фальсифицированных и контрафактных товаров (в том числе косметических и парфюмерных). При этом наиболее часто фальсифицируются дорогие парфюмерно-косметические товары, поэтому реализация подделки сулит мошенникам достаточно высокую прибыль.
Обороту контрафакта в стране способствует наличие разветвленной системы внемагазинной торговли, в том числе на рынках, где и сбывается основное количество поддельной продукции.
Контрафактная парфюмерно-косметическая продукция принципиально отличается от так называемой некачественной, поскольку произведена на весьма приличном уровне — нередко отличить контрафакт от оригинала может только специалист. Например, если раньше при изготовлении упаковки для фальшивок применялась пластмасса более дешевых марок, то теперь выявить «копию» позволяют лишь отдельные детали (цвет этикетки, ширина полос в рисунке, печать маркировочного текста и пр.). Поэтому рядовой покупатель в большинстве случаев может отличить контрафактное изделие только по цене.
Многие из иммигрантов, прибывая в Россию и проживая в стране незаконно, в поисках заработка организовывают противоправную коммерческую деятельность, включая торговлю контрафактными и фальсифицированными товарами (в том числе парфюмерно-косметической группы).
Компании, производящие парфюмерию и косметику с целью получения стабильных доходов и сохранения своих позиций на рынке, должны регулярно обновлять ассортимент выпускаемой продукции. Однако, выпуская обновленный ассортимент в кратчайшие сроки и в больших объемах, производителям необходимо решать проблему, связанную с реализацией накопившихся остатков «старых» товаров[11]. Одним из «подходящих» для сбыта залежалого продукта (нередко с просроченным сроком годности) стал отечественный рынок потребительских товаров.
В России в настоящее время отсутствуют требования к производителям товаров (в том числе парфюмерно-косметической группы) обязательного соблюдения стандартов по всем показателям, кроме показателей безопасности, экологичности, совместимости и взаимозаменяемости. Приводимые при этом ссылки на опыт передовых в техническом и экономическом отношении зарубежных стран несостоятельны хотя бы потому, что в переходный период у изготовителя отсутствуют коммерческие стимулы к добровольному соблюдению стандартов на продукцию, стремлению учитывать интересы потребителя.
Иногда ситуация складывается таким образом, что сами производители дают повод для подделки собственной парфюмерно-косметической продукции. Так, компания VS Cosmetics — производитель товаров по уходу за руками Salon — заказала в Индии стеклянные флаконы для лака для ногтей. Но впоследствии компания выкупила лишь часть заказанной партии флаконов, так как сроки доставки из Индии были слишком большими и приходилось «замораживать» значительный объем средств. В итоге в оставшиеся флаконы в Индии был разлит лак местного производства и более низкого качества, который затем импортировался в Россию.
Работники правоохранительных органов в погоне за статистическими показателями, обнаружив несертифицированный, контрафактный и (или) фальсифицированный товар, нередко ограничиваются тем, что изымают «левый» продукт и закрывают торговую точку, не осуществляя дальнейших мероприятий по прослеживанию всей цепочки производства и поступления на прилавки подделок.
Неэффективность контрольных и надзорных мер со стороны государственных контрольных органов не позволяет полностью защитить парфюмерно-косметический потребительский рынок. В нормативных документах юридическая и экономическая ответственность лиц за продажу фальсификатов сформулирована нечетко, фактически отсутствуют рычаги воздействия, которые делали бы реализацию подобной продукции экономически невыгодной.
Увеличение объема реализации парфюмерно-косметических товаров посредством интернет-магазинов ускорило процесс доставки товаров потребителю в нужное место и указанное покупателем время; с другой стороны, граждане лишены возможности до совершения покупки тщательно рассмотреть или опробовать новый, незнакомый товар; отсутствуют продавцы-консультанты; от принятия решения о покупке до получения товара проходит довольно значительное время, а следовательно, у недобросовестных продавцов имеются предпосылки для реализации контрафактной, поддельной продукции[12].
В последние годы обороту контрафакта способствует также развитие некачественного сетевого маркетинга по реализации парфюмерно-косметической продукции.
Используя пробелы российского законодательства, недобросовестные производители создают юридическое лицо с именем, совпадающим с товарным знаком, зарегистрированным другой компанией. Например, зарегистрировавшись как ООО «Фэйри», можно совершенно законно указать на упаковке: «произведено ООО “Фэйри”». По закону это просто информирование потребителя, а не использование фактически чужого товарного знака.
Другой распространенной практикой является клонирование продукции с использованием брендов, раскрученных в ином территориальном образовании.
В России принято несколько нормативных правовых актов, призванных защищать потребителей и производителей от контрафактной и фальсифицированной продукции: Патентный закон РФ от 23.09.1992 № 3517-1, Закон РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон РФ от 23.09.1992 № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и др., соответствующих мировым стандартам по законодательному регулированию прав интеллектуальной собственности. Однако действующее законодательство не всегда препятствует незаконному использованию чужих товарных знаков.
Для предотвращения подделки, фальсификации и обеспечения гарантии стабильного качества парфюмерно-косметической продукции необходимо осуществление комплекса предупредительно-профилактических мероприятий, к числу которых следует отнести[13]:
· разработку и принятие комплексной государственной программы, а также региональных программ по противодействию обороту контрафактной и фальсифицированной продукции, как в целом по потребительскому рынку, так и по отдельным группам товаров;
· развитие в субъектах Российской Федерации экспертных центров и лабораторий по исследованию контрафактной и фальсифицированной продукции, в том числе в сфере оборота косметики и парфюмерии;
· осуществление по заявкам (сигналам) правообладателей и потребителей проверки торгующих организаций, занимающихся сбытом фальсифицированной и контрафактной косметической продукции;
· создание единой открытой информационно-учетной базы субъектов обращения парфюмерно-косметической продукции и выданных им разрешительных документов, а также аналогичной картотеки по выявленным сериям фальсифицированных и контрафактных парфюмерно-косметических товаров;
· развитие практики работы ряда парфюмерно-косметических фирм по оптовой закупке товаров на выставках-ярмарках (в том числе международных); приобретенная таким образом продукция является высококачественной;
· совершенствование технических приемов защиты парфюмерно-косметической продукции от подделок путем использования на изделиях фирменных разрушаемых наклеек, голо-
грамм, травлений, штампов и т. д.;
· осуществление мер, направленных на существенное сокращение числа звеньев в цепочке реализации с целью обеспечения прозрачности прохождения на рынке парфюмерно-косметических товаров;
· использование в борьбе с контрафактом возможности не только соответствующих государственных структур, но и общественных формирований, таких как Служба по борьбе с фальсификацией (СБФ), Национальное агентство по борьбе с фальсифицированной продукцией и др.;
· проведение активной информационно-разъяснительной работы с населением и предпринимателями об отличительных признаках фальсифицированных и контрафактных товаров, а также о способах защиты законных прав и интересов производителей и потребителей товаров;
· расширение контактов с зарубежными компаниями—изготовителями косметической и парфюмерной продукции, а также с правоохранительными органами, включая приглашение в Россию соответствующих специалистов и направление российских специалистов за рубеж для ознакомления с опытом практической работы по указанной проблеме.
В борьбе с контрафактной парфюмерно-косметической продукцией немаловажная роль принадлежит виктимологической профилактике[14]. Данное направление предупредительной деятельности заключается в информировании граждан о наличии на отечественном потребительском рынке контрафактной, поддельной продукции, разъяснении правильных действий при покупке указанной группы товаров, а именно:
· приобретать парфюмерно-косметическую продукцию, по возможности, в хорошо зарекомендовавших себя специализированных магазинах, где обязательно имеются в наличии так называемые тестеры-пробники (кусочки губки или тонкие полоски бумаги, с помощью которых можно оценить запахи всех имеющихся в ассортименте духов), демонстрационные образцы;
· при покупке парфюмерии необходимо обращать внимание на картон футляра, который должен быть плотным, качественным, все надписи (в том числе указывающие на процентное содержание алкоголя и обозначающие штрих-код, артикул) должны быть пропечатаны четко; если духи «одеты» в целлофан, важно, чтобы он хорошо обтягивал коробку и все складочки и швы были ровными и аккуратными;
· на основании существующих правил торговли в магазине следует ознакомиться с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии парфюмерно-косметических товаров, изготовленных на территории России, или его заверенной копией;
· необходимо знать, что известные фирмы стремятся защитить свой продукт от подделки, поэтому заказывают оригинальные, дорогие флаконы из высококачественного стекла или хрусталя (чем необычнее флакон, тем труднее его подделать): в любом фирменном магазине обязательно есть так называемая демонстрационная упаковка, которую покупатель имеет право потребовать, чтобы осмотреть коробку внутри и флакон;
· следует знать, что к поддельному товару, как правило, не прилагается инструкция на русском языке, тексты переводов наклеены на упаковки небрежно, отдельные детали изготовлены с нарушением технологии[15].
В настоящее время государство и предпринимательские структуры недостаточно эффективно противодействуют обороту фальсифицированной и контрафактной продукции. Специалисты считают, что активную роль в борьбе с пиратским бизнесом может играть сам потребитель. С каждым годом он становится все более грамотным, искушенным, требовательным и главное — более платежеспособным. Следовательно, он может позволить себе приобретать не дешевую подделку-фальсификат, а более дорогой и качественный товар.
 
Библиография
1 См.: Барсукова С.Ю. Криминальная экономика: производство и реализация контрафактной продукции // ЭКО. 2003. № 9. С. 62—77.
2 См.: В Москве очень много фальшивой парфюмерии // Torgrus.com. 2007. 21 окт.
3 См.: Кузьмина О. Порядок есть порядок // Потребитель. 2004. № 12. С. 54—56.
4 См.: Верб Ф. Российский рынок косметики и парфюмерии // Компания. 2002. № 37; Большаков С., Винявская К. Цепи поставок на парфюмерно-косметическом рынке России // Логинфо. 2007. № 1—2.
5 См.: Проблема фальсификации товарной продукции в России и за рубежом: http://www.intercharm.net. 2007. 28 окт.; Сорок процентов престижной парфюмерии в Москве является поддельной // Труд. 2006. 11 сент.
6 См.: Сотрудники ДЭБ МВД России изъяли партию опасной для здоровья косметики: http://www.mvd.ru/news/7439. 2007. 12 нояб.
7 См.: Самокатов В. Смерть от крема // Утро. 2005. № 16—17. 5 февр.
8 См.: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (в ред. от 10.10.2001).
9 См.: Ермакова Л. Все мы — потребители // Москвичка. 2007. № 40 (751). 6 нояб.
10 См.: Камышева Л. С контрафактом не поспоришь // Деловые люди. 2005. № 169. С. 56—59; Вилкова С.А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров.: Учеб. для вузов. — М., 2000; Горелик О. Привет из Риги // Новые известия. 2006. № 17.
11 См.: Выглазов О. «Русская рулетка» отечественной парфюмерии // Модный магазин. 2003. № 3 (6).
12 См.: Павлов В. На страже флакона: http://www.kommersant.ru. 2007. 20 нояб.
13 См.: Стуканов А. Борьба с распространением контрафактной продукции // Законность. 2005. № 4. С. 47—48; Овчинников Р. Аргументы против контрафакта // Коммерсантъ. 2005. 21 дек.; Шарова Т.Н. Защита от некачественной продукции // Черные дыры в российском законодательстве. 2004. № 3. С. 140—150, и др.
14 См.: Ким Е.П., Михайличенко А.А. Виктимология: проблемы теории и практики: Учеб.-метод. пособие. — Хабаровск, 2004.
15 См.: Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров…».