А.В. РОСТОВЦЕВ,

аспирант  РАГС при Президенте Российской Федерации

 

Проблема безопасности — одна из центральных в теории и практике международников и государственных деятелей. С нею, так или иначе, связан любой вопрос международной политики.

Государства на протяжении всей истории человечества не перестали враждовать друг с другом. Поэтому политики и мыслители издавна задумывались над тем, как избежать угроз нападения, какими должны быть средства противостояния. Создавались все новые системы вооружений, разрабатывались самые различные стратегии, многие государства проводили целенаправленную политику по преодолению международного разбоя и терроризма.

Нынче международные межправительственные организации остро ощущают, что наметившийся дисбаланс между политическими правами и обязанностями человека в мире грозит достичь катастрофических значений. В условиях, когда большинство государств в мировом сообществе склоны рассуждать о своих правах, и никто не торопится брать на себя обязанности, мир на глазах превращается в «войну всех против всех», где торжествует политика сильных и бесцеремонных. Становится очевидным, что человечество не может уже ограничиваться только Всемирной Декларацией прав человека, принятой ООН в 1948 г. Эта Декларация обеспечивает лишь некоторые внешние нормы политического поведения, оставляя без внимания внутреннюю духовную позицию[1].

Проблема безопасности как просто защита от угроз и опасностей, сама по себе, не может быть решена, если тот или иной тип развития (деятельности) не содержит средств, уменьшающих эти опасности. Вряд ли можно защитить от опасностей саморазрушающуюся систему, каковой является современная система всей человеческой деятельности, если не трансформировать ее в самосохраняющуюся, гомеостатическую, т.е. в социоприродную систему устойчивого развития. Все это свидетельствует о том, что проблему безопасности в позитивной перспективе необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с проблемой трансформации содержания и формы развития, т.е. в плане обсуждаемой проблемы перехода к устойчивому развитию[2].

В конце ХХ — начале ХХI-го вв. проблемы безопасности все больше выходят за пределы межгосударственного взаимодействия и разоруженческой тематики. С развитием процессов глобализации резко активизировалась организованная преступность. Терроризм, тесно связанный с организованной преступностью, представляет собой один из наиболее серьезных факторов, который не только обострился в наше время, но и оказался, по сути, в числе главных угроз безопасности и всеобщему миру.

В начале ХХI в., когда политическая структура мира находится в процессе кардинальных перемен, представляет собой «благодатную почву»  для распространения терроризма и экстремизма. То есть, терроризм и экстремизм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасныx по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем[3].

Терроризм — это заранее продуманное и подготовленное противозаконное применение насилия или вероятность такой акции в отношении личности или ее собственности, с целью вынудить правительство (общество, государство) принять решение, отвечающее требованиям противоправных сил[4].

Терроризм и экстремизм появляются, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь, кризис идеологии и государственно-правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы — политические, социальные, национальные, религиозные, для которых становится сомнительной законность и легитимность существующей власти. Смысл и сущность терроризма состоит в том, чтобы вовлечь наибольшую массу людей, для которых либо о цели террора столь высоки, что оправдывают любые средства, либо они столь неразборчивы в средствах, что готовы реализовать любую мерзость.

Терроризм, как вид международного или внутригосударственного преступления, вызывает самые разноречивые суждения. Он либо политизируется, либо рассматривается как обычное уголовное преступление. Нынче между юристами различных стран мира стало больше взаимопонимания по определению сущности терроризма. По многим вопросам сущности терроризма — и как явления, и как международного преступления — достигнуто определенное единство, что очень важно, ввиду той опасности, которую терроризм представляет для человечества.

Мотивы терроризма — это не только насилие, нажива, месть и т.д. В современном мире терроризм в значительной степени превратился в политический феномен, а мотивы совершения терактов стали в значительной степени политическими или комбинированными.

Касаясь аспектов международного или внутригосударственного терроризма, следует подчеркнуть, что морально-психологический аспект терроризма указывает на такие его особенности, как особая жестокость, высшая степень аморальности, неразборчивость в средствах, неуправляемость. Терроризм отрицает основное право человека — право на жизнь, отрицает любые ограничения при выборе места, времени, способов нападения. При этом не принимаются во внимание такие обстоятельства, как возраст, пол и другие особенности потенциальных жертв. Объектами нападения могут стать дети, женщины, старики, больницы, школы, родильные дома, детские учреждения, жилые дома, важнейшие объекты жизнеобеспечения населения и т.д. (например, Бесланская трагедия или трагедия «Норд-Оста»). Главное — произвести устрашающий эффект, вызвать максимальный резонанс, оказать психологическое давление, заявить о себе и добиться поставленных целей.

Бороться и победить терроризм и экстремизм в одночасье вряд ли возможно. Особенно в современной обстановке, которая характеризуется нарастанием экономического кризиса, ослаблением правопорядка и ростом преступности в Российской Федерации. Даже в обстановке относительной политической стабильности исключить эксцессы терроризма весьма непросто. Объясняется это как живучестью террористической и экстремистской психологией отдельных социальных слоев, не нашедших своего места в современной социальной структуре общества, так и умением террористических лидеров реагировать и использовать в своих интересах неудовлетворенность простых людей сложившейся социально-экономической обстановкой. Преодоление терроризма и экстремизма — длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели. При этом невозможно уничтожить терроризм силовыми, террористическими же средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Важно убедить общество, все политические силы в том, что спекуляция на объективных трудностях и противоречиях, силовой вариант их решения — это путь, ведущий к катастрофе.

Нет более страшной ошибки, чем вовлечение «всех и каждого»  в борьбу с терроризмом и экстремизмом. На самом деле, именно этого террористы и добиваются — практически животной реакции на свои действия. «Мне угрожают — я вооружаюсь — я вооружен — мое ружье не должно простаивать» . Как правило, «одно насилие порождает, как болезнетворный вирус, сотни других очагов болезни, угрожая целостности и, собственно, жизни всего общественного организма. Но, главное — сдерживать общественные эмоции. Политики и масс-медиа обязаны сдерживать свои эмоции. Террор — ужасен; жертвы мирного населения — трагедия; террористы — преступники. Но, во-первых, террор навязан конкретными людьми, а не той или иной национальностью или конфессией. Во-вторых, это не война, а особый вид преступности. В-третьих, чем больше общество будет обсуждать акты террора, тем сильнее оно «заведется»[5].

Политический, этнический и религиозный терроризм и экстремизм страшны именно тем, что целятся они не в генералов и полицейских, не в политиков и священослужителей иной конфессии, а в само общество. Естественной реакцией обычного человека является перенос ответственности с виновного на всех представителей некоторой национальности, вероисповедания или политического течения[6].

В мире издавна ясно, что общества, где началась «гонка вооружений» , гораздо сильнее подвержены опасности нового насилия; что стремление к индивидуальной безопасности ведет лишь к тотальной опасности. Стремление «испуганного человека»  и всего общества вооружаться ведет только к нарушениям прав человека, к межобщинным и межэтническим вторичным конфликтам.

Ведущие страны мира (США, Великобритания, Россия, Франция, ФРГ, Япония, КНР) пришли к осознанию того, что преступный мир объединился гораздо раньше, чем их правоохранительные органы, укрепилось понимание того, что терроризм можно победить только совместными усилиями.

Главный способ финансирования терроризма и экстремизма — это криминальная деятельность, которая включает в себя «обычную»  организованную и неорганизованную преступность, взяв под свой контроль ключевые сферы криминального бизнеса. Сегодня главный источник финансирования терроризма — контроль наркобизнеса, проституции, торговли оружием, контрабанды, игорного бизнеса и т.д. Например, основной источник финансирования афганского движения Талибан, ливанской «Хезболлах»  — наркобизнес, а цейлонских «Тигров освобождения Тамил Илама»  — наркотики и сделки «оружие — драгоценные камни» . Такой «экономически оформившийся»  терроризм способен уже к серьезной самостоятельной деятельности, причем, не только в масштабах «своей»  страны. Однако, сегодня развертывание такой деятельности возможно лишь при наличии структур для «отмывания»  денег — в виде контролируемых террористами и их покровителями банков, фирм, производственных предприятий» .

Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом, следует подчеркнуть, что эта проблема является проблемой не только отдельных стран, но и всего международного сообщества. Она предполагает, что в решении этой задачи должны быть задействованы не отдельные, специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна комплексная стратегия и конкретные меры по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Наиболее важной предпосылкой изживания терроризма и экстремизма является стабилизация экономического и политического положения в странах, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни. Необходимо сформировать нормальное гражданское общество, в котором резко должна сузиться социальная база терроризма. Другая очень важная предпосылка — это выработка и укоренение демократических традиций, становление и развитие политического и идеологического плюрализма, утверждение таких правил «политической игры» , которые характеризуются взаимной терпимостью, отказом от конфронтации в отношениях между различными социальными и политическими силами, поиском и нахождением консенсуса. Особенно важно, чтобы во всех государствах сформировались стабильные демократические политические системы, механизмы цивилизованного политического диалога и ротации власти. Необходимо, чтобы стоящие у власти должностные лица, государственные органы и политические партии исключили подавление оппозиции, способствовали обеспечению прав и законных интересов меньшинства. Разумеется, оппозиционные силы также должны отказаться от чрезвычайных методов в своей политической деятельности. Для вытеснения терроризма из жизни общества и государства необходима выработка высокой политической и правовой культуры, четкое установление правовых санкций за совершение террористических действий.

Следует также создать благоприятные условия для нормального, равномерного развития различных этносов и обеспечения реализации их интересов, чтобы предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государств заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан.

Кроме вышеуказанного, государственные органы должны активизировать свои усилия в превентивной деятельности, направленной на локализацию и нейтрализацию террористических тенденций, устранение потенциальных предпосылок их формирования.

Необходимо также отметить, что одних совещаний и договоров на высшем уровне недостаточно для искоренения терроризма и экстремизма. Для эффективного противодействия международному и внутригосударственному терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. В ней непременно должны быть учтены интересы населения, проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной задачи.

Ведь никакой политический лозунг, никакая национальная обида не могут служить оправданием терроризму. Ему не может быть извинения, против кого бы он ни был направлен — против американцев, израильтян, испанцев, англичан или русских, — он представляет собой зло, и так к нему и следует относиться.

Международному сообществу пора выработать принципиальную установку: никакая организация, прибегающая для достижения своих целей к терроризму, ничего от этого не выиграет. Наоборот, она понесет наказание за причиненное ею зло и будет объявлена вне закона.

Конфликтологи из ООН рекомендуют в борьбе с массовым международным и внутригосударственным терроризмом и экстремизмом руководствоваться следующими принципами:

—никакой капитуляции перед террористами, полная решимость победить терроризм в рамках закона и демократического процесса;

—не допускать сделок с террористами, никаких уступок, даже перед лицом серьезнейшей угрозы или шантажа;

—должны быть приложены максимальные усилия для того, чтобы дела по обвинению террористов дошли до суда и был вынесен законный приговор;

—следует принимать жесткие меры наказания в отношении государств-спонсоров терроризма, которые предоставляют террористическим движениям безопасное убежище, взрывчатые вещества, деньги, а также моральную и дипломатическую поддержку;

—государства должны решительно пресекать попытки террористов блокировать или подорвать международные дипломатические усилия по разрешению важнейших политических кризисов. Терроризм стал главной угрозой миру и стабильности и его подавление, таким образом, является общим делом всего международного сообщества.

Сегодня никто не спорит, что предотвращение более эффективно и обходится дешевле, чем реагирование на кризисы после их возникновения. Однако, наша политическая и организационная культура и практика по-прежнему гораздо больше ориентированны на реагирование, нежели на предотвращении. Как гласит одна старинная поговорка, «трудно найти деньги на лекарства, зато легко найти их для покупки гроба».

 

Библиография

1 Василенко И.А. Политическая глобалистика. — М., 2003.

2 Урсул А.Д., Романович А.Л. Безопасность и ее устойчивое развитие. — М., 2009.

3 Лебедева М.М. Мировая политика. — М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2009.

4 Гушер А.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. — М., 2008 .

5 Попов В.И. Противодействие организованной преступности, коррупции, терроризму в России и за рубежом. — М.: Изд-во СГУ, 2007.

6 Замковой З., Ильчиков В. Терроризм — глобальная проблема современности. — М., 1996.