Реклама
Статья

Профессиональная этика государственных служащих: нужен ли этический кодекс?

Е.С. ГАНС, О.А. МАЛАКАНОВА (администрация Самарской области) Система государственной службы, являясь способом организации жизни общества, переживает этап реформирования, что актуализирует споры о качественном содержании специфических требований нравственности, которые связаны с особенностями профессии государственного служащего.

Е.С. ГАНС,
О.А. МАЛАКАНОВА
(администрация Самарской области)
 
Система государственной службы, являясь способом организации жизни общества, переживает этап реформирования, что актуализирует споры о качественном содержании специфических требований нравственности, которые связаны с особенностями профессии государственного служащего.
 
Нормативные акты, регламентирующие деятельность государственных служащих, прежде всего Федеральный закон от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон об основах государственной службы), учитывают специфику морали государственной службы. Представитель государственной власти, исполняющий свои служебные обязанности, должен не только выполнять стоящие перед ним профессиональные задачи, но и придерживаться определенных моральных принципов.
Для повышения эффективности деятельности государственных органов в различных странах разрабатываются концепции государственного управления, в которых значительное место уделяется этике государственной службы. Нормативный и структурный подходы к этике государственной службы — основополагающие в мировой практике. Но доминирует структурный подход, уделяющий особое внимание нормативным актам, которые регулируют деятельность чиновников. Однако практически невозможно охватить все нарушения, допускаемые служащими, а также контролировать их деятельность. Для профилактики неэтичного поведения государственных служащих разрабатываются различные программы административной этики.
Государственное управление играет значительную роль в демократическом обществе, а государственные служащие являются ключевым элементом в государственном управлении. Комитет министров Совета Европы рекомендует, чтобы правительства государств-членов в соответствии со своим внутренним законодательством и принципами государственного управления содействовали принятию внутренних кодексов поведения государственных служащих[1].
Этика государственной службы и правила поведения государственных служащих регулируются и странами—членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Поскольку стандарты и критерии государственной службы определяются целым рядом как формальных, так и неформальных факторов, Совет ОЭСР 23 апреля 1998 г. принял Рекомендации по совершенствованию этики поведения государственных служащих.
В России действуют нормативные акты, регламентирующие деятельность государственных служащих. Среди них Закон об основах государственной службы, Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885, а также ведомственные нормативные акты, устанавливающие правила поведения сотрудников в профессиональной и внеслужебной деятельности. К сожалению, существует лишь проект Кодекса служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления (Кодекс поведения государственных служащих РФ). Тем не менее администрации различных областей разрабатывают и принимают кодексы этики государственных (муниципальных) служащих. Так, в Красноярске принят Профессионально-этический кодекс муниципального служащего.
Для администрации Самарской области разработаны Профессионально-этические правила поведения государственного служащего администрации Самарской области, которые находятся в стадии утверждения. Этот документ является одним из компонентов этической инфраструктуры, характеризует формальные и неформальные факторы, определяющие стандарты и критерии государственной службы.
Деятельность государственного служащего регулируется различными нормативными правовыми актами, накладывающими обязанности и ограничения как федерального, так и областного значения, однако необходимо создать документ именно этической направленности. Он должен прописывать правила служебного поведения в качестве норм надлежащего служебного поведения, обеспечивающих добросовестное исполнение служебных (должностных) обязанностей и соблюдение установленных ограничений на основе соответствия служебного поведения общепринятым этическим нормам.
Профессионально-этические правила поведения государственного служащего Самарской области поставили своей целью провозгласить стандарты поведения, совместимые с организационными и этическими принципами справедливости, свободы, честности, прозрачности, подотчетности и ответственного использования ресурсов органов государственного управления в обществе. В документе содержатся идеалы, которые должны пронизывать функционирование государственного служащего Самарской области и составлять фундамент его профессиональной деятельности. Цель правил — установить этические нормы и принципы и урегулировать этические отношения профессиональной деятельности государственного служащего Самарской области. Вместе с тем этому документу придается рекомендательный характер, что связано со спецификой правотворчества в правовом пространстве России.
Механизмов внедрения Профессионально-этических правил поведения государственного служащего Самарской области может быть несколько, например обязательное проведение семинаров-тренингов по тексту правил для вновь принимаемых на государственную службу. В трудовой договор необходимо внести графу, что поступающий на государственную службу ознакомился с текстом правил.
Принятие Профессионально-этических правил поведения государственного служащего Самарской области будет способствовать решению двух основных задач: 1) определению целей и принципов деятельности организации, формулированию норм этичного поведения, которыми должны руководствоваться работники организации; 2) содействию построения доверительных и ответственных отношений в коллективе (органе государственного управления).
Профессионально-этические правила поведения государственного служащего Самарской области
1. Преамбула
Мы, государственные служащие Самарской области, опираясь на общепризнанные нравственные ценности и профессиональный долг, в строгом соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и другими нормативными документами, регулирующими государственную службу, руководствуясь спецификой профессии, заботясь об авторитете государственной власти и престиже нашей профессии, принимаем Профессионально-этические правила поведения государственного служащего Самарской области.
Деятельность государственного служащего Самарской области пронизана идеалами законности, государственности и чести. Государственный служащий Самарской области действует от имени государства во благо народа, что составляет фундамент его профессиональной деятельности и требует этической регламентации.
2. Общие положения
2.1. Целью настоящих Профессионально-этических правил поведения является установление этических норм и принципов и урегулирование этических отношений профессиональной деятельности государственного служащего Самарской области.
2.2. Профессионально-этические правила поведения государственного служащего Самарской области носят рекомендательный характер.
2.3. Настоящие правила действуют на территории Самарской области.
3. Профессионально-этические принципы деятельности государственного служащего
3.1. Этические принципы деятельности государственного служащего Самарской области базируются на соблюдении Конституции РФ, законов Российской Федерации и иных нормативных актов, а также на соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.
3.2. Основными принципами деятельности государственного служащего Самарской области являются профессиональная компетентность, беспристрастность и добросовестность.
3.2.1. Профессиональная компетентность — специальные знания государственного служащего о нормативном регулировании отношений государственной службы и о своих правах и обязанностях в целях обеспечения эффективной деятельности государственного органа.
3.2.2. Беспристрастность — недопущение при исполнении государственным служащим должностных обязанностей оказания предпочтения или создания условий для оказания предпочтения каким-либо лицам, группам лиц по признакам родства и личной привязанности, пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, профессиональной принадлежности и по иным обстоятельствам, если иное не предусмотрено законодательством.
3.2.3. Добросовестность — служебное поведение государственного служащего, обеспечивающее наиболее эффективное исполнение должностным лицом своих должностных обязанностей в интересах граждан, общества и государства.
3.3. Действия государственных служащих Самарской области должны подтверждать, что служащие не используют подконтрольные им государственные средства в личных интересах.
3.4. Государственный служащий Самарской области должен отказаться от содействия любому физическому или юридическому лицу, требующему от него ненадлежащих действий, противоречащих закону, профессиональному долгу и этическим принципам.
3.5. Государственный служащий Самарской области несет этическую ответственность за свои действия перед государством, жителями Самарской области и своими коллегами.
4. Профессионально-этические качества государственного служащего
Государственный служащий администрации Самарской области должен быть:
· компетентным;
· беспристрастным;
· справедливым;
· готовым нести ответственность за свои действия и принимаемые решения;
· добросовестным в исполнении своих служебных обязанностей;
· тактичным в общении с гражданами, коллегами и представителями других организаций, сохраняя в любой ситуации чувство собственного достоинства.
5. Взаимодействие государственного служащего с гражданами, коллегами и представителями других организаций
5.1. Государственный служащий Самарской области должен защищать права и законные интересы граждан, прилагать усилия для решения проблемы гражданина без ущемления интересов других граждан.
5.2. Государственный служащий Самарской области должен взаимодействовать с представителями различных организаций, формировать позитивное общественное мнение путем создания положительного образа государственного служащего и государственной службы.
5.3. Государственный служащий Самарской области должен добиваться совершенствования практики государственного управления, бескорыстно передавая профессиональный опыт и знания.
5.4. Государственный служащий Самарской области не должен допускать поступков, унижающих честь и достоинство другого человека, извлекать выгоду в связи с осуществлением служебных обязанностей, затягивать решение вопросов и вводить в заблуждение, предоставляя недостоверную или непроверенную информацию.
5.5. Государственному служащему Самарской области рекомендуется воздерживаться от приема граждан во внеслужебное время по вопросам профессиональной деятельности.
5.6. Государственный служащий Самарской области в общении с гражданами, коллегами и представителями других организаций должен быть вежливым и корректным, решать вопросы в пределах своей компетенции, уметь аргументированно и тактично отказать, объяснив причины, препятствующие решению вопроса.
5.7. Государственный служащий Самарской области должен относиться к коллегам с уважением, вниманием и доверием, конструктивно критиковать профессиональные действия коллег, а не их личные качества.
6. Действия государственного служащего, направленные на соблюдение настоящих правил
6.1. Государственный служащий Самарской области должен использовать доверенные ему государственные ресурсы только по назначению. Ему рекомендуется ставить в известность руководство и соответствующие инстанции о фактах, связанных со злоупотреблениями.
6.2. Государственный служащий Самарской области должен сохранять конфиденциальность информации в отношении обратившихся граждан, не разглашать имеющуюся у него служебную информацию, если иное не предусмотрено законодательством.
6.3. Государственный служащий Самарской области обязан придерживаться правил регламентации служебного времени. Ему рекомендуется воздерживаться от посторонних дел в ходе приема граждан.
7. Личностное самосовершенствование государственного служащего
7.1. Личностное самосовершенствование государственного служащего Самарской области обязывает его к постоянному повышению своего профессионального уровня и исполнению служебного долга.
7.2. Государственный служащий Самарской области должен изучать законодательство о государственной службе и использовать современные научные знания.
7.3. Государственному служащему Самарской области в профессиональной деятельности допустимо реализовывать следующие личные интересы:
· уважение своего труда и моральное удовлетворение от работы;
· признание результатов своего труда;
· получение заработной платы;
· получение льгот и компенсаций, установленных законодательством.
8. Конфликт интересов
8.1. Конфликт интересов — ситуация, когда личная заинтересованность государственного служащего влияет или может повлиять на беспристрастное исполнение им своих должностных (служебных) обязанностей.
8.2. Личная заинтересованность государственного служащего — любая выгода для него лично, его родственников и друзей, а также физических и юридических лиц, с которыми он имел или имеет деловые или иные отношения. В это понятие входит также любое финансовое или гражданское обязательство, которое несет государственный служащий.
8.3. При угрозе возникновения конфликта интересов государственный служащий Самарской области должен письменно сообщить об этом непосредственному руководителю и (или) в Комиссию по этике и выполнять их решения, направленные на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов.
8.4. Государственный служащий Самарской области, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призван принимать меры по урегулированию конфликта интересов или угрозы возникновения конфликта.
8.5. Ситуация конфликта интересов рассматривается на заседании Комиссии по этике, в функции которой входит урегулирование и разрешение возникшего конфликта.
9. Функции Комиссии по этике
9.1. Вопросы, связанные с нарушением норм Профессионально-этических правил поведения государственного служащего Самарской области, рассматриваются на заседании Комиссии по этике.
9.2. Комиссия по этике формируется на конференции представителей трудового коллектива соответствующего органа исполнительной власти Самарской области, а ее состав утверждается губернатором Самарской области или руководителем органа исполнительной власти Самарской области.
9.3. Комиссия по этике устанавливает механизм рассмотрения неэтичного поведения государственного служащего Самарской области.
9.4. Если Комиссия по этике установила факт нарушения Профессионально-этических правил поведения государственного служащего Самарской области, она вправе принять решение о вынесении государственному служащему Самарской области порицания.
9.5. Решения, выносимые Комиссией по этике, учитываются при проведении аттестации государственного служащего Самарской области и при выдаче рекомендаций, связанных с его профессиональным ростом.
10. Заключительные положения
10.1. Право толкования Профессионально-этических правил поведения государственного служащего Самарской области принадлежит Комиссии по этике.
10.2. Право пересмотра Профессионально-этических правил поведения государственного служащего Самарской области принадлежит конференции представителей трудового коллектива соответствующего органа исполнительной власти Самарской области.
10.3. Настоящие Профессионально-этические правила поведения государственного служащего Самарской области рекомендованы для соблюдения всеми государственными служащими Самарской области.
10.4. Порядок и форма ознакомления государственных служащих Самарской области с настоящими Профессионально-этическими правилами поведения государственного служащего Самарской области определяются конференцией представителей трудового коллектива соответствующего органа исполнительной власти Самарской области.
10.5. Отделу государственной службы и кадров аппарата администрации Самарской области рекомендуется проводить просветительскую работу по формированию профессионально-этических стандартов деятельности государственного служащего, доводя до сведения настоящие Профессионально-этические правила поведения государственного служащего Самарской области при приеме на работу, проведении квалификационных экзаменов в период обучения, стажировок, повышения квалификации, переподготовки государственных служащих администрации Самарской области.
10.6. При возникновении вопросов по данным Профессионально-этическим правилам поведения государственного служащего Самарской области консультации проводит сотрудник отдела государственной службы и кадров аппарата администрации Самарской области.
 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 13 дней назад
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 13 дней назад
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 13 дней назад
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 13 дней назад
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 13 дней назад