Е.А. КУКИН,

аспирант Российского университета дружбы народов

 

В статье  описывается процесс кодификации норм международного морского права в период становления и развития данной отрасли права. Попытки кодификации норм международного морского права начали проводить еще с античных времен, однако, почти все они оказались неудачными. Так было вплоть до ХХ века, пока в 1958 году в Женеве не приняли четыре Конвенции по морскому праву. Именно эти Конвенции стали наиболее сильным толчком в процессе кодификации международного морского права.

Ключевые слова: кодификация, конвенция, договор, соглашение, международное морское право.

 

In article the author describes process of codification of norms of the international marine law in formation and development of the granted branch of the right. Attempts of codification of norms of the international marine law have started to spend since antique times, however, almost all of them have appeared unsuccessful. So was up to the XX-th century while in 1958 in Geneva have not accepted four Conventions on a marine law. These Conventions became the strongest push in the course of codification of the international marine law.

Keywords: codification, convention, contract, agreement, international sea law.

 

Международное право возникло задолго до формирования государств. Одной из отраслей этого института является международное морское право. Данная отрасль представляет собой такую систему норм,  которая определяет статус морских пространств, их дна и ресурсов, а также порядок пользования ими. Положения международного морского права регулируют отношения между пользователями Мирового океана.

Нормы, регулирующие отношения между государствами в сфере моря, создавались и накапливались в течение длительного времени. Кроме того, часто между государствами возникали споры и конфликты по множеству вопросов, касающихся использования моря. Бывали случаи, когда многие нормы и обычаи признавались лишь некоторыми государствами и не признавались другими. Одним из способов решения споров и конфликтов явилось создание норм международного морского права, которые в дальнейшем было решено кодифицировать. Такие нормы должны были представ-лять собой единый универсальный правопорядок, который соответствовал бы интересам различных народов. 

Кодификация в общей теории права определяется как форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений. Кодификация — это способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. Кодифицировать — значит объединить в едином правовом акте ряд норм, образующих какую-либо отрасль права, имеющих общий объект регулирования. Однако кроме кодификации общей, которая охватывает все нормы какой-то конкретной отрасли права, встречается и частичная кодификация, которая охватывает лишь определенную часть норм той или иной отрасли права. Примером тому может служить кодификация норм международного морского права, которое является отраслью международного права.

В науке международного права отсутствует единое определение термина «кодификации». Единственным международным документом, дающим понятие «кодификации международного права», является Статут Комиссии международного права Организации Объединенных Наций (ООН). Так, в указанном Статуте «процесс кодификации» определяется как установление более точной формулировки и систематизации норм международного права в тех областях, в которых имеются определенные положения, установленные обширной государственной практикой, прецедентами и доктриной. Главным признаком «кодификации», обозначенным в Статуте Комиссии Международного Права ООН, является элемент новации.

Важным в этом вопросе представляется определение понятия «кодификация», которое дано в работе под редакцией К.А. Бекяшева. Так, под кодификацией норм международного права здесь понимается официальная систематизация действующих договорных и (или) обычных международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права на специальных международных (дипломатических) конференциях или в рамках международных межправительственных организаций с целью:

а) преобразования обычных международно-правовых норм в договорные международно-правовые нормы и закрепления их в соответствующем международном договоре (договорах);

б) разработки новых международно-правовых норм, необходимость в которых продиктована развитием науки и техники, освоением новых пространств и территорий (космического пространства, Луны, глубоководного района морского дна и др.), расширением интеграции и межгосударственного сотрудничества;

в) ревизии (пересмотра) и уточнения отдельных международно-правовых норм с исключением из правового оборота устаревших норм, не отвечающих современным реалиям (например, взимание контрибуций, отмена каперства и права победителя, неприсвоение захваченной во время войны территории и др.) и заменой их более прогрессивными;

г) четкого, последовательного и ясного изложения международно-правовых норм, исключающего их двоякое толкование;

д) сближения позиций различных групп государств и различных правовых систем в раскрытии юридического содержания уже существующих и вновь разрабатываемых международно-правовых норм, и др. [1]

Деятельность по кодификации ведется как в официальной, так и неофициальной форме, которую называют «доктринальной» кодификацией. Официальной кодификацией международного морского права занимается Комиссия ООН по морскому праву и другие международные организации, призванные регулировать отношения в данной сфере. Среди таких организаций: Международная морская организация, Международная океанографическая комиссия (действующая в рамках  ЮНЕСКО), Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) и т.д.

Неофициальной же, или доктринальной, кодификацией занимаются отдельные ученые или их коллективы, национальные институты, общественные организации либо международные неправительственные организации.

В качестве основных источников международного морского права изначально выступили те же нормы, что и в международном праве: международный обычай и международный договор. Так, складывавшиеся годами и веками международные  обычаи стали первыми нормами, регулирующими отношения в сфере международного морского  права.

Первые попытки кодификации морского права относятся к античному времени. Они должны были соединить воедино те правила, которые сложились в процессе деятельности купцов и торговцев всех наций. Ярким примером такой кодификации стал Родосский кодекс, который был наиболее ранним из всех известных кодексов. Датировался данный кодекс III-II веками до нашей эры. Нормы Родосского Кодекса постепенно приобрели обязательный характер, добровольно признаваемый всеми. Позднее, во время поздней Империи, на основе норм и положений Родосского кодекса был создан целый ряд нормативных актов, регулирующих отношения в области международного морского права. Историки назвали это Родосским морским правом.

Однако резкое повышение интенсивности в развитии морской деятельности различных государств потребовало прогрессивного развития международного морского права и кодификации его норм. Так, новым витком в процессе кодификации международного морского права стало оживление торговли в Западной Европе. Именно эти события  способствовали появлению целого ряда других кодексов и сборников, в которых формировались различные правила о  торговом  мореплавании. В качестве некоторых кодексов и сборников можно указать следующие, наиболее важные:

С VII века начинает действовать Кодекс Basilika (Базилика).  Он включает в себя нормы и положения византийского права, и регулирует торговлю Леванта. Данный кодекс был основан на воле императора, а не на согласии купцов. В нем были изложены основные принципы международного морского права. При этом, основы были дополнены специальными примерами из Родосского морского права.

В X веке появляется кодекс Tabula Amalfitana. Данный кодекс относится к международному морскому праву и содержит в себе морские обычаи, которые применялись в городе Амальфи в Италии.

Дальнейшее развитие морского права происходило под явным влиянием крестоносцев. Решение споров посредством поединка, которое применялось при гражданских требованиях, было совершенно неприемлемо при разбирательстве дел морских. Так, крестоносцы организовывали свои собственные суды для разрешения споров. Суды должны были разрешать споры между крестоносцами и моряками-торговцами, которые сталкивались друг с другом на берегах Средиземного моря. Право, применяемое в данных судах, основывалось на обычаях купцов. В дальнейшем это право было кодифицировано. Так появился кодекс Assizes de Jerussalem (так называемые Иерусалимские ассизы). Применение кодекса было вверено консулам или морским магистратам, назначение которых в такие важные торговые порты, как Генуя, Венеция и Марсель, вошло тогда в обычай.

В XII — XIV веках на Атлантическом побережье применялись Олеронские свитки или Олекронские правила (Rolls d`Oleron или Lex de Oleron). Торговля на Атлантическом побережье была высоко развита благодаря связям со Средиземноморьем во время крестовых походов. Появление и распространение Олеронских свитков стало значительным шагом вперед в процессе кодификации международного морского права. Основой Олеронских правил явились сборники решений, вынесенных морским судом острова Олерона, близ Бордо. В XII веке Бордо был важным торговым центром. Как отмечает в своей книге Н.А. Ушаков, Олеронские свитки служили систематизированным кодексом того периода, когда еще не существовало законодательства по вопросам морского права, и представляли настолько тщательную запись обычаев, сложившихся в торговле между атлантическими портами Франции, что завоевали быстрое признание и были постепенно восприняты всеми государствами Западной Европы [2].

Lex de Oleron были приняты на юге Испанией. Именно с юга  они влияли на торговые обычаи стран Средиземного моря. Однако на севере Lex de Oleron получили еще большее распространение. Ричард I приказал перевести Свитки в Англии и использовать в английском Суде Адмиралтейства. Там им придавалось особое значение как эдикту английского короля. Вскоре Lex de Oleron  стали общепризнанными кодифицированными правилами международного морского права. Во Франции эти правила были подтверждены ордонансом 1364 года.

Впоследствии на основании норм и положений, содержащихся в Олеронских свитках, были созданы и другие кодексы. Так, во Фландрии был написан кодекс Judgments of Damme[1]. Данный кодекс дословно воспроизводил первые 24 статьи Олеронских свитков. Кроме того, во второй половине XIV века в городе Брюгге была написана  «Пурпурная книга», которая являлась полным переводом Олеронских свитков.

Еще одном кодексом, на нормы которого значительно повлияли Олеронские правила, стал кодекс под названием Законы Висби или «Морские законы острова Готланда». С момента основания в XIII веке Ганзейского союза торговых городов, торговля на Балтийском море значительно оживилась. Порты Ганзейского союза располагались от Балтики до Черного моря. Одним из главных торговых центров данного союза был город Брюгге, и именно здесь ганзейские купцы вступили в отношения с теми, кто применял Олеронские правила. Так, ганзейские купцы оказались под сильным влиянием Олеронских свитков.

В XV веке купцы разработали правила, которыми они должны были руководствоваться на море. А в 1505 году в Копенгагене на саксонском языке был опубликован текст кодекса, который назвали «Законы Висби».  Данный кодекс состоял из трех частей, одна из которых являлась редакцией Олеронских правил наряду с выдержками из законов города Амстердама и статутов ганзейского города Любека.

С XIV века в странах Средиземноморья начинают действовать Consolato del Mare. К этому времени вновь оживляется морская торговля. Крупными центрами торговли становятся Марсель, Барселона и Валенсия. Вообще, в XIV веке существовало огромное количество местных статутов, которые издавались «Consulandos» или самоуправляющимися объединениями купцов в крупных портах. Они применялись в судах «консулами» или «судьями-консулами», к компетенции которых были отнесены все вопросы в сфере морского права. Однако проблема состояла в том, что местные законы были написаны на латинском языке, а он не был известен большинству купцов.

В связи с этим изложенный на каталонском наречии Consolato del Mare  имел большое значение для купцов и моряков, а также для су-дей — консулов, которые осуществляли  правосудие в крупных портах. Consolato был издан в Барселоне и собрал в себе все местные законы и обычаи, распространенные в пределах Средиземноморья. Поскольку в сборнике не делалось попытки изложить нормы, которые должны были иметь всеобщее применение, а просто сводились воедино уже действующие принципы, этот сборник завоевал доверие здравомыслящего торгового мира и был признан в качестве закона с общего согласия стран Средиземного моря. В средневековый период Consolato являлся главным регулятором отношений на Средиземном море. Столь обширное распространение и использование данного сборника продолжалось до тех пор, пока со становлением суверенных государств внутригосударственное законодательство не вытеснило нормы обычного морского права.

В 1614 году Ганзейским союзом был создан еще один кодекс, который также распространял свое действие на район Балтийского моря.  Сборник получил название «Кодекс Ганзы».

В 1667 году доктор Курике опубликовал в Гамбурге на немецком языке кодекс под названием «Jus Martimum Hanseaticum». Сборник был опубликован в оригинале с латинским переводом. В основе норм этого кодекса лежали положения «Кодекс Ганзы»  1614 года. Однако, кодекс не был полным, он лишь содержал в себе особые обычаи и статуты отдельных городов и главным образом основывался на традиционных принципах римского права.

«Черная книга Адмиралтейства» явилась одной из наиболее важных и примечательных собраний морских законов Англии. Данный сборник начали писать еще при царе Эдуарде III и продолжили во времена царствования Ричарда II и Генриха IV. «Черная книга Адмиралтейства» была создана в качестве практического пособия или сборника норм морского права, которыми следовало руководствоваться в Суде Адмирала. Так как книга была написана на древнем нормандском языке, то это затрудняло ее использование. Однако  во времена царствования Карла II все документы данной книги были переведены на английский язык Томасом Бедфордом.

В качестве основы для «Черной книги» были использованы статьи и правила кодекса «Domesdays Books».  Этот кодекс был написан в приморских самоуправляющихся городах, которые имели собственные суды и применяли нормы обычного морского права к английским и иностранным морякам и купцам. Некоторые из статей «Domesdays Books» основывались на Олеронских свитках.

В самом начале XVII века в Руане начал действовать сборник «Guidon de la Mer». Это был частный сборник норм морского права, закрепленных обычаем. Целью  издания сборника было оказание помощи консулам Руана в отправлении правосудия по делам, связанным со страхованием. Нормы и положения сборника «Guidon de la Mer» легли в основу известного французского ордонанса 1681 года, изданного Людовиком XIV.

Все эти сборники и кодексы включали в себя те правила и обычаи, которые были в ходу у мореплавателей, торговцев и рыболовов. Нормы данных актов касались в основном имущественных и административных вопросов, которые возникали у судовладельцев в процессе мореплавания.

Перечисленные кодексы, правила и сборники стали огромным вкладом в процесс кодификации международного морского права. Все морские государства  учитывали перечисленные нормативные акты  в своей национальной практике. Однако самым большим упущением было то, что ни в одном из этих кодексов не содержалось абсолютно никаких норм, регулирующих отношения между  государствами по вопросам мореплавания.

Огромный вклад в процесс кодификации международного морского права внесла  Россия. В  1780 году  Россией была разработана Декларация о вооруженном нейтралитете.  Ее положения были основаны на принципах свободы судоходства и торговли, кроме того, декларация провозгласила право нейтральных стран защищаться вооруженной силой  тех, кто пытается нарушить эти свободы. Декларация 1780 года требовала, чтобы нейтральные корабли могли свободно плавать от одной пристани к другим и у берегов воюющих наций с тем, чтобы товары, принадлежащие подданным воюющих держав, были свободны на нейтральных кораблях [3].

Данная Декларация получила признание у многих морских держав. Так, нормы конвенции были приняты Францией и Испанией. Англия же не проявляла желания принимать положения, прописанные конвенцией. Однако под натиском Франции и Испании она была вынуждена считаться с принципами Конвенции 1780 года. Кроме  того, принципы, содержащиеся в Декларация о вооруженном нейтралитете 1780 года, позднее были закреплены в Парижской декларации о морской войне 1856 года.

Дальнейший процесс кодификации международного морского права прошел долгий путь развития. Попытки кодификации норм и обычаев предпринимались в XVIII — XIX веках, однако, как правило, они заканчивались неудачей. Исключением стало  создание Декларации о морской войне 1856 года, так называемой Парижской декларации. Так, в 1856 году в Парижском конгрессе участвовало семь стран: Великобритания, Франция, Россия, Австрия, Пруссия, Сардиния и Турция. Участники данного Конгресса приняли декларацию,  в которой провозглашались четыре принципа защиты нейтралитета и частной собственности при ведении военных действий на море.

Позднее к Парижской декларации присоединились многие страны, за исключением Мексики, Испании и Соединенных Штатов Америки. Свою позицию Штаты обосновывали тем, что в случае военного конфликта с сильной морской державой они могут оказаться в заведомо проигрышном положении. Именно поэтому, обладающая небольшим военным и мощным торговым флотом Америка не желает присоединяться к положениям и нормам Декларации о морской войне. Однако, США согласились подписать декларацию на том условии, что в нее будут внесены положения, исключающие захват на море любой неконтрабандной частной собственности. Но такое предложение было отвергнуто участниками Парижского конгресса.

Новым витком в развитии международного морского права стало создание Организации Объединенных Наций.  С этого моменты вновь важным становится вопрос о кодификации международного права в целом, и морского права  в частности. Кодификация и прогрессивное развитие международного права становятся  инструментами укрепления международного правопорядка. Данное утверждение можно подтвердить нормами Резолюции 1686 (XVI), которая была принята 18 декабря 1961 года. Так, в Резолюции указывалось, что кодификация и прогрессивное развитие международного права имеют важное значение для превращения международного права в более эффективное средство осуществления целей и принципов, изложенных в Уставе Организации Объединенных Наций.

С 1947 года начинает свою работу Комиссия международного права, созданная в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Члены данной Комиссии ведут подготовительную работу в области кодификации международного права. 

В период с 1949 по 1956 годы Комиссия уделяет большое внимание и значительную часть времени международному морскому праву. Она подготавливает проект Статей, относящихся к морскому праву, который передает на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН [4]. Указанный проект Статей был написан с учетом общепризнанных международных обычаев, а также включил в себя некоторые новые положения в области мирового политического развития и освоения Мирового океана.

Для рассмотрения и утверждения созданного проекта Генеральная Ассамблея решает созвать международную конференцию. Исторически важным событием становится I Конференция ООН по морскому праву, которая со-стоялась в Женеве с 24 февраля по 29 апреля 1958 г. Для участия в данной Конференции 86 стран прислали своих делегатов. Целью I Конференции было рассмотрение всех основных вопросов международного морского права, а также принятие во внимание не только юридической, но и технической, биологической, экономической и политической стороны проблемы. Кроме того, странам — участницам было предложено  изложить результаты своей работы в Декларациях, Соглашениях, Договорах или каких-либо других международных актах.

Благодаря деятельному сотрудничеству между всеми участниками Конференции на основе проекта Статей, относящихся к морскому праву, было принято четыре Конвенции. Эти Конвенции были призваны кодифицировать положения международного морского права: Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне, Конвенция об открытом море, Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря и Конвенция о континентальном шельфе.

Кроме того, помимо указанных четырех Конвенций, на Женевской конференции был одобрен ряд резолюций, среди которых: резолюция об испытаниях ядерного оружия в открытом море, о загрязнении моря радиоактивными отходами, о рыболовстве и об исторических водах. Также был принят факультативный протокол об обязательном порядке разрешения споров, касающихся толкования и применения одобренных конференцией конвенций по морскому праву.

Все документы, принятые на конференции, стали важной отправной точкой в  процессе кодификации международного морского пра-ва. Однако были на конференции и некоторые негативные моменты. Так, страны — участницы первой Женевской конференции не смогли достичь единодушия по вопросу  о предельной ширине территориального моря. Одни государства выступали за трехмильный, другие — за шестимильный, третьи — за двенадцатимильный лимит.

С.В. Молодцов так говорит о сложившейся тогда ситуации: «Каждый из государств-участников хотел переделать территорию государств, имеющих морское побережье» [5]. Именно поэтому для обсуждения и решения этого важного  вопроса была созвана вторая Конференция ООН по морскому праву. Она состоялась  в 1960 году в Женеве. Однако, и вторая конференция потерпела провал и закончилась безрезультатно. Даже в преамбуле Конвенции 1982 года, принятой много позже, будет указано, что «развитие, происшедшее после конференций Организации Объединенных Наций по морскому праву, состоявшихся в Женеве в 1958 и 1960 годах, подчеркнуло необходимость разработки новой общеприемлемой Конвенции по морскому праву» [6].

С целью решения столь остро назревшей и глобальной проблемы Генеральная  Ассамблея Организации Объединенных Наций инициировала в 1973 году созыв Третьей   конференция ООН по морскому праву. Данная конференция проводилась с 1973 по 1982  годы, на ней было проведено одиннадцать сессий. Всего на конференции присутствовало 160 стран-участниц. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3067 (XXVIII) от 26 ноября 1973 года определила в качестве задачи этой конференции принятие конвенции по всем вопросам, касающимся морского права. 

Главным итогом конференции стало создание Конвенции ООН по морскому праву

1982 года. В декабре 1982 года на Ямайке состоялась  специальная сессия конференции ООН для подписания Конвенции. Нормы данной Конвенции призваны регулировать все основные виды деятельности государств по исследованию и использованию пространств и ресурсов Мирового океана. В преамбуле Конвенции подчеркивается «тесная взаимосвязь проблем морского пространства и необходимость рассматривать их как единое целое» [6]. 

С 16 ноября 1994 года Конвенция ООН по морскому праву 1982 года вступила в силу, после того, как ее ратифицировали и стали ее участниками 60 государств. Преамбула данной Конвенции провозглашает, что ее целью является «установление правового режима для морей и океанов, который способствовал бы международным сообщениям и содействовал бы использованию морей и океанов в мирных целях, справедливому и эффективному использованию их ресурсов, сохранению их живых ресурсов, изучению, защите и сохранению морской среды» [6]. Конвенция ООН по морскому праву 1982 го-да является наиболее полным кодифицированным актом, устанавливающая правовой статус и юридический режим обозначенных в ней пространств Мирового океана. Кроме того, данным документом регулируются полеты летательных аппаратов в воздушном пространстве над Мировым океаном, то есть в воздушном пространстве до границы его с космическим пространством.

Итак, анализируя исторические попытки кодифицировать нормы международного морского права, следует отметить, что не смотря на то, что первые попытки в этом направлении начались еще с античных времен, явный прогресс в данном направлении наметился лишь в ХХ веке.

Деятельность Лиги Наций в кодификации международного права вообще и международного морского права в частности была абсолютно безуспешной. И лишь с момента создания ООН наметился значительный сдвиг в процессе кодификации.

 

Список литературы

1. Международное публичное право / Под. ред. К.А. Бекяшева. — М., 1999. — С. 15—16.

2. Ушаков Н.А. Международное  право:  Учебник. — М: Юрист,  2000. — С. 272. 

3. Бекяшев К.А., Волосов М.Е. Энциклопедия юриста. Международное морское право / URL: http://eyu.sci-lib.com/article0001169.html

4. Гуцуляк В.Н. Международное морское право (публичное и частное). — М.: Феникс, 2006. —  С. 208.

5. Молодцов С.В. Кодификация и дальнейшее развитие международного морского права (К итогам Женевской дипломатической конференции по морскому праву) // Советский ежегодник международного права, 1958. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. — С. 328.

6. Конвенция ООН по морскому праву

1982 года. / Официальный сайт ООН / URL:  http://www.un.org/russian/documen/convents/lawsea.html

Библиография

1 Дословный перевод — Решения города Дамм.