Реклама
Статья

Роль Совета законодателей в обеспечении единства федеральной и региональной законотворческой политики

УДК 342.52 В.П. БЕЛЯЕВ, доктор юридических наук, профессор, В.А. ЧОВГАН, аспирант кафедры теории и истории государства и права Белгородского университета потребительской кооперации Законодательные (представительные) органы в Российской Федерации довольно прочно взаимосвязаны. Это выражается в единых целях, в решении общих задач, во взаимодействии в законотворческой деятельности и в регулировании законодательного процесса. Децентрализация (деконцентрация) государственной власти видится в интеграции и консолидации интересов регионов, а также в их представительстве при формировании и осуществлении общегосударственной политики.

УДК 342.52
В.П. БЕЛЯЕВ,
доктор юридических наук, профессор,
В.А. ЧОВГАН,
аспирант кафедры теории и истории государства и права Белгородского университета потребительской кооперации
 
Законодательные (представительные) органы в Российской Федерации довольно прочно  взаимосвязаны. Это выражается в единых целях, в решении общих задач, во взаимодействии в законотворческой деятельности и в регулировании законодательного процесса. Децентрализация (деконцентрация) государственной власти видится в интеграции и консолидации интересов регионов, а также в их представительстве при формировании и осуществлении общегосударственной политики.
 
На данный момент законодательные (представительные) органы государственной власти в масштабе страны объединены в Совет по взаимодействию Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совет законодателей), который функционирует достаточно активно[1].
Совет законодателей — это новый парламентский институт, образованный 21 мая 2002 г. как консультативный  орган при Совете Федерации. Цель его создания — обеспечение единого правового пространства Российской Федерации, координация законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обмен опытом. Иначе говоря, создан реальный механизм взаимодействия палат Федерального собрания РФ (иных субъектов государственной власти) и законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации в процессе законотворческой деятельности на федеральном уровне, а также влияния центра на законодательный процесс в регионах, выработки и построения единой и системной законотворческой политики.
Перед Советом законодателей ставятся следующие основные задачи:
— оказание помощи во взаимодействии законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации с палатами Федерального собрания Российской Федерации, а также между собой;
— выработка рекомендаций по определению основных направлений развития федерального законодательства субъектов Российской Федерации;
— придание системного характера законодательному процессу на федеральном и региональном уровнях;
— содействие в распространении опыта законотворческой деятельности и правоприменительной практики в Российской Федерации;
— обсуждение наиболее значимых  проектов федеральных законов;
— обсуждение иных вопросов законотворческой деятельности и правоприменительной практики, имеющих важное государственное значение.
С учетом указанных задач роль Совета законодателей заключается в обеспечении формирования целостного механизма правового регулирования путем развития законодательства с позиций как правовых рамок политического курса государства, так и правовой базы для его реализации, а также выработки единой стратегии и концепции развития законодательства России.
В Совет законодателей входят как представители федеральных органов государственной власти, так и представители государственной власти субъектов Российской Федерации (руководители законодательных органов субъектов). При этом в Совет законодателей включено несколько комиссий. В литературе высказывались предложения о том, что данный орган должен действовать под эгидой Президента РФ в рамках его конституционных полномочий по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти[2].
Однако российская конституционно-правовая модель построения государственной власти имеет свои особенности. Президентско-парламентская форма правления характеризуется уникальным соотношением сил в треугольнике президент — парламент — правительство: «суперсильный» президент, с которым по объему полномочий не может сравниться даже «сильный» президент Франции; «слабая» Государственная дума, оппонирующая президенту в вопросах формирования и отставки правительства исключительно под угрозой собственного роспуска; «абсолютно слабое» правительство, предназначенное исключительно для реализации политики президента страны. В такой ситуации, даже при номинальной необходимости согласия Госдумы на назначение председателей Правительства РФ и Центрального банка России, можно лишь с большой долей условности говорить о разделении с Государственной думой ответственности Президента РФ за проводимый курс социально-экономической и финансово-кредитной политики[3].
 Эти и иные обстоятельства заставляют с еще большим вниманием отнестись к роли Совета Федерации и созданного при нем Совета законодателей.
Законотворческую политику в первую очередь проводит Федеральное собрание Российской Федерации (Государственная дума и Совет Федерации), а также законодательные органы субъектов Российской Федерации, что должно выражаться преимущественно в планировании законотворческой работы.
Таким образом, Совет законодателей — это тот орган, который обеспечивает не только взаимодействие всех органов государственной власти по планированию законотворческой работы, но и построение единой, консолидированной и системной законотворческой политики.
Влияние Совета законодателей и на политические процессы, и на законодательную деятельность неоспоримо. Представляется, что по истечении шести лет существования этого уникального парламентского института можно говорить о перспективах его развития.
Совет законодателей, безусловно, состоялся: и как консолидирующая форма диалога палат Федерального собрания РФ с региональными законодателями, и как площадка по обмену законодательным опытом между регионами, и как форум личного общения региональных законодателей с Президентом РФ[4].
Совет законодателей поставил в настоящее время перед собой принципиально важные задачи, а именно: повысить качество законов, принимаемых в субъектах Российской Федерации; продвигать законодательные инициативы, исходящие от законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в палатах Федерального собрания РФ; добиться того, чтобы принятые законы реально работали на общество и на каждого человека.
В рамках реализации этих задач, принимая во внимание опыт и результаты работы в последние годы, важным достижением в деятельности Совета законодателей стало закрепление его статуса на уровне Регламента Совета Федерации Федерального собрания РФ (ст. 931 Регламента).
Кроме того, анализ деятельности Совета законодателей за последнее время позволяет утверждать, что накоплен положительный опыт работы его комиссий с комитетами и комиссиями Совета Федерации, опыт взаимодействия с Государственным советом РФ, Администрацией Президента РФ, Правительством России, федеральными органами исполнительной власти. Тесное взаимодействие с руководителями исполнительных и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации в рамках Совета законодателей позволило более детально подойти к вопросам законотворческой деятельности в целом в стране.
Планы работы Совета законодателей органично увязываются с программной деятельностью Совета Федерации. Совет законодателей активно участвует в масштабных проектах Совета Федерации. В заседаниях Совета законодателей участвуют все субъекты государственной власти, принимаются решения по самым насущным проблемам центра и региона, в том числе и о гармонизации федерального и регионального законодательств, что позволяет говорить о значимости данного парламентского института и его перспективности.
Представляется, что сложившаяся деятельность Совета законодателей может и должна получить импульсы к дальнейшему развитию. Это тем более актуально, что в Европе также наблюдается тенденция повышения авторитета парламентов и парламентских институтов в обеспечении законотворческой политики.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что Совет законодателей является важным органом в обеспечении единства федеральной и региональной законотворческой политики. Решая поставленные перед ним задачи, он  обеспечивает создание условий для непротиворечивого, сбалансированного и системного законодательства путем координации деятельности федеральных и региональных законодательных (представительных) органов государственной власти, упорядочивает законотворческие процессы.
 
Библиография
1 См.: Любимов А.П. Возникновение и формирование Совета законодателей при Совете Федерации // Представительная власть. 2002. № 4. С. 11—13.
2 См.: Полуян Л.Я. Совет Федерации: направления и перспективы развития парламентаризма // Гражданин и право. 2002.  № 11/12.
3 См.: Полуян Л.Я. Указ. ст.
4 См.: Доклад Совета Федерации ФС РФ 2007 г. «О состоянии законодательства в Российской Федерации». — М., 2007. С. 482—491.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024