В.Г. ОСЛЯКОВ,

аспирант Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина

 

Статья посвящена анализу эволюции нормативный базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность на федеральном и региональнои уровне.

Ключевые слова: предпринимательство, поддержка малого предпринимательтва.

 

The state's role in the developmentSmall Business in Russia

V. Osljakov

 

The article analyzes the evolution of the regulatory framework governing business activity at the federal and regionalnoi level.

Keywords: entrepreneurship, support for small predprinimateltva.

 

Началу создания малых предприятий в стране послужило принятие Постановления Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г.

№ 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». С 1994—1995 гг. стали разрабатываться специальные государственные программы поддержки малого предпринимательства как инструмент координации усилий государства, включая как федеральный, так и региональный уровни, и частных фирм, общественных организаций в направлении поддержки малого бизнеса.

Главным в правовом регулировании малого бизнеса является полнота, всесторонность и эффективность правового регулирования, что в настоящий момент практически отсутствует. Сегодня малое и среднее предпринимательство регулируется различными отраслями права. Конституция РФ провозглашает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, за исключением экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию[1].

Под предпринимательской деятельностью Гражданский кодекс РФ подразумевает самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательскую деятельность могут осуществлять дееспособные (достигшие совершеннолетия) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российскиеие и иностранные юридические лица[2].

Предпринимательство — инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений (в том числе и осуществление организационной инновации), осуществляемая на свой страх и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.

Существуют различные формы предпринимательской деятельности, установленные законодательством Российской Федерации. Одной из них является предпринимательская деятельность граждан. В том случае, если вы решились самостоятельно на свой риск осуществлять деятельность, но при этом не создавать фирму (ОАО, ЗАО, ООО), а представлять свои интересы перед государством в своем лице, вы можете осуществлять деятельность как индивидуальный предприниматель. Со-гласно статье 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

До 1 января 2008 г. Федеральный закон 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» являлся базовым нормативным актом для развития в России малого предпринимательства. Он служил основой при принятии субъектами Российской Федерации региональных нормативных актов по вопросам малого бизнеса, не являясь, однако, достаточной и бесспорной правовой базой для поддержки малого бизнеса по целому ряду причин[3].

Для реализации норм закона органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, и предпринимателям, особенно начинающим, трудно в них разобраться, а тем более руководствоваться ими[4].

Особо следует подчеркнуть, что ряд положений утратившего с 31 декабря 2007 г. Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» противоречили Гражданскому, Бюджетному и Налоговому кодексам РФ. В законе не были установлены виды и формы государственной поддержки малых предприятий, а также правовой механизм оказания им финансовой, имущественной и информационной помощи, поддержки их внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества. Не предусмотрен механизм участия субъектов малого предпринимательства в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд.

Более того, в утратившем силу Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» отсутствовали понятия организации инфраструктуры поддержки предпринимательства, не были предусмотрены меры, сконцентрированные на развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого предпринимательства — начинающих предпринимателей, а также государственных служащих, отвечающих за поддержку, развитие и регулирование деятельности малого предпринимательства[5].

Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступившего в силу  с 1 января 2008 г., реестр субъектов малого и среднего предпринимательства является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности, формируется и ведется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

В соответствии с главой 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения и соответствующие документы о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также приобретение физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей хранятся в государственных реестрах.

Государственный реестр содержит сведения:

а) о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

б) о государственной регистрации прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

в) о документах, представленных в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В отличие от государственных реестров реестры субъектов малого и среднего предпринимательства содержат сведения об органе, который предоставляет поддержку, сведения о юридическом или физическом лице, получающем поддержку.

К таким сведениям относятся:

—полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;

—фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

—идентификационный номер налогоплательщика.

Остальные сведения непосредственно связаны с возможностью осуществления поддержки:

а) вид, форма и размер предоставленной поддержки;

б) срок оказания поддержки;

в) дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки;

г) информация (в случае, если имеется) о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.

Все сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, получающем поддержку, вносятся федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не позднее тридцати дней со дня принятия решения об оказании помощи[6].

В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» отсутствует понятие «реестр субъ-ектов малого и среднего предпринимательства». Однако в проекте данного Закона (в статье 5) содержалось понятие реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки. Под ним понимается «совокупность данных о предоставлении поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Реестр является открытым и общедоступным государственным информационным ресурсом и информационным ресурсом органов местного самоуправления, содержащим сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, которым предоставлена поддержка в рамках федеральных программ, программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства, а также федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие виды, формы и условия предоставления указанной поддержки».

Реестр ведется на бумажных и электронных носителях. Порядок его ведения утверждается Правительством РФ.

Пункт 4 статьи 8 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет порядок предоставления сведений из реестров субъектов малого и среднего предпринимательства. Все сведения, содержащиеся в реестрах, являются открытыми и общедоступными.

Государственная регистрация субъектов малого предпринимательства регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г.

№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств[7].

Действующим законодательством не предусмотрена специальная регистрация в качестве субъекта малого предпринимательства. Статус субъекта малого предпринимательства устанавливается исходя из данных государственной регистрации и данных налогового учета юридического лица и индивидуального предпринимателя при наличии у них соответствующих критериев. Однако для получения соответствующих льгот необходимо получить статус субъекта малого предпринимательства в органе исполнительной власти[8].

Специальная регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве субъекта малого предпринимательства или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных или муниципальных органов не требуется.

Наиболее показательный опыт по разработке закона о поддержке малого предпринимательства сложился в Москве. Например, Закон г. Москвы «Об основах малого предпринимательства в Москве», принятый в 1995 году, установил основные условия деятельности субъектов малого предпринимательства в границах Москвы и определил направления поддержки, оказываемой им органами власти города Москвы за счет городских средств и ресурсов.

Государственная политика в области поддержки и развития малого предпринимательства в Москве осуществляется в соответствии с городскими программами развития и поддержки предпринимательства. К примеру, за период с 1999 по 2008 год в Москве было принято и реализовано несколько таких программ.

В ходе реализации комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в Москве созданы основные объекты городской и территориальной инфраструктуры поддержки малых предприятий, которые обеспечивают предпринимателей различными видами помощи и услуг[9].

Учитывая опыт работы общегородского центра поддержки малого предпринимательства, в целях дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, обеспечения исчерпывающими информационными, консультационными и аналитическими услугами юридических и физических лиц малого предпринимательства в Москве и повышения эффективности управления процессом развития малого предпринимательства на окружном и районном уровнях Правительство Москвы утвердило Постановление от 18 декабря 2001 г. № 1141-ПП «О создании общегородской системы центров развития предпринимательства в г. Москве».

Данным постановлением была утверждена представленная Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы Концепция создания общегородской системы центров развития предпринимательства в Москве, направленная на интеграцию существующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на территории города и развитие ее недостающих элементов с учетом как отечественного, так и международного опыта в этой сфере.

Отдельным Законом г. Москвы от 16 июня 1999 г. «О ремесленной деятельности в городе Москве» регулируются отношения, возникающие при осуществлении ремесленной деятельности в городе как составной части малого предпринимательства, имеющей приоритетное право на получение поддержки со стороны московских органов власти.

Закон направлен на возрождение традиций ремесленной деятельности, являющейся средством удовлетворения потребностей города в производимых ремесленниками товарах, работах и услугах. Целью закона является установление правовых основ организации и деятельности ремесленников на территории города Москвы, защита прав потребителей продукции ремесленников[10].

Законодательный опыт Москвы может быть использован другими субъектами Федерации, так как в большинстве случаев региональное законодательство лишь более или менее полно копирует федеральный закон, крайне редко привнося в него какую-либо местную специфику или конкретизируя его положения, а иногда носит вид чисто формального акта[11].

В 1998 году губернатором Саратовской области было принято Постановление «О реестре субъектов малого предпринимательства Саратовской области, имеющих право на поддержку, оказываемую органами государственной власти Саратовской области», в котором утверждалось Положение о порядке ведения реестра субъектов малого предпринимательства Саратовской области, имеющих право на поддержку, форма заявления о включении в реестр субъектов, свидетельство о включении предприятия в реестр субъектов малого предпринимательства Саратовской области, имеющих право на поддержку, оказываемую органами государственной власти Саратовской области, и форма свидетельства о включении индивидуального предпринимателя в реестр субъектов малого предпринимательства, имеющих право на поддержку, оказываемую органами государственной власти Саратовской области малого предпринимательства Саратовской области.

На основании Устава (Основного закона) Саратовской области и в целях исполнения областной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в  Саратовской области на 2005-2007 годы», утвержденной Постановлением Саратовской областной Думы от 15 декабря 2004 г. № 30-1324, Правительство области утвердило порядок расходования средств на реализацию мероприятий по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства.

Средства областного бюджета, предусмот-ренные на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства, направляются Министерством экономического развития РФ области в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на финансирование следующих мероприятий:

1) содействие развитию кредитной кооперации, взаимного финансирования и страхования малых предприятий, формированию инфраструктуры микрофинансирования, участие в финансировании программ и проектов адресной поддержки малого предпринимательства (содействие развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, переработка сельскохозяйственной продукции);

2) создание и поддержка отраслевых специализированных центров (промышленных, инновационных, строительных, бытовых услуг и т.д.) для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики области (оказание полного комплекса профориентационных услуг);

3) проведение ежегодного областного конкурса «Предприниматель Саратовской губернии»;

4) создание «бизнес-инкубатора» для вновь созданных или работающих не более одного года малых предприятий;

5) организация информационной работы с субъектами малого предпринимательства;

6) компенсация учреждениям профессионального образования стоимости обучения кадрового состава для субъектов малого предпринимательства.

Основными региональными нормативными актами, регламентирующими деятельность субъектов малого предпринимательства и их государственную поддержку, до 2002 года являлись Федеральные законы «О поддержке малого предпринимательства», «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»; постановления органов исполнительной власти о реализации программ поддержки малого предпринимательства; различные акты, на основе которых создаются фонды поддержки малого предпринимательства и принимается их устав; постановления, учреждающие органы исполнительной власти, на которые возлагается задача реализации государственной поддержки малого предпринимательства в регионе[12].  Однако Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах признает утратившим силу законы Российской Федерации «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» и «О едином налоге на вмененный доход». Этим же Федеральным законом с 1 января 2003 года введен новый налоговый режим, установленный гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения»[13].

Действие Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российсклй Федерации. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством[14].

В силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета. При этом организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. В соответствии с этими требованиями налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести налоговый учет показателей своей деятельности на основании Книги учета доходов и расходов организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 2005 г. № 167н. Она считается регистром налогового учета.

 

Библиография

1  См., напр.: Бакшинскас В.Ю. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие. — М., 1997. — С. 23; Беляева Л.А. Средний класс: проблемы формирования и развития в России / Мир России. — М., 1996. — С. 4-5; Блинов А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. — М., 1997. — С. 10.

2 См.: Фокин А.В. Стабильность условий хозяйствования и налогообложения // Законодательство и экономика. 2003. № 7. — С. 8—9.

3 См., напр.: Правовые проблемы малого предпринимательства / Под ред. Г.М. Гандилова. М., 2001. — С. 22; Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебник: В 2 т. / Отв. ред. О.М. Олейник. Т. 1. — М., 1999. — С. 22; Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. — М.: Юристъ, 2003. — С. 22; Предприниматель / Под ред. Черкинского Ю.С. — М., 1996. — С. 50-51.

4  См.: Петрова Ю.А. Новый закон о развитии малого и среднего предпринимательства в России. —  М.: ГроссМедиа, Росбух, 2008. — С. 17.

5 Лаптев В.В. Законодательство о предприятиях (критический анализ) // Государство и право. 2000. № 7. — С. 7-8.

6 См., напр.: Теория переходной экономики. Учебное пособие / Под ред. В.В. Герасименко. — М., 1997. Т. 1, 2; Даурова Т.Г. Эволюция российского антимонопольного законодательства // Законодательство и экономика. 2004. № 1; Долгих М.Г. Юридическая природа недобросовестной конкуренции // Законодательство. 2003. № 11. Ноябрь.

7 См.: Петрова Ю.А. Новый закон о развитии малого и среднего предпринимательства в России. —  М.: ГроссМедиа, Росбух, 2008. — С. 18.

8 См.: Фокин А.В. Стабильность условий хозяйствования и налогообложения // Законодательство и экономика. 2003. № 7. — С. 8-9.

9См., напр.: Еременко В.И. Новая редакция Закона о конкуренции: достижения и просчеты // Законодательство и экономика. 2003. № 2. С. 9-10; Ермилова Г. Сравнительный анализ систем статистического учета малых предприятий в России и странах ЕС // Вопросы статистики. 1998. № 7. — С. 14-15.

10 См.: Петрова Ю.А. Новый закон о развитии малого и среднего предпринимательства в России. —  М.: ГроссМедиа, Росбух, 2008. — С. 19-20.

11 См., напр.: Кучеров И.И. Налоговое право России. М., 2001. — С. 42; Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. — М., 1997. — С. 78.

12 Конкурентное право Российской Федерации / Под ред. Н.И. Клейн, Н.Е. Фонаревой. — М., 1999. — С. 42-43.

13 См., напр.: Теория переходной экономики. Учебное пособие / Под ред. В.В. Герасименко. — М., 1997. Т. 1, 2; Даурова Т.Г. Эволюция российского антимонопольного законодательства // Законодательство и экономика. 2004. № 1; Долгих М.Г. Юридическая природа недобросовестной конкуренции // Законодательство. 2003. № 11. Ноябрь.

14 См., напр.: Супатаев М.А. К проблеме понятия субъектов малого предпринимательства / Правовые проблемы малого предпринимательства / Отв. ред. Т.М. Гандилов. — М., 2001. — С. 32; Суханов Е.А. Развитие гражданского законодательства при переходе к рынку / Гражданское право при переходе к рынку. — М., 1995. — С. 34.