УДК 343.98
 
С.Л. ПАНОВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии Омской академии МВД России
 
Рассматриваются вопросы деятельности общественных формирований и негосударственных структур, связанной с организацией противодействия (правовые и организационные основы, особенности взаимодействия и др.) обороту контрафактных и фальсифицированных товаров на отечественном потребительском рынке.
Ключевые слова: контрафактная и фальсифицированная продукция, оборот контрафактной продукции, меры борьбы с контрафактной продукцией; система субъектов, общественные формирования, негосударственные субъекты противодействия обороту контрафактной продукции.
 
The author considers the problems of the activity of public organizations and non-government structures connected with organization of counteraction (legal and organizational fundamentals, peculiarities of cooperation, etc.) to the circulation of counterfeited and forged goods at the home consumer market.
Keywords: сounterfeited and forged goods, circulation of counterfeited goods, measures of fighting against counterfeited goods; system of subjects, public organizations, non-government subjects of counteraction to circulation of counterfeited goods.
 
На рубеже веков в Российской Федерации процесс бурного, нередко неконтролируемого развития частной предпринимательской деятельности обусловил появление на потребительском рынке недобросовестных представителей бизнеса, занимающихся изготовлением и сбытом контрафактной и фальсифицированной продукции[1]. Ущерб, наносимый фальсификаторами, заставил производителей, владельцев торговых марок прибегнуть к услугам не только официально уполномоченных на это государственных органов, но и негосударственных структур.
Систему негосударственных субъектов, противодействующих обороту на потребительском рынке страны контрафактной и фальсифицированной продукции, образуют общественные структуры (союзы, ассоциации); социальные институты, чья деятельность связана с организацией просвещения потребителей, изучением общественного мнения, предупреждением обмана покупателей и иными видами профилактической работы; граждане-покупатели.
В соответствии со ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (союзы и ассоциации), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995
№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Общественные объединения потребителей (союзы и ассоциации) вправе:
— участвовать в разработке требований к безопасности товаров, а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
— проводить независимую экспертизу качества и безопасности производимой и реализуемой продукции;
— проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей;
— вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества продукции, снятию с производства, изъятию из оборота товаров, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и для окружающей среды;
— участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;
— информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
— распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей;
— вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации продукции, не соответствующей установленным требованиям к безопасности и качеству, а также в нарушении прав потребителей, установленных законами или иными правовыми актами России;
— обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты для признания недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;
— обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Торгово-промышленная палата Российской Федерации — негосударственная, некоммерческая организация, объединяющая своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». ТПП РФ представляет интересы малого, среднего и крупного бизнеса, охватывая своей деятельностью различные сферы предпринимательства.
В числе приоритетных задач и направлений деятельности ТПП РФ на потребительском рынке страны следует выделить: участие в разработке законодательных и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей; распространение принципов цивилизованного ведения бизнеса и социальной ответственности в предпринимательской среде; осуществление экспертизы товаров; защиту интеллектуальной собственности; ведение негосударственных реестров надежных партнеров.
В настоящее время ТПП РФ развивает позитивные традиции ведения бизнеса отечественными промышленниками и предпринимателями, реализует меры по укреплению взаимодействия с общественностью и органами государственной власти.
Большая роль в предупреждении преступлений и иных правонарушений в сфере потребительского рынка принадлежит Союзу потребителей Российской Федерации (далее — СПРФ). В соответствии с Законом о защите прав потребителей и Уставом СПРФ союз осуществляет следующие направления деятельности:
— представление интересов потребителей в органах власти;
— анализ действующего законодательства, затрагивающего интересы потребителей, и разработка предложений по его совершенствованию;
— правовое просвещение потребителей;
— правовая поддержка потребителей;
— обеспечение потребителей объективной информацией о товарах;
— проведение независимых потребительских экспертиз качества товаров;
— проведение независимых экспертиз обоснованности тарифов, цен, стандартов на товары и услуги;
— внесение в органы государственной власти предложений о мерах по повышению качества и изъятию из оборота некачественных товаров и услуг;
— поддержка отечественных производителей качественных товаров.
СПРФ осуществляет деятельность по защите прав потребителей в тесном взаимодействии как с государственными структурами, так и с общественными формированиями. Так, в августе 2005 г. между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и СПРФ было заключено соглашение, согласно которому стороны объединяют свои усилия в деле обеспечения эффективной защиты законных прав и интересов потребителей, широкого информирования населения по основам потребительских знаний. Для достижения данной цели стороны договорились о следующих основных направлениях взаимодействия и сотрудничества:
— постоянный обмен актуальной информацией по вопросам защиты прав потребителей;
— совместное участие в анализе действующего законодательства о защите прав потребителей;
— проведение совместных «горячих линий» для потребителей;
— совместная подготовка информационных материалов по актуальным вопросам защиты прав потребителей;
— совместная организация и проведение семинаров, «круглых столов», совещаний по актуальным вопросам потребительского рынка;
— проведение совместных мероприятий, направленных на широкое информирование населения по основам потребительских знаний;
— организация и проведение совместных акций в средствах массовой информации по актуальным вопросам защиты прав потребителей от контрафактной продукции;
— иные согласованные направления.
Взаимодействие и сотрудничество сторон ведется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Содержание, объемы и сроки выполнения конкретных совместных мероприятий оформляются отдельными протоколами или иными документами в соответствии с действующим законодательством.
В ноябре 2006 года между Всероссийской политической партией «Единая Россия» и Общероссийским союзом общественных объединений «Союз потребителей Российской Федерации» (СПРФ) было заключено соглашение с целью выработки основополагающих принципов и направлений сотрудничества и определения порядка взаимодействия. Предмет соглашения — установление основ сотрудничества и взаимодействия в реализации программных целей в области развития потребительского рынка и защиты прав отечественных потребителей[2].
Партия и союз поддерживают и организуют совместно подготовленные программы, проекты и мероприятия. Стороны обязуются сотрудничать в сфере разработки и реализации про-
грамм и мероприятий, отвечающих насущным интересам граждан России; обмениваться информацией о своих действиях, информировать друг друга о проведении мероприятий, имеющих публичный характер и затрагивающих интересы сторон; участвовать в проведении взаимосогласованных мероприятий и совместных акций по защите прав потребителей; использовать свои возможности для освещения в СМИ совместной деятельности сторон; готовить предложения по подготовке и проведению общественно значимых инициатив и мероприятий по защите прав потребителей, представляющих взаимные интересы; участвовать в совместных мероприятиях с различными общественными объединениями по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Российская антипиратская организация — это некоммерческая организация, основная деятельность которой состоит в том, чтобы способствовать эффективной работе законов и других общественных институтов, для достижения следующих целей:
— обнаружение и остановка производства и оборота пиратской видео- и аудиопродукции;
— содействие правоохранительным и иным государственным органам в выявлении и пресечении фактов изготовления и распространения контрафактной аудиовизуальной продукции;
— способствование принятию более эффективного законодательства об авторском праве и других аспектах, связанных с видео- и аудиорынком;
— представление интересов членов организации в международных институтах, обеспечивающих защиту авторского права;
— защита прав интеллектуальной собственности членов организации от нарушений и представление их интересов в суде.
Одной из негосударственных структур является Российская некоммерческая Ассоциация владельцев товарных знаков (РАВТОЗ), которая была создана в 1998 году по инициативе ряда российских предприятий и организаций с целью защиты интересов владельцев прав на товарные знаки, оказания им консультационной, методической и практической помощи[3].
В настоящее время РАВТОЗ является членом ТПП РФ и СПРФ.
Основная деятельность РАВТОЗ связана с обслуживанием владельцев товарных знаков и включает в себя патентно-юридическое обслуживание, методическую, консультационную и практическую помощь:
— оказание помощи членам РАВТОЗ в регистрации товарных знаков;
— участие в решении вопросов, связанных с неправомерным использованием товарных знаков юридическими и физическими лицами, и защита их от недобросовестной конкуренции;
— защита прав и представление интересов членов ассоциации как владельцев российских товарных знаков в государственных и иных органах, а также в международных организациях;
— повышение престижа и деловой репутации российских владельцев товарных знаков на отечественном и зарубежном рынках;
— содействие членам ассоциации в повышении эффективности использования их товарных знаков при развитии производства и насыщении рынка конкурентоспособными товарами и услугами;
— пропаганда правовой охраны и использования товарных знаков как важного фактора эффективного развития экономики;
— оперативное консультационное и практическое обслуживание членов ассоциации по всем вопросам, связанным с товарными знаками;
— совершенствование действующего законодательства, нормативно-методических документов и практики экспертизы по товарным знакам;
— установление связей и взаимодействия с государственными и общественными организациями, имеющими отношение к товарным знакам, с целью представления интересов их владельцев;
— налаживание рабочих контактов с аналогичными зарубежными, а также международными организациями с целью изучения и применения опыта их работы по защите прав на товарные знаки;
— взаимодействие со СМИ в вопросах пропаганды существующих на потребительском рынке товарных знаков;
— участие в конференциях, симпозиумах, выставках и других массовых мероприятиях;
— организация работы с регионами, создание отделений и филиалов ассоциации и оказание им соответствующей консультативной помощи;
— организация информационного обеспечения членов ассоциации.
Деятельность РАВТОЗ распространяется не только на защиту товарных знаков, но на вопросы, связанные с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами и объектами авторского права, поскольку в число членов ассоциации входит Патентно-юридический центр (ЮНТЭКС), занимающийся проблемами в сфере защиты интеллектуальной собственности.
Тесное сотрудничество РАВТОЗ поддерживает с Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, осуществляющей исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны объектов промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров).
К основным формам взаимодействия следует отнести:
— оказание взаимопомощи при совершенствовании и разработке законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере охраны объектов интеллектуальной собственности и защиты потребительского рынка от поддельной и некачественной продукции;
— проведение совместных аналитических исследований, семинаров, конференций и других мероприятий по проблемам, затрагивающим сферу интеллектуальной собственности;
— обмен информацией о юридических и физических лицах, занимающихся распространением продукции под «чужим» товарным знаком;
— обмен результатами научно-исследовательских работ, учебными и методическими пособиями;
— разработка и реализация планов совместных мероприятий по пресечению изготовления и распространения контрафактной, поддельной и некачественной продукции[4].
Членство РАВТОЗ в ТПП РФ дает возможность более активного участия ассоциации в осуществлении мероприятий по защите прав товаропроизводителей, подготовке совместных документов (законодательных, правительственных и ведомственных), представляющих для владельцев товарных знаков практический интерес.
Сегодня ассоциация продолжает вести активную работу по установлению деловых контактов с различными государственными организациями и общественными формированиями, осуществляющими свою деятельность в сфере защиты прав на товарный знак как в России, так и за рубежом.
Характерным примером активного участия общественных организаций в противодействии контрафактной и фальсифицированной продукции является деятельность негосударственных формирований в сфере оборота фармацевтической продукции[5]. Так, сегодня в стране противодействие в виде защиты интересов добросовестных производителей, дистрибьюторов, продавцов и покупателей лекарственных средств осуществляют более десятка общественных некоммерческих объединений и ассоциаций, в числе которых Российская фармацевтическая лига; Ассоциация российских фармпроизводителей; Ассоциация фармацевтических предприятий; Ассоциация международных фармацевтических производителей; Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт» и ряд других.
В 1992 году была создана общественная некоммерческая организация Ассоциация международного сотрудничества негосударственных структур безопасности (АНСБ)[6]. Осуществляя деятельность по защите прав потребителей, АНСБ проводит следующие мероприятия:
— изучение проблемы оборота контрафактных и фальсифицированных товаров на потребительском рынке, в особенности тех, подделка которых отражается на здоровье потребителей: лекарственные препараты, косметические средства, бытовая химия, товары для детей и ряд других;
— подготовка правовой основы деятельности как непосредственно по борьбе с оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции, так и по организации взаимодействия с государственными органами и общественными формированиями в указанном направлении;
— разработка алгоритма действий по выявлению контрафакта и фальсификаций, по определению источников и путей поступления поддельной продукции на рынок, а также мест складирования и реализации;
— дальнейшее развитие и укрепление существующих контактов с представителями бизнеса в целях улучшения работы по выявлению фактов оборота на потребительском рынке товаров, изготовленных с нарушением прав интеллектуальной собственности;
— совершенствование взаимодействия различных НСБ в рамках некоммерческого партнерства с представителями фирм-производителей товаров, дистрибьюторами, правоохранительными структурами, средствами массовой информации, иными общественными формированиями;
— в целях повышения качества оказываемых услуг более широкое использование в работе консультантов по специфическим профессиональным вопросам, а также бизнес-информации, статистических данных, результатов маркетинговых исследований.
Общественные объединения потребителей вправе осуществлять непосредственный гражданский контроль над соблюдением прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенными мерами являются: разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей и т. д.
Полагаем, что в осуществлении действенного противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции на потребительском рынке страны важны целенаправленные, эффективные и согласованные усилия государственных органов, организаций и служб, представителей бизнеса, всех общественных институтов.
 
Библиография
1 См.: Погосян Т.Ю. Контрафактная продукция — как ее понимать? // Уголовное право: стратегия развития в ХХI веке: Матер. 4-й междунар. науч.-практ. конф. 25—26 янв. 2007. — М., 2007. С. 48.
2 См.: Самсонов С. Три составные части программы «Единороссов» // Известия. 12 нояб. 2007.
3 См.: Трунцевский Ю.В., Козлов А.А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. — М., 2006. С. 21—22.
4 См.: Ашихин А. Взаимодействие Роспатента с регионами России // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2002. № 6. С. 9—14.
5 См.: Мазеин В.Т. Противодействие обращению фальсифицированных лекарственных средств // Право и экономика. 2005. № 8. С. 18.
6 См.: Пучков С.И., Пучков Р.С., Бородин А.И. Защита прав предпринимателя: Практическое руководство. — М., 2003. С. 26.