Е.Н. ЩЕРБАК,

кандидат исторических наук, профессор, первый проректор по учебной работе Московского государственного открытого университета

 

Современный этап развития общества ставит перед государством новые задачи, в том числе совершенствование управления системой высшего образования в условиях формирования и развития рынка высшего образования, осуществляемого субъектами государственного управления.

Ключевые слова: высшее образование, рыночная экономика, обучение, высшее учебное заведение, образовательный стандарт, право на образование, доктрина образования.

 

Questions of perfection of the state policy and the legislation in the field of management of higher education in the conditions of the russian market economy.

 

SCHERBAK E.

 

The present stage of development of a society puts before the state new problems, including perfection of management by system of higher education in the conditions of formation and development of the market of the higher education which is carried out by subjects of the government.

Keywords: higher education, market economy, training, a higher educational institution, the educational standard, the right to formation, the formation doctrine.

 

Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяет, что образование является сферой ответственности и интересов государства и его институтов и рассматривается в аспекте обеспечения национальной безопасности[1].

Право на образование в Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ имеет каждый. Однако мало иметь развитое законодательство, необходимо, чтобы его положения получали практическое осуществление в социальной жизни, чтобы каждый человек мог реализовать свои конституционные права, в том числе и в области получения высшего образования, и свободы, находясь под защитой государства[2].

Реализация права — способ осуществления им своей изначальной миссии: служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту функции, оправдывать свое социальное назначение[3]. Например, реализуя право на высшее образование, субъект получает специальные научные знания, приобретает практические навыки, совершенствует свое профессиональное мастерство[4]. Также реализацией конституционного права на высшее образование является зачисление абитуриента в учреждение высшего образования по результатам вступительных экзаменов[5]. Помимо этого реализацией права на высшее образование являются все попытки поступления в учреждение высшего образования, предпринимаемые абитуриентом, подача соответствующих документов при поступлении[6], сдача вступительных экзаменов, необходимых для зачисления абитуриента в учреждение высшего образования[7] и процесс обучения. Завершающим моментом реализации данного права является получение обучающимся высшего образования, а именно «достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом»[8]. Таким образом, реализация норм права наряду с законотворчеством играет важнейшую роль в правовом регулировании общественных отношений[9] в том числе и в сфере получения высшего образования. Государство, не обеспечивающее реализацию права, сталкивается с тем, что не достигаются поставленные обществом цели и задачи по регулированию общественных отношений. Социальное назначение права как раз и выражается в регулировании общественных отношений путем реализации правовых предписаний[10].

Говоря об особенностях и тенденциях современного государственного управления высшим образованием, нельзя не согласиться со справедливостью позиции, высказанной в 1998 г. в коллективной монографии под редакцией министра образования РФ А.Н. Тихонова: важнейшей особенностью управления высшим образованием в современных условиях является то, что проблемы высшего образования должны решаться не только на уровне самой образовательной системы. Решение этих проблем становится компонентом общегосударственной политики. Авторы подчеркивают, что проведение единой государственной политики в образовательной системе является важной задачей управления образованием, в том числе и высшим, во многих странах. Только высокий приоритет образования в государственной политике может обеспечить необходимый уровень управления сферой образования в современном мире[11].  Потому и в Законе РФ «Об образовании» уже в первых статьях закреплены принципы государственной политики в области образования, аналогично расположение соответствующих норм и в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

По мнению А.А. Кирилловых, тенденции развития управления высшим  образованием (в условиях действия  национального рынка высшего образования — авт.) должны заключаться в совершенствовании организационно-правовых форм взаимодействия центральных и отраслевых министерств (ведомств), а также негосударственного сектора в высшем образовании посредством: во-первых, оптимизации управленческих связей между центральными (стержневыми) и отраслевыми (ведомственными) органами управления высшими учебными заведениями, во-вторых, развития механизмов субординационно-координационных отношений посредством ведомственных соглашений и совместных управленческих решений в части вопросов деятельности ВУЗов, в-третьих, совершенствованием внутренней структуры Министерства образования и науки путем создания профильного органа по общим вопросам функционирования вузов (государственных и негосударственных), не входящих в систему Минобразования[12].

При этом оптимизация управленческих связей между центральными и отраслевыми органами управления учреждениями высшего образования, должна заключаться в создании соответствующих отделов в данных органах, наделении их соответствующими полномочиями по координации действий, а также проведение совместных совещаний, конференций, круглых столов по вопросам, касающимся управления высшим образованием. Привлечение негосударственных учреждений высшего образования в решении проблем высшего образования путем участия последних в вышеназванных мероприятиях также поможет решить общие проблемы, касающееся управления учреждением высшего образования, в том числе и негосударственным.

Как отмечает М.А. Лаврентьева, для повышение эффективности управления высшей школой необходимо создать на базе ведущих учреждений высшего образования региональные центры, объединяющие интеллектуальные ресурсы субъектов Федерации в направлении реализации инновационных, научно-образовательных, информационных, социокультурных, молодежных программ и проектов, создать российский фонд поддержки молодых ученых и преподавателей, выстроить систему взаимодействия региональных органов управления образованием и органов управления трудом и занятостью населения[13]. С данным мнением, как нам представляется, нельзя согласится, поскольку такие региональные центры должны быть созданы не на базе ведущего учреждения высшего образования, а как отдельное образовательное учреждение, не зависящее от мнения и политики руководства отдельного, пусть даже ведущего учреждения высшего образования. Что касается взаимодействия органов управления образованием и органов управления трудом и занятостью населения, что крайне важно в рыночных условиях, то такое взаимодействие уже имеет место в ряде регионов, но пока оно еще не дает явного показателя эффективности.

По мнению А.А. Кирилловых[14]  совершенствованию управления высшего  образования в условиях формирования и развития рынка высшего образования должно способствовать развитие функциональных связей кафедр в линейной структуре учреждения высшего образования, развитию их самостоятельности, расширению оперативных полномочий заведующих кафедрами в распоряжении внебюджетными источниками финансирования. При этом наличие отдельного лицевого счета в рамках внебюджетных средств обеспечит эффективность деятельности таких структурных подразделений, но потребуется усиление их финансово-хозяйственной и административной ответственности[15]. Данное мнение представляется не совсем правильным, т.к. такая самостоятельность может привести и к отрицательным последствиям в случае, например, если руководитель такого структурного подразделения будет использовать внебюджетные средства учреждения высшего образования не по целевому назначению или в процессе обучения самостоятельно принимать незаконные решения по отношению к студентам, при этом нанося ущерб деловой репутации образовательного учреждения.

По мнению С.В. Барабановой, в системе высшего образования в рыночных условиях в основе отношений между органами управления высшим образованием и учреждениями высшего образования должна лежать система заключения договоров на выполнение образовательными учреждениями заказов на подготовку кадров. В настоящее время произошел разрыв связей между теми, кто готовит кадры и теми, кто их востребует. Это явилось следствием глубокого кризиса поразившего российское государство в начальный период реформ. Поэтому создание договорной системы между «производителями» и «потребителями» кадров, планирование кадрового состава, обеспечат стабильное комплектование квалифицированными кадрами многие отрасли экономики и государственной деятельности, а учреждения высшего образования вместе с заказами получат дополнительные средства на подготовку кадров и развитие собственной инфраструктуры[16].

  В России переход от командно-административной экономики сопровождался фактически и отказом от планирования. Прошло немало лет, прежде чем осознали реальную необходимость плановой деятельности в целях обеспечения комплексного экономического развития государства. В обществе утвердилось мнение, что государственное планирование и рыночные отношения несовместимы, а планирование — метод тоталитарного руководства. Однако жизнь убедительно показала, что это не так.

 

Литература:

 

1. Абдуллаев М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений — М.: Магистр-Пресс, 2004. С. 78.

2. Голубицкий В.М. Внутривузовские научно-исследовательские подразделения как субъекты советского административного права // Межвузовский сборник научных трудов. СЮИ. 1985. С. 98 — 99.

3. Кванина В.В. Договор на оказание ВУЗом образовательных услуг // Закон. 2007. № 4.

4. Кирилловых А.А. Проблемы и перспективы совершенствования системы высших учебных заведений: правовой аспект // Юридическое образование и наука. 2008. № 2.

5. Лаврентьева М.А. Развитие высшей профессиональной школы России в 1985- 2005 гг. на примере Краснодарского края и Республики Адыгея: Дис. … канд. истор. наук.— М., 2007. С. 34.

6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник — М.: Юристъ, 2004. С. 299.

7. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред. А.Н. Тихонова. — М.: Вита-пресс, 1998.

С. 36—37.

8. Югов А.А. Механизм реализации конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей — ключевой компонент подлинного народовластия // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 7.

 

Библиография

1 См.: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 41. Ст. 4089.

2 См.: Абдуллаев М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений — М.: Магистр-Пресс, 2004 г., С. 78.

3 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник — М.: Юристъ, 2004. С. 299.

4 См.: Югов А.А. Механизм реализации конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей — ключевой компонент подлинного народовластия // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 7.

5 См.: Кванина В.В. Договор на оказание ВУЗом образовательных услуг // Закон. 2007. № 4.

6 См.: Приказ Министерства науки и образования РФ от 26.12.2008 № 396 «О утверждении порядка приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год» // Российская газета. 2009. № 10.

7  См.: Приказ Министерства науки и образования РФ от 26.12.2008 № 396 «О утверждении порядка приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год» // Российская газета. 2009. № 10.

8 Цит. по:  Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 13.02.2009) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1797.

9 См.: Абдуллаев М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений — М.: Магистр-Пресс, 2004. С. 79.

10 См.: Там же.

11 См.: Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред. А.Н. Тихонова. — М.: Вита-пресс, 1998.  С. 36-37.

12 См.: Кирилловых А.А. Проблемы и перспективы совершенствования системы высших учебных заведений: правовой аспект // Юридическое образование и наука. 2008. № 2.

13 См.: Лаврентьева М.А. Развитие высшей профессиональной школы России в 1985—2005 гг. на примере Краснодарского края и Республики Адыгея: Дис. ….. канд. истор. наук. — М., 2007. С. 34.

14 См.: Кирилловых А.А. Проблемы и перспективы совершенствования системы высших учебных заведений: правовой аспект // Юридическое образование и наука. 2008. № 2.

15 См.: Голубицкий В.М. Внутривузовские научно-исследовательские подразделения как субъекты советского административного права // Межвузовский сборник научных трудов. СЮИ. 1985. С. 98 — 99.

16 См.: Барабанова С. В. Правовое положение вузов в российской Федерации (административно-правовой аспект): Дисс. …канд. юр.наук. — Казань, 1996. С. 76.