УДК  342.7:341.231.14
М.Т. КАКИМЖАНОВ,
кандидат юридических наук, доцент, докторант Академии управления МВД России, зам. начальника кафедры административного права и административной деятельности ОВД Карагандинского юридического института МВД Республики Казахстан им. Б. Бейсенова
 
В статье затрагиваются вопросы совершенствования законодательства о гарантиях прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан. В данном контексте рассматриваются вопросы понятия гарантий прав и свобод человека и гражданина, их виды; отражаются гарантии прав и свобод человека и гражданина в контексте Конституции, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан; раскрывается сущность и структура социально-юридического механизма защиты прав человека и гражданина как системы средств и факторов, создающих необходимые условия для уважения их прав и свобод; высказываются предложения по совершенствованию законодательства о гарантиях прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан.
 
Questions of the improvement legislation are touched In article about warranty of the rights and liberties of the person and person in Republic Kazakhstan. In given context are considered questions of the right warranty notion and liberties of the person and person, their types; they are reflected warranties of the rights and liberties of the person and person in context of the Constitutions, other normative legal acts of the Republic Kazakhstan; it is given essence and structure social-legal mechanism of protection of the human rights and person as systems of the facilities and factor, creating necessary conditions for respect of their rights and liberties; the offers are given on improvement legislation about warranty of the rights and liberties of the person and person in Republic Kazakhstan.
 
Под гарантиями прав и свобод человека и гражданина принято понимать те средства (инструменты, механизмы), которые обеспечивают беспрепятственное пользование правами и свободами. Это комплекс мер, осуществляемых государством, его органами, а также межгосударственными структурами и организациями, учреждаемыми частными лицами в правозащитных целях. Обычно выделяются две группы гарантий. Во-первых, так называемые общие гарантии, которые в своей совокупности определяют условия реализации и обеспечения законом основных прав и свобод граждан. К ним можно отнести состояние экономики страны, материальное благополучие людей, политический режим, наличие (или отсутствие) развитых институтов гражданского общества, социальный климат общества, наличие (или отсутствие) сложных социальных конфликтов, духовно-культурную атмосферу и др. Во-вторых, специальные юридические гарантии, к которым можно отнести: механизмы и средства пользования правами, закрепленные в законодательстве, в первую очередь в Конституции Республики Казахстан; деятельность конституционно-уполномоченных органов и лиц по обеспечению прав и свобод.
К числу закрепленных в Конституции Республики Казахстан средств относятся: право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом; гарантированная судебная защита прав и свобод человека; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц; положения о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (запрет обратной силы закона); установленный запрет, обращенный к законодателю, на издание законов, отменяющих или ущемляющих права и свободы человека и гражданина; гарантии правосудия и др. Что же касается специализированных структур, то Конституция Республики Казахстан устанавливает, что защита прав и свобод человека и гражданина является основной обязанностью государства. Гарантом прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан выступает Президент Республики Казахстан. Специальные меры по защите прав и свобод граждан осуществляют органы судебного и прокурорского надзора, Конституционный суд Республики Казахстан, уполномоченный по правам человека.
Следует отметить, что в любом обществе неизбежны юридические споры  между субъектами правоотношений, в том числе между человеком и государством, поэтому должны функционировать специализированные органы, рассматривающие и разрешающие такие споры. На степень эффективности защиты нарушенных прав влияют многие факторы. Наиболее важные из них можно выделить в две группы. Первая связана с органами, разрешающими споры, вторая — с процедурой разрешения споров. Наличие таких органов и процедур достаточно лишь для разграничения компетенции между ними, но не обеспечивает выполнение более важной задачи — эффективной защиты нарушенных или оспариваемых прав. Для этого органы, разрешающие споры о праве, должны отвечать следующим требованиям:
— разрешение споров о праве — главная функция их деятельности;
— быть независимыми от участников спора о праве, вызывать к себе доверие заинтересованных лиц, быть незаинтересованными в исходе дела и подчиняться только закону;
— быть доступными для заинтересованных лиц (в первую очередь, для индивидов), т. е. обеспечить свободное обращение индивидов в эти органы и личное участие в разбирательстве дел;
— обладать статусом и компетенцией, достаточными для выполнения указанной задачи, независимо от того, какой спор, между какими субъектами (в том числе между человеком и государством) они разрешают.
Вероятно, что органы, разрешающие споры в административном порядке, или органы общественности, к чьей подведомственности было отнесено много важных категорий споров о праве, не отвечают всем этим требованиям в полном объеме. Например, для органов, разрешающих споры о праве в административном порядке,  эти функции являются второстепенными. Указанные органы, как правило, связаны с одной из сторон, могут быть заинтересованы в деле, часто труднодоступны для граждан. Всем требованиям в большей степени отвечает суд.
Для эффективной защиты прав при разрешении споров должно быть обеспечено: равенство процессуальных прав участников дела по спору о праве; участие в разбирательстве дела заинтересованных лиц лично или через представителей; объективное, беспристрастное выяснение всех имеющих значение обстоятельств, обсуждение всех доводов и возражений сторон, предоставление доказательств в их подтверждение или опровержение; вынесение законного и обоснованного решения, которое после вступления в законную силу могло быть в необходимых случаях исполнено принудительно от имени государства, а также возможность обжалования решения заинтересованными лицами и его пересмотр в случае незаконности. Совершенно очевидно, что этим требованиям в большей степени отвечает судебная процедура[1].
В современном законодательстве Республики Казахстан четко выражена направленность судебной реформы на значительное повышение роли суда и его компетенции в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина.
Наиболее обстоятельно и конкретно в Конституции Республики Казахстан закреплены гарантии прав человека в тех случаях, когда речь идет о привлечении его к уголовной ответственности, о применении к нему мер принудительного воздействия, о лишении его свободы. Закрепленная в Конституции Республики Казахстан система такого рода гарантий определяет соответствующую направленность уголовно-процессуального, уголовного, а также гражданского процессуального законодательства. Это:
— гарантии подсудности (т. е. никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом);
— право обвиняемого на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных законом;
— право каждого задержанного или заключенного под стражу пользоваться помощью адвоката;
— презумпция невиновности;
— недопустимость использования фактических данных, полученных с нарушением закона, в качестве доказательств;
— право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом;
— освобождение от обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
— право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц;
— запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность.
Наиболее слабое звено в проблеме прав человека — сама реализация этих прав. Механизм гарантий реализации прав человека в Республике Казахстан еще только формируется и во многом несовершенен. Снижение жизненного уровня населения, рост преступности, коррупция, криминализация государственного аппарата, падение нравственности общества и другие негативные явления говорят о неготовности страны и неспособности ряда государственных органов и должностных лиц к работе в сфере реализации прав человека и гражданина в полном объеме.
Еще французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года предупреждала, что «игнорирование, забвение или неуважение прав человека являются единственными причинами публичных бедствий и разложения правительств».
В юридической литературе преобладает мнение о том, что для реализации прав и свобод человека недостаточно их юридических гарантий, система которых не обеспечивает автоматического осуществления прав и свобод. Самые продуманные юридические меры и механизмы бессильны, если государство не может привлечь к ответственности государственные органы и их должностных лиц за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими обязанностей по охране и защите прав человека и гражданина. В связи с этим в последнее время в научный оборот вводится понятие социально-юридического механизма защиты прав человека и гражданина как системы средств и факторов, создающих необходимые условия для уважения их прав и свобод. Структуру этого механизма составляют общественные нормы, правомерная деятельность субъектов прав человека и гражданина, гласность, общественное мнение, гарантии (общие, специальные, юридические, организационные), процедуры, ответственность, контроль. К задачам данного механизма отнесены охрана, защита и восстановление нарушенных прав, формирование общей и правовой культуры населения[2]. Соглашаясь в целом с такой постановкой вопроса, следует отметить, что данный механизм должен включать и средства стимулирования реализации прав и свобод человека и гражданина, в том числе создание условий, при которых закрепленные права и свободы могут реально принадлежать конкретному человеку, использоваться им без каких-либо внешних препятствий.
Если человек знает, что может беспрепятственно реализовать свои права, что обладает всеми необходимыми для этого возможностями, то он воспользуется данным правом. Если же, напротив, из опыта своего или окружающих человек усвоил, что для осуществления прав, закрепленных за ним, надо приложить немало усилий, потребуются значительные материальные средства, то, скорее всего, он добровольно откажется от предоставленных ему прав.
 
Библиография
1 См.: Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. — М., 1997.
2 См.: Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. — Саратов, 1996.