А.М. АБАЕВ,

докторант

 

Представлены результаты анализа становления отечественной системы дополнительного образования детей. Обосновывается вывод о том, что данная система обладает уникальным педагогическим опытом, в настоящее время достигла значительного качественного и количественного развития. Важную роль в становлении данной системы выполняют учреждения системы дополнительного образования детей физкультурно-спортивного профиля. Выявлен ряд противоречий, связанных с неоднозначностью тенденций развития данной системы в последние годы.

Ключевые слова: отечественная система дополнительного образования детей, учреждения системы дополнительного образования детей, учреждения физкультурно-спортивного профиля, тенденции развития системы дополнительного образования детей.

 

Becoming a national system of additional education and place it in physical

culture and sports institutions of additional education for children

Abaev A.

 

The results of analysis of formation of national system of supplementary education for children. The conclusion is that the system has a unique teaching experience, has now reached a significant qualitative and quantitative development. An important role in the development of this system are performed by institutions of supplementary education for children sports and sports profile. A number of contradictions associated with the ambiguity of the trends of the system in recent years.

 Keywords: Domestic system of supplementary education for children, the establishment of additional education, the establishment of athletic and sports profile and trends of supplementary education for children.

 

В  отечественной педагогической литературе имеются различные точки зрения на сущность и содержание дополнительного образования детей. Одни авторы рассматривают дополнительное образование детей как составную (вариативную) часть общего образования, другие — как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ; при этом и те, и другие, как правило, солидарны в том, что это — сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно [1].

Сам термин «дополнительное образование детей» появился только в начале 90-х годов, когда в 1992 году дополнительное образование в нашей стране было официально включено в государственную систему образования в связи с принятием первой редакции Закона Российской Федерации «Об образовании»  [7]. С этого времени начался легитимный процесс преобразования системы внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. Очередным его этапом стало принятие в 1995 году «Типового положения об учреждении дополнительного образования детей», утвержденного соответствующим постановлением Правительства РФ № 233. Согласно данному «Положению», учреждение дополнительного образования детей — это тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства [23]. Таким образом, к настоящему времени учреждения дополнительного образования детей являются полноправными составляющими общегосударственной образовательной системы.

Вместе с тем, не вызывает сомнений реализуемая системой дополнительного образования преемственность традиций и педагогического содержания внешкольной, внеклассной, внеучебной, кружковой и иных подобных форм образовательной деятельности. С учетом этого исторический генезис системы дополнительного образования в нашей стране представляется значительно более длительным, насчитывая не десятилетия, а, по крайней мере, столетия. Не углубляясь в слишком «дальнюю» историю, отметим лишь, что система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание возникло в нашей стране в XIX веке в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т.д. Некоторые из подобных практических примеров внешкольного образования в России постепенно получили широкую известность. Функционирование данных учреждений первоначально было связано исключительно с добровольной, инициативной, по сути — миссионерской деятельностью интеллигенции по просвещению и воспитанию народа, причем не только детей, но и взрослых. Именно эта просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц стала называться «внешкольным образованием».  Его первыми организаторами, пропагандистами и исследователями стали В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, К.Н. Венцель, В.И. Водовозов, И.И. Горбунов, Н.И. Ильминский, П.Ф. Каптерев, Н.И. Кареев, Н.А. Корф, П.Ф. Лесгафт, Е.Н. Медынский, Н.И. Пирогов, Д.И. Писарев, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, К.П. Яновский и др. Сначала это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели.

Например, культурно-просветительное об-щество «Сетлемент» (от англ. settlement — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С.Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создана общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь».  К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря [4].

Основой для формирования первых дидактических идей внешкольного образования стала деятельность воскресных школ, возникновение которых связано с име