УДК 342.951:341

Страницы в журнале: 53-56 

 

О.Е. ТОМАЗОВА,

кандидат юридических наук, стажер Института государства и права РАН e-mail: ksto@yandex.ru

 

Д.А. ХРУСТАЛЕВ,

стажер Института государства и права РАН e-mail: khrustalev.da@bk.ru

 

Исследуются актуальные проблемы трансформации правового статуса таможенных органов исполнительной власти в условиях создания таможенного союза.

Ключевые слова: таможенные органы, таможенный союз, статус, полномочия, концепция.

 

The transformation of the administrative and legal status of the customs authorities in the context of the formation Сustoms Union

 

Tomazova O., Chrystalev D.

 

We study the actual problems of transformation of the legal status of the customs authorities of executive power in terms of the Customs Union.

Keywords: customs, Customs Union, status, power, concept.

 

Основными проблемами в современном процессе реформирования государственного управления в таможенной сфере являются поиск оптимальный системы и структуры таможенных органов, а также выявление и закрепление на законодательном и подзаконном уровнях оптимальных форм и методов деятельности таможенной службы.

Правовые и особенно организационные проблемы функционирования таможенной службы, несогласованность действий ее органов и должностных лиц нередко способствуют нарушению прав лиц — добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Это детерминирует формирование негативного мнения о таможенных органах российского государства, порождает правовой нигилизм. Правовые пробелы в законодательстве и связанные с этим организационные проблемы в механизме обслуживания участников ВЭД влекут нарушение их прав, должностные злоупотребления, а также способствуют развитию коррупции в таможенной сфере.

Особую актуальность выбранной тематике исследования придает появление новых системообразующих правовых актов в сфере таможенного дела, принятых как на уровне Российской Федерации, так и в рамках таможенного союза Евразийского экономического сообщества. Одними из важнейших среди них являются Таможенный кодекс таможенного союза от 27.11.2009 № 17 и Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ  «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Вышеназванные документы знаменуют существенные изменения в российском таможенном праве и смежных правовых областях, что позволяет по-новому взглянуть на организацию и функции таможенных органов, а также систему их взаимоотношений с иными субъектами таможенного дела.

Как отмечал В.В. Путин, отмена таможенного контроля с 1 июля 2011 г. на внутренних границах таможенного союза завершила «формирование полноценной единой таможенной территории с ясными перспективами для реализации самых амбициозных деловых инициатив. Теперь от Таможенного союза мы делаем шаг к Единому экономическому пространству. Создаем колоссальный рынок с более чем 165 миллионами потребителей, с унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы. <...> Так, в интересах бизнеса уже принято решение начать кодификацию правовой базы Таможенного союза и ЕЭП, чтобы участникам экономической жизни не приходилось пробираться через “лес” многочисленных абзацев, статей и отсылочных норм. Для работы им будет достаточно всего лишь двух базовых документов — Таможенного кодекса и Кодифицированного договора по вопросам Таможенного союза и ЕЭП. С 1 января 2012 г. в полном формате заработает и Суд ЕврАзЭС. Обращаться в суд по всем фактам, связанным с дискриминацией, нарушением правил конкуренции и равных условий ведения бизнеса, смогут не только государства, но и участники экономической жизни»[1].

В контексте создания таможенного союза и Единого экономического пространства особую актуальность приобрела проблема уточнения современного административно-правового статуса таможенных органов, путей его трансформации, а также оптимизации функций и полномочий таможенной службы, что должно стать краеугольным камнем в стратегии дальнейшего реформирования таможенного администрирования российского государства.

Анализ правовой и организационной основы функционирования системы таможенных органов Российской Федерации и их места в системе федеральных органов исполнительной власти позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, в общем виде систему таможенных органов можно представить как обусловленную функциональной общностью, единством целей и задач (непосредственное осуществление таможенного дела) совокупность таможенных органов, существующих в рамках единой централизованной системы.

Во-вторых, система таможенных органов объединена функциональным единством органов, имеющих общий организационный центр — Федеральную таможенную службу, и во взаимоотношениях друг с другом, характеризующихся соподчиненными организационными связями, и в целом составляет органически взаимосвязанную, относительно обособленную группу звеньев таможенных органов. Можно говорить о большей или меньшей степени единства и целостности тех или иных систем (подсистем) государственных органов.

Однако совокупность таможенных органов совершенно определенно может быть признана в качестве единой системы органов, действующих в такой специфической сфере, как таможенное дело.

В-третьих, говоря о направлениях дальнейшего совершенствования системы таможенных органов, необходимо отметить, что работа по анализу и изменению организационных структур таможенных органов и центрального аппарата ФТС России должна основываться на оценке эффективности административных процессов и существующих структур.

Дальнейшая оптимизация системы таможенных органов должна продолжить реформирование территориальных таможенных органов в направлении сокращения лишних управленческих звеньев между ФТС России, устанавливающей правила таможенного оформления и таможенного контроля, и таможенными постами, непосредственно реализующими эти правила.

Итогами проведения указанных мероприятий будут достижение централизации управления таможенными органами в одном регионе; использование единообразного подхода к применению таможенных процедур и принципов таможенного администрирования в отношении участников ВЭД; усиление в значительной степени таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации; обеспечение более согласованных с другими правоохранительными и контролирующими органами действий; повышение результативности борьбы с контрабандой и иными таможенными правонарушениями.

Таким образом, анализ международных и российских актов в области таможенного дела применительно к изменению административно-правового статуса таможенной службы Российской Федерации позволяет сформулировать ряд положений.

1. Современное развитие таможенного дела на территории таможенного союза характеризуется ярко выраженной тенденцией к интеграции, унификации. Показательным примером в этом плане является изменение концепции таможенного дела в странах—членах ЕС, появление наднациональных таможенных органов. Эти процессы приводят к значительным преобразованиям в национальных таможенных службах.

За последние 10 лет таможенные службы зарубежных государств накопили огромный опыт модернизации и развития таможенного регулирования. Этот опыт сконцентрирован в национальных законах и практике их применения. Анализ зарубежного опыта с точки зрения применимости конкретных мер в России позволил определить как позитивные, так и негативные тенденции этого процесса.

Современная структура Федеральной таможенной службы имеет схожие черты с таможенными ведомствами европейских стран, что в свою очередь упрощает взаимодействие в сфере международных торговых отношений и способствует решению глобальных правоохранительных задач.

2. Анализ мировой практики в таможенной сфере позволяет прогнозировать значительные перемены, детерминированные изменением роли таможенной службы в ближайшие годы. Это сопряжено с увеличением сложности и расширением спектра требований, предъявляемых к таможенным службам, связанных с необходимостью повышения эффективности контроля за перемещением товаров через национальные границы; повышением ответственности таможенных органов всех уровней за проведение сборов косвенных налогов и акцизных сборов, их полноту; возрастанием влияния таможенных служб на формирование политики торговых отношений, социальной защиты населения, развития промышленности; необходимостью представительства таможни в правительствах для обеспечения более эффективного контроля за экспортом; возрастанием значения таможенной службы в борьбе с коммерческой фальсификацией; важностью совершенствования методов борьбы с контрабандой, нелегальной торговлей наркотиками и другими преступлениями.

3. Поиск оптимальной модели организации таможенной службы в России предполагает изменение системы таможенного администрирования, реструктуризацию, внедрение в практику деятельности прогрессивных таможенных технологий, реализацию кадровой политики, направленной на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными специалистами.

4. Для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации нужен комплекс организационно-правовых мер по повышению эффективности деятельности таможенных органов. Необходимо определить и нормативно закрепить границы полномочий в борьбе с контрабандой и другими правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности между федеральными органами исполнительной власти, с одной стороны, и правоохранительными органами государств—участников таможенного союза, с другой стороны. Кроме того, на основе четкого разграничения функций желательно разработать методику координации и взаимодействия специальных служб таможенных органов с другими правоохранительными структурами при проведении совместных скоротечных и долговременных операций (например, контролируемой поставки).

 

Библиография

 

1 http://www.izvestia.ru/news/502761