Реклама
Статья

Успешность использования преподавателями учебного центра аудиовизуальных средств обучения

Наукой доказано, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит информации в секунду, ухо — только десятки тысяч.

 

С.В. БАКИН,

специалист-эксперт учебно-методического отдела УФССП России по Кировской области

 

«Всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое — зрению, слышимое —слуху, обоняемое — обонянию, вкушаемое — вкусу, осязаемое — осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам», — писал известный чешский педагог Я.А. Коменский еще в середине XVII века[1].

Наукой доказано, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит информации в секунду, ухо — только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, быстрее подвергается осмыслению, лучше сохраняется в памяти. Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать; услышал — и забыл, увидел — и запомнил, сделал — и научился.

Однако в процессе обучения чаще всего основным источником информации продолжает оставаться только речь преподавателя, воздействующая на слуховые анализаторы. Вероятно, это связано с необходимостью специальной подготовки преподавателем к каждому занятию аудиовизуальных средств обучения и раздаточного учебного материала, что всегда требует временных и материальных затрат.

Но если рассмотреть результаты ежегодного доклада учебно-методического центра Приволжского федерального округа на базе Управления ФССП России по Кировской области (далее — центр) о сотрудниках, осуществляющих преподавательскую деятельность в центре, то можно сказать, что большая часть преподавателей активно использует видеометод, в основе которого — экранные источники информации, позволяющие за очень короткое время в сжатом виде подать большой объем информации.

Следует также отметить и то, что в процессе взаимодействия преподавателя и слушателя одной из актуальнейших и сложнейших проблем является привлечение и сохранение внимания слушателей на протяжении всего занятия. Применение различного рода аудиовизуальных технологий позволяет в значительной степени решать данную проблему, поэтому с целью привлечения информационных технологий к процессу обучения преподаватели центра постоянно расширяют арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации.

Аудиовизуальные технологии обучения являются неотъемлемой частью учебного процесса. В зависимости от специфики изучаемых тем аудиовизуальные средства обучения применяются во всех учебных ситуациях, на всех этапах сообщения знаний, формирования и наработки практических навыков: это и различного рода учебные фильмы, видеозадания, презентации, и демонстрация образцов документов через проектор или документ-камеру. За время работы центром было создано около 25 учебных фильмов, подготовлено 44 презентации и большое количество различных информационных визуальных материалов. Только за 2015 год в соответствии с изменениями законодательства и требований методических рекомендаций создано и переработано около 12 фильмов и видеозаданий.

Успешно используют на своих занятиях информационные технологии в виде просмотра учебных фильмов, презентаций или демонстрации практических навыков работы такие преподаватели, как А.В. Глазырин, Е.В. Дружинина, В.Л. Ершова, О.П. Некрасова, Л.С. Поглазова, М.С. Семушина, В.М. Туйчиев, Е.А. Чикишева.

Еще один метод ознакомления с учебным материалом и его углубленного практического изучения и закрепления — экскурсия в структурные подразделения Службы, на рабочее место. Чаще других этим методом пользуется преподаватель Н.А. Юмина. Особенно высоко оценивают значимость экскурсий старшие специалисты 2-го и 3-го разряда (помощники судебных приставов-исполнителей).

Игровой метод — разыгрывание ролей в заданной профессиональной ситуации — применяет преподаватель О.А. Орлова. Она описывает какую-либо проблему, ставит задачу разрешить эту проблему и распределяет между слушателями роли. Успешно используют этот метод и другие преподаватели, например С.Н. Дерягина и Н.В. Мокрецова. Это позволяет обучающимся окунуться в рабочую атмосферу судебных приставов со всеми ее проблемами и эмоциями, но в контролируемых условиях, что, по словам обучающихся, является наиболее эффективным способом приобретения опыта во время обучения.

По результатам анкетирования слушателей, будь то судебные приставы-исполнители со стажем работы до одного месяца и более, помощники судебных приставов-исполнителей или руководители структурных подразделений, можно сделать вывод, что информация, полученная на занятиях в центре с применением аудиовизуальных технологий, значительно повышает качество и объем знаний. Подтверждение тому — отзывы слушателей, прошедших курс обучения.

Так, начальник отдела судебных приставов по Ардатовскому и Атяшевскому районам УФССП России по Республике Мордовия — старший судебный пристав А.Д. Тимофеев считает, что наглядная информация легче воспринимается. Заместитель начальника Советского районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Марий Эл — заместитель старшего судебного пристава Е.А. Мокеева отмечает: «Практические ситуации, показанные в фильмах и презентациях, гораздо лучше воспринимаются, чем изложенные в методических пособиях, они прекрасно дополняют друг друга». Заместитель начальника отдела судебных приставов по Советскому и Лебяжскому районам УФССП России по Кировской области — заместитель старшего судебного пристава С.Н. Кошкина также считает, что визуально информация воспринимается быстрее, поэтому можно изучить больше материала.

Библиография:

1 Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. М., 1982. Т. 1. С. 384.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Исследуются теоретико-правовые аспекты правового регулирования деятельности в сфере искусственного интеллекта, анализируются дефиниции и их содержание в данной сфере.
Добавлено: 02.09.2020
Рассматриваются отдельные вопросы нормативно-правового сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации.
Добавлено: 02.09.2020
Именно интерактивные методы более эффективны для приобретения студентами профессиональных, общекультурных компетенций, предполагающих демонстрацию умений. Кроме того, рассматриваются особенности организации обучения в юридических клиниках при проведении аудиторных занятий и при работе студентов с конкретными делами.
Добавлено: 27.09.2017
Исследуются проблемы методологии модернизации высшего образования в Российской Федерации, возникшие вследствие отсутствия дифференцированного подхода к формированию правовых и экономических условий для реализации, с одной стороны, потребности граждан в высшем образовании, а с другой — государственных и общественных целей развития
Добавлено: 04.08.2017
З.А. ЭБЗЕЕВА, соискатель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской государственной юридической академии e-mail: zulfiyaebzeeva@mail.ru Современные данные свидетельствуют о росте числа наемников и изменении характера их деятельности. Различные формы проявления наемничества имели место в вооруженных конфликтах в Югославии, Чечне, Ливии. В статье приводится анализ эле…
Добавлено: 16.03.2016