Реклама
Статья

Феномен правового статуса государства как субъекта международных отношений: реалии современности

Рассматриваются научные взгляды ученых относительно понимания статуса государства как основного субъекта международных отношений. Представлено авторское определение правового статуса государства как субъекта международных отношений, и выявлены его признаки.

УДК 340.111.5:341.211/.214 

Страницы в журнале: 14-18

 

А.В. ПАНЧИШИН,

соискатель Национальной академии внутренних дел Украины

 

Рассматриваются научные взгляды ученых относительно понимания статуса государства как основного субъекта международных отношений. Представлено авторское определение правового статуса государства как субъекта международных отношений, и выявлены его признаки.

Ключевые слова: государство, правовой статус, субъект международных отношений.

 

The Phenomenon of the Legal Status of the State as a Subject of International Relations: the Realities of Modernity

Panchyshyn A.

The author analyzes the basic views of scientists on the understanding of the state as the primary actor in international relations. The author gives his definition of the legal status of the state as a subject of international relations and provides its specific features.

Keywords: state, legal status, subject of international relations.

 

Современный этап развития международного содружества характеризуется определенным уровнем взаимодействия государств, которое дает возможность утверждать об активизации сотрудничества государств в условиях интеграции экономической, политической, социальной и культурной жизни, обеспечении надлежащего уровня производства разнообразных ресурсов, необходимых для нормальной жизнедеятельности государств, и предоставлении разнообразных форм и видов взаимопомощи. Вместе с тем беспрекословным является утверждение, что первоочередной целью функционирования современного государства является его деятельность именно на международном уровне. Реализация определенных путей развития государства в этом направлении возможна лишь при наличии комплекса прав и обязанностей, которые определяют его статус и обеспечивают возможность быть полноправным субъектом как внутригосударственных, так и международных отношений.

Поэтому исследование государства в первую очередь как активного субъекта современного международного сотрудничества нуждается в выяснении и выделении объема его прав и обязанностей, их сущности в аспекте характеристики его правового статуса как основного субъекта международных отношений. Эти особенности предопределяют необходимость комплексного исследования сущностных аспектов, определения понятия правового статуса государства как субъекта международных отношений и системы его признаков. Исследование последних и указывает на значительную степень актуальности поставленной автором тематики.

Развитие современной юридической науки и практики говорит о необходимости совершенствования существующих и обоснования новых подходов к пониманию правового статуса государства в контексте характеристики его в качестве основного субъекта международных отношений. Обоснование авторского подхода к понятию правового статуса государства как субъекта международных отношений определяет необходимость исследования понимания учеными института государства также в теории международного права. Анализ положений теории международного права и международных юридических документов дает возможность отметить, что ученые обосновывают понимание государства как юридической категории с позиций наличия особенных признаков.

Гуен Куок Динь считает, что современное государство в целях сохранения его привилегированного места в осуществлении международных отношений должно оставаться достаточно сильным и «особенным» субъектом права. Государство является единственным субъектом, который характеризуется таким признаком, как суверенитет[1]. Межамериканская конвенция о правах и обязанностях государств от 26 декабря 1933 года также наделяет государство, как субъекта международного права, определенными признаками, среди которых выделяются наличие постоянного населения, определенной территории, правительства и способности вступать в отношения с другими государствами[2].

Что касается определения государства, то с точки зрения общей теории государства под этой категорией ученые понимают особенную суверенную политико-территориальную организацию власти в обществе, которая имеет специальный аппарат управления и принуждения и способна путем права воплощать свои веления как общеобязательные для всего населения государства[3]. Что касается теории международного права, то государство характеризуется через наличие присущих ему признаков. В частности, Н.А. Ушаков утверждает, что понимание термина «государство» в теории международного права не определено, однако отмечает, что все государства являются особенными суверенными образованиями, взаимоотношения между которыми основываются на принципе суверенного равенства[4].

Исходя из существующих позиций, можно отметить, что государство действительно есть не только теоретико-правовая категория, но и субъект, который обеспечивает определенные направления деятельности как на внутригосударственном уровне, так и на уровне разнообразных форм сотрудничества между другими государствами путем заключения определенных соглашений. Поэтому можно сделать вывод о том, что государство, как определенное суверенное образование, имеет совокупность прав и обязанностей, которые оно способно реализовывать как в своей внутренней деятельности, так и на международном уровне.

Вместе с тем отмеченные положения предусматривают необходимость определения присущих лишь государству особенностей, в соответствии с которыми оно определяет направления своей деятельности как на национальном, так и международному уровнях. По этому поводу В.Г. Буткевич отмечает, что государство в самостоятельном порядке определяет, в какие международные отношения ему необходимо вступать, а следовательно, оно самостоятельно решает вопрос относительно своего участия в таких отношениях и таким образом изменяет объем прав и обязанностей, принадлежащих ему[5].

Исследуя особенности правового статуса государства, по нашему мнению, целесообразно указать, что государство и правовой статус являются взаимозависимыми юридическими категориями. Именно наличие правового статуса определяет возможность государства быть субъектом международных отношений, носителем конкретной совокупности прав и обязанностей для осуществления международной деятельности во всех сферах международного сотрудничества, проводить собственную внешнюю политику, формировать свою позицию относительно решения определенных вопросов на международном уровне, быть субъектом международного правотворчества. Содержание правового статуса государства, в свою очередь, является зависимым и определяется с учетом особенностей государства (его формы, природы, социально-экономического и культурного развития, активного сотрудничества на международном уровне).

Необходимо обратить внимание и на то, что государства могут, так сказать, собственноручно (единолично) изменять характер собственного правового статуса, однако лишь в пределах, необходимых для удовлетворения интересов и потребностей народа, а также существования других государств на международной арене. Совершенствование правового статуса государства обуславливается его непосредственным участием в процессе формирования норм международного права путем заключения разнообразных двухсторонних и многосторонних договоров, которые содержат нормы международного права.

Таким образом, принимая участие в процессе формирования норм международного права, государство дает согласие на присоединение к положениям тех или иных договоров и конвенций, которые их содержат, что и будет предусматривать, во-первых, их дальнейшую ратификацию в национальное законодательство, изменение политики государства во внутренней и международной деятельности, во-вторых, регламентирование порядка участия государства в деятельности определенных международных организаций и других международных институций в процессе осуществления ими международной деятельности, в-третьих, определение направлений и содержания деятельности государства в разнообразных сферах и формах межгосударственного сотрудничества. В соответствии с осуществлением этого процесса будет реализовываться правовой статус государства как субъекта международных отношений.

Выделение изложенных выше позиций относительно характеристики особенностей правового статуса государства как субъекта международных отношений дает возможность определить авторское понятие этой категории. Правовой статус государства как субъекта международных отношений — это определенное нормами национального и международного права правовое состояние государства, которое предусматривает наличие необходимого объема прав, обязанностей и принципов, в соответствии с которыми государство, как субъект международных отношений, осуществляет свою деятельность на международном уровне в разных сферах и формах международного сотрудничества и координирует свою деятельность с другими международными институциями (международные организации, объединения).

Для полной характеристики вышеизложенного понятия целесообразно выделить систему признаков правового статуса государства как субъекта международных отношений.

1. Наличие сложного правового (юридического) характера, сущность которого заключается в анализе правового статуса как такой юридической категории, которая относится к определенному государству, а потому и обеспечивает направления его внутренней и внешней деятельности, определение объема его деятельности, правомерность ее осуществления, а также его особенную индивидуальность на международном уровне. Наличие таких функциональных по содержанию особенностей правового статуса государства как субъекта международных отношений дает возможность утверждать о его двойственном характере, что и определяет его сложную природу. В частности, двойственность правовой природы правового статуса государства предопределяется исключительно наличием норм национального и международного права, которые содержат определенный объем прав и обязанностей государства и направляют его внутригосударственную деятельность, а также координационное сотрудничество с другими субъектами международного права и международными институциями.

Вместе с тем внутренняя и внешняя деятельность должна иметь согласованный целеустремленный характер, а в совокупности составить совместную и единственную деятельность государства, основной целью которой является достижение основополагающих и приоритетных задач. Именно благодаря правовому статусу государства, содержание которого составляют нормы национального и международного права, определяется целенаправленность деятельности государства. Поэтому совокупность норм национального и международного права в целом определяют содержание деятельности государства, его правовой статус и позволяют характеризовать его как имеющее двойственный характер.

Исходя из норм национального и международного права, которые, по нашему мнению, и предусматривают его сложность, целесообразно отметить, что эти нормы права должны иметь согласованный характер, иначе несоответствие норм национального права нормам международного права может обусловить определенную коллизионность и несогласованность деятельности государства как на международном уровне, так и в процессе взаимосотрудничества государств. Последнее сделает невозможным достижение гармоничного, сбалансированного функционирования государства на национальном и международном уровнях.

2. Наличие динамического характера правового статуса государства как субъекта международных отношений. Содержание отмеченного признака предопределяется интенсивным развитием существующих международных отношений и появлением новых, которые формируются и возникают в процессе международного сотрудничества. Именно соответствующие изменения в динамике международного сотрудничества предопределяют необходимое приспособление и адекватную деятельность государства.

В этом аспекте следует акцентировать внимание на аналогичном соответствии содержания правового статуса государства как субъекта международных отношений таким изменениям, которые происходят в процессе трансформации международных отношений. Особенность этого признака предусматривает прямую зависимость правового статуса государства как субъекта международных отношений от уровня развития общественных отношений и их конъюнктуры на международном уровне. Указанный признак акцентирует внимание и на необходимости обязательного соответствия правового статуса государства тем изменениям, которые происходят в условиях совершенствования и появления новых общественных отношений как на национальном, так и на международном уровнях, поскольку это обеспечит не только правомерное функционирование государства во внутренней и внешней деятельности, но и содержательный, комплексный и целеустремленный характер его деятельности. Кроме того, развитие существующих и возникновение новых сфер общества как в пределах государства, так и вне его пределов является определенным стимулирующим условием, которое влияет на совершенствование и изменение правового статуса государства как субъекта международных отношений.

3. Наличие комплексного характера правового статуса государства как субъекта международных отношений. Характеризуя содержание отмеченного признака, целесообразно исходить из анализа многочисленных форм и методов сотрудничества государств и международных образований. В частности, именно содержание международного сотрудничества свидетельствует о многоаспектном и неоднородном характере деятельности субъектов, то есть государств. Их деятельность проявляется в разнообразных сферах международного сотрудничества и имеет одновременно глобальный и национальный характер, поскольку направлена на решение не сугубо конкретных индивидуальных задач, а нацелена на достижение и одновременно обеспечение общих, в частности общечеловеческих, общегосударственных, потребностей и интересов.

Как уже отмечалось, процесс взаимофункционирования и взаимодействия государств на международном уровне способствует появлению новых и совершенствованию существующих международных отношений, которые  дают возможность их систематизировать в зависимости от сферы сотрудничества следующим образом:  дипломатические, социальные, культурные, экологические, экономические, политические, правовые, информационные, военные и др. Можно утверждать, что на сегодняшний день перечень сфер международного сотрудничества чрезвычайно разветвлен и имеет многовекторный характер. В каждой отмеченной сфере государство пытается как обеспечить реализацию своих собственных интересов, так и достичь общего решения разнообразных по содержанию вопросов, которые касаются интересов других государств и международных институций. Поэтому многоаспектная деятельность государств, а именно способность их функционировать во всех направлениях и сферах международного сотрудничества, предусматривает наличие у правового статуса государства как субъекта международных отношений такой особенности, как комплексность. Благодаря наличию совокупности прав и обязанностей, которые дают возможность государству быть полноправным участником международных отношений во всех без исключения сферах международного сотрудничества, можно говорить о многозначности и комплексности правового статуса государства на международном уровне.

4. Институционный характер правового статуса государства как субъекта международных отношений. Содержание указанного свойства правового статуса государства предусматривает характеристику его как сложной структурной категории, которая состоит из совокупности определенных связанных между собой элементов. В этом направлении, по нашему мнению, можно говорить о внешнем и внутреннем аспектах строения правового статуса государства как субъекта международных отношений.

Во-первых, внешняя структура правового статуса государства как субъекта международных отношений заключается в том, что он является разновидностью правового статуса как отдельной правовой категории в целом. Вместе с тем правовому статусу государства как субъекту международных отношений присущи определенные особенности и характеристики, которые обеспечивают более детальное отражение содержания деятельности государства именно на международном уровне. Такие особенности характеризуют правовой статус государства, которое имеет «разветвленную» юридическую природу.

Во-вторых, внутренняя структура правового статуса государства как субъекта международных отношений заключается в выделении необходимых элементов, которые отображают его сущность, содержание и являются теми особенностями, которые характеризуют условия, необходимые для его функционирования в рамках международного сотрудничества.

Такими обязательными элементами являются:

а) права, то есть неотъемлемые возможности государства, которые закреплены в национальном законодательстве и международной правовой базе, обусловлены его сущностью и природой и благодаря которым оно выступает в качестве полноправного субъекта международных отношений и является главным участником решения разнообразных по содержанию вопросов, которые возникают на международном уровне;

б) обязанности, которые являются мерой надлежащего поведения государства в процессе осуществления его международного сотрудничества с другими субъектами международного права и международными институциями, определены нормами национального и международного права и являются необходимыми для нормального обеспечения международного сотрудничества;

в) законные интересы, которые представляют собой юридические возможности (условия и средства) государства как субъекта международных отношений, направлены на удовлетворение как общественных, так и государственных потребностей в процессе осуществления международного сотрудничества и защита которых осуществляется с помощью императивных норм международного права;

г) юридические гарантии, то есть предусмотренный нормами и принципами международного права комплекс разных по содержанию средств обеспечения и соблюдения юридических возможностей государства другими субъектами международных отношений в процессе осуществления ими международного (межгосударственного) сотрудничества;

д) принципы, которые представляют собой основополагающие и руководящие начала, выступающие базисом для осуществления международного сотрудничества и нормального функционирования государства совместно с другими субъектами международного права на международном уровне;

е) юридическая ответственность, которая как элемент правового статуса государства представляет собой комплекс обязательств, возникающих в связи с причинением им вреда другому субъекту международного права в результате совершения международного правонарушения.

Таким образом, правовой статус государства как субъекта международных отношений  принадлежит к более широкому явлению — правовому статусу государства в целом, которое в свою очередь состоит из обязательных структурных элементов, что дает возможность характеризовать государство как субъект международных отношений и самостоятельную юридическую категорию.

5. Объективный характер правового статуса государства как субъекта международных отношений. Особенность правового статуса государства в контексте объективности предусматривает возможность формирования его содержания в зависимости от определенных факторов. В первую очередь к ним можно отнести содержание международных отношений, уровень их развития, состояние международного сотрудничества, направления международной политики, характер трансформационных и глобализационных факторов, которые значительно усиливают взаимозависимость и взаимовлияние различных сфер международного сотрудничества между государствами и другими международными институциями.

Проявление отмеченных факторов и основательный анализ их содержания являет собой особенную почву, на основе которой формируется содержание правового статуса государства как субъекта международных отношений. Таким образом, сущность отмеченного признака предусматривает прямую зависимость содержания правового статуса государства от учета динамики окружающей международной действительности и ее экономического, политического, правового и иного характера, которые имеют определяющее влияние на деятельность государства в процессе осуществления международного сотрудничества.

6. Определенный характер правового статуса государства как субъекта международных отношений. Сущность этого признака предусматривает анализ правового статуса государства как правовой категории, содержание и наличие элементов которой четко определяются нормами национального и международного права. Поэтому каждое государство как субъект международных отношений, осуществляя деятельность на международном уровне, является носителем прав и обязанностей, в соответствии с которыми предопределяется содержание как его собственных направлений функционирования в сфере международного сотрудничества, так и согласования с другими субъектами международного права. Вместе с тем права, обязанности и ответственность определяются характером системы национального законодательства государства, нормами и принципами международного права.

7. Действенный характер правового статуса государства как субъекта международных отношений. Характеристика отмеченной особенности правового статуса государства должна основываться на наличии норм национального и международного права, которые определяют содержание правового статуса государства и, как следствие, его деятельность на национальном и международном уровнях. То есть действенность правового статуса государства находится в зависимости от обязательного наличия эффективных норм национального и международного права. Именно они определяют и предоставляют возможность государству быть полноправным и полноценным участником международных отношений. Кроме того, от качественных по содержанию норм национального и международного права зависит результативность деятельности государства как основного участника международных отношений, а также содержание и формы его сотрудничества с другими субъектами международного права. Поэтому можно отметить, что действенность как особый признак правового статуса государства как субъекта международных отношений представляет собой меру (степень) достижения поставленных государством целей в процессе осуществления им международного сотрудничества.

Таким образом, исследование проблематики правового статуса государства как субъекта международных отношений позволяет утверждать о сложноаспектном характере этого правового явления, что проявляется в связи с  наличием особых признаков, которые в полной мере указывают на самостоятельный характер этого явления, а также на необходимость комплексного исследования в условиях развития современной юридической науки и практики.

 

Библиография

1 См.: Гуен Куок Динь. Международное публичное право: в 2 т. / пер. с франц. — К., 2000. Т. 1. С. 248.

2 См.: Міжнародне публічне право: практикум / відп. ред.: Ю.С. Шемшученко, Л.В. Губернський. — К., 2000.

3 См.: Абдулаев М.И. Теория государства и права: учеб. для высш. учеб. завед. — М., 2004. С. 26; Алексеев С.С. Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов и фак. — М., 1998. С. 103.

4 См.: Ушаков Н.А. Международное право: учеб. — М., 2005. С. 72—73.

 

5 См.: Міжнародне право. Основи теорії : підруч. для студ. вищ. навч. закладів / за ред. В. Г. Буткевича. — К., 2002. С. 330.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Анализируются положения монографии «Реализация и защита прав граждан в сфере обороны и безопасности Российской Федерации» (М., 2024), подготовленной Федотовой Юлией Григорьевной — экспертом в сфере национальной безопасности, кандидатом юридических наук, советником юстиции 3-го класса
Добавлено: 04.03.2024
В статье обосновывается необходимость выделения полицейской функции государства. В доктрине данную функцию игнорируют, подменяя ее другими функциями государства. Авторы отмечают, что полицейская функция не существует изолированно, она логически взаимосвязана с иными функциями государства
Добавлено: 04.03.2024
Цель исследования — оценка качества правового регулирования деятельности добровольческих формирований в СССР и современной России в части, касающейся выполнения боевых задач, денежного, медицинского и материального обеспечения добровольцев
Добавлено: 04.03.2024
Цель исследования — анализ содержания термина «экономическая безопасность» и его генезис, а также раскрытие его сущности как составляющей части национальной безопасности государства
Добавлено: 01.02.2024
В статье исследуется теоретико-правовая сущность современной коррупции, рассматриваются проблемные уголовно-правовые аспекты преступлений коррупционной направленности, обосновывается вывод о том, что эффективность средств по противодействию коррупции зависит множества факторов, одним из которых является точное и единообразное законодательное определение коррупции
Добавлено: 28.12.2023