Реклама
Статья

Финансовые механизмы как субъекты международных кредитных отношений

Е.Е. ИВАНОВА, аспирантка ГУ Высшая школа экономики Особыми субъектами международных кредитных отношений являются международные финансовые механизмы — Парижский и Лондонский клубы. Отличительная особенность Парижского клуба заключается в том, что это — неформальное объединение стран-кредиторов, осуществляющих пересмотр условий погашения задолженности суверенных заемщиков с целью облегчения долгового бремени стран-дебиторов, столкнувшихся с трудностями в выполнении обязательств по внешнему долгу, путем реструктуризации или, при применении льготных условий урегулирования задолженности, посредством списания части их долговых обязательств. В отличие от Парижского, Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий.

Е.Е. ИВАНОВА,

аспирантка ГУ Высшая школа экономики

 

Особыми субъектами международных кредитных отношений являются международные финансовые механизмы — Парижский и Лондонский клубы.

Отличительная особенность Парижского клуба заключается в том, что это — неформальное объединение стран-кредиторов, осуществляющих пересмотр условий погашения задолженности суверенных заемщиков с целью облегчения долгового бремени стран-дебиторов, столкнувшихся с трудностями в выполнении обязательств по внешнему долгу, путем реструктуризации или, при применении льготных условий урегулирования задолженности, посредством списания части их долговых обязательств. В отличие от Парижского, Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий.

Большое значение в исследовании особенностей участия международных финансовых механизмов в международных кредитных отношениях имеет изучение правовой природы, основных задач и организации деятельности Парижского и Лондонского клубов.

Изучение необходимо начать с уточнения, что учредительные акты, правила и процедура работы клубов не опубликованы (если вообще существуют) и во многом основываются на джентльменских соглашениях. Эти соглашения призваны координировать деятельность кредиторов, с тем чтобы не дать должнику использовать разобщенность кредиторов в свою пользу. По неофициальным данным, некоторые технические правила и процедуры клубов сведены в определенный сборник. Однако это не влияет на правосубъектность клубов, поскольку инкорпорированные акты не могут служить учредительными документами. Парижский и Лондонский клубы не являются международными организациями и не имеют фиксированного членства. В переговорном процессе в рамках клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения.

Правовой статус такого рода учреждений, как Парижский и Лондонский клубы, иногда обозначается в литературе термином «параорганизации»[1]. На наш взгляд, следует согласиться с такой позицией, что Парижский клуб — это межгосударственный механизм, не имеющий статуса международной организации, созданный для выработки многосторонних договоренностей между странами-кредиторами и странами-должниками, испытывающими трудности с выплатой государственного долга, относительно пересмотра условий погашения их задолженности. В то же время Лондонский клуб представляет собой многосторонний механизм, не оформленный в виде международной организации и созданный с целью выработки договоренностей со странами-должниками, испытывающими трудности с выплатой внешнего долга.

Основными задачами клубов являются недопущение объявления государством-должником одностороннего моратория на выплату задолженности и возвращение его (должника) в общую систему международного кредитования, а также равномерное распределение между кредиторами бремени реорганизации долга.

Парижский клуб был основан в 1956 году. За 50 лет его работы достигнуто более 360 соглашений с 78 странами-должниками. За последние 20 лет прошла реструктуризация долгов на общую сумму свыше 407 млрд долл. США[2]. В настоящее время клуб объединяет 19 государств-кредиторов, являющихся его постоянными членами (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Российская Федерация, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), а также ряд стран-кредиторов, участвующих в деятельности клуба в рамках ad hoc negotiations (переговоры, организуемые на одноразовой основе для обсуждения конкретного вопроса). Переговоры ad hoc об условиях урегулирования задолженности стран-должников могут проходить в рамках Парижского клуба с привлечением государств-кредиторов, не участвующих в деятельности клуба на постоянной основе (Аргентина, Бразилия, Израиль, Корея, Кувейт, Марокко, Мексика, Новая Зеландия, ОАЭ, Португалия, Тринидад и Тобаго, Турция, ЮАР).

Среди традиционных участников переговоров в Парижском клубе — Международный валютный фонд, Всемирный банк, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которые дают членам клуба заключения об экономическом положении страны-должника. Ряд крупных должников, например Российская Федерация и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский клуб.

Парижский клуб возглавляют председатель и два заместителя, которые являются высокопоставленными чиновниками казначейства Франции. Секретариат клуба объединяет порядка 15 сотрудников, также являющихся представителями казначейства. Сессии клуба проводятся 10—11 раз в году в формате Tour d'Horizon (краткий обзор), предусматривающем регулярное рассмотрение кредиторами текущей ситуации в странах-дебиторах, а также методологических и других аспектов деятельности клуба.

В рамках Парижского клуба в 2002 году была реструктурирована задолженность 14 стран (в 2000 году таких стран было 19, в 2001 — 17) на общую сумму свыше 19,2 млрд долл. США (против 23,2 млрд долл. США в 2001 году).

Лондонский клуб был сформирован в конце 1970-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран, в первую очередь развивающихся, регулярно обслуживать внешнюю задолженность, и в настоящее время объединяет около 600 коммерческих банков. Состав участников клуба непостоянен, как и количество и состав групп по реструктуризации внешнего долга разных стран. Лондонский клуб носит неформальный характер, поскольку его участники во взаимоотношениях между собой во многом придерживаются консенсуса, вырабатываемого в ходе конкретных переговоров, а не на основании заранее определенных технических правил и процедур[3].

В Лондонском клубе коммерческие банки, имеющие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют руководящий комитет — Банковский консультативный комитет — для защиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. Хотя в реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входит не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90—95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть подписано.

Следует обратить внимание на то, что процедуры и организация работы в Лондонском клубе имеют намного более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны-должника.

Рассмотрим процедуру принятия решения о пересмотре условий кредитных соглашений в рамках Парижского и Лондонского клубов. Несмотря на отсутствие у Парижского клуба правового статуса международной организации, договоренности между его членами достигаются с учетом ряда неписаных правил и принципов клуба, регламентирующих выработку согласованных решений и защиту финансовых интересов кредиторов. Достигнутые договоренности о пересмотре условий погашения задолженности находят свое отражение в многосторонних меморандумах Парижского клуба.

Многосторонний меморандум — это согласованный членами клуба документ о принципах пересмотра условий погашения задолженности, подписываемый участвующими в урегулировании долга сторонами по итогам переговоров о реструктуризации. Меморандум не является юридически обязывающим документом, а представляет собой рекомендацию от глав делегаций участвующих стран-кредиторов национальным правительствам подписать с государством-дебитором соответствующее двустороннее соглашение о реализации согласованных принципов урегулирования долга. В тех случаях, когда в процессе урегулирования участвуют не все, а несколько стран-кредиторов, итоговый документ носит обычно название «Условия урегулирования», который направляется председателем Парижского клуба правительству государства-дебитора. В некоторых случаях многосторонние договоренности о реструктуризации задолженности могут носить название «Меморандум о взаимопонимании» либо «Соглашение с правительствами».

В многосторонний меморандум может вноситься так называемая оговорка доброй воли — положение, отражающее намерение участвующих стран-кредиторов вернуться к рассмотрению вопроса об урегулировании долга дебитора (в том числе о реструктуризации его обязательств и о предоставлении ему долгового облегчения) после окончания действия данного протокола или ранее — в случае надлежащего выполнения должником соответствующих условий. Поскольку в стандартном многостороннем меморандуме положение «оговорка доброй воли» отсутствует, его включение является, по сути, своеобразной уступкой должнику со стороны кредиторов. Исключением является реализация расширенной инициативы HIPC (Heavily Indebted Poor Countries — инициатива по списанию долгов беднейших стран с высоким уровнем внешней задолженности), в ходе которой в многосторонний меморандум автоматически включается положение о том, что при наступлении даты завершения инициативы кредиторы принимают на себя обязательство оказать стране — бенефициару инициативы помощь (т. е. списать часть долга), достаточную для достижения страной долговой устойчивости.

В многостороннем меморандуме иногда фиксируется условие «триггер», предусматривающее поэтапное введение в действие принятой клубом схемы реструктуризации задолженности страны-дебитора в случае выполнения последней ряда принципиальных условий (проведение необходимых экономических преобразований; отсутствие просроченной задолженности по обязательствам, которые в соответствии с меморандумом подлежат оплате в установленные сроки). В результате действия указанного положения процесс реализации подписанных многосторонних меморандумов разбивается на фазы.

Многосторонний меморандум содержит положение о вступлении в силу, отражающее условия, при которых договоренности вступают в силу. В настоящее время вступление многостороннего меморандума в силу определяется, в частности, следующими основными условиями: наличием программы экономических преобразований на предстоящий год; осуществлением дебитором платежей, предусмотренных протоколом; заключением дебитором двусторонних соглашений в рамках ранее подписанных многосторонних меморандумов.

Следует обратить внимание на то, что на основании многостороннего меморандума, который носит рекомендательный характер, в дальнейшем, после выверки задолженности по каждой стране-кредитору, подписываются двусторонние «имплементирующие» соглашения (имеющие юридическую силу) между правительствами кредитора и должника, которые содержат и нерегулируемые рекомендациями условия (например, размеры процентных ставок и графики платежей).

В двусторонних соглашениях фиксируется приемлемая для кредитора и дебитора рыночная процентная ставка. Она определяется с учетом размера процентных ставок по соответствующей валюте и рыночному инструменту аналогичной дюрации и включает так называемую комиссию за управление. Рыночная процентная ставка может быть как фиксированной, так и плавающей, но ее размер не включает в себя надбавку за страновый риск.

Парижским клубом используется понятие Due maturity — «сроки погашения платежа», которое означает сроки, по наступлении которых дебитор должен осуществить платежи по погашению и обслуживанию долга по предо-ставленным кредитам согласно индивидуально согласованному графику.

Таким образом, двусторонние соглашения — это соглашения, заключаемые должником с каждым из кредиторов с целью реализации согласованных принципов урегулирования долга, содержащихся в соответствующем многостороннем меморандуме Парижского клуба. Двусторонние соглашения являются правовой основой для изменения контрактных (оригинальных) условий погашения задолженности.

Подписанию соглашения об урегулировании задолженности в рамках Лондонского клуба обычно предшествует долгий период проведения переговоров и подписания предварительных соглашений о порядке урегулирования долга, согласования рабочих документов, в частности документов по сверке размера и структуры долга. Таких этапов несколько, их очередность и содержание могут не совпадать.

На первом этапе процедуры в клубе объявляется мораторий, правовое значение которого заключается прежде всего в том, что исполнение обязательств по внешнему долгу приостанавливается на период ведения переговоров. Это может быть сделано принятием соответствующего заявления государства-должника или иного акта. Принятие такого акта освобождает должника от штрафных санкций за просрочку исполнения в период действия моратория.

На втором этапе проводится стратегическое планирование процесса реструктуризации долга, в ходе которого определяются сроки погашения, объемы и состав долга. При этом проводятся организационные мероприятия по выполнению подготовительных работ для установления, изменения и прекращения прав и обязанностей между кредиторами и должниками.

На третьем этапе создается Банковский консультативный комитет, функции и компетенция которого определяются соответствующим соглашением кредиторов. Вступая в процесс реструктуризации внешнего долга, Банковский консультативный комитет парафирует проекты определенных сделок. Однако в дальнейшем соглашения — как предварительные, так и окончательные — подписываются кредиторами и должниками на двусторонней основе.

Четвертый этап — составление меморандума о предоставлении достоверной информации страной-должником. Информация должна содержать данные об экономическом и финансовом развитии государства и его потенциальных возможностях в обслуживании и погашении долга с учетом обсуждаемых параметров реструктуризации.

Пятый этап — собрание кредиторов, на котором происходит их встреча с представителями должника и оценивается выполнение предусмотренных в меморандуме обязательств по предоставлению информации и предварительно оговариваются условия основного (базисного) соглашения о реструктуризации внешнего долга государства.

Шестой этап — переговоры кредиторов с должником о заключении двусторонних соглашений, окончательное согласование их условий и подписание.

Сложность и длительность переговоров во многом объясняется тем, что Лондонский клуб — это объединение коммерческих институтов (банков), которые руководствуются прежде всего собственными финансовыми интересами, а не политическими соображениями, и прибегать к методам политического давления здесь затруднительно.

В заключение необходимо отметить, что в практике Парижского и Лондонского клубов не имеется примеров, когда в качестве стороны кредитного соглашения выступал бы сам клуб как таковой. Поэтому можно сделать вывод о том, что клуб является механизмом, в задачу которого входит лишь организация встреч, переговоров и заключение сделок между кредиторами и должниками, а сам не заключает сделок от своего имени ни с должниками, ни с кредиторами.

 

Библиография

1 Подробнее об этом см.: Вельяминов Г.М., Шамсиев Х.Р. Международные параорганизации (клубы) и долги России // Государство и право. 1999. № 9. С. 102; Арсентьев Ю.А. Международные организационно-правовые механизмы кредитования и финансирования и Российская Федерация. — М., 2000. С. 144; Вельяминов Г.М. Социалистическая интеграция и международное право. — М., 1982. С. 113—114, 118—119; Богуславский М.М. Международное экономическое право. — М., 1986. С. 137; Шамсиев Х.Р. Лондонский и Парижский финансовые клубы // Московский журнал международного права. 1998. №  3. С. 234.Параорганизация — от греч. «рядом», «близко». Феномен существования в международных отношениях особых международных организаций, которые по своей правовой природе не являются международными организациями, международными конференциями или предварительными ступенями образования таковых, не нов. Отличительные признаки международных параорганизаций: 1) отсутствие учредительных документов, дающих основание рассматривать данные формирования в качестве субъектов международного (или национального) права. Наличие таких документов конфиденциального характера не меняет дела, поскольку для правовой личности непременным свойством является открытость статуса — способность отвечать по предъявляемым правовым претензиям со стороны других субъектов права; 2) отсутствие четко определенной внутренней организационной структуры и процедур работы, присущих традиционным международным организациям.

2 Арсентьев Ю.А. Указ. раб. С. 146.

3 Там же. С. 154.

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 13 дней назад
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 13 дней назад
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 13 дней назад
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 13 дней назад
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 13 дней назад