УДК 347.731.1

Страницы в журнале: 63-66 

 

Н.А. ПОДГОРНЫЙ,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Калининградского пограничного института ФСБ России, соискатель Российского государственного университета им. И. Канта

 

Развитие рыночных отношений в Российской Федерации, выражающих национальные интересы, обусловливает необходимость контроля над сырьевыми рынками. Состояние добывающих корпораций определяют Россию как сверхдержаву. Особое место здесь занимает добыча янтаря. При запасах янтаря в Калининградской области около 90% мировых, несовершенство законодательства, которое ограничивает свободное перемещение продукции янтарного промысла, ставит в неравные условия отечественных и иностранных производителей, приводит к отсутствию контроля за рынком янтарного сырья.

Ключевые слова: сырье, янтарь, рынок, биржа, контроль, правовое регулирование.

 

Development of Market Relations in Amber Branch

 

Podgorny N.

 

Developing market relations in Russian Federation, which express national interests, causes the necessity of control of raw material market. Condition of mining industry corporations defines Russia as the “superpower”. Amber mining takes a special place in this field. Having about 90% of world’s resources of amber in Kaliningrad region, the imperfection of legislation limits the free flow of amber industry goods and puts domestic and foreign industries in unequal conditions.

That is why the imperfection of legislating leads to the absence of control for raw materials market.

Keywords: raw materials, amber, market, stock, control, law regulation.

 

Россия сегодня является мировым лидером по запасам таких ресурсов, как алмазное сырье, лес, газ, янтарь и др. Перспективы развития минерально-сырьевой базы России выглядят предпочтительней, чем у других стран. Так, запасы янтаря в Калининградской области составляют 90% мировых. Но благоприятные возможности по добыче и использованию могут быть реализованы только в результате кропотливой и постоянной работы над совершенствованием законодательства, регламентирующего производственные и организационные механизмы в сырьевой области.

В рамках рыночной экономики создаются и совершенствуются современные добывающие корпорации, которые могут и должны сыграть важную роль в интеграции России в глобальную экономическую систему.

В СССР добывающая промышленность по структуре экспорта была полностью оторвана от управления рынками. Уполномоченные государством бюрократические структуры управлением рынками вовсе не занимались. Тратились огромные средства на поддержку идеологически близких режимов ряда стран, но освоению и продвижению минеральных ресурсов, которыми они были богаты, должного внимания не уделялось. Это не способствовало развитию таких стран и выходу их на международные сырьевые рынки. К тому же отсутствовало законодательство, регулирующее данную сферу экономических отношений.

В настоящее время сырьевые рынки являются мощным инструментом геополитики, и с течением времени их влияние будет только усиливаться, поскольку минеральные ресурсы невосполнимы, а вот механизм управления, правовой контроль за их использованием постоянно совершенствуется. Именно отсутствие понимания влияющей роли рыночных механизмов на мировую экономику во многом способствовало экономическим трудностям в СССР, который выступал на рынках как пассивный продавец товара, добываемого только на своей территории. Это превращало страну в подлинно сырьевой придаток. Доказательство тому — спровоцированное странами ОПЕК в конце 1985 — начале 1986 года падение цен на нефть на 70%, что обусловило дефицит бюджета СССР.

Сырьевые рынки сегодня — это сложные механизмы, действующие достаточно прозрачно благодаря нормам и принципам международного права. Управление рынками осуществляется в геополитических интересах государств, которые владеют транснациональными корпорациями. История возникновения и развития таких корпораций показывает их неразрывную связь с интересами государств. Долгосрочные стратегии развития немецких сырьевых корпораций, добывающих янтарь, показывают, что понятия «прибыль» и «рентабельность» стоят на более низком уровне, чем «продвижение национальных интересов во всем мире».

 Россия, опираясь на все еще мощную национальную минерально-сырьевую базу, получила серьезный шанс вернуть себе статус сверхдержавы. Этот шанс заключается не в увеличении предложения своего продукта на глобальных сырьевых рынках, а в попытке получить значимую долю в управлении этими рынками. Решение этой задачи невозможно без корпоративно-государственного партнерства, без совпадения стратегических интересов бизнеса и нации.

Борьба наций за контроль над минеральными ресурсами на сырьевых рынках сегодня является объективным двигателем геополитических процессов. Стратегической целью корпораций, выражающих интересы национальных элит, является господство на сырьевом рынке. В России для этого есть все возможности.

Контроль над рынками включает:

— разведку сырьевых ресурсов в неизученных районах. Это относится к поиску и разведке нефтегазовых и янтарных запасов, других полезных ископаемых;

— установление непосредственного контроля над месторождениями, особенно янтаря в Калининградской области, располагающей мировым запасом;

— контроль и учет добываемого янтарного сырья;

— инвестиции в инфраструктуру добычи и переработки и сбыта готовых янтарных изделий.

Главным в развитии рынков является движение обработанного сырья и товаров за пределы страны. Сформированные корпоративные структуры, представляющие интересы регионов, способны получить адекватную долю в управлении рынком. Распространение влияния на другие рынки было продиктовано желанием установления контроля над мировым рынком.

Если добывающая страна ограничивает интеграционные процессы и превращает национальную экономику в замкнутую, инвестиционно непривлекательную систему, которая на рынке играет роль пассивного продавца сырья и не допускает инвесторов к добывающим отраслям, эта страна становится «ресурсным националистом».

Проявлением такой тенденции в России является снижение добычи золота, алмазов и некоторых других полезных ископаемых, что может свидетельствовать и о проявлении «ресурсного национализма». Поэтому «ресурсный национализм» — это путь в тупик, путь к деградации и разрушению национальных добывающих отраслей.

Только в условиях открытой экономики возникает реальная возможность влиять на управление рынками. Исторически борьба за контроль над сырьевыми рынками всегда была жесткой. Интенсивность этой борьбы будет возрастать, особенно в условиях быстрого истощения невосполнимых ресурсов планеты и с появлением на арене новых мощных конкурентов, предоставляющих кредиты под государственные гарантии странам, в недрах которых они заинтересованы.

Практика развития и контроля за рынком янтаря в Калининградском регионе свидетельствует о недостаточной изученности и слабости правовой регламентации рыночных отношений в сфере добычи, сохранности янтарного сырья и сбыте готовых изделий из янтаря[1].

По мнению ученых, в Калининградской области запасы янтарного сырья составляют 300 тыс. т, однако местные добытчики выдают в год 200—330 т. В советский же период добыча в среднем была до 500—600 т в год[2]. Сказывается на уровне добычи не только изношенность оборудования, но и несовершенство законодательства, ограничивающего свободный ввоз и вывоз продукции янтарного промысла и ставящего в неравные условия отечественных и иностранных производителей. Налицо полное отсутствие контроля за рынком.

Янтарная отрасль выступает как одна из ключевых для Калининградской области, поскольку связана с развитием химической промышленности, медицины, ювелирного дела, дизайнерского и художественного мастерства, туризма.

Основой янтарной отрасли является деятельность ГУП «Калининградский янтарный комбинат», развитию которого федеральный центр не уделяет достаточного внимания. Поэтому ГУП периодически банкротит свои подразделения, в связи с чем деятельность его не прозрачна для региональных властей. Кому и почему поставляется янтарь — непонятно. В результате такой бесконтрольности рынка янтаря в Польше и Литве насчитывается почти 2,5 тыс. предприятий по обработке янтаря, тогда как в Калининградской области — лишь около 40 предприятий[3].

Возникает вопрос: почему у нас не развивается переработка янтаря? Для ее развития необходимо принимать правовые и другие меры, включающие:

— введение запретительных пошлин на вывоз янтаря;

— упорядочение торговли янтарным сырьем, полуфабрикатами из янтаря и уникальными янтарными изделиями путем установления государственного контроля за оборотом янтаря;

— подготовку и издание специальной законодательной базы на уровне постановлений Правительства РФ, законов Российской Федерации и региональных законов, закрепляющих меры ответственности юридических и физических лиц за незаконный оборот янтаря;

— стимулирование иностранных инвесторов (с литовским и польским капиталом) для создания совместных предприятий на территории Калининградской области.

Только таким образом возможно повысить конкуренцию, внедрить новые технологии, а главное — перейти к практике вывоза не сырья, а готовой продукции. Задача любой территории — развивать производство с высокой прибавочной стоимостью.

В настоящее время почти весь добываемый сырец уходит на экспорт, причем по цене на 40—60% ниже, чем он реализуется на внутреннем рынке. Только в 2009 году ГУП «Калининградский янтарный комбинат» вошел в список системообразующих и стратегических предприятий, что позволяет рассчитывать на государственную поддержку. Объем инвестиций, необходимый комбинату, составляет порядка 1 млрд руб. Если сегодня государство не вложит реальные деньги в техническое оснащение комбината и не обновит технологии, то большие объемы янтаря комбинат добывать уже не сможет[4].

Руководство комбината, понимая необходимость поиска новых путей реализации продукции, уже разработало концептуальную стратегию развития предприятия на ближайшие 5 лет. Сегодня на складах комбината лежит большое количество невостребованного сырья из-за того, что каналы реализации монополизированы. Никто, кроме посредников, не может и не хочет покупать продукцию комбината. Выходом из этого положения видится создание янтарной биржи как способа расширения спектра покупателей, среди которых будут и посредники, и производители. Именно на биржу за сырьем смогут приезжать только непосредственные производители, а не перекупщики.

Мода на янтарь циклична. Существуют примерно пятилетние волны роста и спада спроса. А сегодня при появлении подобных товаров востребованность калининградского янтаря снижается. Чтобы удержать позиции в условиях сужения рынка, нужно расширять спектр сбыта, что и позволит сделать биржа.

К тому же когда янтарь у потребителей будет ассоциироваться не с Польшей и Литвой, а с Калининградом, это даст толчок бурному развитию туристической отрасли в регионе.

Некоторые компании пытаются закрепиться в сфере перепродажи янтаря без обработки, что отрицательно сказывается на состоянии рынка янтарных изделий. Рынок будет развиваться только при цивилизованных правилах игры, которые должны иметь правовое оформление.

Много лет местные обработчики янтаря борются за то, чтобы янтарное сырье оставалось в Калининградской области и направлялось в виде излишков на экспорт только после удовлетворения потребностей местных переработчиков. Но и созданием янтарной биржи нельзя решить проблему. Российские производители изначально неравны с иностранными приобретателями сырья, так как они платят за него на 18% дороже. Сегодня комбинат-монополист через сеть крупных посредников поставляет на экспорт все самое лучшее. Правительство области упрекает местных переработчиков в отсталости технологий и устарелости оборудования, однако закупленное в последние годы оборудование соответствует европейским стандартам. Фактически существует янтарная отрасль, но отсутствует правовая база по регулированию перемещения продукта этой отрасли внутри страны и за рубеж.

Переработчики янтаря ограничены возможностями вывоза янтарной продукции в центральные регионы России ввиду обособленного геополитического расположения, а также из-за правовых особенностей особой экономической зоны, которые обязывают проводить дополнительное таможенное оформление товаров, перемещаемых из Калининградской области (ст. 13 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»). Поэтому российские заказчики не хотят взаимодействовать с региональными производителями.

Процедура дорастаможивания для России импортной фурнитуры для янтарных изделий, беспошлинно завезенной поставщиками на территорию области, необоснованно забюрократизирована: таможня заставляет вынимать элементы из изделий, что приводит к убыткам. Многие годы вывоз изделий из янтаря с драгоценными металлами вообще не имел регламентации.

В 2009 году вышел приказ ФТС России от 23.03.2009 № 152, предусматривающий поставку такого товара по спецрежиму с упрощенным порядком декларирования. Этот спецрежим работает только для наземного транспорта, пересекающего территорию иностранных государств. Если же груз доставляется самолетом, то таможня в аэропорту фактически отказывается оформлять груз янтаря. Поэтому большинство наших производителей, как и раньше, ввозят свой товар в Россию нелегально, что недопустимо. Получается, что государство в лице чиновников сдерживает правовые возможности для развития янтарного рынка.

Следствием неразумной правовой политики в рассматриваемой сфере является то, что совокупная доля всех калининградских участков янтарного бизнеса не превышает 18 млн евро, а доля налоговых поступлений в бюджет области от янтарной отрасли составляет всего 0,5% (около 90 млн руб.). Для сравнения: в 1970—80-х годах он был на уровне 20—40% от дохода бюджета области[5]. Мировой оборот янтарных изделий составляет около 400 млн долл.

Доля калининградских участников бизнеса в мировом обороте — не более  20 млн долл., т. е. всего 5%.

Областная администрация разработала целевую программу развития янтарной отрасли, рассчитанную до 2014 года. Программа предусматривает увеличение объема реализации сырья и янтарных изделий с 600 млн до 3,5 млрд руб., а уровень налоговых отчислений в бюджет — с 90 млн до 650 млн руб.[6]  Это должно способствовать развитию рынка янтаря. Программой предусматривается принятие определенных нормативных актов, позволяющих создать правовую базу для цивилизованного рынка янтаря.

 

Библиография

1 См.: Выборнов С. Алмазная стратегия // Российская газета.  2008. 20 фев. С. 9.

2 См.: Костяшова З.В. История Калининградского янтарного комбината. 1947—2007: Моногр. — Калининград, 2007. С. 32.

3 См.: Белозерова Г. Янтарный шах и мат // Российская газета.  2006. 13 дек. С. 4.

4 См.: Мейлер Ж. Янтарная дилемма // Российская газета.  2010. 27 янв. С. 27.

5 См.: Белозерова Г. Указ. ст. С. 4.

6 См. постановление правительства Калининградской области от 25.12.2006 № 996 «О целевой программе Калининградской области “Развитие янтарной отрасли в Калининградской области на 2007—2014 годы”».