М. БОРИСЕНКО

 

Конституционный суд РФ принял определение от 02.03.2006 № 16-О «По жалобе гражданина Корнилова Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года № 508 “О размере пособия по временной нетрудоспособности”, Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию» (далее — Определение № 16-О). Кроме вопроса об установлении зависимости размера пособия по временной нетрудоспособности от продолжительности непрерывного трудового стажа к дню наступления нетрудоспособности, Конституционный суд РФ рассмотрел вопрос о конституционности определения условий и порядка выплаты работникам пособия по временной нетрудоспособности подзаконными нормативными правовыми актами.

Согласно Определению № 16-О в системе правового регулирования предписания нормативных актов органов государственной власти бывшего Союза ССР сохраняют свою юридическую силу и заменяют по существу законодательные нормы. Конституционный суд РФ отметил, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом (ст. 183 ТК РФ), однако такой закон не принят.

По вопросу действия обжалованных В.П. Корниловым положений нормативных актов органов государственной власти бывшего Союза ССР Конституционный суд РФ определил, что в части, увязывающей право на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размер с длительностью непрерывного трудового стажа, с 1 января 2007 г. они не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как противоречащие Конституции РФ и утрачивают силу.

Страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, не должно ставиться в зависимость от наличия и длительности перерывов в работе. В противном случае существенно снижается объем страхового обеспечения по сравнению с тем, который предоставляется при наступлении временной нетрудоспособности работникам с таким же средним заработком и трудовым (страховым) стажем при иных обстоятельствах трудовой деятельности, чем нарушается равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19 Конституции РФ).

Федеральному законодателю в соответствии с требованиями ст. 39 Конституции РФ надлежит определить условия и порядок обеспечения застрахованных работников пособиями по временной нетрудоспособности в федеральном законе (п. 3.2 Определения № 16-О). Будучи свободным в выборе критериев предоставления страхового обеспечения в случае болезни, он в то же время обязан осуществить необходимое правовое регулирование с учетом конституционных принципов правовой справедливости и равенства, основываясь на целях и задачах социального страхования (п. 3.2).

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее — Закон № 255-ФЗ) не дифференцирует размер пособия от непрерывности стажа, однако устанавливает правила об определении размера пособия по временной нетрудоспособности, аналогичные правилам, действовавшим до 1 января 2007 г. Законодатель только частично учел позицию Конституционного суда РФ. В абзаце пятом п. 3.1 Определения № 16-О указано, что «размер страхового обеспечения, поставленный в зависимость от продолжительности непрерывного трудового стажа, объективно оказывается ниже у начинающих трудовую деятельность работников, при том что они могут подвергаться заболеваниям, не менее тяжелым и длительным, чем лица, имеющие непрерывный трудовой стаж, который дает право на получение пособия по временной нетрудоспособности в максимальном размере, и что на время болезни они в той же мере нуждаются в страховом обеспечении в виде возмещения утраченного заработка».

Поскольку акты органов государственной власти бывшего Союза ССР предусматривали только понятие «непрерывный трудовой стаж», Конституционный суд РФ формулировал свою позицию исходя из этого понятия. Для правового регулирования вопросов страхового обеспечения нельзя исключать указанную в абзаце пятом п. 3.1 Определения № 16-О мотивировку противоречия Конституции РФ норм, действовавших до 1 января 2007 г.

Законодатель при введении в действие Закона № 255-ФЗ проигнорировал вывод Конституционного суда РФ о необходимости правового регулирования с учетом конституционных принципов правовой справедливости и равенства, основанных на целях и задачах социального страхования (абзац второй п. 3.2 Определения № 16-О). Очевидно, что в случае болезни работнику выплачивается не вознаграждение за выполнение им трудовой функции, а социальное пособие с целью возместить ему заработок, утрачиваемый из-за болезни.

Согласно позиции Конституционного суда РФ размер страхового обеспечения не должен ставиться в зависимость от продолжительности трудового (страхового) стажа работника. Этой позиции законодатель фактически придерживался, предусматривая в ст. 11 Закона № 255-ФЗ пособие по беременности и родам в размере 100% среднего заработка.

Социальная справедливость и равенство граждан соблюдаются законодателем не только в части установления размера пособия по беременности и родам. Согласно ч. 5 ст. 7 и ч. 2 ст. 11 Закона № 255-ФЗ размер пособий не может превышать максимального размера пособий, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год. Так, ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» вне зависимости от трудовой биографии работника установлен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц (16 125 руб.). Максимальный размер пособий одинаков для всех работников.

Основным источником бюджета Фонда социального страхования РФ являются суммы единого социального налога, уплачиваемые работодателями в соответствии с налоговой ставкой, установленной ст. 241 НК РФ. Размер ставки зависит только от размера сумм выплат и иных вознаграждений, начисляемых работодателем в пользу физических лиц.

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается в следующих размерах:

· лицу, имеющему страховой стаж восемь и более лет, — 100% среднего заработка;

· лицу, имеющему страховой стаж от пяти до восьми лет, — 80%;

· лицу, имеющему страховой стаж до пяти лет, — 60% среднего заработка.

Поскольку в силу Определения № 16-О установление законодателем пособия, выплачиваемого лицам, имеющим стаж менее восьми лет, в меньшем размере, чем лицам, имеющим стаж более восьми лет, противоречит ст. 19 Конституции РФ, права работников, недавно начавших трудовую деятельность, должны быть защищены исходя из следующего. В силу правовых позиций, выраженных Конституционным судом РФ в определении от 04.03.2004 № 138-О «По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении постановления Конституционного суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”» и Определении № 16-О, обжалованные В.П. Корниловым положения актов органов государственной власти бывшего Союза ССР не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами с 1 января 2007 г. и утрачивают силу. Согласно Определению № 16-О законодателю надлежит урегулировать порядок и условия реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение в случае болезни и обеспечить введение нового правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 г.

Решения Конституционного суда РФ обязательны на всей территории России для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»). Решение Конституционного суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает немедленно после его провозглашения (ст. 79). Следовательно, законодатель должен был установить с 1 января 2007 г. нормы, регулирующие страховое обеспечение, а нормы, не в полной мере соответствующие позиции Конституционного суда РФ, изложенные в Определении № 16-О, применяться не должны.

Федеральный законодатель может установить нормы, предусматривающие выплату работникам пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка вне зависимости от длительности страхового стажа, и распространить их действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. До принятия соответствующего федерального закона, а также в случае введения в действие норм, предусматривающих выплату пособия по временной нетрудоспособности вне зависимости от длительности стажа не с 1 января 2007 г., права молодых работников могут быть защищены в судебном порядке.

Поскольку при новом правовом регулировании правила выплаты пособия по временной нетрудоспособности не должны содержать условия, определяющего неодинаковые размеры пособия для лиц, имеющих разный страховой стаж, ч. 1 ст. 7 Закона № 255-ФЗ должна применяться исходя из того, что всем лицам при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается пособие в размере 100% среднего заработка. Этот вывод соответствует позиции Конституционного суда РФ о целях выплаты пособия по временной нетрудоспособности и указывает на то, что в правовом регулировании размера пособия, подлежащего выплате работнику, пробела не возникает.

Основным источником выплаты пособия по временной нетрудоспособности являются средства бюджета Фонда социального страхования РФ (ст. 3 Закона № 255-ФЗ). В определенных законом случаях пособие выплачивается за счет средств работодателя только за первые два дня временной нетрудоспособности. Назначение и выплата пособий осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением некоторых случаев) (ч. 1 ст. 13). На основании п. 2 ст. 243 НК РФ работодатель уменьшает на сумму произведенных им самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования (т. е. выплаченных пособий) сумму единого социального налога, подлежащую уплате в Фонд социального страхования РФ.

Работодатель расходует средства обязательного социального страхования, которые Фонд социального страхования РФ учитывает, поскольку является специализированным учреждением, управляющим средствами государственного социального страхования на основании положения о нем, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101.

Фонд социального страхования РФ (его отделения, филиалы отделений) осуществляет контроль за расходованием работодателями средств обязательного социального страхования посредством проведения документальных камеральных и выездных проверок, истребования у них документов, получения от страхователей объяснений, проверки данных учета и отчетности (п. 8.1 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования РФ от 09.03.2004 № 22). Расходы в виде выплаченных сумм пособий по временной нетрудоспособности, произведенные работодателем, могут быть не приняты отделением (филиалом отделения) Фонда социального страхования РФ к зачету в счет начисленного единого социального налога. Решение о непринятии к зачету расходов, произведенных работодателями—плательщиками единого социального налога, направляется в налоговые органы (п. 8.4).

И Фонд социального страхования РФ, и работодатель могут, руководствуясь правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении № 16-О, осуществлять с 1 января 2007 г. выплату пособий по временной нетрудоспособности молодым работникам в размере 100% среднего заработка. Однако работодатель в этих правоотношениях выступает в качестве посредника между Фондом социального страхования РФ и работником. Работодатель подконтролен и подотчетен Фонду социального страхования РФ и в случае принятия подразделением Фонда социального страхования РФ соответствующего решения, подлежащего направлению в налоговый орган, обязан будет доплатить в бюджет Фонда социального страхования РФ соответствующую сумму единого социального налога.

Таким образом, работодатель может произвести перерасчет выплаченного начиная с 1 января 2007 г. пособия по временной нетрудоспособности за первые два дня временной нетрудоспособности за счет собственных средств. В отношении последующих дней временной нетрудоспособности (с третьего дня до даты, указанной в листке нетрудоспособности, выданном медицинским учреждением) молодому работнику необходимо будет обратиться в отделение (филиал отделения) Фонда социального страхования РФ за перерасчетом пособия и выплатой разницы между средним заработком и уже выплаченным пособием в размере, определенном ст. 7 Законом № 255-ФЗ.

Представляется, что Фонд социального страхования РФ будет руководствоваться только Законом № 255-ФЗ. Следовательно, вопрос о том, необходимо ли учитывать правовую позицию Конституционного суда РФ, изложенную в Определении № 16-О, в споре между работником и Фондом социального страхования РФ о размере пособия по временной нетрудоспособности будет решаться судом.