УДК 341.24 

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №6 2011 Страницы в журнале: 3-8

 

Л.Ю. ГРУДЦЫНА,

доктор юридических наук, доцент, директор Института проблем эффективного государства и гражданского общества Финансового университета при Правительстве РФ,

 

Д.А. ПАШЕНЦЕВ,

доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института проблем эффективного государства и гражданского общества Финансового университета при Правительстве РФ,

 

С.М. ПЕТРОВ,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем эффективного государства и гражданского общества Финансового университета при Правительстве РФ

 

Рассматриваются вопросы международного сотрудничества в инновационной сфере; анализируются проблемы эффективной интеграции в глобальную инновационную систему и направления формирования национальной инновационной системы.

Ключевые слова: инновационная система, эффективность, процесс, исследование, технологии.

 

Questions of the international cooperation in innovative sphere

 

Grudzyna L., Pashencev D., Petrov S.

 

Questions of the international cooperation in innovative sphere are considered; problems of effective integration into global innovative system and a direction of formation of national innovative system are analyzed.

Keywords: innovative system, efficiency, process, research, technologies.

 

В  условиях мирового финансового кризиса традиционные рыночные инструменты финансирования инновационного развития России малоэффективны, значительный акцент делается на банковском кредитовании субъектов инновационной деятельности. Все это предъявляет особые требования к подготовке банковских специалистов, обслуживающих кредитование инновационной деятельности.

Безусловно, весьма перспективным направлением здесь является взаимодействие формирующихся инновационных систем Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. Так, 30 марта 2007 г. Экономический совет Содружества Независимых Государств  принял решение «О создании Координационного совета руководителей органов по науке и инновациям государств—участников Содружества Независимых Государств»[1]. С участием Исполнительного комитета СНГ проводятся совещания руководителей государственных органов по науке и инновациям государств—участников СНГ с предварительной подготовкой предложений сторон в целях комплексного рассмотрения вопроса организации деятельности органа отраслевого сотрудничества СНГ в научно-технической и инновационной сферах и выработки консолидированного предложения по данному вопросу.

Необходимо развивать сотрудничество в инновационной сфере и с другими государствами, в том числе на основе подписания соответствующих международных соглашений. Так, 18 декабря 2008 г. Министерство образования и науки Российской Федерации и Национальная комиссия по науке и технологиям Республики Никарагуа, «в дальнейшем именуемые Сторонами, придавая важное значение развитию и совершенствованию взаимовыгодного научно-технического и инновационного сотрудничества между Россией и Никарагуа, будучи убежденными, что такое сотрудничество будет способствовать дальнейшему развитию отношений между двумя странами, пришли к следующему взаимопониманию:

1. Стороны в соответствии с действующим в государствах Сторон законодательством будут содействовать осуществлению взаимовыгодного сотрудничества в области науки, технологий и инноваций. В этих целях Стороны будут поощрять развитие прямых научно-технических связей между заинтересованными российскими и никарагуанскими организациями на основе подписанных между ними соглашений.

2. Стороны намерены развивать такие формы двустороннего сотрудничества в области науки, технологий и инноваций, как: обмен специалистами и учеными; обмен научно-технической информацией; организация семинаров, симпозиумов и конференций, научно-технических выставок по вопросам, представляющим взаимный интерес; совместные научные и технологические исследования, а также организация совместных научно-исследовательских центров, лабораторий и научных групп.

3. С учетом национальных приоритетов в области науки, технологий и инноваций Стороны будут развивать сотрудничество в следующих областях: энергетика и энергосбережение, технологии использования возобновляемых источников энергии, включая геотермальные ресурсы, рациональное природопользование, экология и защита окружающей среды, управление водными ресурсами. В этих целях Стороны разработают План научно-технического сотрудничества, включающий совместные проекты в указанных направлениях науки и техники.

4. Стороны в соответствии с действующим в государствах Сторон законодательством будут оказывать необходимую организационно-методическую и ресурсную поддержку исполнителям Плана научно-технического сотрудничества.

5. Стороны исходят из того, что вопросы использования результатов совместных научных исследований и иной информации, полученной при осуществлении совместной деятельности в области науки и техники, а также вопросы, связанные с патентованием, авторскими правами, охраной и распределением прав на интеллектуальную собственность и другими правами будут согласовываться отдельно в каждом конкретном случае путем заключения соглашений между непосредственно сотрудничающими организациями Сторон»[2].

Эффективная интеграция в глобальную инновационную систему предполагает:

— поддержку вхождения российских предприятий в бизнес-альянсы, ориентированные на создание технологий и продуктов, имеющих высокий уровень конкурентоспособности, при условии передачи российским участникам таких объединений соответствующих технологий и прав на них;

— устранение ограничений по доступу российских предприятий к современным иностранным технологиям;

— содействие, в том числе путем создания фондов с государственным участием, укрупнению, повышению капитализации национальных высокотехнологичных компаний, стимулирование их консолидации;

— обеспечение участия России в глобальных технологических проектах, международных программах и исследовательских сетях для интеграции в мировое научно-технологическое пространство;

— разработку и реализацию на основе долгосрочного технологического прогноза масштабных проектов в сфере развития отдельных технологий;

— интеграцию российского сектора исследований и разработок в глобальную инновационную систему, развитие международного сотрудничества, обеспечение доступа российских ученых к исследовательской базе ведущих зарубежных научных центров;

— принятие и реализацию программы поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, услуг, технологий;

— формирование механизма поддержки создания и капитализации российских высокотехнологичных брендов, компенсации расходов на зарубежное патентование и защиту прав интеллектуальной собственности за рубежом, усиление внимания к этой сфере внешнеэкономической деятельности со стороны посольств и торговых представительств Российской Федерации, а также в рамках деятельности межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству;

— поддержку покупки зарубежных активов — технологических доноров и центров подготовки персонала, в том числе инжиниринговых и проектных компаний;

— формирование программ по академическому обмену и стажировке российских студентов и преподавателей за рубежом и иностранных — в России, привлечение ученых мирового уровня для преподавательской деятельности в России;

— вовлечение российских ученых, уехавших за рубеж, в развитие российской науки и технологий, в том числе путем их участия на платной основе в российских научных проектах и преподавательской деятельности (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее — Распоряжение № 1662-р)).

Необходимо на основе долгосрочных прогнозов технологического развития определять и регулярно уточнять основные направления прикладной и фундаментальной науки, технологий и техники. Такие приоритеты должны быть увязаны с задачами реализации конкурентных позиций российской экономики и требованиями национальной безопасности, что позволит сформировать технологический облик российской экономики, определяющий ее конкурентные преимущества по отношению к государствам-лидерам — США, Китаю — и ведущим европейским государствам.

Реализация основных направлений науки и техники будет осуществляться как путем первоочередной поддержки фундаментальных и прикладных исследований в соответствующих областях, так и в рамках двух типов стратегических инновационных проектов (Распоряжение № 1662-р).

Одно из основных направлений формирования концепции комплексного развития мы связываем с созданием условий для образования инновационной модели бизнеса, характеризующейся постоянным наращиванием инвестиций в инновации, обновлением продукции и технологий, завоеванием новых рынков (Распоряжение № 1662-р).

Государство сосредоточится на создании потенциала для будущего развития путем придания инновационного характера системе образования, модернизации сектора научных исследований, компенсации «провалов рынка», осуществления целевой поддержки отдельных направлений технологического развития, выделяемых в качестве приоритетных, а также создания системы стимулов для наращивания инновационной активности.

Бизнес и государство совместно определяют порядок и направления взаимодействия в перспективных сферах исследований и разработки технологий, оценивают качество созданных институтов стимулирования инновационного развития и элементов инновационной инфраструктуры[3].

Для любого государства, в том числе и для Российской Федерации, важнейшим направлением в деле формирования национальной инновационной системы, совершенствования ее правового регулирования является развитие экономико-правовой доктрины, соответствующих научных школ. Эволюция фундаментальной науки, повышение эффективности сектора исследований предполагает повышение конкурентоспособности разработок, результативности государственных расходов на их поддержку и развитие, в том числе путем:

— определения и уточнения приоритетных направлений исследований на основе долго-

срочных прогнозов научного и технологического развития;

— введения института независимой оценки деятельности научных организаций государственного сектора в соответствии с международной практикой;

— увеличения доли государственных научно-технических фондов в обеспечении фундаментальных разработок, распределения на конкурсной основе большей части бюджетных средств для финансирования исследований;

— опережающего развития инструментов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих рациональное разделение рисков между государством, наукой и бизнесом, увеличения софинансирования из внебюджетных источников;

— поддержки на конкурсной основе среднесрочных комплексных программ функционирования ведущих научных и научно-образовательных организаций;

— формирования и реализации комплекса мер по развитию негосударственного сектора науки;

— эволюции материально-технической базы науки, включая модернизацию сети центров коллективного пользования;

— создания 5—7 национальных исследовательских центров и 20—30 исследовательских университетов для достижения научно-технологических прорывов по одному или нескольким приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и (или) реализации стратегических программ (проектов) национальной значимости; совершенствования системы государственных научных центров, направленного на повышение эффективности и конкурентоспособности российских разработок, включая поддержку обновления материальной базы опытных и исследовательских работ;

— содействия прогрессу внутрифирменной (корпоративной) науки, в том числе путем расширения ее доступа к уникальному научному оборудованию в рамках поддерживаемой государством инновационной инфраструктуры (в частности, к центрам коллективного пользования); поощрения распространения среди предприятий лучших достижений в организации внутрифирменных инновационных систем;

— обеспечения государственной поддержки развития инжиниринга и проектной деятельности (например, путем поддержки проектов по созданию инжиниринговых центров, центров дизайна, сертификационных центров), содействия предприятиям в проведении технологического аудита;

— осуществления модернизации кадровой политики российского сектора исследований и разработок, в том числе путем создания механизмов привлечения молодых специалистов в науку и инновационные виды деятельности (планирование карьеры, введение системы индивидуальных грантов для молодых ученых, их поощрений, государственного субсидирования ипотеки для молодых специалистов в сфере науки, инжиниринга, предоставление грантов, займов и венчурное финансирование на реализацию собственных разработок);

— реформирования системы оплаты труда в сфере науки и образования, устанавливающей зависимость оплаты труда от результатов и качества работы, внедрения новых форм финансирования фундаментальной науки;

— содействия повышению качества менеджмента в научных организациях для реализации инновационных проектов и обеспечения эффективного взаимодействия с бизнесом;

— помощи в  расширении и ускорении использования в экономике результатов российских исследований, в том числе путем развития инструментов трансфера результатов разработок между гражданской и военной сферой (Распоряжение № 1662-р).

Следующее направление в деле формирования соответствующей концепции — создание и оптимизация инновационной инфраструктуры. Развитие инновационной инфраструктуры предполагает:

— радикальное повышение эффективности существующей инновационной инфраструктуры (в частности, особых экономических зон, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и технопарков);

— развитие финансовой инновационной инфраструктуры, образование системы поддержки инноваций на основе институтов развития (государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», открытое акционерное общество «Российская венчурная компания», государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» и т. п.);

— создание с государственным участием фондов прямых инвестиций для повышения капитализации высокотехнологичных компаний, развитие венчурного финансирования, образование государственных или частно-государственных фондов финансирования отдельных стадий эволюции инновационного бизнеса;

— ускоренное внедрение технического регулирования как важнейшего инструмента стимулирования инновационного развития путем модернизации устаревших регламентов и стандартов, которые являются барьерами в расширении инновационной деятельности предприятий; последовательное и предсказуемое на долгосрочную перспективу ужесточение требований к эффективности использования предприятиями природных ресурсов, безопасности продукции (услуг) для экологии и здоровья населения, к снижению энерго- и материалоемкости; определение системы соответствующих поощрений и санкций; гармонизация российских стандартов с международными, в первую очередь по тем направлениям, где существуют перспективы расширения экспорта инновационной продукции;

— принятие технических регламентов и правил, способствующих расширению практики создания высокотехнологичных совместных предприятий и аутсорсинга;

— упрощение процедур сертификации, в том числе в соответствии с международными стандартами качества;

— внедрение инструментов стимулирования взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса в инновационной сфере, в том числе путем формирования технологических платформ в целях обеспечения взаимодействия бизнеса и науки по определению перспективных направлений технологического процесса, развития механизма софинансирования расходов компаний на проведение исследований и разработок с применением системы предоставления грантов, софинансирования реализации сетевых инновационных проектов, поддержки долгосрочных инновационных партнерств по приоритетным для развития экономики технологическим направлениям;

— поддержку (в том числе финансовую, административную и инфраструктурную) формирования высокотехнологичных кластеров, продвижения продукции этих кластеров на внутреннем и мировых рынках (Распоряжение № 1662-р).

Первая группа таких проектов ориентирована на опережающее развитие научно-технического потенциала, обеспечивающего глобальную конкурентоспособность России в важнейших технологических областях. В период до 2020 года наибольшее влияние на уровень экономической конкурентоспособности и национальную безопасность будет оказывать прогресс в информационно-коммуникационных технологиях, нанотехнологиях, новых материалах и живых системах. При этом основной эффект будет достигаться на стыке указанных технологий в междисциплинарных областях (Распоряжение № 1662-р).

Вторая группа инновационных проектов нацелена на технологическое перевооружение основных отраслей экономики и модернизацию отдельных прорывных технологий. Приоритетными направлениями технологического развития в Российской Федерации, отраженными в перечне критических технологий и поддержанными действующими федеральными целевыми программами, являются:

1) развитие водородной энергетики и производство новых моторных топлив;

2) внедрение нового поколения ядерных реакторов и топливных элементов, сооружение атомных электростанций повышенной безопасности;

3) разработка конкурентоспособных энергетических установок (турбин, генераторов и т. д.) и эффективных систем передачи электроэнергии постоянным током на большие расстояния;

4) производство специальной техники, способной работать в Арктике и в экстремальных средах;

5) проектирование новых поколений авиационной техники и энергоэффективных двигателей (в том числе газотурбинных двигателей), а также ракетно-космической техники;

6) создание новых технологий обработки металлов;

7) исследование оптоэлектроники, микромеханики и новой архитектуры вычислительных средств;

8) развитие программного обеспечения и инжиниринговых услуг (Распоряжение № 1662-р).

Для формирования новой инновационной культуры в обществе и повышения статуса инноватора в Российской Федерации необходима поддержка распространения опыта лучших инноваций, в том числе управленческих и социальных; активизация пропаганды роли инноваций для развития экономики и общества, в том числе путем формирования системы популяризации науки, инноваций, инновационной деятельности (через общественную рекламу, вовлечение в пропаганду лидеров общественного мнения, распространение историй успеха, проведение конкурсов среди предприятий, ученых и научных коллективов и других мероприятий); формирование в целях популяризации инновационной деятельности специализированных учебных курсов по инновациям в вузах в рамках специальностей, не относящихся к сфере высоких технологий[4].

Отдельным направлением формирования концепции правового обеспечения комплексной национальной инновационной системы может стать первоочередное развитие технологических направлений, критически важных с точки зрения национальной безопасности и обороноспособности. Для этого необходимы:

— выделение наиболее важных для национальной безопасности и обороноспособности технологий в качестве отдельного раздела долгосрочного научно-технологического прогноза в целях организации мониторинга и прогнозирования ситуации (как внутрироссийской, так и международной) по данным направлениям;

— уточнение перечня критических технологий, разработку которых государство финансирует в первоочередном порядке;

— организация эффективной совместной работы научного сектора, органов государственной власти и бизнеса по научным исследованиям, опытно-конструкторским работам и внедрению в производство соответствующих технологий;

— усиление поддержки российских компаний, работающих по ключевым для обеспечения национальной безопасности направлениям технологического развития, включая использование для этих целей возможностей системы государственных закупок;

— использование потенциала институтов развития для ускорения процессов консолидации в высокотехнологичных секторах экономики для создания компаний — технологических лидеров мирового уровня (Распоряжение № 1662-р).

Итак, объединение усилий по формированию национальной инновационной системы предполагает максимальное вовлечение в данный процесс наибольшего количества не только субъектов экономической деятельности, но и отдельных граждан, их стимулирования к участию в любых, пусть и минимальных, инвестиционных проектах.

Трудно не разделить и мнение о том, что формирование национальной инновационной системы невозможно без воспроизводства особого типа человеческих ресурсов — специалистов инновационной сферы — и эффективного их использования[5]. Создание кадров исследователей и конструкторов — это большая и сложная государственная задача. Ее решение наталкивается на значительные трудности во всем мире. Результаты исследования, проведенного компанией «Делоитти», показывают: 40% высших менеджеров крупнейших мировых компаний считают, что дефицит талантов не позволяет внедрять инновацию в практику. Весьма интересные данные получены Центром социальных и психологических исследований Высшей школы международного бизнеса: 62,1% российских компаний испытывают трудности в привлечении и удержании талантливых людей, необходимых для инновационной организации[6].

Наряду с внутренними факторами, оказывающими воздействие на воспроизводство инновационной занятости, немаловажное значение приобретают и внешние факторы, и в первую очередь присоединение России к Болонскому процессу. Болонская трансформация европейской системы образования ставит по-иному проблемы развития высшего образования, ориентируя его на интеграцию и формирование единого европейского научного пространства[7].

Для России встраивание в этот процесс означает не просто ускорение развития этих двух составляющих, но и существенное повышение качества высшего образования на основе развертывания научных разработок. Это потребует увеличения доли исследователей, занятых в секторе высшего образования, в общей численности исследователей в стране, которая составляет в настоящее время 7,2% по сравнению с 27,2% — в Германии, 53,2% — в Испании и 31,1% — в Англии[8].

Поэтому первостепенное значение приобретает крупномасштабное наращивание численности работников, занятых в отраслях реальной экономики. Согласно данным Доклада о развитии человеческого потенциала ООН Россия отстает по показателю численности работников, занятых научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, на 1 млн человек населения от стран с развитой рыночной экономикой, имея 3319 человек (в США — 4484 человека, Канаде — 3597, Финляндии — 7992, в Японии — 5287 человек[9]).

 

Библиография

1 Документ опубликован не был.

2 Меморандум о взаимопонимании Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования и спорта Республики Никарагуа, Национального совета университетов Республики Никарагуа «О сотрудничестве в области высшего образования». (Документ опубликован не был.)

3 См.: Архипова Н.И., Седова О.Л. Управление персоналом в инновационной сфере // Инновационный выбор России: проблемы и перспективы. Труды X Чаяновских чтений. Москва. 12 марта 2009 г. // Под ред. Н.И. Архиповой. — М., 2009. С. 3.

4 См.: Архипова Н.И., Седова О.Л. Указ. раб. С. 3.

5 См.: Юрин С. Подготовка научных и научно-технических кадров для национальной инновационной системы // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. № 9. С. 46—54.

6 См.: Архипова Н.И., Седова О.Л. Указ. раб. С. 3.

7 См.: Морозова Т.В. Организационно-управленческие аспекты взаимодействия субъектов инновационно-инвестиционной деятельности // Инновационные технологии в экономике и управлении. — Таганрог, 2006. № 1. С. 291.

8 См.: Юрин С. Указ. ст. С. 46—54.

9 См.: Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2008: Россия перед лицом демографических вызовов. — М., 2009.