УДК 347.4 

Страницы в журнале: 91-97

 

Д.П. СТРИГУНОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и трудового права Государственно университета управления e-mail: dina_str@list.ru

 

Рассматривается договор перевозки пассажира в российском законодательстве. Исследуется определение договора перевозки пассажира, осуществляемого транспортом общего пользования, анализируется его предмет, источники правового регулирования, права и обязанности сторон договора, ответственность перевозчика за неисполнение обязательства по перевозке.

Ключевые слова: договор, перевозка, пассажир, перевозчик, багаж, потребитель, публичный договор, договор присоединения, провозная плата, права и обязанности перевозчика и пассажира, сроки доставки, ответственность перевозчика.

 

The contract of carriage of a passenger in Russian law

 

Strigunova D.

 

We consider the contract of carriage passenger in the Russian legislation. We study the definition of contract of carriage, the passenger, carried out by public transport, analyzes its subject, the sources of legal regulation, the rights and obligations of parties to the contract, the carrier’s liability for failure to fulfill obligations under the carriage.

Keywords: contract, the transportation, the passenger, the carrier, luggage, consumer, public contract, a contract of adhesion, the freight charge, the rights and obligations of the carrier and the passenger, time of delivery, the carrier’s liability.

 

Одной из разновидностей гражданско-правовых договоров, заключаемых в сфере транспорта, является договор перевозки пассажира. «В сфере транспортного обслуживания пассажиров складывается система транспортных договоров, опосредствующих организацию перевозки, а также собственно перевозку пассажиров. Непосредственно потребности граждан в перемещении удовлетворяются путем заключения и исполнения договора перевозки пассажира»[1].

Перевозки пассажиров, равно как и грузовые перевозки, могут быть классифицированы по различным основаниям. По территориальному признаку перевозки пассажиров могут быть разделены на внутригосударственные и международные, а также на городские, пригородные и междугородные[2]. В зависимости от вида транспорта выделяют воздушные, морские, внутренние водные, автомобильные и железнодорожные перевозки. При этом возможна дифференциация перевозок применительно к виду транспорта (например, на морском транспорте выделяют каботажные, заграничные, местные и пригородные перевозки). Возможно проведение классификации перевозок и по другим основаниям (прямые, смешанные и т. д.)[3].

 Рассмотрим договор перевозки пассажира как основного инструмента регулирования взаимоотношений между пассажиром и перевозчиком, заключаемого в целях перемещения пассажира в пространстве из места отправления в место назначения, особое внимание сосредоточив на российских регулярных перевозках пассажиров, осуществляемых транспортом общего пользования (ст. 789 ГК РФ).

В российском гражданском законодательстве перевозке посвящена гл. 40 «Перевозка» ГК РФ. Согласно общему определению договора перевозки пассажира, содержащемуся в ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ). Помимо этого соответствующие определения договора перевозки пассажира и нормы, регламентирующие перевозку пассажира на том или ином виде транспорта, содержатся в транспортных уставах и кодексах (гл. XV Воздушного кодекса Российской Федерации 1997 года (далее — ВК РФ), гл. IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации 1999 года (далее — КТМ РФ), гл. XIII Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации 2001 года (далее — КВВТ РФ), гл. III Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Российской Федерации 2007 года (далее — УАТ РФ), гл. VI Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 года (далее — УЖТ РФ)).

Существенным условием договора перевозки пассажира является его предмет. Предметом договора перевозки пассажира выступают действия перевозчика по доставке пассажира в пункт назначения, а при сдаче пассажиром багажа — также указанного багажа, и кроме того действия пассажира по внесению платы за проезд и провоз багажа.

Еще одним условием договора перевозки пассажира является его срок. В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить пассажира, багаж в пункт назначения в сроки, определяемые в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. По мнению В.А. Егиазарова, «срок доставки пассажира к месту назначения (а также своевременная отправка пассажира) является одним из основных условий договора перевозки пассажира»[4]. Следует признать, что применительно к договору перевозки пассажира транспортом общего пользования условие о сроке наряду с предметом договора также представляется существенным, указанный срок необходимо четко определить, он не должен измеряться понятием «разумный срок».

В литературе высказывается мнение, что существенным условием договора перевозки пассажира выступает также его цена. Так, В.В. Мосашвили, рассматривая договор международной воздушной перевозки пассажира, считает: «цена договора является не только важнейшим условием, но и существенным условием с правовой точки зрения»[5].

Договор перевозки пассажира является двусторонним (взаимным), возмездным, консенсуальным, публичным. По способу заключения указанный договор относится к договорам присоединения.

Двусторонний характер обязательства, вытекающего из договора перевозки пассажира, выражается в том, что и у перевозчика, и у пассажира имеются как права требования, так и обязанности[6]. Возмездность договора перевозки пассажира обусловлена тем, что услуга по перевозке оказывается пассажиру за определенную плату. Договор перевозки пассажира является консенсуальным, поскольку он считается заключенным с момента приобретения пассажиром проездного билета. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, а сдача багажа — багажной квитанцией.

В юридической литературе ставится вопрос о том, является ли обязательство по перевозке багажа самостоятельным договором либо оно носит дополнительный (факультативный) характер по отношению к обязательству по перевозке пассажира? Так, Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов, Г.П. Савичев считают договор перевозки багажа самостоятельным по отношению к договору перевозки пассажира и относят его к реальным договорам[7]. Вместе с тем В.В. Витрянский, Е.А. Суханов полагают, что обязательство по перевозке багажа носит факультативный по отношению к обязательству по перевозке пассажира характер[8]. Как отмечает В.В. Витрянский, «указанное факультативное обязательство перевозчика вполне охватывается содержанием договора перевозки пассажира, а возникающее правоотношение по поводу доставки перевозчиком сданного пассажиром багажа в пункт назначения не образует отдельного договора по перевозке багажа, отличного от договора перевозки пассажира»[9]. Представляется, что обязательство по перевозке багажа возникает в момент сдачи пассажиром багажа перевозчику. Однако содержащееся в законе определение договора перевозки пассажира и тот факт, что сдача пассажиром багажа производится в рамках заключенного им договора перевозки пассажира, дают основания считать обязательство по доставке багажа дополнительным по отношению к обязательству по перевозке пассажира, которое к тому же (в отсутствие багажа) может вовсе не возникнуть. При этом от собственно багажа необходимо отличать ручную кладь (каютный багаж и т. п.), которая следует вместе с пассажиром и не занимает отдельного места в пределах установленных норм.

Сторонами договора перевозки пассажира выступают перевозчик и пассажир. Например, в соответствии с п. 13 ст. 2 УАТ РФ перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу. Согласно ст. 100 ВК РФ «перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации». Эксплуатант воздушного судна — это «гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта» (п. 3 ст. 61 ВК РФ). Согласно ст. 3 КВВТ РФ перевозчик — это «юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения». Согласно ст. 8 КТМ РФ в качестве перевозчика на морском транспорте выступает, как правило, судовладелец, т. е. лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. Согласно ст. 2 УЖТ РФ «перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю)».

Таким образом, действующее транспортное законодательство позволяет выступать в качестве перевозчика, как юридическому лицу, так и гражданину. Однако поскольку деятельность по осуществлению в данном случае перевозок пассажиров носит систематический характер и осуществляется за плату, т. е. является предпринимательской в смысле ст. 2 ГК РФ, очевидным является то, что перевозчик должен иметь статус коммерческой организации либо индивидуального предпринимателя.

Между тем в ст. 789 ГК РФ, посвященной перевозке транспортом общего пользования, говорится только о коммерческой организации и ничего не сказано об индивидуальном предпринимателе как о перевозчике. Так, согласно п. 1 ст. 789 «перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке». Представляется, что в этот перечень подлежат включению не только коммерческие организации, но и индивидуальные предприниматели.

Для осуществления перевозочной деятельности индивидуальный предприниматель или коммерческая организация должны владеть на законном основании соответствующим транспортным средством (на праве собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренды). Кроме того, перевозочная деятельность подлежит лицензированию. Так, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) подлежат лицензированию: деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров (п. 20 ст. 12 Закона № 99-ФЗ); деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (п. 22 ст. 12 Закона № 99-ФЗ); деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (п. 24 ст. 12 Закона № 99-ФЗ); деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров (п. 25 ст. 12 Закона № 99-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 789 ГК РФ договор перевозки пассажира транспортом общего пользования является публичным, правила о котором предусмотрены ст. 426 ГК РФ. Согласно указанной статье публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (в том числе сюда отнесена перевозка транспортом общего пользования). Однако в ст. 426 ГК РФ также не учтено то обстоятельство, что в качестве стороны, заключающей публичный договор с потребителем, может выступать индивидуальный предприниматель. Попытка устранить указанную неточность предпринята в п. 216 Проекта федерального закона № 47536-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Проект № 47536-6)[10], согласно которому под публичным договором понимается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (в частности, перевозка транспортом общего пользования).

Условия договора перевозки пассажира должны быть сформулированы одинаково для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ). В Проекте № 47536-6 содержится положение о том, что в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Заключение договора перевозки пассажира, осуществляемого транспортом общего пользования, для перевозчика является обязательным; перевозчик не вправе отказаться от его заключения при возможности предоставить потребителю услугу по перевозке. Перевозчик также не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (ст. 426 ГК РФ). Помимо прочего, публичный характер рассматриваемого договора предоставляет возможность Правительству РФ издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении договора перевозки пассажира[11].

Следует отметить, что пассажир как потребитель, помимо норм статей 426 и 789 ГК РФ, пользуется правами, предоставленными ему в соответствии с Федеральным законом от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей», а также иными правовыми актами.

Договор перевозки пассажира относится к договорам присоединения. Условия договора перевозки пассажира определяются в стандартных формах и могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Как правило, условия договора перевозки пассажира определены в проездном билете. «Однако они могут быть опубликованы в средствах массовой информации, размещены в правилах пользования соответствующим видом транспорта, которые вывешиваются в местах приобретения проездных билетов либо заменяющих их абонементов, жетонов и иных аналогов»[12]. Как отмечает В.В. Витрянский, «и в этом случае гражданин, покупая соответствующий жетон и т.п., заключает договор перевозки, по существу присоединяясь к известным ему стандартным условиям договора перевозки пассажира»[13].

Содержание договорного правоотношения по перевозке пассажира составляют права и обязанности его участников. Одним из прав пассажира, купившего билет, является его возможность в любое время отказаться от договора перевозки пассажира. При этом в транспортных уставах и кодексах, а также правилах перевозок на отдельных видах транспорта устанавливаются условия и порядок возврата уплаченной суммы, а также ее размер (например, ст. 23 УАТ РФ, ст. 100 КВВТ РФ, ст. 183 КТМ РФ, ст. 83 УЖТ РФ, ст. 108 ВК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 786 ГК РФ пассажир имеет также права провозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу. Указанные права конкретизируются в транспортных уставах и кодексах (например, ст. 22—23 УАТ РФ, ст. 100 КВВТ РФ, ст. 181 КТМ РФ, ст. 83 УЖТ РФ, ст. 106 ВК РФ).

Основой обязанностью пассажира является внесение платы за проезд и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 790 ГК РФ плата за перевозку пассажиров, багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Помимо внесения платы за проезд и провоз багажа пассажиры имеют еще ряд обязанностей, предусмотренных транспортным законодательством и связанных, в частности, с необходимостью соблюдения общественного порядка, соблюдения санитарных и других формальностей, необходимостью сохранять билет и багажную квитанцию и в целом соблюдения правил перевозок пассажиров на соответствующем виде транспорта. Например, согласно п. 2 ст. 100 КВВТ РФ пассажир обязан соблюдать утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта правила пользования судами и расположенными на берегу и предназначенными для обслуживания перевозок пассажиров объектами.

Что касается перевозчика, то указанное лицо также пользуется определенными правами, вытекающими из договора перевозки пассажира и правовых актов. Прежде всего перевозчик имеет право на получение платы за проезд и провоз багажа. Кроме этого, в определенных случаях перевозчик в одностороннем порядке вправе прекратить договор перевозки пассажира. В частности, согласно ст. 107 ВК РФ перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, если: пассажир нарушает паспортные, таможенные, санитарные и иные установленные законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки; пассажир отказывается выполнять требования, предъявляемые к нему федеральными авиационными правилами; состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими требованиями, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц; а также в других указанных в ст. 107 ВК РФ случаях. Отказ перевозчика от договора морской перевозки пассажира, а также одностороннее изменение условий такого договора возможны в соответствии со ст. 184—185 КТМ РФ.

По инициативе перевозчика прекращение или изменение договора перевозки пассажира по внутренним водным путям предусмотрено ст. 101 КВВТ РФ.

Обязанности перевозчика могут быть представлены следующим образом. Прежде всего перевозчик должен предоставить пассажиру всю необходимую информацию о предстоящей перевозке, в том числе информацию, связанную с временем отправления и прибытия транспортного средства.

Другой основной обязанностью перевозчика является доставка пассажира и багажа в пункт назначения в установленный срок. Понятно, что перевозка транспортом общего пользования осуществляется по расписанию, в котором указаны сроки начала и окончания перевозки и которые не должны быть нарушены перевозчиком. Сроки отправления и доставки пассажира указаны также в его проездном билете.

Перевозчик обязан обеспечить своевременную подачу транспортных средств для посадки пассажиров. Обязанностью перевозчика является также предоставление пассажиру места, указанного в его билете (ст. 103 ВК РФ, п. 1 ст. 99 КВВТ РФ, ст. 82 УЖТ РФ). Между тем «в договоре перевозки пассажира городским общественным пассажирским автомобильным транспортом пассажиру предоставляется вместимость транспортного средства, при этом конкретное место размещения пассажира не согласовывается сторонами»[14].

Перевозчик обязан обеспечить безопасность пассажира и сохранность его багажа в пути следования. Интересно, что «на морском транспорте для определения временной сферы действия обязанностей перевозчика по обеспечению его безопасности и сохранности его багажа (“время перевозки”) используются так называемые периоды перевозки, которыми охватываются не только время нахождения пассажира на судне, но и периоды посадки и высадки пассажира, а также его доставки водным путем с берега на судно и наоборот»[15]. «Исполнение перевозчиком обязанности по обеспечению безопасности пассажира и сохранности перевозимых им вещей… обеспечивается также страхованием жизни и здоровья пассажиров (ст. 80 УЖТ РФ), в том числе добровольным страхованием пассажиров и их багажа в порядке, предусмотренном гл. 48 ГК РФ»[16].

Помимо сказанного, перевозчик обязан обеспечить предоставление пассажиру комплекса услуг, оплаченных при покупке билета, а также дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату.

С обязанностями перевозчика тесно связан вопрос о его ответственности перед пассажиром. Ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора перевозки пассажира установлена в ГК РФ, транспортных уставах и кодексах, а также может быть определена соглашением сторон. В литературе подчеркивается, что ответственность перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира, носит ограниченный характер[17].

В соответствии с нормами гл. 40 ГК РФ перевозчик несет ответственность за задержку отправления пассажира или опоздание прибытия транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщении), в результате чего перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном транспортным уставом или кодексом. При этом перевозчик может освободиться от ответственности, если докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обязательств, не зависящих от перевозчика (п. 1 ст. 795 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 796 ГК РФ «перевозчик несет ответственность за несохранность багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело». При этом в общем виде размер ущерба, причиненного при перевозке багажа, определяется по правилам п. 2 ст. 796 ГК РФ.

И, наконец, перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира (ст. 800 ГК РФ). Указанная ответственность определяется по правилам гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» ГК РФ, если законом или договором не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.

 

Библиография

1 Микрюкова Г.А. Договор перевозки пассажира в советском гражданском праве: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Свердловск, 1986. С. 4.

2 См.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, К.М. Арсланов (и др.); под ред. А.П. Сергеева. — М., 2011. С. 513.

3 О видах перевозок см., например: Морозов С.Ю. Транспортное право: учеб. пособие. — М., 2010. С. 295—296; Гражданское право: учеб. С. 512—513, 535; Тюпа В.В. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении: теоретические и практические аспекты: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2011.  С. 163.

4 Егиазаров В.А. Транспортное право: учеб. 6-е изд., доп. и перераб. — М., 2008. С. 151.

5 Мосашвили В.В. Договор международной воздушной перевозки пассажира и багажа: понятие, особенности, система правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2011. С. 85—86.

6 См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. — М., 2004. С. 306.

7 Цит. по: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. С. 322—323.

8 См., например: Российское гражданское право: учеб.: в 2 т. Т. II. Обязательственное право / отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. — М., 2011. С. 692.

9 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 324.

10 URL: http://www.consultant.ru

11 См., например: Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112) // СПС «Консультант Плюс».

12 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 308.

13 Там же.

14 Гуржей С.Ю. Правовое регулирование перевозок городским общественным пассажирским автомобильным транспортом: дис. … канд. юрид. наук. — Челябинск, 2007. С. 126.

15 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 317.

16 Российское гражданское право: учеб. С. 691.

 

17  Российское гражданское право: учеб. С. 695.