УДК 347.61/64 

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №6 2011 Страницы в журнале: 101-104

 

А.Н. ЛЕВУШКИН,

 кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Ульяновского государственного университета

 

Защита прав ребенка в современной России является актуальной проблемой и порождена явным неблагополучием несовершеннолетних как в обществе, так и в семье. Рассматриваются некоторые не урегулированные семейным и иным законодательством вопросы, касающиеся защиты прав детей при усыновлении (удочерении). Анализируются проблемные вопросы теории и практики.

Ключевые слова: семья, ребенок, усыновление, защита прав ребенка, гарантии прав детей.

 

Protection of the rights of children at adoption (adoption) in the Russian Federation: theory and practice problems

 

Levushkin A.

 

Protection of the rights of the child in modern Russia is an actual problem and it is generated by obvious trouble of minors, both in a society, and in a family. Some are considered not settled by family and other legislation the questions, concerning protection of the rights of children at adoption (adoption). Problem questions of the theory and practice are analyzed.

Keywords: a family, the child, adoption, protection of the rights of the child, a guarantee of the rights of children.

 

Статья 56 СК РФ определяет, что ребенок имеет право на защиту. При этом под защитой понимается восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др.[1] Защита прав ребенка как члена общества претворяется в жизнь с помощью различных отраслей права, в том числе и уголовного (глава 20 УК РФ). Ребенок имеет право на защиту не только своих прав, но и законных интересов.

Естественной средой обитания ребенка является семья. И одно из основных прав ребенка — право жить и воспитываться в семье. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью[2].

Современная российская семья находится в глубоком кризисе, что не может не сказаться на ее отдельных институтах, в частности на институте усыновления.

На страницах периодической печати, в том числе официальной, все чаще публикуются статьи о случаях жестокого обращения приемных родителей с усыновленными детьми. И если раньше больше внимания уделялось трагедиям усыновленных детей в иностранных семьях, то сейчас журналисты бьют тревогу о положении детей в российских семьях.

Так, широкий резонанс получили драматические события, сложившиеся вокруг внешне благополучной семьи Агеевых, усыновившей двоих детей, но, по версии следствия, применявшей недозволительные методы воспитания. В отношении семьи Агеевых СМИ была нарушена тайна усыновления, а законом не допускается ее публичное раскрытие. Дети пострадали не только физически, но и морально. В этой ситуации вплоть до окончания следствия (главное — соблюсти его объективность, чему может помешать уже сложившееся негативное отношение к произошедшему) и признания Агеевых виновными или невиновными нельзя было разглашать тайну усыновления[3].

По мнению Г. Силласте, заведующего кафедрой социологии Финансовой академии при Правительстве РФ, наивно оправдывать жестокое обращение с детьми лишь тем, что люди просто стали более бессердечными. Главная причина насилия в отношении детей — резкое изменение социальных условий, в которых привычно находилась семья[4]. Смена экономических реалий, уменьшение доходов населения привели к тому, что семья постоянно борется за свою жизнь. Выжить любым путем — главная цель. И ясно, что в такой ситуации ребенок для многих превратился в обузу. Произошла потеря социальной ценности детей.

Масштаб проблемы небрежного и жестокого обращения с детьми в нашей стране катастрофичен. Все усилия, направленные на повышение рождаемости, улучшение демографической ситуации, сведутся на нет, если не будут предприняты адекватные меры по сохранению психического и физического здоровья сегодняшних российских детей.

Об общем неблагополучном положении российских детей уже говорится на самом высоком официальном уровне.

Так, в Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год подчеркивается: государство не справляется со многими своими обязанностями по обеспечению ребенку того уровня жизни, который необходим ему для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Он отметил, что в федеральном законодательстве по-прежнему отсутствуют такие понятия, как «ребенок, нуждающийся в помощи государства», «социальный патронат неблагополучной семьи» и др.[5] Уполномоченный по правам человека не ограничивается констатацией фактов: им же вносятся конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Для реализации этих рекомендаций омбудсмена в Государственной думе разрабатывается законопроект о минимальных стандартах для семьи, который входит в пакет документов, подготовленных в рамках концепции государственной семейной политики.

Защита прав усыновленных детей должна получить адекватный механизм реализации конкретных норм.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, содержащихся и обучающихся в государственных образовательных учреждениях, обеспечивается федеральными органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В Российской Федерации за последнее десятилетие принято немало нормативных правовых актов, регулирующих институт усыновления (как в целом, так и его отдельных аспектов), основой которого являются международные нормы и стандарты. Но по-прежнему нормативно-правовое регламентирование института усыновления не лишено недостатков.

Законодатель отдает себе отчет в том, что для решения проблем с детьми, оставшимися без попечения родителей, нужно руководствоваться в первую очередь нормами морали, согласно которым усыновление детей считается  явлением позитивным, поскольку ребенок в этом случае становится полноправным членом семьи. Это получило закрепление в п. 1 ст. 124 СК РФ: усыновление — приоритетная форма устройства ребенка в семью.

Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Острота проблемы охраны прав несовершеннолетних детей требует укрепления гарантий их защиты на конституционном уровне. Поэтому ст. 17 Конституции РФ следует дополнить частью 4: «особое внимание государство уделяет защите прав ребенка»[6]. Такого рода положение, во-первых, подчеркнет приоритет интересов ребенка, во-вторых, послужит основой для расширения и углубления сферы действия отраслевого законодательства.

Также необходимо дополнить ст. 60 СК РФ нормой, предусматривающей право ребенка на компенсацию вреда, причиненного его здоровью, включая компенсацию морального вреда, если вред причинен его родителями, в дальнейшем лишенных родительских прав, или бывшими усыновителями, если в дальнейшем усыновление отменено.

При передаче на усыновление защита прав и законных интересов усыновляемого возлагается на усыновителя.

Совершенствование института усыновления должно происходить в трех направлениях.

1. Развитие института усыновления как основного вида определения судьбы ребенка. Как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации нужно стремиться к тому, чтобы усыновление стало действительно приоритетной формой устройства ребенка в семью. Но для этого нужны не только пропагандистские лозунги, но и реальные действия. Важно понимать, что нередко ребенок, подлежащий усыновлению, независимо от возраста, имеет серьезные проблемы со здоровьем, психикой, социальной адаптацией. Родители зачастую остаются один на один со своими проблемами, не знают, как воспитывать усыновленного ребенка, какие применять методы воспитания, и часто не понимают, что ребенок мог за какие-нибудь два года жизни пережить тяжелейшие психологические травмы, не говоря уже об усыновлении в более позднем возрасте.

Это ведет к еще одной социальной проблеме нашего общества, а именно вторичному социальному сиротству. Органы опеки и попечительства должны в этих случаях активно защищать интересы несовершеннолетних, запрещая в дальнейшем несостоявшимся усыновителям брать на воспитание приемных детей, а также по решению суда истребовать в пользу детского учреждения, куда будет помещен ребенок, либо в пользу опекуна или приемных родителей, которым он будет передан на воспитание, алименты, причем с каждого из несостоявшихся родителей.

Поэтому государство должно не только проводить контрольное обследование семьи, в которой был усыновлен ребенок, составлять отчет о состоянии здоровья ребенка, об обучении, о его эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье, но и создавать при органах опеки и попечительства специальные службы по работе с семьями, куда был определен ребенок, оставшийся без попечения родителей. За каждой семьей нужно закрепить специалиста, который должен оказывать помощь при возникновении сложных психологических, медицинских ситуаций, знать законодательную базу по вопросам усыновления. Обратим внимание еще на один аспект проблемы вторичного социального сиротства: нежелание самих усыновленных детей, особенно когда усыновление состоялось в более взрослом возрасте, привыкать к жизни в семье.

2. Повышение уровня материального благополучия семьи, которая усыновила ребенка. Безусловно, материальные стимулы со стороны государства могут послужить тому, что ребенок будет усыновлен, но корыстные мотивы при усыновлении должны отсутствовать. Для уравнивания в правах детей, оставшихся без попечения родителей, с детьми, которые являются родными в семьях, было принято постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал».

Также для повышения социальной защищенности усыновителей и в интересах их усыновленных детей было принято постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 719 «Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка». На уровне субъектов Российской Федерации единовременное пособие на усыновленного ребенка может быть выше, чем установлено федеральным законом.

3. Ужесточение требований к кандидатам, будущим усыновителями. В статье 127 СК РФ устанавливаются требования к лицам, имеющим право быть усыновителями. К перечню документов, необходимых для предоставления при усыновлении ребенка, следует добавить справку с места работы усыновителя о том, что трудовой договор с ним не был прекращен по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 336 ТК РФ.

Случаи жестокого обращения с усыновленными детьми вызваны тем, что, устраивая ребенка, органы опеки и попечительства больше внимания уделяют не моральной, психологической атмосфере будущей семьи, а ее материальному благополучию. Действительно, порой очень сложно решить, где будет лучше будущему усыновленному ребенку: в семье, где никогда не было детей или они умерли вследствие несчастного случая или болезни, но материально обеспеченной, или в многодетной, но проигрывающей в финансовом плане. Здесь органы опеки и попечительства должны руководствоваться мнением ребенка, если уже требуется разрешение его на усыновление, а также состоянием его здоровья и многими другими факторами, которые иногда лежат вне плоскости правового регулирования. Поэтому в п. 3 ст. 127 СК РФ законодатель ограничился формулировкой, что при наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения интересов усыновляемого ребенка. Охрана прав ребенка в современной России является актуальной проблемой и порождена явно неблагополучной ситуацией, сложившейся с защитой прав несовершеннолетних, как в обществе, так и в семье. Бесспорен факт, что семья потеряла свой авторитет, ослабли семейные устои, традиционно защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка[7].

В современной России нужно создать условия для нормального функционирования института семьи. Необходимо свести на нет нередкие жизненные ситуации, когда матери отказываются от своих детей еще в роддоме. В масштабах России, а не только отдельно взятого субъекта важно создать отлаженную систему выявления и учета социально неблагополучных семей, оказания помощи таким кризисным семьям, не доводя до критического момента, когда в целях защиты прав и интересов ребенка его кровных родителей лишают родительских прав и (или) ограничивают в родительских правах. Необходимо создать механизм социального сопровождения как кровных, так и замещающих семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, тем самым сводя к минимуму случаи устройства детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, отмены усыновления. Очень важно обеспечить каждому ребенку право жить и воспитываться в семье и каждому человеку право на семью[8].

Хотелось бы отметить, что одной из основных задач федеральной целевой программы «Дети России» на 2007—2010 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 № 172; далее — Программа) является постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Программе записано, что реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в учреждения на полное государственное обеспечение, увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семью, обеспечить эффективную социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их интеграцию в общество. Предполагается увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до 72% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Действующее семейное законодательство предусматривает возможность отмены усыновления в судебном порядке, но не устанавливает правил признания усыновления недействительным. Рассматривая основания к отмене усыновления ребенка, необходимо подчеркнуть, что отмена усыновления допускается СК РФ лишь тогда, когда усыновление перестает соответствовать интересам ребенка. Обстоятельства, вызывающие необходимость отмены усыновления в интересах ребенка, весьма разнообразны. Суд в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела, заключения органа опеки и попечительства и обязательно мнения ребенка будет принимать соответствующее решение по иску об отмене усыновления.

Законодателю предстоит напряженная работа по совершенствованию законодательства о защите прав усыновленных детей, но если общество будет продолжать равнодушно относиться к проблемам детей, считая, что не следует вмешиваться в жизнь семьи, даже если есть реальные факты подтверждения не только жестокого, но и попустительского отношения к воспитанию детей, законы не будут реализовываться на практике[9].

В заключение отметим, что мы затронули только самые общие, лежащие на поверхности проблемы защиты усыновленных детей в Российской Федерации.

 

Библиография

1 См.: Зайцева И.И. Жестокое обращение с детьми // Юридический мир. 2008. № 10.

2 См.: Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. 2009. № 4. С. 5.

3 См.: Саушина А.В. Основные тенденции законодательного совершенствования механизма правового регулирования по защите усыновленных детей в Российской Федерации // Право и образование. 2009. № 7. С. 86.

4 См.: Силласте Г. Дети потеряли социальную ценность // www.izvestia.ru/perm/article3122170

5 См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год // Российская газета. 2009. 17 апр.

6 Абрамова С.А. Гарантии соблюдения прав несовершеннолетних при международном усыновлении // Черные дыры в российском законодательстве. 2008. № 4. С. 79.

7 См.: Звенигородская Н.Ф. Социальное сиротство: причины и следствия // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 1. С. 12.

8 См.: Шершень Т.В. О праве на семью и принципе приоритета семейного воспитания детей // Семейное и жилищное право. 2010. № 2. С. 9.

9 См.: Саушина А.В. Указ. ст. С. 90.