Реклама
Статья

Изменения в порядке исчисления налогов у индивидуальных предпринимателей и других самозанятых граждан

И.В. КУЗНЕЦОВ, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института Орловского государственного технического университета В последнее время было принято несколько судебных актов относительно ведения налогового учета, порядка исчисления налогов у индивидуальных предпринимателей и других самозанятых граждан, что представляет интерес и заставляет переосмыслить порядок исчисления налога.

УДК 346.26 

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №6 2011 Страницы в журнале: 108-111

 

И.В. КУЗНЕЦОВ,

кандидат юридических наук, старший  преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института Орловского государственного технического университета

 

В последнее время было принято несколько судебных актов относительно ведения налогового учета, порядка исчисления налогов у индивидуальных предпринимателей и других самозанятых граждан, что представляет интерес и заставляет переосмыслить порядок исчисления налога.

Ключевые слова: налог, Налоговый кодекс Российской Федерации, жалоба, доход, Конституционный суд Российской Федерации.

 

Changes in an order of calculation of taxes at individual businessmen and other self-occupied citizens

 

Kuznetsov I.

 

Recently judicial certificates concerning conducting the tax account, an order of calculation of taxes at individual businessmen and other self-occupied citizens that is of interest were accepted some and forces to rethink an order of calculation of the tax.

Keywords: the tax, the Tax code of the Russian Federation, the complaint, the income, the Constitutional court of the Russian Federation.

 

Индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и другим самозанятым гражданам следует обратить внимание на определение КС РФ от 06.07.2010 № 1084-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шкапова Александра Станиславовича на нарушение его конституционных прав статьей 235, абзацем вторым пункта 1 статьи 236, пунктом 2 статьи 252, подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 и пунктом 3 статьи 273 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Определение № 1084-О-О), разъясняющее порядок исчисления налоговой базы по НДФЛ и ЕСН (страховым взносам). Суть проблемы в следующем. Поскольку база для НДФЛ и ЕСН, условно скажем, одна и та же — доходы, то самозанятыми гражданами при исчислении налогов применялся следующий порядок расчетов: налогоплательщик исчислял налоговую базу для НДФЛ (доходы минус расходы для расчета авансовых платежей), затем с налоговой базы исчислял НДФЛ. А уже при расчете налоговой базы по ЕСН в состав расходов включал НДФЛ.

КС РФ вслед за ВАС РФ не согласился с такой трактовкой НК РФ, указав, что НДФЛ не является расходами при исчислении ЕСН (страховых взносов).

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 25 по Санкт-Петербургу было принято решение от 9 октября 2008 г. по итогам камеральной проверки декларации по ЕСН за 2007 год индивидуального предпринимателя А.С. Шкапова, который, по мнению налоговой инспекции, неправомерно включил в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСН, сумму авансовых платежей по НДФЛ за 2007 год, в связи с чем ему было предложено восстановить к уплате сумму ЕСН в размере 1 539 045 руб., излишне предъявленного к возмещению из бюджета.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области решением от 6 февраля 2009 г. признал названный акт налогового органа недействительным. Суд исходил из того, что «положениями действующего Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено четко установленное исключение из состава расходов при исчислении единого социального налога сумм налога на доходы физических лиц», а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах в силу п. 7 ст. 3 НК РФ должны толковаться в пользу налогоплательщика.

Однако постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2009 г. решение суда первой инстанции было отменено и в удовлетворении требования А.С. Шкапова отказано. Апелляционный суд постановил: положения п. 4 ст. 270 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что налоговая база конкретного налога не может уменьшаться на сумму исчисленного с этой же базы налога, а потому расходы по уплате НДФЛ не могут уменьшать базу, облагаемую ЕСН. ФАС Северо-Западного округа постановлением от 31 августа 2009 г., оставляя без изменения постановление суда апелляционной инстанции, дополнительно указал, что в силу систематического толкования оспариваемых законоположений при исчислении ЕСН вычету подлежат только расходы, связанные с извлечением доходов от предпринимательской и иной профессиональной деятельности. Поскольку в случае заявителя НДФЛ, исчисленный и уплаченный предпринимателем, по мнению арбитражного суда, не связан с доходами от предпринимательской деятельности, затраты по уплате НДФЛ не могут уменьшать налоговую базу, облагаемую ЕСН.

Определением ВАС РФ от 23 октября 2009 г. заявителю отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Гражданин А.С. Шкапов обратился с жалобой в КС РФ, оспаривая конституционность ст. 235 и абзаца второго п. 1 ст. 236 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ), которыми регулировался порядок определения субъектов и объектов налогообложения по ЕСН, а также п. 2 ст. 252, подп. 1 п. 1 ст. 264 и п. 3 ст. 273 НК РФ, регламентирующих отношения, касающиеся расходов для целей налогообложения налогом на прибыль.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не позволяют квалифицировать начисленный и уплаченный индивидуальным предпринимателем НДФЛ по доходам от предпринимательской деятельности как расход, связанный с предпринимательской деятельностью, и учесть его в целях исчисления ЕСН, создают неравные условия в сфере налогообложения для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности для налогоплательщиков организаций и индивидуальных предпринимателей и нарушают принцип недопустимости двойного налогообложения, а потому противоречат ст. 57 Конституции РФ.

Как указал КС РФ в Определении № 1084-О-О, оспариваемыми положениями НК РФ конституционные права заявителя как налогоплательщика в том аспекте, в каком он на них ссылается, не затрагиваются. Суть требований заявителя, как это прямо следует из жалобы, сводится к оценке конституционности сложившегося, по его мнению, в правоприменительной практике истолкования предусмотренного налоговым регулированием порядка формирования налоговой базы по ЕСН, уплачиваемому гражданами—индивидуальными предпринимателями, в части учета для целей налогообложения данным налогом расходов на уплату НДФЛ. Оспариваемые же положения ст. 235 НК РФ, определяющие лишь круг субъектов налогообложения ЕСН, приняты в пределах дискреционных полномочий федерального законодателя, не регулируют вопросы, связанные с налоговой базой по данному налогу, и как таковые не влекут нарушения каких-либо конституционных прав и свобод.

Равным образом не может рассматриваться как нарушающий конституционные права и свободы заявителя п. 2 ст. 252 НК РФ, который содержит норму общего характера о разделении расходов по налогу на прибыль организаций на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Кроме того, абзац второй п. 1 ст. 236 НК РФ по его буквальному смыслу устанавливает объект налогообложения ЕСН только для налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, т. е. в отношении физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (к которым заявитель не относится). Следовательно, эти законоположения в его деле не использовались и не подлежали применению.

Таким образом, в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» (далее — Закон о КС РФ) указанные положения НК РФ, оспариваемые заявителем, не могут быть предметом рассмотрения КС РФ по его жалобе, за исключением фактически примененного в его деле подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ: согласно данному положению к прочим расходам по налогу на прибыль организаций, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.

Согласно Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

По смыслу данного положения, рассматриваемого во взаимосвязи с нормами статей 1 (ч. 1), 19 (части 1 и 2), 55 (ч. 3), 75 (ч. 3) и 76 Конституции РФ, федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной свободой усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно закрепляет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога.

При этом, как следует из ряда решений КС РФ, налоги устанавливаются законодателем в соответствии с сущностью каждого из них и как элементы единой налоговой системы, параметры и условия функционирования которой применительно к каждому налогоплательщику определяются объективными закономерностями и требованиями, включая их экономическую обоснованность и недопустимость произвольного установления, что подтверждается в том числе положениями ст. 3 НК РФ. Соответственно, КС РФ был сделан вывод, что уплата того или иного налога может рассматриваться как обстоятельство, учитываемое при формировании последующих налоговых обязательств налогоплательщика (определения от 01.10.2009 № 1269-О-О, № 1268-О-О и от 01.12.2009 № 1484-О-О).

Вместе с тем, поскольку при установлении объекта налогообложения и налоговой базы того или иного налога, являющегося частью единой налоговой системы государства, законодатель вправе самостоятельно избирать оптимальные способы учета тех или иных экономически значимых характеристик соответствующего объекта (определение КС РФ от 14.12.2004 № 451-О), обеспечение им учета одних налогов при исчислении связанных с ними в определенном отношении других, реализуемое по общему правилу, на началах широкого усмотрения законодателя, может являться необходимым условием правомерности налогообложения в тех случаях, когда иное приводило бы к несправедливому, несоразмерному, в том числе двойному, налогообложению (например, в результате совпадения налоговой базы и объекта налогообложения).

Правовое регулирование отношений, связанных с взиманием ЕСН, на момент обращения заявителя в КС РФ осуществлялось нормами главы 24 «Единый социальный налог» НК РФ, которая Федеральным законом от 19.07.2009 № 202-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона “О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”» признана утратившей силу с 1 января 2010 г.

В силу п. 2 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения по ЕСН для индивидуальных предпринимателей признавались доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Налоговая база налогоплательщиков—индивидуальных предпринимателей определялась согласно п. 3 ст. 237 НК РФ как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав же расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, формировался в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ); расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены в том числе суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, которая не предусматривает возможность учета расходов в виде сумм налога на прибыль для целей налогообложения прибыли (п. 4).

По смыслу приведенных законоположений при исчислении ЕСН вычетам подлежали только расходы, связанные с извлечением дохода от предпринимательской и профессиональной деятельности. Что же касается сумм НДФЛ, уплачиваемых налогоплательщиками—индивидуальными предпринимателями с полученных ими доходов, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то они напрямую не были отнесены законодателем к числу расходов для целей налогообложения ЕСН и, соответственно, не могли уменьшать его налоговую базу. Иное приводило бы к противопоставлению различных по своему социально-целевому назначению и экономико-правовым характеристикам налоговых обязательств, в результате чего исполнение обязанности по уплате НДФЛ могло бы препятствовать исполнению обязанности по уплате ЕСН, т. е. фактически освобождало от ее исполнения и влекло бы за собой сужение финансовой основы социального страхования. Между тем, как подчеркивал КС РФ, в тех случаях, когда законодатель имеет намерение вывести из-под налогообложения те или иные субъекты либо объекты налогообложения, он прямо на это указывает (постановление от 22.06.2009 № 10-П, определение от 01.11.2007 № 719-О-О).

Само по себе такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы заявителя. Проверка же правильности применения оспариваемых законоположений в конкретном деле заявителя с точки зрения правомерности решения вопроса о включении в состав налоговой базы по ЕСН сумм НДФЛ, уплаченных предпринимателем с конкретных полученных им доходов, предполагает исследование и оценку фактических обстоятельств, что не относится к компетенции КС РФ, как она определена ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о КС РФ, а является прерогативой арбитражных судов. Судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, единообразием в толковании и применении законодательных норм возложен ст. 127 Конституции РФ на ВАС РФ.

На основании вышеизложенного принято решение отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.С. Шкапова, поскольку она не отвечает требованиям Закона о КС РФ, в соответствии с которыми жалоба в КС РФ признается допустимой.

Решением ВАС РФ от 08.10.2010 № ВАС-9939/10 признаны недействующими отдельные положения Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430), регулирующие порядок ведения учета доходов, расходов и хозяйственных операций предпринимателями.

Данные нормы устанавливают правила, по которым они должны признавать расходы. Одна из них обязывает этих налогоплательщиков применять исключительно кассовый метод учета.

Как пояснил ВАС РФ, такое ограничение не соответствует НК РФ. В нем закреплено право предпринимателей уменьшать налогооблагаемый доход на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с его получением. Состав затрат при этом определяется в порядке, аналогичном установленному для исчисления налога на прибыль. Приведенная норма отсылает к положениям главы 25 «Налог на прибыль» НК РФ не только в части регламентации состава расходов, но и порядка их признания — момента учета для целей налогообложения.

Положения НК РФ, устанавливая порядок признания доходов и расходов, закрепляют два метода: начисления и кассовый. При этом выбор любого из них — это право организации. Предоставление предпринимателям возможности применять кассовый метод необходимо также постольку, поскольку они при получении убытка в текущем налоговом периоде не могут уменьшить на его сумму доходы будущих периодов. При этом такой убыток может возникнуть в том числе из-за особенностей налогового учета. Поэтому введение для предпринимателей обязанности применять исключительно кассовый метод не соответствует НК РФ.

Также незаконны нормы, которые закрепляют принцип учета предпринимателями расходов в момент получения дохода от реализации товаров (работ, услуг), для изготовления (выполнения, оказания) которых эти затраты были понесены.

Такой порядок характерен для метода начисления. Однако при его применении, исходя из НК РФ, в момент реализации товаров признается лишь та часть затрат (связанных с производством реализованных товаров), которые относятся к категории прямых расходов. Косвенные учитываются в полном объеме в периоде их осуществления.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024