УДК 346.93

Страницы в журнале: 88-92 

 

Н.В. ЕРОШКИН,

аспирант Российской академии адвокатуры и нотариата

 

Рассмотрена правовая природа интерпретационных актов ВАС РФ, проведена их систематизация и квалификация. Выявлены направления дальнейшего развития соответствующего правового регулирования.

Ключевые слова: интерпретационный акт, Высший арбитражный суд РФ, обзор и обобщение судебной практики, казуальное толкование.

 

Interpretative certificates of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation

 

Eroshkin N.

 

In article the legal nature of interpretative certificates of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation is considered, there is their ordering and qualification. Directions of the further development of corresponding legal regulation come to light.

Keywords: the interpretative certificate, Supreme Arbitration Court of the Russian Federation, review and judiciary practice generalization, casual interpretation.

 

В  рамках судебного управления Пленумом Высшего арбитражного суда РФ выносятся такие акты, которые не связаны с отправлением правосудия, но предполагают изучение и обобщение практики арбитражных судов, тем самым обеспечивая ее единство (обзоры судебной практики, информационные письма, постановления Пленума ВАС РФ).

Полномочия ВАС РФ по изучению практики арбитражных судов вытекают из ст. 127 Конституции РФ, согласно которой ВАС РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. Пункт 5 ст. 23 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» содержит аналогичную формулировку. А в Федеральном конституционном законе от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (далее — Закон об арбитражных судах) данное полномочие значительно расширено.

Разъяснения и обобщения судебной практики — важное направление деятельности ВАС РФ как высшего судебного органа по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, и по осуществлению судебного надзора за их деятельностью. Единство арбитражной судебной практики представляет собой обеспечение единообразного и правильного применения Конституции РФ и федеральных законов на всей территории страны. Эта деятельность имеет огромное значение, поскольку нацелена на укрепление единого правового и экономического пространства Российской Федерации.

Юридическая природа интерпретационных актов ВАС РФ, как и аналогичных актов Верховного суда РФ, представляется спорной. И.М. Хужокова, в частности, отмечает, что «в практической деятельности очень часто на постановления пленумов или решения вышестоящих судов ссылаются в исковых заявлениях стороны по делу, а также суды при вынесении судебных актов»[1], а потому такие акты вполне, казалось бы, можно характеризовать как имеющие признак нормативности (нормативные или прецедентные источники права).

Постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики имеют обязательный характер (п. 2 ст. 13 Закона об арбитражных судах). Обязательность постановлений Пленума ВАС РФ, равно как и обязательность любого решения арбитражного суда, включая решения по конкретным делам, означает «подчинение всех субъектов выводу суда, содержащемуся в резолютивной части судебного акта, в отношении определенного правоотношения (его части) определенного факта»[2]. При этом анализируемые постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики рассчитаны на все без исключения арбитражные суды, включая сам ВАС РФ, для которого собственные разъяснения имеют такую же юридическую силу и значение.

Именно нормативность и обязательность свойственна постановлениям Пленума ВАС РФ, в которых содержатся разъяснения по вопросам судебной практики, придает им правовой характер и позволяет некоторым исследователям рассматривать их в качестве «источников права, формирующих вместе с другими источниками правовой массив страны и создающий при этом систему российского права»[3].

В 2000 году ВАС РФ разработал и направил для рассмотрения в Госдуму проект федерального конституционного закона «О полномочиях арбитражных судов по проверке соответствия нормативных правовых актов федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу»[4]. Авторы проекта предлагали закрепить за арбитражными судами Российской Федерации право рассматривать дела о проверке соответствия нормативных правовых актов либо отдельных их положений, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, за исключением дел, отнесенных Конституцией РФ, федеральным конституционным законом к компетенции Конституционного суда РФ или других судов.

При рассмотрении дела о проверке соответствия нормативного правового акта иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд согласно проекту наделяется полномочиями признать оспариваемый нормативный правовой акт либо отдельные его положения соответствующими или, наоборот, не соответствующими иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. По проекту юридические последствия принятия такого решения таковы: нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом не соответствующими иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, являются недействующими, не подлежат применению с момента вступления в силу решения суда и должны быть приведены в соответствие иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, органом, принявшим оспоренный акт.

Из текста проекта очевидно не только смешение полномочий судебных инстанций Российской Федерации, но и фактическое наделение ВАС РФ нормотворческими функциями, что явно противоречит принципу разделения властей. Полагаем, что именно в силу данного обстоятельства проект не получил статуса закона.

ВАС РФ полномочен обращаться в КС РФ с запросом о проверке конституционности законов, иных нормативных актов и договоров, а также о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции. При этом обращение в КС РФ является обязанностью ВАС РФ в том случае, если при рассмотрении дела ВАС РФ придет к выводу о несоответствии нормативного правового акта Конституции РФ. Точно так же, как и ВС РФ, ВАС РФ единолично не вправе отказаться от применения в конкретном деле закона, неконституционного с точки зрения ВАС РФ, без обращения в связи с этим в КС РФ, так как это противоречит конституционным положениям, согласно которым законы действуют единообразно на всей территории Российской Федерации (статьи 4, 15 и 76 Конституции РФ), и в то же время ставит под сомнение верховенство Конституции РФ.

С правом ВАС РФ обобщать судебную практику тесно связана и возможность реализации им права законодательной инициативы по вопросам его ведения, закрепленное в ст. 104 Конституции РФ. Именно в ходе обобщения судебной практики выясняются недостатки в правовом регулировании общественных отношений в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.

Порядок рассмотрения вопросов судебной практики конкретизируется в Регламенте арбитражных судов (далее — Регламент)[5].

Согласно п. 63 Регламента материалы по вопросам судебной практики для рассмотрения президиумом передаются в федеральном арбитражном суде округа лицу, на которое возложено организационное, документальное и информационное обеспечение работы президиума арбитражного суда. При этом вопросы, предлагаемые к вынесению на рассмотрение президиума, оформляются докладными записками на имя председателя арбитражного суда и рассматриваются в порядке очередности их поступления в президиум.

В докладных записках излагаются сущность и обоснование представленного на рассмотрение президиума арбитражного суда вопроса, сведения о согласовании проектов документов и об оставшихся по ним разногласиях.

Обзоры судебной практики, одобренные президиумом федерального арбитражного суда округа, доводятся до сведения судей и других работников аппарата суда, а также арбитражных судов данного округа. Обзоры судебной практики, подготовленные федеральными арбитражными судами округов, направляются в ВАС РФ.

Если президиум федерального арбитражного суда округа посчитает целесообразным опубликовать обзор в печатных органах, в том числе издаваемых самими арбитражными судами, такой документ направляется в ВАС РФ с предложением о рассмотрении и одобрении его на заседании Президиума ВАС РФ.

Разъяснения ВАС РФ по вопросам судебной практики нередко даются совместно с ВС РФ. В соответствии с п. 92 Регламента предусмотрена возможность организации и проведения совместного заседания Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ с целью установления единообразной судебной практики по отдельным категориям дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с подведомственностью.

Основная форма решений по результатам рассмотрения и обобщения судебной практики — издание постановлений Пленума ВАС РФ. Прежнее законодательство об арбитраже не относило это полномочие к ведению ВАС РФ вообще (статьи 31 и 32 Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1543-1 «Об арбитражном суде»).

Президиум ВАС РФ также полномочен рассматривать отдельные вопросы судебной практики. О результатах их рассмотрения он информирует арбитражные суды в Российской Федерации (ст. 16 Закона об арбитражных судах). Такое положение отчасти объясняется периодичностью созыва пленума и президиума. Ведь если пленум созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год, то президиум созывается просто по мере необходимости. На практике это означает, что президиум созывается достаточно часто, поэтому вопросы, для решения которых необходима оперативность, рассматривает президиум. Наиболее важные проблемы судебной практики, требующие всестороннего обсуждения, выносятся на рассмотрение пленума.

Закон об арбитражных судах рассмотрение вопросов судебной практики закрепляет за президиумами арбитражных судов всех уровней, а не только ВАС РФ (статьи 33.5, 38). При этом в соответствующих положениях данного закона предусмотрено, что о результатах рассмотрения отдельных вопросов судебной практики информируются арбитражные суды Российской Федерации. Получается, что, в отличие от судов общей юрисдикции, все арбитражные суды в Российской Федерации полномочны рассматривать вопросы судебной практики.

Как разграничить их полномочия в этой сфере? Специалисты отмечают, что по логике ВАС РФ как высшая судебная инстанция, наделенная надзорными полномочиями за соблюдением законности при принятии судебных актов арбитражными судами Российской Федерации, вправе рассматривать вопросы судебной практики любого из арбитражных судов Российской Федерации независимо от его уровня[6]. Мы согласны с таким мнением, которое подтверждается и актами ВАС РФ либо Президиума ВАС РФ по этому вопросу. Как правило, такие акты выносятся по материалам надзорного производства в ВАС РФ.

Нижестоящие арбитражные суды такими полномочиями в отношении ВАС РФ не наделены и поэтому не вправе делать выводы о правильности или неправильности его решений. Но если следовать далее по цепочке, то федеральные арбитражные суды округа вправе рассматривать и обобщать собственную судебную практику и судебную практику арбитражных судов низшего по отношению к окружным судам уровня — апелляционных арбитражных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, которые в качестве предмета обобщения и рассмотрения располагают только собственной практикой.

Постановления Пленума ВАС РФ, таким образом, содержат анализ и обобщение судебной практики, типичных ошибок в правоприменительной деятельности арбитражных судов, а также указания по правильному пониманию и применению действующего законодательства.

Будучи актами официального нормативного толкования, постановления Пленума ВАС РФ характеризуются как обладающие вспомогательным значением по отношению к толкуемым нормам. Конкретизируя, уточняя общие правовые предписания, они не могут выходить за рамки действительного смысла и содержания нормы.

Информационные письма в большей степени имеют целью информировать, напоминать о действующем законодательстве. Они конкретизируют положения, разъясняющие пределы дей-ствия правовых норм, используя приемы сравнения этих норм с другим правовым материалом; уточняют значение терминов, регулируют вопросы преодоления пробелов в праве и т. д.

Обзоры судебной практики в деятельности арбитражных судов носят строго подзаконный характер, так как адресованы только нижестоящим судам. Они содержат анализ ошибок, комментирование правовых норм на основе конкретных случаев правоприменительной практики.

Что касается информационных писем или обзоров арбитражной практики, то они, наряду с другими актами арбитражных судов, несомненно, оказывают определенное влияние не только на правоприменительный, но и на правотворческий процесс в стране[7].

Акты толкования арбитражных судов могут содержать в себе разъяснения норм иностранного права (ст. 12 АПК РФ).

Арбитражные суды могут рассматривать только те дела об оспаривании нормативных правовых актов, которые затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 191 АПК РФ). Такого рода дела рассматриваются по заявлениям не только государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, но и граждан. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 5 ст. 194 АПК РФ). Это означает, что суд не должен ограничиваться проверкой соответствия оспариваемого нормативного правового акта лишь тому акту, на противоречие которому указывается в поданном арбитражному суду заявлении. В его обязанность входит также проверка соответствия оспариваемого акта всем другим действующим в данной области актам, обладающим по сравнению с ним более высокой юридической силой[8].

Закрепляя порядок рассмотрения и особенности судебного решения по делу об оспаривании того или иного нормативного акта, АПК РФ особо акцентирует внимание на том, что бремя доказывания факта соответствия оспариваемого акта федеральным законам или другим обладающим по сравнению с ним более высокой юридической силой нормативным правовым актам, равно как и факта наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли данный акт (ч. 6 ст. 194).

Независимо от того, каково содержание решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта (признается или не признается данный акт либо его отдельные положения соответствующими другому нормативному акту, имеющему по сравнению с ним большую юридическую силу), решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия (ч. 4 ст. 195 АПК РФ). В случае принятия арбитражным судом решения о несоответствии рассматриваемого нормативного акта в целом или его отдельных положений акту (актам), имеющему большую юридическую силу, данный нормативный акт или его отдельные положения признаются арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу (ч. 5 ст. 195 АПК РФ).

Следует особо подчеркнуть, что вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, имея принципиально важное значение не только для правоприменительной, но и для правотворческой практики, подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях, в которых был опубликован оспариваемый акт (ч. 1 ст. 196 АПК РФ).

Наряду с опубликованием, копии решения арбитражного суда в срок, не превышающий 10 дней со дня его принятия, в обязательном порядке направляются лицам, участвующим в деле (ч. 6 ст. 195 АПК РФ).

Принимая решение о признании оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений соответствующими иному акту, обладающему большей юридической силой, суд лишь подтверждает его законность и не ставит перед органом, его издавшим, вопрос о его изменении.

Если же судом принимается решение о признании оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую по сравнению с ними юридическую силу, то суд, не имея полномочий непосредственно вносить изменения в противоречащий закону нормативный правовой акт, своим решением прекращает его действие и предлагает принявшему его должностному лицу или органу внести в него соответствующие изменения или же полностью отменить его. Разумеется, при этом арбитражный суд действует исключительно на основе и в рамках закона, которые позволяют ему, равно как и любому иному российскому суду в аналогичной ситуации, рассматривать вопросы законности принятия того или иного акта, но отнюдь не иные вопросы, касающиеся, например, целесообразности издания данного акта[9].

Таким образом, можно утверждать, что ВАС РФ, как и ВС РФ, может выступать в роли негативного законодателя.

В целом акты казуального толкования, издаваемые арбитражными судами, по характеристике аналогичны таким же актам судов общей юрисдикции; отличия заключаются лишь в их содержании. Особенность решений арбитражного суда в том, что, помимо толкования норм материального права, на основании которых спор разрешается по существу, практически в каждом решении имеется толкование арбитражных процессуальных норм[10].

В настоящее время ВАС РФ как суд первой инстанции рассматривает лишь две категории дел: а) о признании недействительными актов Президента РФ, Совета Федерации и Госдумы ФС РФ, Правительства РФ, не носящих нормативного характера, в случае несоответствия их закону и нарушения прав и законных интересов организаций и граждан; б) экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также споры между самими субъектами Российской Федерации. Президиум ВАС РФ рассматривает дела в порядке судебного надзора. В обоих случаях результатом рассмотрения являются акты официального казуального толкования[11]. При этом официальным источником опубликования правовых актов ВАС РФ, в том числе и по вопросам судебной практики, является «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». Постановления Пленума ВАС РФ направляются арбитражным судам всех уровней через секретариат Пленума и Президиума ВАС РФ.

 

Библиография

1 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учеб. — М., 2008. С. 337.

2 Рожкова М.А. К вопросу о силе судебных актов арбитражного суда // Вестн. ВАС РФ. 2003. № 5. С. 73.

3 Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. — М., 1976. С. 83, 85.

4 Документ опубликован не был. См.: http://www.rg.ru/oficial/from_min/gd/366.htm

5 Утвержден  постановлением Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 № 7 // Вестн. ВАС РФ. 2003. № 3.

6 См.: Семикин Д.С., Семикина С.А. Основные критерии эффективности актов арбитражных судов Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2008. № 1.

7 См.: Тарасова В.В. Акты судебного толкования правовых норм. Юридическая природа и классификация / Под ред. М.И. Байтина. — Саратов, 2002. С. 143.

8 Подробнее об этом см.: Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.С. Шакарян. — М., 2003. С. 437.

9 См.: Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2000. № 1. С. 9.

10 См.: Арбитражный процесс: Учеб. для вузов. — М., 1994. С. 11—13.

11 См.: Тарасова В.В. Указ. раб. С. 174.