УДК 343.31

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №9 2011 Страницы в журнале: 71-74 

 

А.В. КУЗЬМИН,

кандидат юридических наук, начальник УВД по Ступинскому муниципальному району Московской области

 

Проанализированы правовые и организационные проблемы противодействия экстремизму на региональном уровне. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства о противодействии экстремизму.

Ключевые слова: экстремизм, ответственность, противодействие, запрет, наказание, национализм, фашизм, псевдогерой, патриотизм, терроризм, молодежь, неформалы.

 

Российская Федерация является многонациональным и многоконфессиональным государством. Происходящие в стране изменения экономического и политического характера, обусловившие обострение криминальной ситуации, высветили новые проблемы, одной из которых является экстремизм. Распространение экстремизма в России угрожает национальной безопасности, государственной целостности, ведет к росту социальной напряженности.

В силу своей специфики борьба с экстремизмом требует особых форм противодействия, адекватных реалиям сегодняшнего дня и опирающихся на закон. Борьба с любыми экстремистскими проявлениями должна предусматривать широкий комплекс организационных и практических мер со стороны различных властных государственных структур. Российское законодательство и ведомственные нормативные акты содержат конкретные правовые нормы, предоставляющие правоохранительным органам значительные возможности по противодействию экстремизму.

Так, в УК РФ предусмотрена повышенная ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «б» ч. 2 ст. 115); побои по аналогичным мотивам (п. «б» ч. 2 ст. 116); публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280); возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282); организацию экстремистского сообщества (ст. 282.1), организацию деятельности экстремистской организации (ст. 282.2).

Как показывает международный опыт, даже при четко отлаженной государственной правовой системе необходимо иметь хорошо подготовленный правоприменительный аппарат. Следует отметить, что за последнее время в нашей стране приняты меры по созданию такой системы в структуре МВД России. В соответствии с федеральными законами от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Закон), от 24.07.2007 № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму», от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», а также в целях реализации Указа Президента РФ от 06.09.2008 № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» образован Департамент по противодействию экстремизму МВД России (в соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 преобразован в Главное управление по противодействию экстремизму). Соответствующие подразделения в структуре МВД, ГУВД, УВД созданы в федеральных округах, краях и областях субъектов Российской Федерации.

Основные функции этих подразделений — выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование в сфере противодействия экстремизму, организация, координация и осуществление мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экстремистской направленности.

В настоящее время трудно судить об эффективности деятельности указанных специализированных структур в связи с их «молодостью» в общей структуре системы МВД России. Однако за последнее время в стране значительно активизировалась борьба с преступлениями экстремистской направленности. Так, в 2010 году общими усилиями органов внутренних дел выявлено 579 таких фактов, что на 27,3% больше, чем в 2009 году. За этот же период выявлены 532 лица, совершившие такие преступления, что на 24,3% выше, чем за предыдущий год.

Естественно, каждое из преступлений, совершенных по мотивам расовой, религиозной или национальной ненависти, вызывает значительный общественный резонанс, обсуждается в СМИ и способно резко дестабилизировать ситуацию в конкретном регионе. И в каждом случае необходимо демонстрировать, что государство заняло твердую позицию по пресечению таких преступлений.

Экстремизм — это средство достижения поставленных целей путем использования радикальных методов, в число которых входят терроризм, массовые беспорядки, захват заложников и другие противоправные действия, вызывающие активный протест в обществе. Преступления экстремистской направленности имеют различную идеологическую ориентацию и преследуют разные цели, так как вторгаются в любые сферы общественных отношений: религиозные, национальные, межпартийные, экологические, а также во внешнюю и внутреннюю политику.

В соответствии со ст. 1 Закона экстремистская деятельность (экстремизм) определяется как:

«насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг».

Указанный критерий «всенацеленности» противоправных действий лежит в основе принятого разделения экстремизма на соответствующие формы, главные из которых — националистический, религиозный, экологический и политический экстремизм.

Многообразие форм свидетельствует о том, что экстремизм, являющийся одним из эффективнейших способов установления тоталитаризма, перенял от него основную характерную черту — выдвижение упрощенных, элементарных вариантов решения сложнейших общественных проблем. Этим обусловливается рост популярности экстремизма в молодежной среде.

События последних лет свидетельствуют о существенной активизации противодействия экстремистским проявлениям. В частности, для Московской области в силу особенностей ее геополитического расположения, высокой концентрации производственных и научных объектов вопросы борьбы с экстремистами получили особую актуальность. В связи с упрощением порядка въезда и пребывания на территории Российской Федерации увеличился приток мигрантов, которые, как правило, находятся на территории Московского региона на нелегальном положении. Данная ситуация напрямую влияет на количество совершаемых преступлений экстремистской направленности.

Рассмотрим факторы, которые могут спровоцировать всплеск экстремистских проявлений в молодежной среде. Прежде всего негативные настроения среди населения может вызвать численный перевес мигрантов над местным населением, приоритетное предоставление рабочих мест иностранным гражданам, а также мест в школах и детских садах. Следует также обратить внимание работодателей, предоставляющих рабочие места мигрантам, на необходимость тесного взаимодействия с территориальными управлениями миграционной службы и внутренних дел в таких вопросах и соблюдения миграционного законодательства.

Исходя из анализа процессов, происходивших в социальных сферах и миграционной политике в 2010 году, можно выдвинуть предположение о возможном росте в ближайшее время на территории Московской области противоправных действий экстремистской направленности.

Другой не менее важной проблемой, способствующей экстремизму, являются несанкционированные протестные акции. Следует отметить, что только за последние три года количество несанкционированных митингов, пикетирований и шествий увеличилось в несколько раз. Активизировалась незаконная деятельность эмиссаров международных экстремистских организаций. Кроме того, наметилась тенденция использования различными деструктивными силами (в том числе на финансовой основе) неформальных молодежных объединений экстремистской направленности, скинхедов, фанатов спортивных клубов, антиглобалистов в массовых протестных акциях с целью дестабилизации обстановки и дискредитации органов власти.

С начала 2010 года наблюдается активизация деятельности ряда общественно-политических движений, таких как «Солидарность», «Справедливость», а также деструктивной секты «Свидетели Иеговы». Ожидается увеличение численности участников данных организаций из-за проводимой ими агитации на территории Московской области. Кроме того, продолжается активная работа лидеров националистических группировок («Другая Россия», ДПНИ), связанная с распространением сфер влияния в среде спортивных фанатов. Это увеличивает масштабы неформального движения и создает угрозу массовых антиобщественных проявлений (в первую очередь при проведении спортивных мероприятий).

Негативное влияние на ситуацию с межнациональными отношениями на территории России оказывает деятельность различных националистических групп и организаций. Растет количество сообществ, открыто выступающих против присутствия в стране представителей других национальностей. По экспертным оценкам, количество участников различных радикальных движений, националистических организаций, членов фанатских группировок в Российской Федерации превышает 200 тыс. человек. На территории России действует более 500 радикальных молодежных группировок, представляющих наибольшую общественную опасность, в том числе фашистской и неонацистской направленности, регулярно совершающих нападения на лиц неславянской внешности.

На основании анализа оперативной обстановки можно прогнозировать, что в 2011 году в Московской области произойдет увеличение количества протестных акций с участием активистов различных радикальных организаций с целью обострения обстановки в стране.

На фоне этих процессов в России, в том числе в Подмосковье, в последнее время активизирует свою деятельность организация экстремистской направленности — антифа (анархисты), так называемая красные скины, задачей которой является противостояние различным движениям, а также действующему государственному режиму.

По данным МВД России, на сегодняшний день в стране насчитывается от 3 до 5 млн членов религиозных сект, из которых около 500 тыс. в возрасте до 18 лет, около миллиона —  от 18 до 25 лет. Как показывает практика, зависимые от секты граждане легко становятся фанатичными исполнителями экстремистских правонарушений.

В настоящее время экстремизм является одним из основных факторов, оказывающих негативное влияние на экономику, политику, правопорядок, социальную стабильность, будущее детей и молодежи.

Учитывая возраст большинства членов радикальных и националистических партий и движений (таких, как Русское национальное единство, Национально-большевистская партия, Авангард красной молодежи, Народная национальная партия, Движение против нелегальной иммиграции, Славянский союз и др.), можно говорить об особом подвиде экстремизма — молодежном. Он выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения.

Многочисленная продукция кино- и телеиндустрии (телепередачи, сериалы, фильмы-боевики) также стимулирует эскалацию жестокости и насилия среди молодежи, поскольку провоцирует желание применить увиденное на практике. Посредством такой информации снижается уровень духовности, нивелируются многие морально-нравственные категории.

Необходимо понимать, что значительная часть совершаемых молодыми людьми и подростками аморальных поступков связана с их ориентацией на групповые нормы поведения. Подростково-молодежные группировки и сообщества экстремистской направленности опасны не только как субъекты социального действия, но и как среда формирования личности и сознания подрастающего поколения. Уход из семьи, отказ от работы или учебы, от общественной жизни, стремление замкнуться в узкой среде нередко приводят молодых людей в секты и другие подобные религиозные объединения, где сначала им оказывают психологическую поддержку, а в дальнейшем превращают в источник доходов и потенциальных преступников.

Пристального внимания требуют и футбольные болельщики, которые, допуская разного рода противоправные действия, агрессию по отношению к окружающим, акты вандализма, встали на одну ступень с представителями экстремистских движений.

Следует отметить, что существующая нормативно-правовая база позволяет эффективно противодействовать экстремизму во всех его проявлениях, однако без четко налаженной организации воспитательно-профилактического воздействия (в первую очередь на молодежную среду), без мобилизации усилий всего общества правоохранительным органам невозможно полноценно бороться с распространением идей экстремизма.

Международный опыт свидетельствует, что решить проблему только запретительными мерами нельзя. Необходимо консолидировать общество, принимать меры по оздоровлению социально-политической и экономической обстановки в стране. Расширение слоя социально благополучной части населения будет способствовать сокращению числа потенциальных участников экстремистских движений.

 

 

Литература

 

Агапов П.В. Организация преступного сообщества (преступной организации): уголовно-правовой анализ и проблемы квалификации. — Саратов, 2005.

Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм: Уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2006.

Комментарий к Уголовному кодексу Россий-

ской Федерации. 2-е изд. / Под ред. В.И. Радченко. — М., 2010.

Коряковцев В.В., Питулько К.В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. — СПб., 2004.

Кочои С.М. Терроризм и экстремизм: уголовно-правовая характеристика. — М., 2005.

Краснов М. Политический экстремизм — угроза государственности // Российская юстиция. 1999. № 4.

Некрасов Д.Е. Расово-этнический экстремизм (криминологический аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Рязань, 2006.

Хлебушкин А.Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенализации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2007.