Реклама
Статья

Классификация методов обеспечения общественной безопасности

Е.О. ТУЗЕЛЬБАЕВ, начальник Шымкентского юридического колледжа Министерства внутренних дел Республики Казахстан имени Б. Момышулы, полковник полиции Сложность и многогранность процессов обеспечения безопасности обусловливают существование множества методов ее достижения. Методы не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый метод характеризуется присущим ему способом реализации целей и задач обеспечения безопасности.

Е.О. ТУЗЕЛЬБАЕВ,

начальник Шымкентского юридического колледжа Министерства внутренних дел Республики Казахстан имени Б. Момышулы, полковник полиции

 

Сложность и многогранность процессов обеспечения безопасности обусловливают существование множества методов ее достижения. Методы не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый метод характеризуется присущим ему способом реализации целей и задач обеспечения безопасности.

Существуют два взаимосвязанных универсальных метода обеспечения общественной безопасности — убеждение и принуждение.

Убеждение как метод означает моральное, психологическое, материальное воздействие субъекта безопасности на волю, поведение людей, которое призвано побуждать, укреплять и развивать сознательность, соответствующую целям и задачам обеспечения безопасности, стимулировать должное поведение в сфере безопасности. Это такое воздействие, которое изменяет неправильные взгляды, поведение, формирует новые, соответствующие правовым и моральным требованиям общества свойства личности.

В сфере безопасности ее субъектами используются правовое обучение (воспитание), разъяснение, рекомендации, критика антиобщественных действий, поощрение и иные меры (виды) убеждения. Последнее — важное средство предупреждения, профилактики действий, посягающих на безопасность личности, общества и государства.

Однако убеждение не всегда оказывается достаточно эффективным средством воздействия. В связи с этим при необходимости обеспечения общественной безопасности используется комплекс принудительных мер, применяя которые, субъекты безопасности оказывают необходимое упорядочивающее воздействие на общественные отношения в сфере безопасности.

Принуждение как метод обеспечения общественной безопасности состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение личности. Обеспечивая общественную безопасность, а также осуществляя иные функции, ее субъекты уполномочены предъявлять к участникам отношений в данной сфере требования, связанные с обеспечением безопасности, исполнение которых гарантируется, а при необходимости и обеспечивается принуждением.

Психическое принуждение воздействует на эмоции, разум, то есть на психику человека, формирует его волю, склоняет к требуемому поведению путем угрозы применения насилия или других мер воздействия, которые могут повлечь для него невыгодные последствия (скажем, официальное требование субъекта безопасности о прекращении нарушения правил регистрации документов, удостоверяющих личность).

Материальное принуждение воздействует на поведение физического, должностного и юридического лица через принадлежащие ему денежные средства и имущество, путем лишения ряда материальных благ, ограничения или приостановления предпринимательской деятельности, которые влекут причинение материального ущерба, взыскание материального характера (штрафа) и т.д.

К физическому принуждению относятся такие меры, при использовании которых происходит непосредственное воздействие на личность, ограничение свободы действий, пресечение противоправного, вредного поведения. К этим мерам относятся доставление и задержание правонарушителя, применение в целях пресечения правонарушения, посягающего на безопасность, специальных средств и др.

Меры принуждения могут применяться не только в связи с правонарушениями, но и, в частности, для предупреждения правонарушений в сфере безопасности, наступления общественно опасных последствий при чрезвычайных обстоятельствах (при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, катастрофах и т.п.). К таким мерам относятся оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий аварий, катастроф, проведение карантинных мероприятий, досмотр транспортных средств, задержание лиц, страдающих психическими заболеваниями, и их принудительное помещение в лечебное учреждение и др.

Являясь универсальными методами, убеждение и принуждение выражаются поливариантно, что дает основание для выделения более конкретных видов методов обеспечения общественной безопасности.

Вопрос о вычленении конкретных методов в литературе по управлению и административному праву решается неоднозначно. Из ряда классификационных вариантов выделяются административные, экономические, социально-психологические, а также комплексные методы социального управления. Указываются общие методы, относящиеся ко всей системе управления, и локальные, свойственные отдельным ее частям.

Наиболее четким критерием классификации методов обеспечения безопасности является характер воздействия методов — прямой или косвенный.

Методы прямого управляющего воздействия характеризуются односторонним властным воздействием субъекта безопасности на поведение управляемых. Субъект безопасности принимает властное решение, исполнение которого обязательно для тех, кому оно адресовано. Невыполнение влечет юридическую или иную ответственность. Методы прямого непосредственного управляющего воздействия именуются административными.

Проблема административных методов в настоящее время чрезвычайно актуальна в связи с переходом к рыночным отношениям, с изменениями в организационно-правовом статусе многих субъектов безопасности. Ставится вопрос о пределах использования административных методов. Однако это отнюдь не означает полного отказа от них. Более того, в сфере общественной безопасности, по нашему мнению, административные методы были и остаются основными, что обусловлено особенностями указанной сферы жизнедеятельности, постоянно требующей непосредственного управляющего воздействия на складывающиеся внутри нее отношения.

Посредством административных методов устанавливаются правила поведения общеобязательного или индивидуального характера; издаются предписания о совершении определенных действий; утверждаются конкретные задания для исполнителей; производится удовлетворение законных притязаний участников общественных отношений в сфере безопасности, устанавливаются запреты на совершение тех или иных действий; осуществляются выдача разрешений (лицензий), контроль и надзор; производится регистрация фактов, событий, действий; вводятся стандарты и нормы; решаются споры; оформляются государственные заказы; производится материальное и моральное стимулирование (поощрение) правомерного поведения; применяются меры административного принуждения и др.

Методы косвенного управляющего воздействия, применяемые в сфере безопасности, состоят в том, что с их помощью субъект безопасности достигает желаемых целей посредством воздействия на интересы управляемых. Последние ставятся в такие условия, в которых они сами заинтересованы действовать должным образом — и не по прямому предписанию субъектов безопасности, а в силу того, что такое поведение стимулируется соответствующими средствами. Поскольку эти средства чаще всего носят материальный характер, то они именуются экономическими. К числу экономических методов относятся налогообложение (налоговая политика); льготный кредит; экономическое стимулирование хозяйственной и иной предпринимательской деятельности, направленной на материально-техническое обеспечение функций безопасности.

Но несмотря на стимулирующую роль экономических методов, практика показывает, что с их помощью намеченные цели в сфере безопасности достигаются далеко не всегда. Необходимо сочетать их с административными и иными методами.

Административные и экономические методы взаимосвязаны: например, материальное стимулирование оформляется посредством издания полномочными субъектами безопасности соответствующих юридических актов управления. Поэтому противопоставление административных и экономических методов недопустимо.

Наряду с административными и экономическими методами обеспечения безопасности используются социально-психологические методы воздействия. Они опираются на объективные законы развития социологии и психологии (настроения коллектива, общественного мнения, групповые отношения). Эти методы используются с учетом коллективной психологии, психологических особенностей различных социальных групп и отдельной личности.

Социально-психологические методы направлены на создание в сфере общественной безопасности благоприятного и устойчивого морально-психологического климата для труда и отдыха людей, нормального функционирования государственных органов, деятельности общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Особо важное значение приобретает использование социально-психологических методов в чрезвычайных и иных особых условиях, когда необходимо психически воздействовать путем убеждения и угроз на поведение группы, коллектива, толпы, находящихся в возбужденном состоянии, панике и т.п.

Из массива рассматриваемой группы методов можно также выделить отдельные виды. К социологическим методам относятся методы управления социально-массовыми процессами; коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами; индивидуально-личностным поведением.

Методы психологического воздействия — влияние на волю и сознание личности при помощи логических средств, направленных на снятие психической напряженности; влияние на психику путем внушения; вовлечение личности в процесс восстановления нормального ритма жизнедеятельности и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и т.д.

Социально-психологические методы взаимосвязаны с административными и экономическими. Каждый из названных методов может иметь волевое предписание, экономическое содержание и оказывать социально-психологическое влияние. В деятельности по обеспечению общественной безопасности методы не применяются изолированно друг от друга. К тому же все они должны соответствовать действующему законодательству по содержанию, целенаправленности и организационным формам.

В различных сферах жизнедеятельности может преобладать использование тех или иных методов. Так, в сфере общественной безопасности, в деятельности по ее обеспечению наиболее важная роль, как уже отмечалось, принадлежит административным методам: в них наиболее ярко выражается управленческая природа деятельности субъектов безопасности. Без использования административных методов практически невозможно достичь упорядоченности общественных отношений в сфере безопасности, быстрого и эффективного решения всех, порой неожиданно возникающих проблем. Вот почему следует бояться не «административного командования», а его отсутствия. Бездействие, растерянность, промедление в принятии административных решений приводят к отрицательным последствиям, наносят вред общественной безопасности.

Выбор конкретных методов деятельности, направленных на обеспечение общественной безопасности, и их практическое применение зависят от ряда объективных и субъективных факторов и обстоятельств[1]. Так, авторитарный, непрофессиональный подход субъекта безопасности к избранию и применению методов может отрицательно сказаться на состоянии общественной безопасности. Важно, чтобы субъект обладал высоким уровнем квалификации, чувством ответственности за использование соответствующих методов.

Методы применяются в процессе деятельности по обеспечению безопасности — в связи с этим при их использовании необходимо учитывать актуальные задачи, стоящие перед субъектами безопасности, особенности состояния самого субъекта (органа) безопасности и объекта деятельности, характер и специфику конкретной жизненной ситуации, возможности эффективного использования имеющихся в распоряжении субъекта безопасности средств. Важно также учитывать уровень кадрового, материально-технического, информационного, научного, правового и иного обеспечения самого субъекта безопасности.

Результативное использование методов предполагает выбор наиболее действенных из них или их оптимальную комбинацию для решения той или иной задачи, связанной с обеспечением безопасности. Искусство избрания и использования методов — это внимательное наблюдение субъекта за состоянием безопасности. Применение средств без учета имеющихся объективных условий и происходящих изменений ведет к снижению их действенности. И напротив, использование методов окажется эффективным, если оно реализуется с учетом процессов развития, происходящих в сфере общественной безопасности.

 

Библиография

1 См.: Кондрашев Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: Дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 1998. С. 86—71.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024