УДК 342(510) 

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №9 2011 Страницы в журнале: 129-134

 

СУН ЯН,

аспирант кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Российского университета дружбы народов

 

Рассмотрены особенности и элементы понятия конституционно-правового статуса личности в законодательстве КНР. Сделан вывод о том, что институт конституционно-правового статуса личности должен быть реализован в рамках демократического государства.

Ключевые слова: конституция, правовой статус личности, личность, права и обязанности, гарантии правового статуса личности, Китай.

 

Constitutional and legal status of the individual Republic of China

 

Song Yang

 

The features and elements of the notion of constitutional-legal status of individuals in the law of the PRC. It is concluded that the institution of constitutional and legal status of the individual must necessarily be implemented in the framework of a democratic state.

Keywords: constitution, the legal status of the individual, the personality, rights and obligations, guarantees the legal status of the individual, China.

 

Современный Китай представляет собой открытую страну, а проводимые экономические реформы встретили поддержку у зарубежных инвесторов, поэтому руководство страны заинтересовано в том, чтобы иностранцы и лица без гражданства обладали основными правами и свободами, поскольку это укрепит отношения КНР с зарубежными странами.

Глава 2 «Основные права и обязанности гражданина» Конституции КНР распространяет свое действие в плане охраны законных прав и интересов на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в Китае. Как активный член ООН, Китай скрупулезно выполняет свои международные обязательства, в том числе в сфере сотрудничества по правам человека, а также по основным правам и свободам иностранцев и лиц без гражданства, пребывающих в Китае. Можно сказать, что в КНР формируется новая подотрасль права, которая проистекает, с одной стороны, из международных документов в области основных прав и свобод иностранцев и лиц без гражданства, а с другой — из внутреннего законодательства. При этом реализация и защита прав и свобод иностранцев и лиц без гражданства в значительной степени зависит от национальных законов и практики их применения.

Основные права и обязанности иностранных лиц и лиц без гражданства в Конституции КНР четко не закреплены. В статье 32 говорится, что КНР охраняет законные права и интересы иностранцев, находящихся на ее территории, которые, в свою очередь, должны соблюдать законы КНР. Республика может предоставить право убежища иностранцам, вынужденным эмигрировать по политическим причинам. В ст. 18 указано, что КНР разрешает иностранным предприятиям и другим иностранным хозяйственным организациям либо отдельным лицам в соответствии с законами КНР вкладывать капиталы в Китае, осуществлять в различных формах экономическое сотрудничество с китайскими предприятиями или другими китайскими хозяйственными организациями. Приведенные конституционные нормы можно рассматривать как базу, на которую опираются основные права и свободы иностранных лиц и лиц без гражданства, находящихся в КНР. В отличие от России, где права и свободы иностранцев и лиц без гражданства определяются специальным Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в Китае данная сфера отношений регулируется разными законами.

Число иностранных туристов, студентов, бизнесменов, прибывающих в КНР, постоянно увеличивается. Утверждены документы, дающие право проживания на территории страны на срок до года, от одного до пяти лет либо бессрочно. При этом законные права и интересы иностранцев защищаются независимо от срока их проживания в Китае.

Иностранцы, получившие право проживать в КНР от года до пяти лет либо бессрочно, могут, как и граждане КНР, работать в Китае, имеют равное право при устройстве на работу и выборе профессии. Равноправие распространяется также на оплату труда и др. Иностранное лицо даже может стать главой государственного оборонного предприятия, однако для этого оно должно соответствовать следующим условиям: достичь возраста 18 лет; не иметь ограничений по состоянию здоровья; обладать необходимыми профессиональными знаниями и опытом работы; не иметь криминального прошлого; иметь четко определенного нанимателя; иметь действующий паспорт или иные международные документы, его заменяющие. Если приведенные условия выполняются, иностранец может получить сертификат о праве на работу. Однако иностранцы, обучающиеся или проходящие практику в Китае, члены семей иностранцев с рабочей визой, а также иностранцы, имеющие документ на проживание в стране до года, не могут устраиваться на работу в КНР.

Сертификат о праве на работу и разрешение на работу в Китае дает иностранцам право на социальное обеспечение, государственные пенсии, пособия и другие формы государственной поддержки. По сведениям Министерства труда и социального обеспечения КНР, после наступления пенсионного возраста (60 лет у мужчин и 55 лет у женщин) иностранцы могут получать государственные пенсии и пособия. Однако важную роль при решении спора о социальном обеспечении иностранцев играют местные нормативные акты и правила.

Иностранные работники обязательно участвуют в медицинском страховании. Способы такого участия зависят от правил, установленных в тех местностях и городах, где работают иностранцы. С 2008 года медицинская страховка полагается и иностранным студентам, обучающимся в Китае более 6 месяцев (без ее оформления нельзя поступить в университет). При этом учебные заведения могут требовать наличия медицинской страховки и у тех иностранцев, кто обучается в Китае менее 6 месяцев.

Правом обучать иностранцев (как на бюджетной, так и на контрактной основе) обладают более 400 китайских университетов, причем бюджетникам выдается стипендия.

Для поощрения научно-исследовательской и творческой деятельности иностранных специалистов государство обеспечивает их жильем, бесплатным медицинским обслуживанием и транспортом, обучение их детей в Китае.

Анализ правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в КНР позволяет сделать следующие выводы.

Поскольку не все иностранцы и лица без гражданства понимают местное законодательство, постепенно возрастает уровень преступности с их участием. Следовательно, перед иммиграционными службами страны встает актуальная задача пропаганды юридических знаний.

Законодательство, регулирующее права и свободы иностранцев и лиц без гражданства, нуждается в дальнейшем дополнении и совершенствовании. Например, нет определенности в том, как осуществлять в Китае процедуру развода иностранцев, заключивших брак за рубежом; требуется уточнить, каким работодателям можно, а каким нельзя принимать на работу иностранных работников; какое наказание следует применять к работодателю, если он принял иностранного работника, не имеющего сертификата о праве на работу.

В КНР иностранцы и лица без гражданства далеко не всегда находят себе работу, соответствующую их профессиональному уровню и навыкам. Поэтому необходимо развивать информационную систему, которая поддерживала бы их в течение всего срока пребывания в КНР.

Поскольку в КНР делами иностранцев и лицами без гражданства ведает милиция, необходимо создать специализированный орган (аналогичный ФМС России), совершенствовать административные процедуры, связанные с вопросами пребывания и деятельности иностранцев и лиц без гражданства на территории Китая.

В Конституции КНР 1982 года выделяются следующие принципы конституционно-правового статуса личности: 1) принцип равенства всех перед законом; 2) принцип уважения достоинства личности; 3) принцип уважения и защиты прав человека; 4) принцип запрета злоупотребления правами и свободами. Все они взаимодействуют друг с другом.

По Конституции КНР все граждане Китая равны перед законом. Это означает, что граждане страны не зависят от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и оседлости, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности, т. е. никто не имеет привилегии перед законом. Закон един и одинаков для всех, характеризуется относительной статичностью и обобщенностью. Определенные категории граждан (студенты, военнослужащие, учителя, рабочие и т. д.) могут иметь дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством. Конкретные характеристики отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, образование, работа и др.) тоже влияют на его права и обязанности.

В реальной жизни абсолютное равенство недостижимо в силу многих факторов. Китайские ученые сопоставляют равенство по Конституции КНР и реальное равенство как соревнование: начало единое, а конец разный[2]. Поэтому абсолютное равенство — цель всей человеческой деятельности. Для реализации этой высокой цели необходимо решить задачи общественного неравенства. В процессе формирования цивилизованного демократического государства в КНР провозглашены социалистическая собственность на средства производства (т. е. общенародная и коллективная собственность трудящихся) и принцип «от каждого по способностям — каждому по труду». В современном Китае с целью повышения производительности труда и эффективности экономики, а также активности и технического уровня трудящихся охраняются законные права и интересы индивидуальных хозяйств.

КНР — единое многонациональное государство, созданное общими усилиями разных народов. Стабильные отношения между разными нациями — основа государственного единства, общественного порядка и экономического развития. Для усиления национальной сплоченности государство обеспечивает свободу использования и развития языков и письменности, свободу сохранения или изменения нравов и обычаев. В свою очередь, каждый гражданин независимо от национальности обязан защищать единство государства. Запрещаются дискриминация и угнетение в отношении любой национальности, а также действия, направленные на разрыв сплоченности между национальностями и их раскол (за подобные деяния предусмотрена уголовная ответственность).

Женщины в КНР пользуются равными с мужчинами правами во всех областях политической, экономической, культурной, общественной и семейной жизни. Женщин запрещено направлять на особо тяжелые виды работ (например, в горнорудные шахты). Для них установлен специальный режим труда в период беременности и кормления ребенка грудью.

Женщины наравне с мужчинами должны защищать единство государства и межнациональную сплоченность.

Уважение чужого человека — это самоуважение, потому что каждый человек обладает достоинством. Оно представляет собой результат зрелого размышления о ценности человечества, а также выражение зрелой идеи людей о познании себя и познании чужого. Достоинство личности является абстрактным понятием, и его необходимо рассматривать с помощью конкретных конституционных прав, поскольку оно занимает центральное место в общем объеме прав и обязанностей человека и гражданина.

Конституция КНР объявляет неприкосновенным достоинство граждан страны. Уважение достоинства личности вменено в обязанность всех государственных органов и общественных организаций, должностных лиц и граждан. Подчеркивается абсолютный характер запрета, т. е. запрещается каким бы то ни было способом подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле.

Поправкой, принятой в 2004 году, в Конституции КНР впервые было закреплено понятие «право человека» (государство уважает и защищает права человека). До этого считалось, что данное понятие существует лишь в западных странах; с его помощью они критиковали любые решения китайского правительства, «право человека» как повод и оружие нападения западных стран на КНР. Поэтому диалог на тему прав человека с другими странами долго не налаживался, что влияло на развитие отношений между КНР и международным сообществом.

С 1990-х годов китайское правительство изменило свой подход, что выразилось в опубликовании книги «Права человека в Китае» и принятии многих международных документов, связанных с правами человека.

Право человека является естественным правом, оно не происходит из государственного установления; т. е. каждый с рождения должен иметь такое право, не зависящее от законодательства. От государства зависит именно защита прав человека. Уважение и защита прав человека должны стать центральным принципом законодательной деятельности, предпосылкой административной деятельности и основной целью судебной деятельности. Для эффективной реализации принципа уважения и защиты прав человека последние должны быть конституционно закрепленными.

Между правом человека и основными правами гражданина существует разница: первое возникает из естественного права, его объем больше, чем объем основных прав (закрепленных в конституции). Кроме того, субъекты прав человека — это граждане, иностранцы и лица без гражданства; субъекты основных прав (политических прав и свобод) — обычно только граждане.

Общество представляет собой комплекс отношений между людьми. Злоупотребляя своими правами и свободами, субъект наносит ущерб правам и свободам других субъектов. В Конституции КНР закреплено: осуществляя свои свободы и права, граждане Китая не должны наносить ущерба интересам государства, общества и коллектива, законным свободам и правам других граждан. Иными словами, границы осуществления своих прав и свобод возникают тогда, когда начинают нарушаться интересы государства, общества и коллектива, законные свободы и права других граждан.

Любое право (любая свобода) любого человека имеет ограничения, но не абсолютные, а относительные. Ограничение прав и свобод предусмотрено как средство запрета злоупотребления правами и свободами и способ предупреждения противоречий.

На IV собрании XVI съезда компартии Китая (Пекин, 16—19 сентября 2004 г.) было принято решение о строительстве социалистического гармоничного общества. Это подразумевает ликвидацию социальной изоляции, социальных конфликтов и переломов на основе обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Для достижения поставленной цели необходимо изучение прав и свобод человека и гражданина, что требует их классификации по определенным критериям. Классификация отражает суть каждого права и связь между всеми правами.

В Конституции КНР закреплены следующие основные права: политические, личные, социально-экономические и культурные. По своему содержанию они делятся на ряд групп.

Политические: право контроля над государственными органами; избирательное право; свобода слова, собраний, митингов, шествий и демонстраций.

Личные: свобода вероисповедания; неприкосновенность свободы личности; неприкосновенность достоинства личности; неприкосновенность жилища; свобода и тайна переписки.

Социально-экономические и культурные: право на частную собственность и право наследования; право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение и материальную помощь; право на образование; право на свободу научно-исследовательской деятельности и творчества; право на защиту брака и семьи, материнства и младенчества государством.

Вместе с тем в Конституции КНР не прописан ряд важнейших прав и свобод (на жизнь, на свободу передвижения и др.). Это не означает, что Китай не признает таких прав. Исходя из принципа уважения и защиты прав человека, государство обеспечивает основные права, принадлежащие гражданам.

Право и обязанность в совокупности означают объединение государственного и общественного сознания и потребности, когда государство и общество, занимая разные позиции, признают, защищают и удовлетворяют потребности личности.

В правовых отношениях право одной стороны зависит от обязанности другой стороны, которая, в свою очередь, обладает правом перед третьей стороной в другом отношении. Такие многосложные иерархии прав и обязанностей характерны для современных общественных отношений. В целях обеспечения стабильности в данных отношениях и реализации принципов демократического и правового государства нельзя нарушать право обязанной стороны. Специфика Китая состоит в том, что государственные интересы там ставятся выше частных и личных. Социалистическая общественная собственность объявлена неприкосновенной, а для признания законной частной собственности граждан достаточно лишь того, чтобы она не была нарушена. Поэтому граждане КНР обязаны защищать прежде всего государственную собственность и лишь потом осуществлять право на частную собственность. Поскольку демократическое правовое государство должно защищать право на частную собственность, в китайском законодательстве предусмотрено возмещение ущерба, нанесенного при изъятии или реквизиции частной собственности для государственных или общественных нужд.

В конституциях современных демократических и правовых государств обязанности граждан закрепляются в соответствии со следующими принципами:

— принцип равенства: при равных возрастных условиях и состоянии здоровья каждый гражданин наряду с остальными выполняет свои обязанности перед государством, обществом и другими людьми;

— принцип уважения достоинства личности: если установленные обязанности нарушают достоинство личности, то они признаются недействительными;

— принцип уважения и защиты прав человека: обязанности вводятся исходя из познания сущности прав человека и для реализации высшей ценности права.

Согласно Конституции КНР граждане обязаны защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны; соблюдать конституцию и законы, хранить государственную тайну, беречь общественную собственность, соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали; охранять безопасность, честь и интересы родины, не должны совершать действия, наносящие вред безопасности, чести и интересам родины; защищать страну и отражать агрессию, проходить воинскую службу и участвовать в народном ополчении; платить налоги в соответствии с законом.

Часть указанных основных обязанностей распространяется на иностранцев и лиц без гражданства (например, соблюдение конституции, законов, трудовой дисциплины и общественного порядка, уважение норм общественной морали, уплата налогов).

Между субъектами возникают разные обязанности благодаря тому, что Конституция КНР и законы регулируют разные отношения. В регулирующих частные права нормах закреплены обязанности, которые появляются при взаимодействии лиц, находящихся на территории Китая; в нормах, регулирующих публичные права (в том числе в Конституции КНР), закреплены обязанности, возникающие между лицами и государством или обществом. «Межличностные» обязанности косвенно выражаются в положениях уголовного и административного права КНР. Основные — непосредственно выраженные обязанности, возникающие между гражданами и государством или обществом, — закреплены в Конституции КНР (поэтому они могут называться государственными или общественными обязанностями гражданина).

Содержание некоторых норм Конституции КНР включает не только основные права, но и основные обязанности (это касается образования и труда).

Развитие общества зависит от труда людей: именно благодаря труду люди получают материальные блага, а из труда общества в целом удовлетворяются потребности всего человечества. Вместе с тем для человека характерно нежелание трудиться. Действия гражданина, реализующего свое право на труд без совершения труда и тем не менее желающего получить материальные блага, разрушают порядок государственного развития и общественную стабильность. Также они могут расцениваться как признак конца человечества.

Знание представляет собой духовную основу человека. Образование является средством распространения знания для прогресса человечества и общества. Когда граждане отказываются от реализации своего права на образование, они также препятствуют прогрессу.

Таким образом, можно сделать общий вывод: в реальных условиях основные права могут превращаться в основные обязанности, исполнение которых требуется во имя высших государственных и общественных интересов.

Гарантия соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина — признак демократического государства. В научной литературе гарантии традиционно подразделяют на экономические, политические и идеологические (духовные). Н.В. Витрук выделяет в самостоятельную группу социальные гарантии: по его мнению, они охватывают отношения труда и капитала, здравоохранения, социального обеспечения, брака и семьи, рождаемости и смертности[3]. Благополучное решение данных социальных проблем по большей части зависит от экономического уровня развития общества и в особенности от того, какими методами и средствами государство регулирует эти сферы. Без материальной поддержки права на труд, здравоохранение, социальное обеспечение и другие представляют собой лишь лозунги. Поэтому социальные гарантии должны включаться в систему экономических гарантий.

Экономическая гарантия — деятельность государства по созданию материальных условий для удовлетворения главных потребностей жизни, т. е. реализации основных прав и свобод гражданина. В ближайшие 30 лет в Китае начнется этап скоростного развития индустриализации и модернизации (правительство ускорит темпы создания социалистической рыночной экономики). В конце 2005 года было принято решение об отмене сельскохозяйственного налога, что облегчило положение 900 млн китайских крестьян. В начале 2009 года правительство выделило 4 трлн юаней для стимулирования экономического развития и увеличения занятости населения с целью обеспечения права личности на труд.

Что касается политических гарантий, то в Конституции КНР закреплено демократическое устройство и республиканская форма правления; предусмотрено, что вся власть принадлежит народу, который в соответствии с законом управляет государственными делами через систему свободных выборов, политическое многообразие и другие демократические средства активного участия личности в государственной деятельности. Как и в России, вопрос о политических гарантиях в Китае еще недостаточно проработан в законодательстве и на практике.

Обеспечивая идеологические гарантии, государство воспитывает в гражданах понимание и уважение к праву, свободам и обязанностям человека, что позитивно воздействует на сознание, чувства и внутреннее убеждение личности. Не понимая своих прав и обязанностей (или не уважая прав и обязанностей других), человек не может реализовать их в полной мере. Поэтому правовое воспитание должно стать обязательным условием реализации основных прав и свобод. В соответствии с Конституцией КНР государство усиливает строительство социалистической духовной культуры путем широкого распространения высоких идеалов, нравственного и культурного воспитания в духе соблюдения дисциплины и законности посредством разработки и осуществления всевозможных правил и памяток для разных категорий населения города и деревни.

В.И. Иванова выделяет в самостоятельный вид юридические гарантии[4] — юридические средства, которыми государство и общество обеспечивают реализацию прав и свобод личности. Прежде всего нормативное обеспечение зависит от деятельности законодательной власти (правовая база) и правоохранительных органов, охраняющих эти права и свободы. К сожалению, в Китае данный аспект проработан недостаточно. К примеру, до сих пор не принят специальный закон, регулирующий особенности свободы вероисповедания граждан.

Отдельно предусмотрена в Китае деятельность исполнительной власти, непосредственно связанная с применением правовых норм по обеспечению реализации прав и свобод личности: на основе Конституции КНР и законов определяются административные мероприятия, формулируются административные правовые акты, издаются постановления и распоряжения; исполнительные органы руководят работой в сферах образования, науки, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, планирования рождаемости и др. Все государственные административные органы формируются собраниями народных представителей, ответственны перед ними и подконтрольны им и народу. Деятельность исполнительных органов осуществляется в соответствии с требованиями процессуально-правовой формы, что предотвращает возможность злоупотребления служебным положением. Кроме того, процессуально-правовая форма имеет огромное воспитательное значение в плане отказа от нарушения прав и свобод личности.

Деятельность судебной власти в Китае основывается на открытости, равенстве всех перед законом и судом, устности, гласности, равноправия сторон в соответствии с процессуальными порядками. Поскольку цель судебной власти — восстановление нарушенного права и наказание физических и должностных лиц, нарушивших права граждан, деятельность судебных органов играет важную роль высшей юридической гарантии защиты прав и свобод личности. К сожалению, в Китае не существует такого специального органа, как конституционный суд: все споры об основных правах и свободах находятся в ведении судов общей юрисдикции по форме гражданского, административного и уголовного процессов. Китайские судьи зачастую рассматривают споры, применяя разные отрасли права, хотя с 2001 года согласно толкованию Верховного народного суда при разбирательстве можно непосредственно применять Конституцию КНР.

Некоторые конституционные нормы об основных правах и свободах личности имеют отдельные недостатки. Например, в ст. 38 приведен закрытый перечень (оскорбления, клевета, ложные обвинения, травля), однако существуют и другие способы, нарушающие честь и достоинство граждан.

Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы.

1. Китайские ученые еще недостаточно глубоко изучили институт конституционно-правового статуса человека и гражданина. Больше внимания уделено основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, тогда как другие элементы этого статуса не разработаны.

2. Действующее законодательство Китая не соответствует уровню экономического развития страны, что затрудняет реализацию основных прав и свобод человека и гражданина в полной мере. С момента принятия в 1980 году Закона о гражданстве до сих пор ничего не изменилось. Новые вопросы, связанные с приобретением и прекращением гражданства, этот закон не охватывает. Некоторые правоотношения в Китае по-прежнему регулируются административными актами, а специальные законы так и не приняты. Данная ситуация, во-первых, препятствует реализации основных прав и свобод личности, во-вторых, ослабляет конституционно-правовой статус человека и гражданина, в-третьих, препятствует экономическому развитию страны.

3. Правовое воспитание и правовая пропаганда в современном Китае развиты слабо. Так, многие граждане даже не знают о том, каким конституционно-правовым статусом они обладают, какие законы действуют и т. п. Поэтому им трудно реализовывать свои основные права и свободы и защищать их от нарушения.

 

Библиография

1 Окончание. Начало см. в № 8’2011.

2 См.: Цзяо Хунчан. Конституционные институты и правовое правительство. — Пекин, 2008. С. 57.

3 См.: Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. — М., 2008. С. 305—306.

4 См.: Иванова В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. — М., 2007. С. 96.