Реклама
Статья

Научная организация труда мировых судей как важнейшее условие реформирования судебной системы

А.Р. КАИТОВА, старший преподаватель кафедры права филиала Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»(Учкекен, Карачаево-Черкесская Республика) Анализируются существующие подходы к научной организации труда (НОТ) (данное понятие рассматривается применительно к суду), а также задачи НОТ в суде; дается характеристика факторов оптимизации организации труда судьи.

УДК 347.9 

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №5 2011 Страницы в журнале: 110-115

 

А.Р. КАИТОВА,

старший преподаватель кафедры права филиала Федерального государственного  автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования  «Южный федеральный университет»(Учкекен, Карачаево-Черкесская Республика)

 

Анализируются существующие подходы к научной организации труда (НОТ) (данное понятие рассматривается применительно к суду), а также задачи НОТ в суде; дается характеристика факторов оптимизации организации труда судьи.

Ключевые слова: судебная реформа, мировой суд, научная организация труда, повышение квалификации, разделение форм труда, передовые технологии, культура организации работы, нормирование труда.

 

Scientific organization of work of magistrates as an essential condition of judicial reform

 

Kaitovа А.

 

The analysis of existing approaches to the scientific organization of labor and the author's vision of this concept as applied to the court, shows the problem of scientific labor organization in court, given the author'sdescription of the issues optimizing the organization of labor of the judge.

Keywords: the judiciary reform, world court, the scientific organization of work, improvement of professional skill, division of the forms of work, high technologies, culture of the organization of work, work rationing.

 

Одним из важных условий проведения судебной реформы является научная организация труда (далее — НОТ) в судебной системе, в частности, применение компьютерных технологий в организации судебной деятельности, повышение степени информатизации судов, создание банков судебных решений, использование и распространение правовой информации[1].

НОТ призвана сделать труд более рациональным и содержательным, повысить качество и производительность работы не только за счет механизации трудовых процессов, но и за счет специальной подготовки работников, научно обоснованного профессионального их отбора с учетом определенных психологических, физиологических, социальных, правовых, личностных и иных критериев.

В теоретических  исследованиях приводятся различные определения НОТ:  процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда[2]; процесс внесения в существующую организацию труда добытых наукой и практикой усовершенствований, повышающих общую производительность труда[3]; рассчитанная организация труда, осуществляемая путем предварительного изучения способов и приемов работы, разложения приемов на отдельные части и выбора из них наиболее эффективных, экономичных и точных[4].

Под НОТ в суде понимается рационально организованный труд, направленный на максимальное повышение эффективности правосудия при оптимальных затратах труда и при неуклонном соблюдении материального и процессуального законодательства с учетом рекомендаций науки и обобщения передового опыта.

Среди главных задач НОТ в суде можно выделить: разработку рациональных форм разделения и кооперации труда; механизацию управленческого труда работников аппарата суда; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; изучение и распространение передовых методов работы; подготовку и повышение квалификации кадров; нормирование труда; улучшение условий труда.

Применительно к судебной деятельности основные цели НОТ заключаются в следующем:

— в осуществлении правосудия, не приводящем к чрезмерному, не вытекающему из его характера перенапряжению в работе судей;

— в минимизации неоправданно больших социальных затрат и потерь времени всех участвующих в судопроизводстве лиц;

— в оптимальном и эффективном использовании знаний и опыта работников полностью и в соответствии с выполняемыми ими функциями;

— в обеспечении сохранения в судах высококвалифицированных кадров, в создании условий для охраны их здоровья, реализации их прав.

Организовывая работу аппарата суда, следует иметь в виду, что труд работников неоднороден, учитывать специфику применительно к задачам аппарата, проявляющуюся в особенностях приемов и методов сбора и обработки информации, а также  в видах решений, которые принимаются на основе полученной информации.

Оптимизация организации труда судьи обусловлена различными факторами (направлениями НОТ), каждый из которых требует внимательного изучения.

Прежде всего, это организация подбора, расстановки, подготовки и повышения квалификации  судей и других работников аппарата суда, что заключается не только в профессиональной, но и в моральной их готовности к работе.

Комплексный подход к формированию кадрового состава судов Российской Федерации основывается на отборе граждан, пригодных по своим профессиональным, индивидуально-психологическим, нравственным качествам к деятельности по осуществлению правосудия.

Высокие профессионализм и нравственные устои судей являются гарантией законности, обоснованности и справедливости судебных решений. С учетом этого законодательно определены требования, предъявляемые к кандидату на должность мирового судьи.

В условиях постоянного совершенствования действующего законодательства и в целях обеспечения единой судебной практики на всей территории Российской Федерации, обновления теоретических и практических знаний специалистов в соответствии с постоянно повышающимися требованиями и для поддержания уровня их квалификации, достаточного для эффективного исполнения должностных полномочий, Российская академия правосудия в соответствии с планами, утвержденными Председателем ВС РФ, генеральным директором Судебного департамента при ВС РФ (далее — Судебный департамант) и ректором Российской академии правосудия, проводит повышение квалификации судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента[5].

Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, в том числе мировых судей, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», указами Президента РФ от 07.02.1995 № 103 «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих» и от 13.09.1997 № 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих», а также Методическими рекомендациями по организации повышения квалификации профессиональной переподготовки судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, утвержденными постановлением Президиума Совета судей РФ от 06.10.1999.

Организация обучения каждой категории слушателей строится в соответствии со специально разработанными учебно-тематическими планами, в которых учтены особенности рассмотрения отдельных категорий дел, а также изменения действующего законодательства.

Повышение квалификации судей и других работников судебной системы осуществляется на основании государственного заказа. Ряд таких мероприятий реализуется в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной  системы России». Каждый судья один раз в 3 года обязан в течение месяца пройти повышение квалификации с отрывом от производства.

При разработке планов с целью выявления актуальных проблем, возникающих у судей при рассмотрении конкретных дел и в целом задач, стоящих перед судебной системой, Российская академия правосудия взаимодействует с руководством и судьями КС РФ, ВС РФ, Московского городского суда, Московского областного суда, Судебного департамента, Государственной думой, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Правовым управлением Федеральной таможенной службы, Федеральной нотариальной палатой, МВД России, Институтом социальной и судебной психиатрии им. Сербского, Пенсионным фондом России, страховыми компаниями «МАКС» и «РОСНО» и др.

Одним из результатов такого взаимодействия явился совместный проект Российской академии правосудия и Института социальной и судебной психиатрии им. Сербского по разработке методических рекомендаций для судей по вопросам назначения судебно-медицинских экспертиз.

На основе разработанных совместно с областными (краевыми, республиканскими) судами учебно-тематических планов и графиков прохождения стажировки судей районных судов и мировых судей регулярно проводятся намеченные мероприятия, что позволяет довести до обучаемых необходимую правовую информацию, закрепить теоретические знания, изучить судебную практику ВС РФ, региональных и районных судов по наиболее актуальным уголовным и гражданским делам, проанализировать допускаемые судьями и работниками аппаратов судов и судебных участков ошибки, существенно повысить качество составления процессуальных документов, использовать в своей работе положительный опыт коллег.

В современных условиях, когда региональные управления испытывают недостаток финансовых средств для проведения соответствующего обучения как федеральных, так и мировых судей, в некоторых регионах данный вопрос решается на местах.

Так, в Курской области с этой целью отделом был разработан и направлен в районные суды и судебные участки мировых судей примерный учебно-тематический план прохождения стажировки  мировых судей на базе районных судов, в котором предложено закрепить за мировыми судьями руководителей практики, предусмотрев составление плана стажировки и отчета о его прохождении с указанием изученных тем и степени их усвоения стажирующимся. Кроме того, управление предложило закрепить за вновь назначенными федеральными судьями наиболее опытных судей соответствующих судов[6]. 

Положительное воздействие на организацию учебного процесса и повышение профессионального уровня администраторов и работников аппаратов районных судов и мировых судей оказывают регулярно проводимые региональными управлениями Судебного департамента занятия  в форме лекций и семинаров, на которых рассматриваются и обсуждаются:

— особенности составления протоколов судебного заседания, в том числе при проведении предварительного слушания и при особом порядке судебного разбирательства;

— порядок рассмотрения и оформления судебных дел;

— наиболее характерные ошибки, допускаемые при составлении протоколов судебного заседания;

— вопросы делопроизводства, судебной статистики, архивного производства, работы с вещественными доказательствами;

— оформление служебных и финансовых документов;

— ведение трудовых книжек и личных  дел;

— безопасность судей и охрана зданий судов, а также другие вопросы[7].

С анализом ошибок, допускаемых секретарями судебных заседаний при составлении протоколов и других процессуальных документов, на семинарских занятиях могут выступить судьи различных уровней, сотрудники управления.

Одной из наиболее доступных форм обучения остаются занятия, проводимые непосредственно в судах общей юрисдикции, судебных участках мировых судей и в управлении Судебного департамента.

В целях дальнейшего совершенствования подготовки работников аппаратов судов, на наш взгляд, должно быть расширено сотрудничество с высшими и средними специальными учебными заведениями, осуществляющими подготовку юридических кадров, решен вопрос о прохождении производственной преддипломной практики студентов вузов, имеющих государственную аккредитацию, в судах субъектов Российской Федерации и районных судах. Прохождение практики в судах различных звеньев с обязательной работой студентов на конкретных должностях в аппарате судов должно осуществляться на договорной основе между высшим учебным заведением и органом судебной власти с соответствующей оплатой работы практиканта.

Полагаем, что в условиях проводимой судебной реформы, введения института мировых судей, научно обоснованных норм служебной нагрузки на судью, значительного увеличения судейского корпуса назрела необходимость в создании во всех федеральных университетах специальных факультетов (например, факультета правосудия), где будут готовить будущих судебных работников. Считаем также целесообразным наличие на юридических факультетах специализации по подготовке студентов, ориентированных на специфику судебной работы.

Чрезвычайно важным в условиях информатизации всех сфер жизнедеятельности является углубленное изучение на юридических факультетах дисциплин, связанных с информационными технологиями в сфере юриспруденции. А с целью повышения компьютерной грамотности практикующих судей, работников аппаратов судов и управления Судебного департамента необходимо проводить работу как на местах (в форме семинаров, практических занятий и консультаций для специалистов судов по работе с персональным компьютером), так и централизованно (на базе высших учебных заведений, учебных центров), чему способствуют мероприятия, проводимые в рамках программы государственной автоматизированной системы «Правосудие».

Должное внимание необходимо уделять работе по обеспечению судов методическими материалами, по взаимодействию судов со средствами массовой информации, следует широко использовать возможности  справочных правовых систем «Гарант» и «КонсультантПлюс».

Вместе с тем повышение квалификации федеральных и мировых судей, работников их аппаратов и управления требует решения ряда проблемных вопросов.

Ныне существующая разнарядка на обучение судей в Российской академии правосудия не позволяет судьям районных судов воспользоваться своим правом на повышение квалификации один раз в 3 года.

В этой связи необходимо на федеральном уровне предусмотреть увеличение в 3—4 раза (как минимум) количества судей районных судов, направляемых на переподготовку в Российскую академию правосудия, а также решить вопрос повышения квалификации мировых судей, работников аппарата судебных участков на базе Российской академии правосудия и ее филиалов с оплатой за счет средств федерального бюджета, а не за счет средств субъекта Российской Федерации, что и предусмотрено Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Необходимо также предусмотреть увеличение бюджетных средств на приобретение юридической литературы, компьютеризации судов.

Вторым фактором оптимизации организации труда судьи (направлением НОТ) в мировом суде является разделение форм труда, рациональное распределение обязанностей с четким определением функций каждого из работников аппарата, освобождение мировых судей от всех непроизводительных и несвойственных им функций.

Применение НОТ и совершенствование разделения труда  судебных работников основывается на нормах законов о судоустройстве и статусе судей России. Важнейшим принципом

научного распределения труда является недопущение загрузки мирового судьи операциями, которые могут выполнять менее квалифицированные работники. Судья должен быть освобожден от обязанности выполнять технические, не относящиеся непосредственно к отправлению правосудия организационные операции, выходящие за рамки профессиональных и должностных обязанностей.

Третьим направлением НОТ является  рациональная организация использования рабочего времени с применением достижений современных передовых техник и технологий.

Рационального расхода рабочего времени можно достичь путем научно обоснованной разработки последовательности трудовых операций, внедрения типовых приемов их реализации и использования типовой документации, устранения отвлекающих исполнителей факторов, обеспеченности в полном объеме средствами оргтехники, создания необходимых условий для экономии трудовых затрат.

Независимо от содержания и степени сложности  того или иного задания, получаемого работником, порядок его выполнения охватывает следующие этапы: формулирование задания и доведение его до исполнителей; изучение вопроса, составляющего предмет задания, путем сбора, обработки и анализа необходимой для этого информации; подготовку проекта документа в соответствии с содержанием задания; согласование и утверждение документа.

Четвертым важным направлением  НОТ в мировом суде является улучшение условий труда и повышение культуры  организации работы.

Условия труда сопряжены с факторами различного характера: социально-экономического, технико-организационного, естественно-природного. Любого рода организационные мероприятия по улучшению труда должны быть направлены на повышение работоспособности работников и сохранение их здоровья посредством создания должной социально-бытовой обстановки, установления правильного режима труда и отдыха, повышения общей культуры труда.

Культура труда каждого работника суда при выполнении им должностных обязанностей предполагает: компетентность; организованность, умение работать по заранее составленному плану в рамках распорядка дня без перенапряжения; умение рационально использовать рабочее время, научно-технические средства; творческую активность, ответственность за дело; деловитость, умение сосредоточиться на решении наиболее важных, внеочередных задач; соблюдение морально-этических и правовых норм во взаимоотношениях работников между собой.

Граждане и организации, обращающиеся в судебные участки мировых судей, вступают в диалог с работниками аппарата судебных участков. От правильной организации этого общения в конечном итоге зависят авторитет мировой юстиции и уважение к этому институту судебной власти. Без сомнения, соблюдение этических норм судьями имеет первостепенное значение, и они должны соизмерять свое поведение с нравственными канонами избранной профессии. 

Работа в судебной системе обязывает придерживаться корпоративных стандартов. Поведение, реакция на происходящее в помещении судебного участка со стороны работников аппарата должны быть отработаны до мелочей. Одним из ценных качеств работника должно стать умение избежать ситуации, которая может привести к возникновению конфликта.

Характерными чертами судебного участка как микроколлектива являются специфические функции и вытекающие из них особенности внутренних и внешних взаимосвязей, а также условия и порядок деятельности должностных лиц. На судебном участке мирового судьи разрешаются правовые коллизии, а это предполагает наличие высокого уровня ответственности и профессионального долга специалистов судебного участка. Именно поэтому необходимо определить, из чего складываются особенности поведения работника аппарата мирового судьи. Черты его поведения определяются тем, что специалист судебного участка действует во благо государственных интересов, а именно во имя восстановления правовых отношений, нарушенных противоправным поведением того или иного субъекта правоотношений.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственный гражданский служащий обязан не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять корректность в обращении с гражданами, уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации; учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий; способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.

Можно выделить прямое общение, когда налицо непосредственный контакт работника аппарата мирового судьи и гражданина, и косвенное, когда между ними существует пространственно-временная дистанция (например, разговор по телефону). Психологическими исследованиями доказано, что человеческий мозг только 7% информации воспринимает через слово, остальную — через интонации и модуляции голоса, выражение лица, взгляд, позы и жесты[8]. Именно поэтому специалисты судебных участков должны понимать принципиальное значение закона коммуникации: во многих случаях то, как они говорят с гражданами, важнее слов, которые произносятся.

Какие качества характера необходимы для работы в судебном участке? Это, конечно же, внимательность, уважительное отношение к людям, вежливость. С учетом специфики работы надо быть в общении сдержанным, но не равнодушным. Доброжелательность является одним из самых достойных характеристик человека, но в судебном участке сталкиваются две стороны юридического конфликта, и отношение ко всем должно быть максимально ровным и корректным. Работнику судебного участка надо обладать терпимостью, которая является формой уважения к другим людям, признания за ними права на собственные убеждения. Он должен действовать с помощью методов разъяснения и убеждения.

Глубинный источник движения и детерминации поведения — менталитет личности. Ментальный (от англ. mental — умственный) смысл человека: я мыслю[9]. Можно сформулировать следующие компоненты менталитета работника судебного участка: осознание сущности мировой юстиции и ее предназначения в социуме, задач и функций, возложенных должностной инструкцией и другими нормативными актами; овладение корпоративной культурой (культурой работы судебного работника); развитие мышления государственного граждан-ского служащего; овладение профессиональным языком, понятийным аппаратом, принципами индивидуального профессионального стиля общения.

Работникам судебного участка необходимо заниматься самовоспитанием. Методы могут быть следующими: самоопределение (самореализация, самоутверждение в работе на судебном участке); побуждение себя к целенаправленной деятельности (самоубеждение, самоповелевание, самоприказ, самообязательство);  владение собой (самообладание, самовнушение, самодисциплина, самоуважение); сдерживание своих действий, поступков, неблагоприятных для окружающих; поддержка своих поступков (самоодобрение, самопоощрение); переключение себя с одного вида деятельности на другой в процессе преодоления отрицательных явлений.

Ситуации делового общения настолько многообразны, что представить рецепты на все случаи жизни невозможно. Выбрать оптимальное решение в той или иной ситуации — задача, которую каждый из специалистов аппарата судебного участка решает сам и каждый раз заново. Решает, опираясь на знания, умения и собственный личностный потенциал, на советы мировых судей и умудренных жизненным опытом людей.

Пятым направлением НОТ является нормирование труда в системе мировой юстиции.

Нормирование труда — это способ регламентации трудовых процессов во времени и средство изучения с этой целью затрат рабочего времени на выполнение определенной операции;  выявление показателей, позволяющих определить объем работы и необходимую численность различных категорий работников. Основой совершенствования нормирования труда в аппарате суда является изучение объема служебной нагрузки, что на сегодняшний день для мировых судей чрезвычайно актуально.

Данная проблема деятельности мировой юстиции напрямую связана с порядком формирования судебных участков. Первоначально предполагалось, что мировые судьи возьмут на себя рассмотрение около 7—8% уголовных, а также около 50% гражданских и административных дел из общего числа дел, рассматриваемых районными судами. Однако на практике сложилась иная ситуация. Так, уже на первом этапе количество дел в процентном соотношении составило 25,1 и 65,1% соответственно. В дальнейшем тенденция роста поступления дел на судебные участки мировых судей во всех субъектах Российской Федерации продолжалась.

К сожалению, данная тенденция прогрессирует, что обусловливает негативную ситуацию в сфере обеспечения доступности института мировых судей. В настоящее время в течение года мировые судьи рассматривают около 20 млн дел. А так как участниками дел бывают по два-три и более человек, то получается, что в течение года в той или иной ситуации сталкиваются с судами  около 40—50 млн граждан Российской Федерации[10].

На уровне региона можно, на наш взгляд, перераспределить конкретные территории (улицы) по судебным участкам, чтобы как-то выровнять ситуацию, но в таком случае вместо одного сверхперегруженного участка образуется несколько существенно перегруженных.

Полагаем, что названную острейшую проблему перегруженности мировой юстиции необходимо срочно решать, дабы не дискредитировать социально значимый институт. Главное, что, по нашему мнению, следует сделать — увеличить штатную численность мировых судей, в первую очередь в тех районах, где это крайне необходимо. Можно также перераспределить штаты с учетом нагрузки на мировых судей, при этом допустимо изменение  границ судебных участков по решению субъекта Российской  Федерации.

Можно также уменьшить объем осуществляемых мировыми судьями полномочий. В частности, передать районным судам наиболее сложные конфликты, вытекающие из земельных, гражданских и жилищных правоотношений. И прежде всего те, которые требуют производства экспертиз. Вполне возможно рассмотреть вопрос о том, чтобы все дела по административным спорам, по которым предусмотрено наказание только в виде штрафа, рассматривались административными органами, а не судами, как это зафиксировано по некоторым составам в КоАП РФ.

Шестое направление НОТ — изучение состояния организации труда в мировых судах как метод подготовки  к внедрению НОТ.

Исследование особенностей содержания труда и структуры затрат рабочего времени позволяет проанализировать существующую организацию труда и на этой основе разработать мероприятия по ее улучшению.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что планирование работы в судах — важнейший элемент НОТ, позволяющий дисциплинировать и мобилизовать работника в целях максимально эффективного осуществления стоящих перед судом задач.

 

Библиография

1 См.: Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007—2011 годы // СПС «Гарант».

2 См.: Буравлев Ю.М. Проблемы системной организации и управления государственной службой в России // Закон и право. 2003. № 5. C. 12.

3 См.: Организация деятельности судов / Под общ. ред. Н.А. Петухова. — М., 2005. С. 30.

4 См.: Организация деятельности судов:  Учеб. / Под ред. В.М. Лебедева. — М., 2007. С. 52.

5 См.: Современная судебная реформа в РФ: Учеб. пособие // Авт. колл. Allpravo.ru.  — М., 2007. С. 57.

6 См.: Обзорная справка о работе управления Судебного департамента в Курской области по повышению профессиональной подготовки федеральных и мировых судей, специалистов аппаратов судов и управления: http://www.infolaw.ru

7 См.: Организация деятельности судов / Под. ред. В.М. Лебедева. — М., 2007. С. 556.

8 См.: Латышева Н.А. Этические основы поведения специалистов судебного участка //  Мировой судья. 2006. № 6. С. 9.

9 См.: Баранов А.М., Морцифин П.Г. Словарь основных уголовно-процессуальных понятий и терминов. — М., 2001. С. 87.

10 Из выступления В. Плигина на заседании комиссии Ассамблеи российских законодателей при Государственной думе  по вопросам конституционного законодательства, государственного строительства, гражданского, уголовного, арбитражного и процессуального законодательства на тему: «Об актуальных проблемах деятельности мировых судей в субъектах Российской Федерации» (22 окт. 2010 г.).

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
21 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Проблема правового регулирования произведений, автор или правообладатель которых неизвестен, с каждым годом приобретает всё большую остроту по мере роста числа таких произведений
Добавлено: 06.03.2024
Анализируются положения монографии «Реализация и защита прав граждан в сфере обороны и безопасности Российской Федерации» (М., 2024), подготовленной Федотовой Юлией Григорьевной — экспертом в сфере национальной безопасности, кандидатом юридических наук, советником юстиции 3-го класса
Добавлено: 04.03.2024
Применение правового института в виде Фонда компенсации потерпевшим является абсолютно новым для казахстанского законодательства. В статье дается подробная правовая характеристика данного института
Добавлено: 04.03.2024
Уникальная технология искусственного интеллекта становится частью современной жизни человека и общества. Цифровая трансформация проникла на все континенты, включая африканские страны. На Африканском континенте одной из первых стран по внедрению национальной цифровой валюты стала Федеративная Республика Нигерия
Добавлено: 04.03.2024
В статье затронут вопрос о значимости социальной миссии государства в обеспечении прав такой категории граждан, как осужденные, а также обосновывается необходимость развития взаимодействия уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества для осуществления пробации в России
Добавлено: 04.03.2024