УДК 342:340.130.568 

Страницы в журнале: 48-49

 

Д.С. МИХЕЕВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета

 

Анализируются вопросы правового регулирования деятельности общественных палат в субъектах Российской Федерации, а также некоторые отличительные особенности  формирования общественных палат.

Ключевые слова: общественная палата,  общественное мнение, гражданское общество, правовое регулирование, общественная экспертиза.

 

Some questions of legal regulation the activity of public chambers in subjects of the Russian Federation

 

Myheev D.

 

In the article analyzed the questions of legal regulation  the activity of public chambers in subjects of the Russian Federation and some distinctive features of their formation.

Keywords: public chamber, public opinion, civil society, legal regulation, public examination.

 

В  формировании институтов гражданского общества в субъектах Российской Федерации  немаловажная роль принадлежит различным общественным структурам, среди которых в последнее время становятся все более заметными  общественные палаты.

Процессу их создания предшествовало формирование Общественной палаты России, которая, по мнению В.В. Путина, видится площадкой для широкого диалога, где могли бы быть представлены и подробно обсуждены гражданские инициативы[1]. Это в полной мере можно отнести и к региональным общественным палатам. В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации есть законодательные акты, регулирующие их организацию и деятельность[2]. Подобные акты приняты и действуют в 12 из 14 субъектов Приволжского федерального округа, в том числе в Республике Марий Эл.

Рассмотрим некоторые аспекты формирования и деятельности указанных общественных институтов. Анализ законов некоторых субъектов Российской Федерации показывает, что цели создания в них общественных палат схожи между собой, а именно: данные органы призваны осуществлять свою деятельность для согласования общественно значимых интересов граждан и общественных объединений, для обсуждения важнейших проблем государственного, экономического и социального развития.

При этом, однако, наблюдаются и некоторые различия. Например, в Законе Республики Марий Эл от 29.04.2008 № 26-З «Об Общественной палате Республики Марий Эл» указано, что Общественная палата создана в том числе с целью совершенствования механизма контроля и учета общественного мнения при принятии решений органами государственной власти и органами местного самоуправления, содействия процессу формирования гражданского общества. В Законе Пензенской области от 14.11.2006 № 1143-ЗПО «Об Общественной палате Пензенской области» указано, что цель создания Общественной палаты — обеспечение законности, правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, демократических принципов гражданского общества.

На наш взгляд, приведенные отличительные особенности  Общественной палаты Пензенской области носят, скорее, декларативный характер и не отражают самой сути ее создания. Вместе с тем в названном законе Республики Марий Эл указание на контроль при принятии решений органами государственной власти и органами местного самоуправления, напротив, представляется излишним, поскольку фактически данный орган какими-либо контрольными функциями не обладает. Однако, безусловно, общественные палаты призваны стать  своеобразным проводником между органами государственной власти, органами местного самоуправления и населением.

Независимость членов общественной палаты от государственной власти обеспечивается закрепленными в законах субъектов Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к членам общественной палаты, главное из которых состоит в том, что они не могут занимать должности в различных ветвях власти — судебной, исполнительной, законодательной, а осуществляют свою деятельность на общественных началах. По нашему мнению, данная независимость не является полной, поскольку финансовое обеспечение рассматриваемых органов осуществляется за счет государства, формирование части общественной палаты происходит при непосредственном участии глав субъекта Российской Федерации[3]. Подобные факты свидетельствуют о наличии некоторой  косвенной зависимости общественных палат от органов государственной власти.

В соответствии с законами субъектов Российской Федерации общественные палаты представлены различными слоями населения. В частности, в Общественной палате Республики Марий Эл присутствуют работники культуры и искусства, экономисты, юристы, журналисты, религиозные деятели, предприниматели, врачи, педагоги, ученые и др.[4] Разнообразие составов палат позволяет  наиболее полно отражать мнение различных слоев  российского общества. Вместе с тем остается спорным вопрос о квалифицированности данных граждан в решении проблем, касающихся осуществления общественной экспертизы законопроектов, проектов программ социально-экономического развития, правовых инициатив, поскольку лишь немногие из них обладают специальными познаниями в области юриспруденции, экономики.

Помимо правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации деятельность общественных палат регулируется их собственными нормативными актами, главным из которых является регламент общественной палаты. В различных субъектах Российской Федерации эти документы имеют свои характерные особенности. В одних регламентация деятельности общественных палат более полно отражена в законах субъектов  и кратко — в регламентах, в других — наоборот. На наш взгляд, закон субъекта Российской Федерации должен содержать основные положения о деятельности общественной палаты с характерными особенностями, присущими данному региону. Регламент, в свою очередь, призван детально регулировать различные процедуры в работе общественной палаты.

В названном выше законе Пензенской области  к ведению общественной палаты отнесено проведение общественных экспертиз проектов законов, нормативных правовых актов, актов местного самоуправления. В Регламенте же Общественной палаты  Пензенской области[5] порядок проведения данной процедуры даже не упоминается, что на практике затрудняет осуществление общественной экспертизы. В Регламенте Общественной палаты Республики Марий Эл, напротив, этому вопросу посвящена целая глава, подробно регулирующая процедуру проведения общественных экспертиз, что позволило общественной палате в 2009 году провести экспертизы трех социально значимых законопроектов и двух правовых актов Министерства юстиции республики[6].

Общественные палаты, помимо регламентов, вправе издавать собственные постановления. В качестве примера можно привести постановление «Об утверждении персонального состава комиссии Общественной палаты Республики Марий Эл»[7]. Данные акты не подлежат государственной регистрации, не обладают нормативно-правовым  характером, а  регулируют вопросы, связанные с непосредственной деятельностью общественного органа.

Решения общественных палат для иных органов не являются обязательными (носят рекомендательный характер). Правовой статус общественных палат позволяет государственным органам, органам местного самоуправления принимать решения и вопреки мнению граждан, выраженному через своих представителей в общественных палатах. Однако, по нашему мнению, государству следовало бы предусмотреть реальные законодательные рычаги, обязывающие учитывать высказанное общественными палатами мнение по наиболее значимым социально-экономическим вопросам.

Подводя итог краткому исследованию, отметим, что ввиду непродолжительной деятельности общественных палат в субъектах Российской Федерации нельзя пока сказать, что они в полной мере стали проводниками общественного мнения. Должно пройти время, чтобы понять, какое место среди институтов гражданского общества займут эти органы. Как справедливо заметила Г.Д. Садовникова в отношении Общественной палаты России, многое будет зависеть от гражданской позиции членов палаты, от авторитетности принятых решений[8].

 

Библиография

1 См.: Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Правительства Российской Федерации // Российская газета. 2004. 14 сент.

2 См., например: Закон Республики Мордовия от 20.02.2006 № 7-З «Об Общественной палате Республики Мордовия»; Закон Республики Татарстан от 14.10.2005 № 103-ЗРТ «Об Общественной палате Республики Татарстан»; Закон Кемеровской области от 02.03.2006 № 39-ОЗ «Об Общественной палате Кемеровской области»; Закон Смоленской области от 13.03.2006 № 3-з «Об Общественной палате Смоленской области».

3 См.: Указ Президента Республики Марий Эл  от 16.09.2008  № 195  «Об утверждении членов Общественной палаты Республики Марий Эл».

4 См.: Ежегодный доклад о деятельности Общественной палаты Республики Марий Эл // Интернет-сайт Общественной палаты Республики Марий Эл //http://oprme.gov12.ru

5 Интернет-сайт Правительства Пензенской области: http://www.penza.ru

6 См.: Интернет-сайт Общественной палаты Республики Марий Эл.

7 Там же.

8 См.: Садовникова Г.Д. Общественная палата Российской Федерации и ее роль в развитии институтов народного представительства в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 1. С. 19.