УДК 342:338.23
 
Д.А. САВОСИК,
аспирант кафедры публичного права  Саратовского государственного социально-экономического университета
 
В статье рассматриваются основные направления государственной деятельности в области стимулирования развития отдельных территорий. В полном объеме изучаются четыре вида особых экономических зон, особенности их таможенно-правового и налогово-правового регулирования. Приводятся выводы о целесообразности создания и функционирования подобных институтов в Российской Федерации.
Ключевые слова: особые экономические зоны; налоговые и таможенные преференции в ОЭЗ; промышленно-производственная ОЭЗ; технико-внедренческая ОЭЗ; туристско-рекреационная ОЭЗ; портовые ОЭЗ; таможенный  режим  свободной  таможенной зоны.


New legislation on special economic zones
The article deals with tue main frends of tue government activity  in tue sphere of development stimulation of particular areas. Four kinds of special economic zones. Peculiariaties of tueir customs-legal and tax-legal regulation are considered. It countains tue results of expediency of creation and functioning of such institutions in RF.
Keywords: special economic zones, tax customs preferencies in SEZ, industrial-production SEZ, technical SEZ, turist-recreation SEZ, dock SEZ, customs regime of a free customs zone.
 
В   2007 году был принят Федеральный закон от 30.10.2007 № 240-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий создание четвертого типа особых экономических зон —портовых. Портовые особые экономические зоны создаются на территориях морских (речных) портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приемки и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных для расширения или строительства порта (аэропорта).
Целью создания портовых особых экономических зон на территории Российской Федерации является не столько формирование условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в строительство и реконструкцию портовой инфраструктуры, сколько стимулирование развития портового хозяйства, а в конечном счете — развитие портовых услуг, конкурентоспособных с зарубежными аналогами. В итоге придание статуса особых экономических зон позволит российским портам конкурировать с портами соседних стран.
Следует заметить, что до создания портовых особых экономических зон существовали промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные особые экономические зоны.
В целом при всем разнообразии особых (свободных) экономических зон в мире и их теоретических концепций сущность данного явления состоит в создании  экономического оазиса, который имеет беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров и услуг, налоговые льготы, упрощенные административные процедуры, льготные условия для вложения иностранных инвестиций и тесно связан с мировым рынком.
Механизм особых экономических зон предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно привлекательным для инвесторов, хотя каждый из них в отдельности не так и велик.
«Причем для инвесторов налоговые и таможенные преференции по привлекательности находятся только на третьем-четвертом месте. Опросы показывают, что для инвестора самое главное — создание дружественной среды администрирования: реальное снижение административных барьеров и количества контрольных мероприятий. Инвестору необходимо четко понимать, кто будет представлять государство в зоне, с кем он будет иметь дело, насколько будут просты отношения, связанные с оформлением прав собственности, получением различных разрешений на строительство, урегулированием вопросов с приглашением иностранной рабочей силы, и насколько будут качественно предоставляться услуги, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности в ОЭЗ. Все это и создает дружественную среду администрирования, в которой нуждается российский и иностранный инвестор, планирующий реализовывать свой проект в российской ОЭЗ»[1].
Согласно действующему российскому законодательству под промышленно-производственной особой экономической зоной следует понимать участки территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более 20 кв. км, на котором ее резидент вправе осуществлять производство и (или) переработку товаров (продукции), а также их реализацию, за исключением добычи полезных ископаемых и металлургического производства, переработки полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов, производства и переработки подакцизных товаров (исключение составляют легковые автомобили и мотоциклы).
Под технико-внедренческой особой экономической зоной понимают участки территории (количеством не более двух) общей площадью не более 3 кв. км, где резиденты таких зон вправе осуществлять деятельность по созданию и реализации научно-технической продукции, доведению ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также по созданию программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказанию услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Зоны такого вида создаются для повышения инвестиционной привлекательности и обеспечения условий для ведения исследований и разработок, создания опытных образцов и производства опытных партий высокотехнологичной продукции, которые соответствуют направлениям научно-технической и инновационной деятельности, осуществляемой на территории технико-внедренческих особых экономических зон.
Туристско-рекреационная особая экономическая зона создается на одном или нескольких участках, которые могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований, где резиденты таких зон вправе осуществлять деятельность по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристскую деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному разливу минеральных вод.
В соответствии с вышеуказанным законом портовые особые экономические зоны создаются на 49 лет (при этом указанный срок не может быть продлен) на территориях морских и речных портов, а именно на тех участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более 50 кв. км[2], открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.
Довольно продолжительный срок действия портовых особых экономических зон объясняется длительным периодом окупаемости портового хозяйства, высокой стоимостью основных фондов, используемых в портовом хозяйстве, и необходимостью неизменности правового режима в течение длительного периода времени для использования возможностей ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в моменты принятия норм, ухудшающих условия ведения бизнеса.
Резидентом портовой особой экономической зоны признается коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на  территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке и на условиях, которые предусмотрены действующим законодательством об особых экономических зонах.
Таможенный режим на территории портовой особой экономической зоны определяется в рамках действующего таможенного законодательства. На территории портовых особых экономических зон используется таможенный режим свободной таможенной зоны.
Данная мера позволит резиденту портовой особой экономической зоны помещать товары под таможенный режим свободной таможенной зоны в целях ведения им портовой деятельности. С товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, если такие операции соответствуют условиям соглашения о ведении портовой деятельности.
Действие таможенного режима свободной таможенной зоны не распространяется:
1) на  транспортные средства, ввозимые в портовую особую экономическую зону или вывозимые из портовой особой экономической зоны в связи с осуществлением международной и (или) внутренней перевозки товаров, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством;
2) на российские товары, размещаемые и (или) используемые в портовой особой экономической зоне органами государственной власти, администрацией морского порта, речного порта, аэропорта, лицами, не являющимися резидентами портовой особой экономической зоны и осуществляющими в морском порту, речном порту, аэропорту функции по обеспечению безопасности судоходства, безопасности полетов воздушных судов, безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта либо иные связанные с осуществлением деятельности в морском порту, речном порту, аэропорту функции.
Основной составляющей современной портовой деятельности является эффективное и безопасное обслуживание грузопотоков, оперативное продвижение товаров от производителя к потребителю. Необходимы разработка и реализация комплекса мер по созданию общей системы технологического, таможенного, информационного, логистического, страхового, сервисного обеспечения грузов на участках международных транспортных коридоров.
Создание благоприятных условий для развития портовых услуг приведет к резкому сокращению оттока потребителей этих услуг из страны и будет способствовать привлечению потребителей транспортных услуг из-за рубежа. Рост экспорта портовых услуг может составить от 50 до 100%, что делает вполне реальной задачу по удвоению объема грузоперевозок морским и воздушным транспортом уже в течение первых двух лет и, как следствие, удвоению налоговых отчислений.
Учитывая вышесказанное, а также стратегические преимущества транспортной составляющей, географического положения России и потенциал ее прибрежных территорий, думается, что создание портовых особых экономических зон ускорит интеграцию России в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах Российской Федерации.
 
Библиография
1 Кархова И.Ю., Кунаков Д.А. Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. № 9.
2 Регулирование вопроса об увеличении площади таких территорий осуществляется Правительством РФ путем принятия соответствующего положения.