А.А. ИВАКИН,

соискатель Московского университета МВД России, старший инспектор ХОЗУ ГУВД г. Москвы

 

В  современных условиях необходимы новые административные методы воздействия на общественные отношения со стороны исполнительной власти, а также формы взаимоотношений с институтами гражданского общества. Общественные объединения являются составной частью гражданского общества, где индивиды могут осуществлять свои интересы (выбор) под защитой права[1]. Гражданское общество — это не все общество и не весь народ, а лишь лучшая его часть, прежде всего интеллигенция, средний класс как наиболее развитая и прогрессивная часть социума[2]. В России насчитывается около 500 тыс. общественных (неправительственных) объединений, в США — 2 млн[3].

Общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения (ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; далее — Закон об общественных объединениях).

Общественные объединения являются одним из наиболее активных участников социально-экономических преобразований. Проводимые политические и правовые реформы в нашей стране должны опираться на современную теоретическую концепцию их административно-правового положения, раскрывающую их подлинную роль как эффективного элемента в механизме доступа граждан к институтам государственной власти, устраняющую противоречия при взаимодействии исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества.

Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации определяются ГК РФ, Законом об общественных объединениях и другими федеральными законами об отдельных видах общественных объединений — от 07.06.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Успешное функционирование общественных объединений возможно лишь на основе совершенствования их административно-правового положения. Правовые связи общественных объединений, прежде всего конституционно-правовые и гражданско-правовые, весьма многочисленны и разнообразны. Значительную группу представляют правоотношения в сфере действия норм административного права, которые определяют цели создания общественных объединений, порядок их создания, включая в себя государственную регистрацию, права, обязанности и гарантии, порядок приостановления деятельности, вопросы административной ответственности, а также процедуру их ликвидации и др.[4]

Административно-правовое положение общественных объединений включает в свою структуру систему прав, обязанностей, гарантий нормальной реализации и защиты этих прав и обязанностей, юридическую ответственность, во многом отличающуюся от иных видов социальной ответственности. Административно-правовое положение общественных объединений — это составная часть их общего правового положения. Помимо этого, административно-правовой статус общественных объединений характеризуется видовым своеобразием, наличием присущих только ему юридических прав, обязанностей, гарантий и форм юридической ответственности.

В административно-правовом институте прав, обязанностей и гарантий общественных объединений можно выделить следующие юридические феномены:

· субъективные конституционные права, обязанности, гражданско-правовые, административно-правовые и иные права и обязанности потенциального характера, вытекающие непосредственно из закона;

· субъективные права, обязанности, возникающие на основе определенных юридических фактов и реализуемые в рамках конкретизированных административно-правовых отношений[5].

Значительную группу представляют правоотношения общественных объединений в сфере действия норм административного права, регулирующего самые разнообразные связи общественных объединений с органами государственного управления. И для того, чтобы практика этих отношений складывалась в соответствии с законом, необходима определенность, которая достигается путем регламентации административно-правового положения общественных объединений в России.

В юридической науке пока не достигнуто единого понимания понятий «правовой статус» и «правовое положение». Некоторые исследователи предлагают их различать, что не может быть признано удачным прежде всего потому, что слово «статус» как раз и означает состояние, положение кого-либо или чего-либо[6]. В некоторых работах по общей теории права и административному праву авторы с определенными оговорками исходят из того, что понятие «административно-правовой статус» может быть аналогичным одному из установившихся в науке определений правового статуса: все то, что так или иначе закрепляет положение субъекта права. Правовой статус общественного объединения является обобщающим образом, научной абстракцией, которая проявляется в различных правовых институтах, одним из которых и выступает административно-правовой статус.

Административно-правовой статус выражает наиболее важные и существенные связи общественного объединения с органами государственной власти страны. Административно-правовой статус общественного объединения, с одной стороны, составляет базу для становления и реализации иных прав и обязанностей, конкретизируясь и развиваясь в них, а с другой — непосредственно входит в любой из правовых статусов в качестве его важнейший части.

Административно-правовой статус общественного объединения в России — это система предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей, а также ответственность в сфере государственного управления.

Многие ученые-юристы рассматривают административно-правовой (и правовой) статус как сложное явление, объединяющее не только права, обязанности, ответственность, но и ряд других элементов: принципы, правоспособность, гарантии и т. д.[7] Причем, предлагая различные подходы к количеству элементов, высказывают точки зрения, нередко во многом противоположные друг другу. Основу, исходный элемент любого статуса, его главное содержание составляют соответствующие права и обязанности, гарантии и юридическая ответственность. Именно они определяют содержание административно-правового статуса. Гарантии играют важную роль в механизме реализации общественным объединением своих прав и выполнения возложенных на него обязанностей. К гарантиям административно-правового положения общественных объединений относятся политические, идеологические, социальные, экономические, организационные и правовые гарантии. Последние содержатся в законодательстве различных отраслей права — в Конституции РФ, ГК РФ, НК РФ, УК РФ, КоАП РФ и др.

Административная правосубъектность общественного объединения возникает с момента принятия решения о его создании, об утверждении устава и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов съездом (конференцией) или общим собранием. Объединение осуществляет свою деятельность и приобретает права, за исключением прав юридического лица, принимает на себя обязанности, предусмотренные Законом об общественных объединениях[8]. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации. Порядок государственной регистрации зафиксирован в Законе об общественных объединениях и Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Законодательные положения детализированы в Правилах рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 25.03.2003 № 68.

Некоторые исследователи считают, что правоспособность олицетворяет признаваемую государством общую, абстрактную юридическую способность (возможность) субъекта быть участником отношений, регулируемых правом, т. е. способность быть носителем прав и обязанностей. Объем прав и обязанностей в зависимости от обстоятельств может варьироваться, однако не влияет на саму правоспособность[9]. Административная правоспособность общественного объединения есть способность быть субъектом прав и обязанностей в сфере государственного управления.

Объем и содержание административной правоспособности общественного объединения устанавливаются и изменяются компетентными органами государственной власти в нормах административного права, и осуществление правоспособности ограничивается рамками государственного управления. Административная правоспособность служит основой административной дееспособности общественного объединения, является необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей общественного объединения в конкретных административно-правовых отношениях[10].

Административная дееспособность общественного объединения — это признанная за ним способность своими действиями приобретать права и обязанности административно-правового характера и осуществлять их. Она включает в себя способность общественного объединения нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с правовыми актами.

Правовые возможности общественного объединения в сфере исполнительной власти многочисленны и разнообразны. Установленные административным законодательством права и обязанности этого субъекта закрепляют отношения и связи с органами исполнительной власти, осуществляющими исполнительно-распорядительную деятельность. Правоотношения могут складываться в связи с:

· реализацией принадлежащих общественному объединению законных прав;

· выполнением возложенных на общественное объединение обязанностей в сфере государственного управления;

· нарушением органами управления (должностными лицами) прав и интересов общественного объединения;

· нарушением общественным объединением своих правовых обязанностей в сфере государственного управления[11].

Классифицировать субъективные права и обязанности общественных объединений в сфере государственного управления можно на общие и специальные (в частности, в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности). Разделение субъективных прав и обязанностей дает целостное представление об административно-правовом статусе общественных объединений и способствует наиболее глубокому раскрытию корреспондирующих прав и обязанностей органов государственного управления и возникающих у них в связи с реализацией общественными объединениями своих прав и обязанностей в сфере государственного управления.

К группе общих прав и обязанностей общественных объединений относятся следующие права (ст. 27 Закона об общественных объединениях):

· свободно распространять информацию о своей деятельности;

· принимать участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством;

· проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

· учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

· представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

· осуществлять полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

· выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

· участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации объединения и при наличии в уставе положения об участии его в выборах).

В своей деятельности общественное объединение обязано (ст. 29 Закона об общественных объединениях):

· соблюдать законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

· ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с ним, информировать орган, регистрирующий объединения, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц;

· представлять по запросу органа, регистрирующего объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, предоставленных в налоговые органы;

· допускать представителей органа, регистрирующего объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия, а также оказывать содействие представителям регистрирующего органа в ознакомлении с деятельностью объединения.

В случае нарушения общественным объединением Конституции РФ, законодательства и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор РФ или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган общественного объединения представление о нарушениях и устанавливает срок для их устранения. Если нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до 6 месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд. Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Ответственность за нарушение законодательства общественных объединений, не обладающих правами юридического лица, несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений.

При совершении общественными объединениями, в том числе не обладающими правами юридического лица, деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины могут по решению суда нести ответственность как руководители преступных сообществ (ст. 210 УК РФ). Другие члены и участники объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.

 

Библиография

1 См.: Орлова О.В. Гражданское общество и личность: политико-правовые аспекты. — М., 2005. С. 19.

2 См.: Зидентон Л. Демократия в Европе. — М., 2001. С. 152.

3 См.: Семин Н.Л. О регистрационном законодательстве США // США и Канада: экономика, политика, идеология. 2006. № 4. С. 90.

4 См.: Соболева Ю.В. Общественные объединения как субъекты административного права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Саратов, 2000. С. 8.

5 См.: Общественные организации, право и личность / Под ред. Ц.А. Ямпольской. — М., 1981. С. 54.

6 См.: Витрук Н.В. Основы теории правового статуса личности в социалистическом обществе. — М., 1986; Конституционный статус общественных объединений. — М., 1983. С. 32; Солдатов С.А. Общественные организации в Российской Федерации. — М., 1994; Кудрявцева Г.А. Право собственности общественных объединений по федеральному законодательству России // Гос-во и право. 1998. № 4. С. 34—41.

7 См.: Витрук Н.В. Указ. раб. С. 61; Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. — М., 1997. С. 123; Ямпольская Ц.А. Общественные организации в СССР. — М., 1972; Козлова Е. Вступая в ряды... // Человек и закон. 1995. № 9—10. С. 85.

8 См.: Коренев А.П. Административное право России. — М., 1996. Ч. 1. С. 139; Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. — М., 1997; Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно-правового обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Гос-во и право. 1994. № 4. С. 98.

9 См.: Ямпольская Ц.А. Указ. раб.; Солдатов С.А. Указ. раб.; Козлова Е. Указ. ст. С. 85—90.

10 См.: Алехин А.П., Козлов Ю.М,  Кармолицкий А.А. Указ. раб. С. 65; Агапов А.Б. Федеральное административное право России. — М., 1995. С. 87.

11 См.: Общественные организации, право и личность / Под ред. Ц.А. Ямпольской. С. 191; Кокотов А.Н. О статусе общественных организаций // Правоведение. 1993. № 3. С. 19—25.