Реклама
Статья

Организационно-правовые основы государственного финансового мониторинга

Я.С. КЛЕЙМЕНОВ, аспирант кафедры государственного управления и правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии государственной службы при Президенте РФ В современных экономических условиях, характеризующихся нестабильностью макроэкономической ситуации, высоким уровнем неопределенности внешней среды, обострением конкуренции, повышается роль экономических методов управления хозяйственной деятельностью государства, к которым следует отнести финансовый мониторинг. Мониторинг становится частью систем управления различных уровней экономики, позволяя получить объективную и своевременную информацию об изменениях внутренних и внешних по отношению к объекту управления условий, необходимую для принятия эффективных управленческих решений.

Я.С. КЛЕЙМЕНОВ,

аспирант кафедры государственного управления и правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии государственной службы  при Президенте РФ

 

В современных экономических условиях, характеризующихся нестабильностью макроэкономической ситуации, высоким уровнем неопределенности внешней среды, обострением конкуренции, повышается роль экономических методов управления хозяйственной деятельностью государства, к которым следует отнести финансовый мониторинг. Мониторинг становится частью систем управления различных уровней экономики, позволяя получить объективную и своевременную информацию об изменениях внутренних и внешних по отношению к объекту управления условий, необходимую для принятия эффективных управленческих решений.

Система мониторинга экономического состояния государства выполняет одновременно несколько функций. Поэтому чем более полным и качественным будет состав показателей, по которым этот мониторинг осуществляется, тем более эффективными будут управленческие мероприятия, осуществляемые руководством государства.

Ключевые слова:  государственный финансовый контроль, государственный финансовый мониторинг, система, реформы, факторы формирования, проблемы контроля.

 

In accordance with modern economic circumstances characterized by unstable macroeconomic situation, high level of external environments uncertainty, exacerbation of business competition, the role of the economic methods of management of the governmental business activities such as financial monitoring is increasing. The monitoring becomes a part of the management systems of different economic levels, providing an opportunity to get objective and timely information about internal and external changes in connection with the object of management conditions, essential for management decision making. The system of monitoring of the economic condition of the state performs few functions. That is why the more exhausting and qualitative the exponents scope needed for this monitoring is, the more effective the managing operations held under the governmental lead are.

Keywords:  state financial control, state financial monitoring, system, reforms, forming factors, control problems.

 

Основной целью создания и внедрения системы финансового мониторинга является повышение эффективности управления экономическими системами. Эффективная система управления в современных условиях должна обеспечивать высокую скорость реакции на изменения условий внешней среды, повышение гибкости государственного финансового контроля на основе непрерывного отслеживания этих изменений. Наиболее полное соответствие этим требованиям возможно при построении системы мониторинга.

Информационная система поддержки принятия государственных управленческих решений должна не только обеспечивать руководство информацией о текущем состоянии дел, но и прогнозировать, что произойдет в будущем при тех или иных изменениях внутренней или внешней ситуации. В современных условиях поддерживать стабильность экономики могут лишь те страны, которые в состоянии предвидеть и быстро реагировать на изменения, адаптируясь к новым быстроменяющимся условиям хозяйствования. Использование системы мониторинга позволяет в режиме реального времени принимать управленческие решения по корректировке параметров хозяйствования и устранению негативного воздействия внешних и внутренних факторов, что обеспечивает повышение гибкости и адаптивности управления.

При исследовании экономических процессов термин «мониторинг» стал использоваться сравнительно недавно[1]. Тем не менее многие исследователи обращаются к этому понятию, рассматривая мониторинг как инструмент управления на макро- и микроэкономическом уровнях[2].

Мониторинг рассматривается как система получения и обработки упреждающей информации о состоянии объекта исследования и тенденциях его развития. Мониторинг осуществ-ляется с целью слежения и контроля за развитием какого-либо социального явления и процесса, при этом подчеркивается значение мониторинга для своевременного выявления негативных явлений и тенденций и предотвращения их негативного воздействия. Процесс мониторинга не должен ограничиваться только наблюдением за состоянием исследуемого объекта. Для того чтобы мониторинг мог использоваться как эффективный управленческий инструмент, необходимо не только отслеживать параметры изучаемого объекта, но и анализировать, изучать их изменение под воздействием различных факторов, а также прогнозировать и оценивать будущее состояние исследуемого объекта. Таким образом, основными этапами процесса мониторинга являются наблюдение, оценка и прогноз, которые и составляют основное содержание мониторинга.

Важность проведения мониторинга определяется динамизмом изучаемых явлений, необходимостью рассматривать их в динамике, отслеживать негативные тенденции и осуществлять своевременные корректировки. На основе анализа и оценки мониторинговой информации важно не только определить тенденции и динамику развития объекта, определить факторы, оказывающие влияние на него, но и предвидеть дальнейшее развитие процессов, с целью своевременного принятия адекватных управленческих решений или корректировки целевых параметров объекта. Кроме того, необходимой составляющей мониторинга является оценка эффективности уже принятых и реализованных управленческих решений.

Существует множество различных определений мониторинга и толкований его сущности, что обусловливается, прежде всего, многообразием изучаемых с его помощью систем и процессов, обладающих определенными особенностями, неизбежно отражающихся на проведении исследований этих объектов. В связи с этим четкая формулировка определения мониторинга возможна лишь при применении ее относительно конкретного объекта исследования.

В области экономики мониторинг рассматривается как инструмент управления экономическими процессами на макро- и микроуровнях. Большое распространение в последнее время получает использование мониторинга на макроуровне в качестве инструмента управления финансовыми процессами. Таким образом, финансовый мониторинг представляет собой систему непрерывного наблюдения, анализа и прогнозирования показателей финансового состояния государства, сформированную на макро- или микроэкономическом уровнях, с целью обеспечения принятия тактических и стратегических управленческих решений соответствующего уровня, а также оценки эффективности принятых решений.

Среди наиболее существенных принципов организации системы мониторинга можно выделить принципы непрерывности, системности, вариантности, адаптивности метода проведения мониторинга, верифицируемости, оперативности и т. д. В общем виде, процесс финансового мониторинга должен включать следующие этапы:

Определение целей и планирование процесса мониторинга, разработка системы показателей, параметров мониторинга, а также их целевых значений, выбор средств и методов сбора информации.

Наблюдение, сбор и обобщение информации в соответствии с определенными параметрами мониторинга. Периодичность наблюдения определяется потребностями внутреннего управления. В соответствии с установленной степенью периодичности представляется информация в форме внутренних управленческих отчетов.

Анализ и оценка параметров хозяйственной деятельности на основе информации, полученной на предыдущем этапе. На данном этапе анализируются тенденции изменения показателей, оцениваются фактические значения параметров мониторинга, а также факторы, оказывающие на них влияние, оценивается влияние внешней среды на финансовую деятельность государства.

Подготовка рекомендаций для принятия управленческих решений, с целью своевременной корректировки и совершенствования хозяйственной деятельности. На этом этапе также возможна корректировка целевых параметров, в случае изменения условий внешней и внутренней среды.

Контроль за результатами управленческих воздействий и формирование информации для дальнейшего наблюдения.

Применяемые до настоящего времени как на государственном уровне, так и на уровне предприятий системы исследования экономических процессов позволяли осуществлять анализ и прогноз производства и распределения валового внутреннего продукта, государственных финансов, финансов домашних хозяйств и реального сектора экономики в целом и основных отраслей, инфляции, номинальных и реальных курсов национальной валюты, инвестиционной деятельности в стране и участия в ней банков. Такое исследование экономических процессов на макроуровне весьма важно для выявления глобальных взаимосвязей основных макропоказателей, включая обобщающие показатели финансов реального сектора экономики и инструментов денежно-кредитной политики.

Вместе с тем в период трансформации экономики и ее структурной перестройки этого недостаточно. Необходима более полная и точная оценка характера, степени влияния и эффективности применяемых инструментов денежно-кредитной политики и механизмов их воздействия во взаимосвязи с инструментами и мерами других составляющих экономической политики государства на процессы, происходящие на микроуровне.

В связи с этим особую актуальность приобретает совершенствование системы исследований путем дополнения ее системой мониторинга. Финансовый мониторинг — это информационно-аналитический инструмент, связывающий между собой реальный сектор экономики и банковскую систему и предназначенный для выработки рациональных решений, мер воздействия на деятельности организаций и учреждений в соответствии с денежно-кредитной политикой государства и в условиях совершенствования экономической политики в целом.

Система финансового мониторинга позволяет практически в режиме реального времени производить независимые оценки тенденций развития экономического состояния страны, получать информацию о состоянии экономической конъюнктуры в реальном секторе экономики и ее возможных изменениях, оперативно проводить анализ финансового состояния организаций и учреждений и важнейших факторов, определяющих их инвестиционную активность во взаимосвязи с инструментами денежно-кредитной политики. Тем самым налаженная система финансового мониторинга формирует необходимую основу для раннего обнаружения руководством возникающих в хозяйственной деятельности диспропорций, что позволяет повысить эффективность реализуемой стратегии.

Система финансового мониторинга включает в себя три основных взаимосвязанных блока, которые базируются на соответствующей методологии:

—ежемесячный анализ изменения экономической конъюнктуры, позволяющий оценивать текущие тенденции в динамике спроса на заемные ресурсы во взаимодействии со спросом и предложением на продукцию и другими факторами;

—ежеквартальный анализ финансового положения подразделений, позволяющий оперативно оценивать результаты хозяйственной деятельности с позиций формирования источников самофинансирования и потребности в заемных средствах;

—ежеквартальный анализ инвестиционной активности во взаимосвязи с финансовыми результатами хозяйственной деятельности подразделений, а также спросом и предложением на рынке продукции и капитала.

Различия между предприятиями в экономическом состоянии и экономической политике обуславливают необходимость переработки методических материалов для более полного выявления специфических особенностей экономических процессов. В этой связи могут быть произведены соответствующие доработки первичных носителей информации — конъюнктурной, финансовой и инвестиционной анкет и с целью определения изменения реальных показателей, что особенно важно в условиях инфляции, а также чистых финансовых потоков, должны быть внесены необходимые дополнения в методику финансового анализа. Кроме того, при разработке финансового блока целесообразно учитывать изменения, постоянно происходящие в бухгалтерской и статистической отчетности.

Для включения в систему мониторинга конкретных организаций может использоваться методика определения выборочной совокупности организаций. На основании данной методики выделяются структурообразующие виды продукции и наиболее важные производства и произведен расчет объема выборочной совокупности в целом по стране и в разрезе видов организаций.

В целях анализа получаемой в рамках мониторинга информации осуществляется отработка методологических подходов и методики обработки анкет и баз данных; составляются макеты выходных аналитических таблиц, схем и графиков; разрабатываются алгоритмы расчета каждого показателя выходных аналитических таблиц. Определяются основные направления анализа изменений экономического состояния, финансовой ситуации и инвестиционной активности.

Государственная система финансового мониторинга должна постоянно совершенствоваться. Могут быть внесены изменения в формы и состав показателей конъюнктурной, инвестиционной и финансовой анкет с целью более точного выявления существенных и взаимодополняющих факторов, определяющих динамику экономического состояния, приведения количественных показателей анкет в соответствие с изменениями бухгалтерской и статистической отчетности. Отрабатываются макеты выходной аналитической информации, совершенствуются методология тематического и агрегированного анализа на основе информационной базы системы с учетом нормативной, законодательной и внешней экономической информации.

В результате совершенствования и дополнительной структуризации система мониторинга расширяется и углубляется. В нее входят показатели, охватывающие более широкий спектр данных.

Финансовый мониторинг позволяет решить ряд макроэкономических проблем:

—повысить качество анализа и прогноза общеэкономических процессов на отраслевом и региональном уровнях, углубить этот анализ за счет определения фактического и ожидаемого индекса бизнес-климата в стране, по отраслям и регионам;

—своевременно выявлять диспропорции в экономике, причины их появления и принимать меры по их устранению и предотвращению;

—органам государственного управления вносить более аргументированные предложения по решению острых социально-экономических проблем.

Кроме того, благодаря созданию системы мониторинга появляется возможность точнее оценивать экономическую конъюнктуру по отраслям, отслеживать и прогнозировать динамику и тенденции финансово-хозяйственной деятельности, сопоставлять макроэкономические показатели по отраслям и с показателями национальной экономики. Также выявлять и устранять отрицательно влияющие факторы, обеспечивать выработку и принятие оптимальных управленческих решений по проблемам социально-экономического развития. Позитивными результатами использования данных мониторинга являются:

—принципиальное повышение степени независимости, объективности и оперативности в оценке экономических процессов;

—создание необходимой основы для дальнейшего совершенствования инструментов стратегического управления предприятием, в частности, при проведении инвестиционных операций;

—формирование необходимой информационно-аналитической базы для решения практических вопросов по реструктуризации и диверсификации деятельности, в первую очередь на уровне отдельных производств, с позиции улучшения экономического состояния государства.

Система мониторинга является основой комплексной реструктуризации и диверсификации всей хозяйственной деятельности страны, осуществляемой через реинжениринг бизнес-процессов. Основная идея реинжениринга заключается в фундаментальном переосмыслении и радикальном перепроектировании бизнес-процессов для достижения коренных улучшений в основных показателях хозяйственной и экономической деятельности. Необходимость реинжениринга обосновывается высокой динамичностью современного делового мира.

Предлагается создание информационной системы, включающей систему мониторинга, состоящей из:

—инструментального комплекса для создания динамических интеллектуальных систем в управлении и моделировании хозяйственной деятельности государства;

—создание на базе интеллектуальной системы инструментального многофункционального комплекса для проведения реинжениринга.

Предлагаемая система сможет позволить ускорить процесс принятия управленческого решения и сделать его максимально эффекивным.

Таким образом, целесообразно развивать и расширять возмож-ности системы мониторинга в следующих направлениях.

1. Сценарии и прогнозы безопасного развития хозяйственной деятельности организаций и учреждений в рамках межгосударственных, региональных, национальных и отраслевых товарных рынков.

2. Анализ и моделирование бизнес-процессов в условиях реструктуризации и диверсификации экономики.

3. Экономические и математические модели конкурентоспособного развития промышленных технологий и инвестиционных проектов с учетом коммерческих рисков, экономических, экологических и социальных аспектов развития.

4. Интегрированные информационные системы поддержки управления инвестиционными проектами на всем жизненном цикле производственных технологий и управления экономикой страны.

5. Совместимость баз данных технико-экономических показателей и параметров эффективности производственных технологий, переход на использование рекомендованных, стандартных и аттестованных технологических данных.

6. Способы реализации энергосберегающих технологий в условиях реального состава оборудования и устаревающих основных средств.

7. Информационная безопасность, интернет-технологии.

 

Библиография

1 Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в России. — М., 2003.

2  Прошунин М.М. Финансовый мониторинг. — М., 2009.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024