УДК 341.211/.214 

Страницы в журнале: 154-156

 

В.А. МАНЬКО,

аспирант Института государства и права  РАН

 

Статья посвящена специфике деятельности центральных и местных органов власти КНР, занимающихся делами неханьских национальностей. Автор отмечает роль компартии КНР в процессе совершенствования управления национально-территориальными автономиями.

Ключевые слова: управление делами национальностей Китая, национально-территориальная автономия.

 

Public authorities authorized to manage the affairs of the nationalities in China.

V.Manko

 

The article is devoted to specific activities of the central and local governments of China, engaged in the affairs of non-Han nationalities. The author notes the role of the Communist Party of China in the process of improving the management of national and territorial autonomy.

Keywords: management of the affairs of the nationalities of China, the national-territorial autonomy.

 

C  образованием в 1949 году Китайской Народной Республики (КНР) связано появление в структуре исполнительной власти этой страны специальных органов, которые уполномочены заниматься делами национальностей. При Центральном народном правительстве — Государственном административном совете КНР[1] в Пекине был создан Государственный комитет по делам национальностей (далее — Комитет), которому стали подчиняться созданные комитеты при местных народных правительствах различных ступеней национальных территорий КНР. В сферу ведения этих комитетов вошли вопросы, касающиеся прав, свобод и интересов неханьских национальностей в области политики, экономики и культуры. Комитет осуществляет свои функции, руководствуясь законодательством КНР, директивными установками и постановлениями компартии, распоряжениями, инструкциями и положениями Госсовета КНР и его ведомств.

Сфера деятельности Комитета постоянно корректируется и уточняется из-за сложности и важности национального вопроса в КНР. Согласно утвержденному Госсоветом КНР в 1994 году проекту «О функциях, структуре и кадровом укомплектовании Государственного комитета по делам национальностей» общая задача органа — «руководство, управление делами национальностей, контроль за соблюдением равноправия национальных меньшинств и права на самоуправление национально-территориальных автономий». Возглавляется Комитет председателем, который подчиняется Госсовету КНР, участвует в пленарных заседаниях и заседаниях постоянного комитета Госсовета КНР.

За Комитетом закреплены следующие функции: обязанность осуществлять разработку политики и законодательства по национальному вопросу, пропагандировать и контролировать их реализацию; осуществлять руководство и контролировать построение системы национально-территориальных автономий; принимать участие в разработке планов социально-экономического строительства и проведении особой политики по реформе открытости для развития экономики на территориях проживания неханьских национальностей; принимать участие в изучении и разработке курса политики и планов по развитию образования, культуры, науки и техники, здравоохранения и спорта у неханьских национальностей; направлять работу по языкам и письменностям национальных меньшинств; руководить переводческой и издательской деятельностью на языках национальных меньшинств и др.

Все руководящие посты Комитета, а также состав подразделений членов Комитета занимают представители неханьских национальностей. Кроме того, для улучшения координации деятельности Комитета по реализации национальной политики и управлению делами национальностей в различных сферах в его состав вводятся члены-совместители, ответственные лица ряда министерств и ведомств (на уровне заместителей министра и заместителей руководителей отраслевых комитетов Госсовета КНР). Например, в состав Комитета в 2002 году ввели 20 членов-совместителей, которые представляли госкомитеты по планированию и развитию, по экономике и торговле, министерство образования, министерство по науке и технике и другие государственные структуры. Члены-совместители, помимо обязанностей всестороннего проведения в жизнь национальной политики, поддержки и совершенствования системы национально-территориальной автономии, укрепления и развития социалистических национальных отношений, решают задачи по реализации действенных мер по линии соответствующих ведомств, которые они представляют. Эти задачи выполняются с целью поддержки неханьских национальностей и ускорения их всестороннего развития, расширения связей с передовыми районами КНР и правительством КНР.

Помимо Комитета — центрального органа функционируют местные комитеты по делам национальностей. На некоторых территориях эти местные комитеты ведают и делами религии и называются комитетами по делам национальностей и религий. Из общего числа местных комитетов по делам национальностей примерно четверть совмещают в своей деятельности обе функции. В ряде территорий местные органы, ведающие делами национальностей, именуются канцеляриями или бюро (управлениями). В некоторых провинциях наряду с комитетами по делам национальностей образованы самостоятельные органы по делам религий. Деятельность местных органов по делам национальностей координируется Комитетом, их председатели подчиняются председателю Комитета. Комитет проводит регулярные всекитайские совещания руководителей местных комитетов по делам национальностей, на которых решаются многие важные национальные вопросы.

Особая роль в КНР отведена Комиссии национальностей Всекитайского собрания народных представителей (далее — Комиссия). Вместе с Комитетом и другими организациями Комиссия принимала участие в разработке проекта закона КНР «О национально-территориальной автономии». Среди членов Комиссии присутствуют все представители неханьских национальностей: мяо, хань, ицзу, тибетцы, чжуаны, маньчжуры, хуэй, тай, яо, гаошань, монголы, казахи, корейцы, ли, кам, бай, уйгуры, буи, туцзя.

Комиссия подчиняется Всекитайскому собранию народных представителей (ВСНП). Кандидатуры в состав Комиссии выдвигаются президиумом и утверждаются собранием. При необходимости Комиссия привлекает в качестве советников специалистов по национальным вопросам.

Согласно Закону «Об организации Всекитайского собрания народных представителей КНР» Комиссии предписано: рассмотрение законопроектов, передаваемых президиумом или постоянным комитетом ВСНП; внесение рассмотренных Комиссией законопроектов в президиум или постоянный комитет ВСНП; рассмотрение правовых актов Госсовета КНР, Комитета, а также местных комитетов по делам национальностей, которые были переданы в постоянный комитет ВСНП как противоречащие Конституции КНР и законам КНР по делам национальностей, а также представление по ним соответствующих докладов; рассмотрение запросов по делам национальностей, переданных президиумом или постоянным комитетом ВСНП; заслушивание ответов на запросы органов; расследование, изучение и внесение переданных предложений по укреплению сплоченности национальностей, относящихся к компетенции ВСНП или его постоянного комитета.

Комиссия также рассматривает отчеты национально-территориальных автономий и направляет их в виде положений на утверждение постоянному комитету ВСНП; выдвигает положения по созданию национально-территориальных автономий, отдельно действующие положения трех автономных уровней и особых автономных районов, которые затем представляет на утверждение постоянному комитету ВСНП, и составляет доклады об этих актах; решает другие многочисленные национальные вопросы, с которыми к ней обращаются различные органы власти КНР.

Еще один центральный орган, ведающий делами национальностей КНР, — Всекитайский комитет по делам национальностей и религий Народного политического консультативного совета Китая (далее — ВКН)[2]. ВКН состоит из представителей неханьских национальностей. В Уставе ВКН закреплено, что местные комитеты пропагандируют и содействуют проведению в жизнь национальной политики КНР, отражают мнения и требования неханьских национальностей, защищают их законные права и интересы. ВКН выполняет следующие функции: выявляет актуальные проблемы, касающиеся национального вопроса; поддерживает связи с представителями неханьских национальностей; учитывает их мнение по проблемам национальностей и национальной политики; формулирует свои предложения по вопросам экономического и культурного развития территорий проживания лиц неханьских национальностей и решает вопросы их религиозных верований. Формами работы ВКН являются обследование национальных территорий и изучение полученных данных; выдвижение предложений по конкретным вопросам развития национальных районов; участие в определении стратегической линии национальной политики и др.

Таким образом, Комитет, Комиссия и ВКН — центральные органы государственной власти, которые управляют делами национальностей в КНР в рамках законов КНР, привлекая представителей неханьских национальностей. Однако мнение представителей неханьских национальностей в КНР иногда не принимается во внимание и  не всегда играет решающую роль в выработке национальной политики. Перегибы в решении национального вопроса и давление сверху свидетельствуют о том, что в течение длительного времени присутствие представителей неханьских национальностей в центральных и местных органах власти носило формальный характер, что не способствовало оптимальным решениям национального вопроса.

Существенные изменения в положении неханьских национальностей произошли после принятия Конституции КНР 1982 года и особенно после внесения в нее поправок в 2004 году. Сохранению и совершенствованию национально-территориальной автономии и равноправию всех национальностей КНР посвящены такие документы, как постановление Госсовета КНР «О проведении в жизнь Закона о национально-территориальной автономии» 2005 года, «План развития национальных районов на XI пятилетку (2006—2010 гг.)», а также Устав и материалы XVII cъезда компартии КНР, который состоялся 20.10.2007. В этих документах впервые за историю страны на законодательном уровне были рассмотрены проблемы национально-территориальных автономий, причем для решения задач, определенных законом, государственные органы представили специальную социальную программу, выполнение которой запланировано на длительное время, так как охватывает практически все направления.

Система управления делами национальностей в КНР посредством государственных органов власти и специальных комитетов (комиссий, канцелярий и управлений) находится в постоянном развитии. Главной особенностью решения национальных вопросов в КНР является руководящая и направляющая роль компартии КНР на всех уровнях управления. Созданные и успешно функционирующие парторганизации работают внутри всех органов власти Китая, которые решают национальные вопросы как в центральном аппарате, так и на всех уровнях местной власти до самого низового звена. Именно в проникновении во все структуры государственной власти и состоит особенность подхода к решению сложных национальных вопросов. Так, работа постоянного комитета ВСНП по пересмотру Закона КНР «О национально-территориальной автономии», которая продолжалась несколько лет, проходила под руководством партийной организации. Все вопросы, связанные с национальной политикой, а значит и с управлением неханьскими национальностями в КНР, определяются компартией, которая сегодня преобразуется из тоталитарной в политическую партию национального согласия и процветания КНР. Из этого следует и руководящая роль парторганизаций внутри всех органов власти, ведающих управлением делами неханьских национальностей. Особенность современного управления в КНР со стороны компартии состоит в том, что на всех партийных съездах и собраниях подчеркивается: управление должно осуществляться в рамках законодательства КНР и с соблюдением прав национальных меньшинств. Важным является участие неханьских национальностей в деятельности компартии. Такое равноправие и проникновение всех национальностей КНР в деятельность всех уровней власти национально-территориальных автономий (областей, округов, уездов и волостей) и других административных единиц при постоянном изменении статуса национальных меньшинств в дальнейшем будет способствовать эффективному решению трудных национальных вопросов Китая.

Китайское руководство предпринимает действия по сохранению целостности страны, стабильности в государстве, а также ищет пути решения национальных вопросов. Ведется постоянное совершенствование законодательства КНР, а также практикуется привлечение к управлению представителей национальных меньшинств. Для этого проводится огромная работа по административно-правовой подготовке на высоком правительственном уровне национальных кадров в рамках административно-кадровой реформы.

 

Библиография

1 Так назывался предшественник Госсовета КНР, действовавший с 1949 по 1954 год. Государственный административный совет КНР после принятия в 1954 году соответствующего закона стал именоваться Госсоветом КНР. В состав Госсовета КНР входят 4 комитета и 28 министерств и других органов министерского уровня (см.: КНР 55 лет. Политика, экономика, культура. — М., 2004. С. 392—396).

2 Образован в 1988 году, первоначально назывался Комитетом национальностей.