УДК 342.9:351.823.3
 
Д.В. ВАСИЛЕВСКАЯ,
кандидат юридических наук,  зав. кафедрой горного права РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, заместитель директора Департамента государственной политики в области геологии и недропользования Минприроды России
 
В статье рассматриваются законодательно установленные особенности геологической информации и формируются предложения по совершенствованию правового регулирования ее предоставления и использования.
 
Russian legal regime of the geological information
D.V. Vasilevskaya
 
In the article are analyzed the legal regime of the geological information and formed offers on legislation improving. 
Ключевые слова (keywords): законодательство о недрах (legislation of entrails), геологическая информация (geological information), оборот геологической информации (circulation of geological information).
 
Под геологической информацией согласно ст. 27 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах) понимают информацию о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащуюся в
геологических отчетах, картах и иных материалах.
Геологическая информация о недрах — основной продукт геологоразведочного процесса на всех стадиях работ, поэтому оборот геологической информации является ключевым элементом воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Под оборотом геологической информации о недрах понимают последовательность действий, включающих создание геологической информации, ее сбор, учет, систематизацию, хранение, а также возможность использования в хозяйственной деятельности и научных исследованиях.
Геологическая информация создается в процессе и по результатам геологоразведочных работ, которые в Российской Федерации выполняются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и по большей части за счет средств недропользователей.
Поскольку оборот геологической информации чрезвычайно важен для воспроизводства минерально-сырьевой базы, назрела необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации о недрах в части регулирования данного оборота. В связи с этим предлагаем рассмотреть некоторые пути его совершенствования.
В настоящее время нормы, относящиеся к геологической информации о недрах, содержатся в Законе о недрах, ГК РФ (части четвертой), Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон об информации), в иных нормативных правовых актах.
Прежде всего следует определить, к какому типу информации в соответствии с действующим законодательством относится геологическая информация.
Так, согласно Закону об информации, информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Ограничение доступа к информации устанавливается в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 2 ст. 5 Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» предусмотрено, что государственную тайну составляют в том числе сведения о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Банке России, а также  об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации. Список стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну, утвержден постановлением Правительства РФ от 02.04.2002 № 210.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона об информации обязательно соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
При этом положения ст. 27 Закона о недрах указывают на то, что должностные лица федерального и территориального фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации, а также несут материальную, административную или уголовную ответственность за ее несанкционированное разглашение.
Исходя из изложенного выше, можно сделать следующий вывод: Законом о недрах предусмотрено, что вся геологическая информация о недрах является информацией ограниченного доступа, при этом часть геологической информации составляет государственную тайну.
По нашему мнению, в целях формирования рынка геологической информации о недрах положения ст. 27 Закона о недрах требуют корректировки в части отнесения данной информации к общедоступной (за исключением информации, составляющей государственную тайну).
Одним из главнейших моментов в совершенствовании оборота геологической информации остается вопрос целесообразности взимания платы за ее пользование.
В настоящее время нормами ст. 41 Закона о недрах установлено, что за пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, взимается плата.
Минимальный размер платы за геологическую информацию, полученную в результате государственного геологического изучения, установлен постановлением Правительства РФ от 25.01.2002 № 57 «О плате за геологическую информацию о недрах». Конкретный размер платы определяется по методике, утвержденной приказом МПР России от 15.12.2005 № 344.
Так, в соответствии с указанными нормативными правовыми актами для выполнения научных исследований студентам, аспирантам, докторантам, соискателям ученых степеней, а
также образовательным учреждениям или научно-исследовательским организациям, где
они проходят обучение либо числятся в аспирантуре (докторантуре), необходимо оплатить 10 тыс. руб. (минимальный размер платы) при предоставлении им геологической информации.
Можно сделать вывод, что данные положения законодательства затрудняют для указанных лиц возможность осуществления научных исследований, подготовки выпускных квалификационных работ и диссертаций, что, на наш взгляд, не вполне обоснованно.
Федеральные органы государственной власти за пользование геологической информацией также вносят плату (как правило, из федерального бюджета), которая согласно Закону о недрах поступает в доход федерального бюджета, тем самым лишь усложняя процедуру получения геологической информации указанными органами власти.
Кроме того, по результатам проведенного исследования было выявлено, что объем средств федерального бюджета, направляемый на администрирование процесса предоставления геологической информации за плату, более чем на 30% превышает суммы, получаемые за пользование геологической информацией.
Таким образом, отмена платы за пользование геологической информацией, являющейся государственной собственностью, представляется целесообразной не только в отношении перечисленных выше пользователей, но и для иных лиц, что позволило бы обеспечить:
— открытый доступ к геологической информации независимо от платежеспособности пользователя этой информации;
— рациональное использование и охрану недр за счет использования всей полноты геологической информации о недрах при составлении проектов геологического изучения недр, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых;
— повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
В ст. 27 Закона о недрах необходимо, по нашему мнению, также внести ряд изменений, связанных с принятием Закона об информации и вступлением в силу части четвертой ГК РФ.
Так, первоначально геологическую информацию следует разграничить:
— на геологическую информацию, подлежащую правовой защите в соответствии с Законом об информации;
— на геологическую информацию, являющуюся объектом интеллектуальной собственности и  подлежащую особой охране в соответствии с частью четвертой ГК РФ.
Для этого следует определить, какая информация должна быть отнесена к результатам интеллектуальной собственности и, соответственно, к объектам авторских прав.
Так, согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам, являются объектами авторских прав. Учитывая, что данная формулировка недостаточно четкая, в Законе о недрах необходимо установить критерии, в соответствии с которыми геологическая информация относится к объектам авторских прав, и критерии, в соответствии с которыми геологическая информация не будет являться результатом интеллектуальной деятельности.
Например, в письме Роскомнедр от 15.11.1994 № ВЩ-61/2952, содержащем Временное положение о порядке хранения, использования и передачи информации о недрах, полученной за счет государственных средств, выделяется два основных вида информации: первичная и вторичная.
В первичную информацию входит:
— информация на природных носителях (вещественная информация), представленная керном буровых скважин, пробами нефти, воды, газа, образцами каменного материала, коллекциями различного назначения, дубликатами проб, шлифами и т. п.;
— информация на искусственных (бумажных, магнитных и других) носителях, включающая журналы полевых наблюдений и документации, в том числе цифровые журналы опробования, результаты анализов проб, записи геофизических наблюдений и т. п.
В качестве вторичной рассматриваются все виды информации, полученные в результате обработки, интерпретации, анализа и обобщения первичной информации. Следовательно, вторичную информацию целесообразно отнести к объектам авторских прав.
На основании изложенного можно сделать вывод, что первичная информация является предметом регулирования Закона об информации, а вторичная информация — это объект авторских прав и поэтому подлежит регулированию ГК РФ.
Законом об информации категория «собственность» в отношении информации исключена, а введено новое понятие — «обладатель информации». В ст. 27 Закона о недрах, на наш взгляд, также следует ввести понятие «обладатель геологической информации».
Одновременно в соответствии с частью четвертой ГК РФ в Законе о недрах необходимо ввести понятие «автор документированной геологической информации», при этом право собственности предусмотреть только в отношении информации, которая относится к объектам авторских прав.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 6 Закона об информации обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Пунктом 4 ст. 3 Закона о недрах определено, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относится распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования относится распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и соответствующих местных бюджетов (п. 4 ст. 4). Вместе с тем информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, согласно ст. 27 Закона о недрах может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр.
В связи с изложенным выше в ст. 21 Закона о недрах необходимо внести изменения в части разграничения состава обладателей геологической информации на Российскую Федерацию (геологическая информация, полученная за счет средств федерального бюджета), субъекты Российской Федерации (геологическая информация, полученная за счет средств соответствующих субъектов Российской Федерации) и пользователя недр (полученная за счет собственных средств).