УДК 347.792 

Страницы в журнале: 71-76

 

Д.П. СТРИГУНОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и трудового права Государственного университета управления dina_str@list.ru

 

Анализируется правовое регулирование договора фрахтования (чартера) по российскому праву, приводится определение договора фрахтования, рассматриваются стороны договора, его содержание, источники правового регулирования, соотношение с договором аренды транспортного средства и договором в пользу третьего лица. 

Ключевые слова: перевозка, договор фрахтования (чартер), фрахтовщик, перевозчик, фрахтователь, вместимость транспортного средства, пассажир, груз.

 

The legal regulation of the contract of freight charter

 

Strigunova D.

 

The aim of the article is to describe the legal regulation of the contract of freight charter accordingly to the Russian law. In the article the definition of the contract of freight charter, parties of the contract, its contents, sources of law, its correlation with the contract of lease of means of transport and the contract for the benefit of a third person are revised.

Keywords: carriage, contract of freight (charter), charter-granter, carrier, charterer, capacity of means of transport, passenger, freight.

 

Исторически договор фрахтования сформировался в торговом праве Средневековья и предшествовал договору перевозки груза. Со временем договор фрахтования транспортного средства приобрел две разновидности: одна из них сохранила связь с арендой, другая практически полностью слилась с обычной перевозкой груза[1].

В действующем российском законодательстве определение договора фрахтования содержится в ст. 787 Гражданского кодекса РФ, согласно которой по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Договор фрахтования получил распространение на воздушном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте. Не применяется фрахтование на железнодорожном транспорте[2].

Как видно из приведенного определения, рассматриваемый договор используется для осуществления как грузовых, так и пассажирских перевозок.

Например, в соответствии с п. 4 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее — КВВТ РФ) договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или его части (договор фрахтования). Согласно п. 6 ст. 95 КВВТ РФ перевозки пассажиров и багажа могут осуществляться по договору фрахтования судна. Пунктом 3 ст. 97 КВВТ РФ установлено, что по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за обусловленную плату для выполнения одного или несколько рейсов определенные помещения судна.

В морском праве договор фрахтования предусмотрен для осуществления грузовых перевозок. Согласно п. 2 ст. 115 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ) договор морской перевозки груза может быть заключен: 1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер); 2) без такого условия.

«Как правило, с помощью чартера регулируются отношения, связанные с перевозкой массовых однородных грузов (нефть, зерно, лес и т. п.), когда количество грузов является достаточным для загрузки всего судна или его части. В этих целях, как правило, используются так называемые трамповые суда (суда, работающие без расписания)»[3].

Несмотря на то что КТМ РФ не содержит специальных положений относительно пассажирского договора фрахтования и с учетом положений ст. 787 ГК РФ, на наш взгляд, ничто не мешает использовать указанную модель договора на морском транспорте, например, для перевозок групп туристов, где фрахтователем выступает туроператор, заключивший договоры по туристскому обслуживанию с туристами.

С недавнего времени договор фрахтования получил закрепление в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ  (далее — УАТ)[4]. Согласно ч. 1 ст. 18 УАТ перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляются транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме. Помимо грузовых перевозок на автомобильном транспорте договор фрахтования используется для осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказу (ст. 27 УАТ) и перевозок пассажиров и багажа легковым такси (ст. 31 УАТ).

На воздушном транспорте определение договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера) содержится в ст. 104 Воздушного кодекса РФ (далее — ВК РФ). По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.

Заметим, что содержащееся в ВК РФ определение договора фрахтования несколько отличается от определения, закрепленного в ст. 787 ГК РФ. Прежде всего, в ст. 787 ГК РФ отсутствует указание на то, что договор фрахтования предназначен для перевозки почты. Однако более важным является то, что, в отличие от ст. 787 ГК РФ, в ст. 104 ВК РФ говорится не только о вместимости или части вместимости транспортного средства, но и об одном или нескольких воздушных судах. Как справедливо отмечает по этому поводу В.В. Витрянский, «редакция ст. 104 ВК объединяет в одном договоре фрахтования воздушного судна по сути два различных договора, относящихся к различным типам гражданско-правовых договоров. Когда говорится о том, что по договору фрахтования воздушного судна одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов, то речь может идти о договоре аренды (фрахтования на время) транспортного средства (ст. 632 ГК). Когда же утверждается, что по тому же договору фрахтования воздушного судна фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты, то речь может идти только о договоре фрахтования (чартере) как отдельном виде договора перевозки (ст. 787 ГК)»[5].

Вместе с тем относительно правовой природы воздушного чартера в юридической литературе высказываются и иные мнения. В частности, Н.Н. Остроумов полагает, что квалификация договора воздушного чартера в качестве договора арендного типа «в наибольшей степени отвечает как его содержанию, экономическому смыслу, так и действительному положению, сложившемуся в области его правового регулирования. К отношениям, возникающим между фрахтовщиком и фрахтователем, могут быть применимы лишь положения ГК РФ об аренде транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (ст. 632—641 § 3 гл. 34 ГК РФ) и общие положения ГК РФ о договоре аренды. Этими же нормами регулируется и договор, по которому авиатранспортное предприятие предоставляет арендатору воздушное судно и услуги экипажа не на один или несколько рейсов, а на определенное время — определенный срок»[6].

По мнению П.В. Крашенинникова, «договор фрахтования всей вместимости водного или воздушного судна — это договор аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа», а «договор фрахтования части вместимости водного или воздушного судна с целью перевозки груза — это консенсуальный договор перевозки груза»[7].

Договор фрахтования является разновидностью договора перевозки. В пользу этого свидетельствует тот факт, что он помещен в главу 40 «Перевозка» ГК РФ. Предметом договора фрахтования является услуга по перевозке с предоставлением для ее осуществления всей или части вместимости транспортного средства. На правовую природу договора фрахтования, отличающего его от договора имущественного найма, указывается в работах А.Г. Калпина[8], В.В. Витрянского, С.Ю. Морозова и др. К.М. Арсланов, например, считает, что «в качестве квалифицирующего признака договора фрахтования, помогающего отграничить его от договора аренды, выступает указание в ст. 787 ГК на цель договора — совершение одного или нескольких рейсов»[9]. Аналогичную точку зрения высказывает А.В. Майфат[10].

Договор фрахтования (чартер) имеет отличия от договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства. По мнению В.В. Витрянского, «указанные договоры в системе гражданско-правовых договоров имеют разную родовую принадлежность и представляют собой отдельные виды различных типов гражданско-правовых договоров: соответственно договора аренды и договора перевозки, — которые, в свою очередь, различаются по предмету договора»[11].

Действительно, договор фрахтования и договор перевозки пассажиров, багажа или грузов имеют единый предмет — услуги по перемещению. Предметом договора перевозки (в том числе договора фрахтования) является перевозка грузов, пассажиров, багажа в место назначения, в то же время предметом договора аренды (в том числе аренды транспортного средства) является предоставление имущества во временное владение и пользование либо только пользование арендатора.

Заключая договор фрахтования, «фрахтователь не получает хозяйственного господства над соответствующей частью транспортного средства. Возможность разместить груз в транспортном средстве не лишает фрахтовщика владения соответствующими помещениями. Предъявляя груз к перевозке, фрахтователь передает его во владение фрахтовщика, который может обеспечить его сохранность только в том случае, если владеет соответствующими помещениями»[12].

По договору фрахтования фрахтователю предоставляется вместимость либо часть вместимости транспортного средства (но не само транспортное средство). «Тем самым за фрахтователем резервируется место для пассажиров, грузов, багажа при сохранении в неизменном виде обязательства по их перевозке в пункт назначения. Договор фрахтования не предусматривает передачу вместимости транспортного средства в пользование фрахтователя, напротив, соответствующее место на борту судна предоставляется последнему на один или несколько рейсов только для перевозки грузов, пассажиров или багажа. По договору фрахтования (чартера), в отличие от договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства, фрахтовщик не оказывает фрахтователю никаких услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Управление транспортным средством, равно как и его техническая эксплуатация, составляют элементы существа обязательства перевозчика по доставке пассажиров, грузов, багажа в пункт назначения»[13].

Различия между договором аренды транспортного средства и договором фрахтования (чартера) содержатся и в судебной практике. В постановлении ФАС Поволжского округа от 10.02.2006 № А55-559/05-43 дается следующее разъяснение: по ГК РФ существенным отличием договора фрахтования (чартера) от договоров аренды (бербоут-чартера и тайм-чартера) является то, что по договору фрахтования фрахтовщик на возмездной основе обязуется предоставить фрахтователю всю или часть вместимости транспортных средств (одного или нескольких) для выполнения одного или нескольких рейсов для перевозки пассажиров, багажа, грузов. Поэтому в случае, когда в договоре говорится об обязанности фрахтовщика предоставить фрахтователю одно или несколько транспортных средств, имеет место не договор фрахтования, а договор аренды транспортных средств[14].

Договор фрахтования является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим. Поскольку договор фрахтования консенсуальный, то «им также регулируются и предшествующие перевозке отношения сторон, связанные с подачей судна под погрузку и предъявлением груза к перевозке»[15].

Сторонами договора фрахтования являются фрахтовщик и фрахтователь.

Согласно п. 22 ст. 2 УАТ фрахтовщик — это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров и багажа, грузов.

Фрахтовщик может иметь транспортное средство на праве собственности или ином законном основании (например, праве хозяйственного ведения или оперативного управления). Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующем от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика (ч. 2 ст. 31 УАТ).

В соответствии с п. 21 ст. 2 УАТ фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров и багажа, грузов.

В области грузовых перевозок «фрахтователь может быть отправителем или получателем груза, но может им и не быть, например, когда морское судно фрахтуется в соответствии с договором купли-продажи его продавцом, а отправление груза в адрес получателя осуществляет изготовитель товара»[16].

По мнению С.Ю. Морозова, грузоотправитель и грузополучатель также могут участвовать в осуществлении перевозок на основании договора фрахтования. «Если фрахтователь и отправитель не совпадают в одном лице, то у отправителя и фрахтовщика возникают взаимные права и обязанности по отправлению груза. При выдаче груза юридическая связь возникает между грузополучателем и фрахтовщиком»[17].

В литературе ставится вопрос, связанный с возможностью квалификации договора фрахтования в качестве договора в пользу третьего лица. С.Ю. Морозов в отношении пассажирского договора фрахтования считает, что, «исходя из определения договора фрахтования, фрахтовщик должен произвести исполнение фрахтователю, а не пассажиру, поэтому договор фрахтования нельзя признать договором в пользу третьего лица. По договору в пользу третьего лица у выгодоприобретателя возникает секундарное право (право на вступление в договор в качестве кредитора) с момента заключения такого договора первоначальными кредитором и должником. Данное правило не выполняется в договоре фрахтования, поскольку пассажир, например, может заключить с туроператором (фрахтователем) договор позже, чем заключен договор фрахтования. В промежутке между этими двумя событиями у пассажира никакого права (ни субъективного, ни секундарного) не существует»[18].

По договору в пользу третьего лица стороны устанавливают, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения в свою пользу (п. 1 ст. 430 ГК РФ). Основной смысл конструкции договора в пользу третьего лица состоит в предоставлении третьему лицу права самостоятельного требования к стороне по договору, в заключении которого указанное третье лицо не принимало участия. Как отмечает Н.С. Ковалевская, условие о предоставлении права третьему лицу требовать исполнения договора от должника является центральным среди всех существенных условий договора в пользу третьего лица, ибо без предоставления данного права не может быть и договора в пользу третьего лица[19].

Полагаем, что договор фрахтования, по которому перевозятся пассажиры (например, туристы), строится не по модели договора в пользу третьего лица, а по модели договора об исполнении третьему лицу, которая пока не нашла законодательного закрепления. «В отличие от договора в пользу третьего лица, договор об исполнении третьему лицу не предоставляет третьему лицу никаких субъективных прав. Поэтому требовать исполнения таких договоров третье лицо не может»[20]. Применительно к рассматриваемым отношениям с участием туристов заявлять требования, связанные с перевозкой, указанные лица вправе не фрахтовщику (перевозчику), а фрахтователю (туроператору).

К сожалению, ГК РФ не содержит норм, с помощью которых могли бы регулироваться договорные отношения по фрахтованию применительно к любому виду транспорта. Помимо собственно определения рассматриваемого договора, в ст. 787 ГК РФ содержится отсылочная норма, в соответствии с которой порядок заключения договора фрахтования, а также его форма устанавливаются транспортными уставами и кодексами. Однако, например, ВК РФ подобных норм не содержит. Согласно ч. 1 ст. 18 УАТ договор фрахтования в целях перевозки груза заключается в письменной форме. При этом ч. 4 ст. 18 УАТ содержит диспозитивную норму, согласно которой указанный договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза. В соответствии с ч. 1 ст. 27 УАТ договор фрахтования в целях перевозки пассажиров и багажа по заказу заключается в письменной форме. При этом если перевозки носят несистематический характер, указанный договор может быть заключен в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа (ч. 4 ст. 27 УАТ). В то же время согласно ч. 1 ст. 31 УАТ перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме. На морском транспорте договор фрахтования заключается в письменной форме. При этом обычным в данной сфере является использование отпечатанных типографским способом проформ (стандартных форм) различных чартеров. Указанные проформы разрабатываются с учетом особенностей перевозки определенных видов грузов и применительно к направлениям перевозки[21].

В ГК РФ нет специальных норм относительно содержания договора фрахтования, что, на наш взгляд, явилось бы предпочтительным, так как в этом случае можно унифицировать многие вопросы, касающиеся договора фрахтования, вне зависимости от вида транспорта, на котором он используется.

На морском транспорте требования к содержанию чартера установлены ст. 120 КТМ РФ, согласно которой чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки судна, а также наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки.

На автомобильном транспорте требования к содержанию договора фрахтования для осуществления грузовых перевозок установлены в ч. 2 ст. 18 УАТ, согласно которой указанный договор должен содержать сведения о фрахтовщике и фрахтователе, наименование груза, тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств), маршрут и место подачи транспортного средства, сроки выполнения перевозки, размер платы за пользование транспортным средством.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 УАТ договор фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу должен включать: сведения о фрахтовщике и фрахтователе; тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств); маршрут и место подачи транспортного средства; определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством; порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

Основные условия договора воздушного чартера формируются в типовых проформах грузовых и пассажирских чартеров.

Права и обязанности сторон договора фрахтования, а также и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора определяются в транспортных уставах и кодексах, а также в соглашении сторон.

Указанные вопросы получили отражение применительно к отдельным видам транспорта в работах С.Ю. Морозова[22], В.Н. Гречухи[23]. В рамках настоящей статьи остановимся лишь на некоторых из них.

Прежде всего, вне зависимости от вида транспорта фрахтовщик обязан подать под погрузку или посадку исправное транспортное средство. Фрахтовщик должен предоставить всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств для осуществления перевозки. Транспортное средство должно быть подано в установленный договором фрахтования срок. На морском транспорте фрахтовщик обязан привести судно в мореходное состояние, которое включает и его укомплектованность квалифицированным экипажем. В обязанности фрахтовщика может входить погрузка на транспортное средство. На воздушном транспорте к обязанностям фрахтовщика может относиться выполнение всех предполетных формальностей. Обязанностью фрахтовщика является своевременная доставка грузов или пассажиров и багажа в место назначения, а также обеспечение их сохранности и безопасности в пути следования. Существуют и другие обязанности фрахтовщика в зависимости от вида транспорта и разновидности перевозки.

Главной обязанностью фрахтователя является внесение платы за осуществление фрахтовщиком перевозки грузов либо пассажиров и багажа. Законом предусмотрены и другие обязанности фрахтователя, а также его права. В частности, фрахтователь имеет право отказаться от договора фрахтования в случае непредставления фрахтовщиком транспортного средства в оговоренный договором срок.

Основания и размер ответственности сторон по договору фрахтования предусматриваются законом, а также договором фрахтования. В частности, фрахтовщик несет ответственность за порчу, недостачу либо утрату груза, багажа, за просрочку доставки груза, багажа либо пассажира, за непредставление транспортных средств для перевозки, за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. При этом ответственность фрахтователя за причинение вреда жизни или здоровью пассажира носит внедоговорный характер, т. е. является деликтной.

 

Библиография

1 См.: Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. Т. 2 / под ред. П.В. Крашенинникова. — М., 2011. С. 180—181.

2 Там же. С. 180.

3 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. — М., 2004. С. 419.

4 СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5555.

5 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. — М., 2005. С. 518—519.

6 Остроумов Н.Н. Договор перевозки в международном воздушном сообщении. — М., 2009. С. 43.

7 Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй. Т. 2. С. 182.

8 См.: Калпин А.Г. Договор фрахтования судна (чартер) как институт морского права: теоретические и практические проблемы: дис. … д-ра юрид. наук. — М., 1989. С. 30.

9 Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2 / под ред. А.П. Сергеева. — М., 2009. С. 516.

10 См.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2 / под общ. ред. С.А. Степанова. — М., 2011. С. 384—385.

11 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая. С. 508.

12 Морозов С.Ю. Транспортное право: учеб. пособие. — М., 2010. С. 272.

13 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая. С. 508—509.

14 СПС «КонсультантПлюс».

15 Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 2. 5-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. — М., 2012. С. 524.

16 Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: в 2 т. Т. 1. Части I, II ГК РФ / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. 7-е изд., перераб. и доп. — М., 2012. С. 641.

17 Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 274.

18 Там же. С. 275.

19 См.: Ковалевская Н.С. Договор в пользу третьих лиц-граждан: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Л., 1988. С. 13.

20 Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1 / отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. 6-е изд., перераб. и доп. — М., 2005. С. 597.

21 Подробнее об этом см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. С. 419—420.

22 См.: Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 282—285.

 

23 См.: Гречуха В.Н. Транспортное право России: учеб. — М., 2012. С. 154 и сл.