Реклама
Статья

Правовые проблемы, приводящие к нарушению прав и интересов детей в процессе их усыновления иностранными гражданами

Рассматривается комплекс правовых проблем в сфере усыновления детей иностранными гражданами, приводящих к нарушению прав и интересов детей.

УДК 347.633  

Страницы в журнале: 71-75

 

А.Н. ПРИДАНОВ,

адвокат Международной коллегии адвокатов «Москва», соискатель юридического факультета  Института экономики, управления и права РГГУ  advokat-pan@mail.ru

 

Рассматривается комплекс правовых проблем в сфере усыновления детей иностранными гражданами, приводящих к нарушению прав и интересов детей.

Ключевые слова: право, усыновление, дети, защита прав, иностранные граждане.

 

Urgent Legal Problems Which Lead to the Violation of the Rights and Interests of Children in the Process of Their Adoption by Foreign Citizens

 

Pridanov A.

 

In this article the author investigates a complex of legal problems in area of adoption of children the foreign citizens leading infringement of the rights and interests of children.

Keywords: right, adoption, children, protection of the rights, foreign citizens.

 

Проводя анализ правовых проблем в области международного усыновления, неизбежно приходим к выводу о наличии в законодательстве Российской Федерации существенных пробелов, а в правоприменительной практике — многочисленных трудностей, связанных с охраной и защитой прав и интересов детей в данной сфере. При этом, по нашему мнению, весь комплекс проблем с усыновлением детей иностранными гражданами, приводящих к нарушению прав и интересов детей, можно условно разделить на три группы:

— насилие в приемных семьях;

— коррупция в процессе усыновления;

— слабый контроль за соблюдением прав и законных интересов детей при усыновлении их иностранными гражданами.

Проанализируем эти проблемы.

Насилие в семьях. Подавляющее большинство усыновленных иностранцами российских детей, многие из которых страдают различными, в том числе тяжелыми, заболеваниями, живут счастливо и хорошо. Они находят в новой семье любовь, внимание и заботу. Однако тревогу вызывают участившиеся в последнее время случаи жестокого обращения с детьми иностранных усыновителей и даже гибели детей от рук приемных родителей. А убийц затем оправдывают в суде, и тому есть множество примеров.

Так, 8 июля 2008 года Майлз Харрисон на 9 часов оставил мальчика в своей машине на парковке. Температура внутри автомобиля поднялась до 50°C, ребенок поги[1]. Харрисону грозил тюремный срок до 10 лет, однако суд оправдал американца. Как заявил при объявлении приговора судья, «никакой тюремный срок не причинит обвиняемому больших страданий, чем те, которые тот уже перенес в связи с гибелью ребенка»[2].

В 2010 году стало известно о судебном разбирательстве по делу об издевательствах супружеской четы Лещински над тремя российскими девочками-сестрами, удочеренными супругами несколько лет назад[3].

Тема гибели российских детей по вине усыновителей из США также возникала в начале декабря 2011 года, когда американского родителя, обвиненного в убийстве, не стали наказывать за смерть усыновленного мальчика из России. Полуторагодовалый Илья Карданцев из Красноярского края погиб, как предполагалось, от рук своего приемного отца-американца Брайана Дикстра, однако суд США признал последнего невиновным.

По словам Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П. Астахова, инцидент произошел более шести лет назад, однако американские власти удосужились известить о нем российскую сторону лишь после завершения расследования дела и вынесения оправдательного вердикта. Омбудсмен назвал такой приговор «опасной тенденцией» и не исключил, что он может стать причиной для запрета на вывоз российских детей на усыновление в США, где, по его данным, погибли уже 19 приемных детей из России[4].

Анализ фактов гибели российских детей в семьях иностранных усыновителей позволяет сделать вывод, что в большинстве случаев главная проблема заключается в недостаточной психологической подготовленности кандидатов в усыновители к воспитанию приемного ребенка, а также в особенностях их личности.

Очевидно, что только взаимные отношения ребенка с усыновителями, основанные на глубоком доверии, доброте, ласке, являются главными факторами при усыновлении. При этом на практике не только усыновители, но и сами дети сталкиваются с различными трудностями, особенно если приемными родителями являются иностранные граждане[5].

17 ноября 2011 года Государственная Дума ФС РФ сразу во втором и третьем чтениях приняла Федеральный закон № 351-ФЗ, обязывающий лиц, желающих принять в свою семью на воспитание ребенка, проходить специальную психолого-педагогическую и правовую подготовку. Соответствующие поправки внесены в ряд статей Семейного кодекса РФ и Гражданского процессуального кодекса РФ. Только после прохождения курсов граждане России получат право стать усыновителями, опекунами, попечителями или приемными родителями.

Программа и порядок подготовки утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансирование обучения будет осуществляться за счет средств региональных бюджетов. Органы опеки и попечительства обязаны организовывать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицины, обеспечивать психологическое обследование граждан, которые хотят стать опекунами.

При этом для международных усыновлений исключений не существует — иностранным родителям тоже нужно пройти подготовку либо в своей стране, либо в России. Исключение сделано для случаев, когда ребенка усыновляет отчим или мачеха, близкий родственник, а также если заявление на усыновление подает человек, уже имеющий приемных детей.

Однако, несмотря на такие положительные подвижки в деле защиты прав и интересов детей при усыновлении иностранными гражданами, совершенно очевидно, что необходимы другие, более конкретные меры для реального контроля за иностранным усыновлением. Это объясняется тем, что «случаи убийства наших детей за границей, факты жестокого обращения с ними обусловлены отсутствием эффективного механизма контроля за судьбой детей, а также уклонением организаций от предоставления отчетов об условиях жизни и воспитания детей, переданных на усыновление иностранным гражданам»[6].

Коррупция в процессе усыновления. Теоретически в нашей стране приоритетное право на усыновление имеют граждане Российской Федерации. На практике же российским усыновителям приходится тратить на борьбу с профильными чиновниками гораздо больше сил и времени, нежели иностранцам.

Иностранные граждане могут обратиться за помощью в аккредитованные агентства, которые за годы работы освоили российскую технологию: знают, с кем и как говорить и когда применять иные методы. В России помощь в усыновлении может оказываться только на некоммерческой основе, а организаций, помогающих обрести ребенка со стороны, крайне мало, и работают они не слишком эффективно. В настоящее время создается сеть агентств, помогающих в деле усыновления россиянам, но денег, как всегда, не хватает, и дело продвигается крайне медленно[7].

Складывается впечатление, что чиновники создают все условия для стимулирования международного усыновления, а усыновление детей россиянами им невыгодно. Судебная практика показывает, что правило о приоритете российских граждан при усыновлении детей не соблюдается в большинстве случаев.

Как показывает практика усыновления, нахождение сведений о детях в банках данных (муниципальных, региональных и центральном) — только формальность. В реальности еще до постановки на учет к конкретному ребенку «прикрепляется» представитель иностранного усыновительного агентства, а сведения о таком ребенке тщательно охраняются от россиян. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей в банк данных информацией о детях способствует росту числа злоупотреблений чиновников.

Дела о международном усыновлении появились в судебной практике с 1991 года. Сегодня о коррупции при международном усыновлении говорят как журналисты, так и адвокаты, отмечая следующие признаки, свидетельствующие об этом правонарушении:

— устоявшуюся практику рассмотрения подобного рода дел с участием органов образования, когда СК РФ требует участия в таких делах органов опеки и попечительства;

— закрытость судебных заседаний, хотя усыновители-иностранцы, как правило, не делают тайны из совершаемых ими действий;

— закрытость банка данных о детях-сиротах как для российских усыновителей, имеющих в силу закона преимущественное право на усыновление детей — граждан Российской Федерации, так и для иностранных граждан;

— препятствование органами образования субъектов Российской Федерации международному усыновлению в случаях, когда усыновители и дети познакомились без участия органов образования;

— нежелание органов образования содействовать международному усыновлению, когда усыновители обращаются непосредственно в органы образования с целью подыскать ребенка и отказываются по рекомендации органов образования обращаться в усыновительное агентство.

Такая практика международного усыновления, которая с 1996 года стала судебной ввиду того, что по закону усыновление было передано из ведения органов исполнительной власти в подведомственность судам, дает основание предполагать криминализацию процесса международного усыновления, в которой также участвуют и суды.

Как отмечает М. Гриднева, «дела о международном усыновлении считаются поистине золотыми. Обычно они заметно повышают благосостояние судьи»[8]. «При этом такие дела безопасны для судей, поскольку эти процессы носят закрытый характер в связи с тайной усыновления»[9]. Типичным примером злоупотреблений в делах такого рода можно считать деятельность судьи районного суда г. Хабаровска Галины Антушевич, которая выносила решения об усыновлении российских детей иностранными гражданами даже без проведения судебных заседаний, попросту сочиняя протоколы. Она была приговорена к двум годам лишения свободы условно и освобождена от наказания по амнистии[10].

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости проведения комплекса мероприятий, направленных на стимулирование и повышение привлекательности усыновления в нашей стране.

Мы солидарны с позицией М. Барщевского, который отмечает, что «если говорить о кардинальных вещах, то для начала надо упростить и дебюрократизировать отечественную систему усыновления. Потому что многие люди, кто поначалу мечтает усыновить детей, сталкиваясь с мощными бюрократическими преградами, отчаиваются и опускают руки.

С другой стороны, нам придется ввести санкции за отказ от усыновленного ребенка. Этот серьезный шаг нужно серьезно обдумывать. Такой отказ имеет для маленького человека слишком негативные последствия. Лучше всю жизнь прожить в детском доме, чем быть выбранным, а потом отданным назад — не понравился»[11].

Кроме того, совершенно очевидно, что необходима реальная государственная поддержка семей, усыновивших ребенка, адресная социальная помощь усыновителям. Такая поддержка должна проявляться в первую очередь в материальной помощи, в виде выплаты существенного единовременного пособия, а также ежемесячных выплат лицам, взявшим ребенка на воспитание в семью.

Слабый контроль за соблюдением прав и законных интересов детей при усыновлении их иностранными гражданами. Поскольку Российской Федерации небезразлична судьба своих несовершеннолетних граждан, огромное значение приобретает возможность контролировать их дальнейшую судьбу при усыновлении иностранцами. По российскому законодательству усыновившие ребенка родители должны представлять отчеты после усыновления. Зачастую такие отчеты не представляются, и чаще всего это происходит в случае независимого усыновления.

 

По мнению А.А. Левитской, с так называемым независимым усыновлением, осуществляемым иностранными гражданами лично, без содействия аккредитованных организаций, связаны основные проблемы международного усыновления. В настоящее время до 80% усыновлений производится через аккредитованные организации, около 20% от общего числа — независимое усыновление. При независимом усыновлении рычаги воздействия на организацию, взявшую обязательства по контролю за условиями жизни усыновленных детей, практически отсутствуют, что существенно затрудняет дальнейший контроль за условиями жизни и воспитания детей.

Во многих случаях оформления независимого усыновления после возвращения усыновителей в страну проживания отчеты об адаптации детей в Россию не поступают. К тому же, как показывает практика, независимое усыновление зачастую связано с осуществлением незаконной посреднической деятельности по усыновлению детей[12].

Несмотря на то, что посредничество в процессе усыновления законодательством Российской Федерации запрещено, на практике в независимом усыновлении чаще всего участвуют посредники.

В ходе проведенной в 2005 году Генеральной прокуратурой РФ проверки почти 900 организаций, действовавших по всей стране, установлено, что большинство случаев жестокого обращения с усыновленными детьми выявляется именно после независимого усыновления[13]. Как пишет «Российская газета», «картина тогда всплыла просто ужасающая. У многих агентств либо не было разрешения на работу в России, либо срок его действия давно закончился. Во многих агентствах прокуроры не нашли никаких данных об уехавших детях, и поэтому было невозможно проверить, что с ними»[14].

Позиции профильного комитета Государственной Думы ФС РФ и Генеральной прокуратуры РФ аналогичны: усыновление через аккредитованные агентства лучше защищает интересы ребенка. О нежелательности независимого усыновления еще в 2005 году высказались заместитель руководителя департамента образования г. Москвы Л. Селявина[15]и Главный военный прокурор С. Фридинский: «Оно должно быть запрещено! При независимом усыновлении никто не несет ответственности за судьбу детей, и у нас нет никакой возможности хоть как-то контролировать их жизнь за рубежом»[16].

Однако ничего не менялось, пока в апреле 2010 года тему нецелесообразности и опасности для жизни детей деятельности не аккредитованных в Российской Федерации иностранных агентств не поднял детский омбудсмен П. Астахов[17].

Таким образом, проблема контроля за соблюдением прав и законных интересов детей при усыновлении их иностранными гражданами становится все более актуальной. В конце 2011 года в соответствии с п. «г» ст. 84 Конституции РФ Президент РФ внес в Государственную Думу ФС РФ проекты: федерального конституционного закона «О внесении изменений в статью 36.1 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законопроекты касаются детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Соответствующие изменения вносятся и в закон об Уполномоченном по правам человека в РФ[18].

Итак, анализируя национальное и международное законодательство, можно сделать вывод, что на сегодняшний день процедура усыновления достаточно уязвима[19]. При этом весь комплекс проблем в сфере усыновления детей иностранными гражданами, приводящих к нарушению прав и интересов детей, можно условно разделить на три группы: насилие в приемных семьях, коррупция в процессе усыновления, слабый контроль за соблюдением прав и законных интересов детей при усыновлении их иностранными гражданами.

 

Библиография

1 См.: Вице-спикер Госдумы об усыновленных россиянах: «Они — животные или кто?»// ИА REGNUM. 2008. 18 дек.

2 Беззакониям с усыновлением российских детей придет конец? URL: http://www.ombudsman.mos.ru/index.php

3 См.: Мошкин М. Усыновление и наказание // Время новостей. 2010. 30 авг.

4 См.: Американского «папу», обвиненного в убийстве, не стали наказывать за гибель усыновленного мальчика из России.  URL: http://www.newsru.com/world/02dec2011/distra19.html

5 См.: «Кто я?» — личностные конфликты российских приемных семей в США // Актуальные вопросы клинической и социальной психиатрии / под ред. А. Азаряна. — Нью-Йорк, 2005. С. 195.

6 Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. — М., 2006.С. 112.

7 См.: Соломатина О. От приютных до приемных // Деньги. 2005. № 47(552).

8 Гриднева М. Суд продажных: взятки судьям бандиты и бизнесмены закладывают в «издержки производства» // Московский комсомолец. 2003. 23 июля.

9 Простова В.М. Меры противодействия коррупции в сфере гражданского и арбитражного судопроизводства // Современное право. 2005. № 9.

10 См.: Гриднева М. Указ.соч.

11 Цит. по: Новоселова Е. Чужая кровь: сможет ли Россия усыновить всех своих сирот? // Российская газета. Федеральный выпуск № 5354(275). 2010. 6 дек.

12 См.: Левитская А.А. Проблемы защиты прав детей-сирот от насилия в замещающих семьях и учреждениях // Детский дом. 2008. № 26. С. 2—5.

13 Россия пока не будет ратифицировать Гаагскую конвенцию о международном усыновлении. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=288602

14 Козлова Н. Сироты — оптом и в розницу // Российская газета. 2006.16 нояб.

15 См.: Соломатина О. Указ. соч.

16 Независимое усыновление должно быть запрещено!

17 Детский омбудсмен усомнился в работе иностранных агентств по усыновлению // Коммерсантъ. 2010. 5 апр.

18 Законопроект «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был внесен в Государственную Думу 27.12.2011 и принят в первом чтении 16.03.2012.

 

19 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации», ст. 4 которого запрещает гражданам США усыновлять российских детей-сирот // Российская газета. 2012. 29 дек.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются возможные пути совершенствования российского законодательства в области регламентирования использования дипфейк технологий на основе анализа законодательства США и КНР, регулирующего правоотношения в сфере дипфейк технологий
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются актуальные вопросы применения положений так называемого антисанкционного законодательства (статьи 248.1 и 248.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Целью работы является подготовка рекомендаций, направленных на повышение привлекательности российской юрисдикции, с целью их учета в правоприменительной практике.
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассмотрены цифровые правоотношения и правоотношения с цифровыми деньгами как новый вид (тип) правоотношений, которые стали ответом на изменившиеся реалии.
Добавлено: 06.04.2024
С 1 июля 2019 года в правовую систему России был включен новый институт наследственного права — институт наследственного договора. Многие аспекты этого института не получили своего полного раскрытия, правоприменительная практика наследственного договора только начинает складываться.
Добавлено: 06.04.2024