Реклама
Статья

Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Т.Н. ТРОШКИНА, кандидат юридических наук, доцент ГУ Высшая школа экономики Принципы, или общие начала, занимают особое место в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности и в концентрированном виде выражают его содержание. Они гарантируют последовательность внешнеторгового курса, обеспечивают взаимосвязь внешнеторговой политики и государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Т.Н. ТРОШКИНА,

кандидат юридических наук, доцент ГУ Высшая школа экономики

 

Принципы, или общие начала, занимают особое место в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности и в концентрированном виде выражают его содержание. Они гарантируют последовательность внешнеторгового курса, обеспечивают взаимосвязь внешнеторговой политики и государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Принципы регулирования — это своего рода камертон для формирования внешнеторговой политики государства и принятия соответствующих решений уполномоченными государственными органами. Особую актуальность исследование данной проблемы приобретает в связи с официально провозглашенным российским правительством курсом на вступление в ВТО. Закрепление принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности обеспечивает приведение российского законодательства в соответствие с общепринятыми международными стандартами, правилами и нормами.

Особо следует упомянуть ту роль, которую принципы играют в формировании административной и судебной практики во внешнеторговой сфере.

Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности могут быть систематизированы и классифицированы в соответствии с различными критериями. Можно выделить группу принципов, характерных для государственного регулирования экономики в целом, и те принципы, которые свойственны только государственному регулированию внешнеторговой деятельности.

Принципы государственного регулирования экономики могут быть определены как основные правила воздействия государственных органов на экономику с целью обеспечения ее эффективного функционирования. На практике применение принципов государственного регулирования предполагает обязательный учет конкретных условий хозяйствования. Следование научно обоснованным принципам государственного регулирования экономики позволяет государству эффективно осуществлять свою экономическую функцию.

Базовыми принципами государственного регулирования экономики являются:

· соответствие экономической политики долгосрочным интересам государства;

· сочетание гибкости политики и устойчивости стратегии;

· четкое определение и ранжирование целей государственного воздействия на экономику;

· обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования;

· гарантированность и мотивационная направленность государственной поддержки в решении социально-экономических проблем;

· исключение неоправданного вмешательства государства или его органов в экономическую деятельность и нанесения ущерба хозяйствующим субъектам и экономике Российской Федерации;

· приоритет экономических мер государственного регулирования по отношению, например, к административным;

· законность;

· принцип федерализма;

· гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования;

· нацеленность на обеспечение обороноспособности и безопасности государства;

· координация и взаимодействие государственных органов при осуществлении государственного регулирования;

· вовлечение в процесс государственного регулирования экономики общественных институтов.

Все перечисленные принципы государственного регулирования экономики могут быть перенесены и на внешнеторговую сферу, и в этом смысле они определяются нами как общие принципы государственного регулирования, характерные для ряда отраслей экономики, в том числе и для внешней торговли.

В отличие от общих принципов, специальные принципы проявляют себя только в сфере внешней торговли. Это специфические принципы, присущие исключительно государственному регулированию внешнеторговой деятельности. К ним могут быть, в частности, отнесены:

· протекционизм и защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации;

· единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

· единство таможенной территории Российской Федерации;

· обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

· единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации;

· гармонизация внешнеторговых процедур и правил с общепризнанными международными нормами и практикой;

· принцип недискриминации и наибольшего благоприятствования.

В свою очередь специальные принципы могут быть подразделены на две подгруппы:

· действующие на всех направлениях внешнеторговой деятельности;

· характерные для одного или нескольких направлений.

Так, в сфере военно-технического сотрудничества действует принцип государственной монополии на военно-техническое сотрудничество, который обеспечивается:

· осуществлением исключительных полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества;

· введением разрешительного порядка экспорта и импорта продукции военного назначения;

· регламентированием военно-технического сотрудничества в соответствии с военно-политическими и экономическими интересами Российской Федерации;

· проведением единой государственной политики в области формирования внешнеторговых цен на продукцию военного назначения;

· обеспечением бюджетного финансирования экспорта и импорта продукции военного назначения, осуществляемых во исполнение международных обязательств Российской Федерации.

Еще одним критерием классификации принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности может служить способ их закрепления. В этом случае можно говорить о доктринальных принципах и принципах, закрепленных в действующем законодательстве. К первым могут быть отнесены принцип протекционизма, соответствие внешнеторговой политики долгосрочным интересам государства и др.

Большинство принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности находят свое закрепление в законодательных актах. Это объясняется требованиями правового государства: все случаи вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, ограничения свободы ее осуществления, применения запретов и ограничений на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу должны быть санкционированы государством посредством установления правового характера для соответствующих норм.

Граница между доктринальными и законодательно закрепленными принципами в известной степени условна: доктринальные принципы могут переходить в разряд правовых, и наоборот — в случае отмены нормативного правового акта закреплявшийся в нем принцип может продолжать использоваться в практике государственного регулирования внешнеторговой деятельности в качестве доктринального.

Специфика объекта государственного регулирования — внешнеторговая сфера — объясняет целесообразность классификации принципов на внутренние и международные.

Внутренние принципы формируются на уровне данного государства, в то время как международные представляют собой результат согласования позиций ряда государств, международного сотрудничества в сфере внешней торговли.

Проанализируем наиболее важные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Принцип протекционизма. Под протекционизмом понимается государственная политика, направленная на поощрение отечественной экономики, ее защиту от иностранной конкуренции, на расширение внешних рынков. Протекционизм — понятие доктринальное, однако с недавних пор этот принцип стал упоминаться и в законодательных актах. Так, в Федеральном законе от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (далее — Закон о ВТС) среди принципов государственной политики в области военно-технического сотрудничества назван «государственный протекционизм в области военно-технического сотрудничества» (п. 1 ст. 4).

Одно из наиболее удачных, по нашему мнению, определений таможенного протекционизма дали А. Терехов и Ф. Филиппов, рассматривающие его как категорию, «отражающую отношения, возникающие по поводу перераспределения прибавочной стоимости в процессе обособления национального рынка от мирового»[1]. Таким образом, протекционизм представляет собой особую форму общественных отношений, возникающих вследствие обособления внутреннего рынка от условий конкуренции на внешнем.

Протекционизм — одно из направлений экономической политики, обеспечивающее защиту экономической безопасности страны. С одной стороны, таможенный протекционизм защищает национальную экономику от умышленных (экономические диверсии) и неумышленных (циклические экономические кризисы и др.) негативных воздействий. Защитная функция таможенного протекционизма существует независимо от того, как конкретно развиваются торгово-экономические отношения с отдельными странами. При благоприятных условиях развития мировой экономики и внешнеэкономического сотрудничества эта функция продолжает сохраняться. Она становится своего рода «спящей» функцией, готовой в любой момент обеспечить незыблемость экономического суверенитета государства и гарантировать его экономическую неуязвимость. С другой стороны — и это находит свое отражение в современном таможенном законодательстве, — протекционизм как совокупность общественных отношений, возникающих в результате обособления внутреннего экономического пространства от условий конкуренции на внешнем рынке, выполняет наступательную функцию, связанную с интеграцией в мировое хозяйство и активизацией международных экономических отношений. Активизация внешнеэкономической политики, безусловно, оказывает позитивное воздействие на решение внутриполитических задач. В связи с этим проявляется конструктивный характер протекционизма, обеспечивающего нормальное взаимодействие национальной экономики с внешним рынком в целях реализации основных направлений внутренней экономической политики.

Протекционизм предполагает защиту национальной экономики от воздействия как экзогенных (имеющих внешнее происхождение), так и эндогенных (внутренних) факторов.

К экзогенным факторам относится негативное экономическое воздействие внешней среды. Оно может явиться следствием кризисного состояния мировых товарных рынков, международной валютно-финансовой системы и международных экономических отношений в целом, а также быть результатом акции по дестабилизации внутреннего рынка и подрыву национальной экономики извне, которая проводится для достижения конкретных внешнеполитических целей. В этих случаях принцип протекционизма обычно реализуется через использование таких инструментов, как импортная (ввозная) таможенная пошлина, генеральные (максимальные) ставки таможенного

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
2 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В апреле 2023 года в Российской академии наук и Институте государства и права РАН отметили 100-летний юбилей академика РАН Владимира Николаевича Кудрявцева — выдающегося советского и российского ученого-юриста, многие годы проработавшего на посту вице-президента РАН
Добавлено: 06.04.2024
Необходимость дальнейшего совершенствования института защиты чужих прав, свобод и законных интересов определяется тем, что рассматриваемый институт в современном гражданском процессе не теряет собственной актуальности, несмотря на наметившуюся негативную тенденцию к уменьшению форм участия общественности в отправлении правосудия.
Добавлено: 06.04.2024
Анализируются возможности применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, которым по приговору суда назначено отбывать наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое освобождение возможно только после отбытия осужденными 25 лет наказания, однако уже после 12—15 лет изоляции у них практически утрачиваются все социально-полезные связи.
Добавлено: 06.04.2024
Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности войск национальной гвардии осуществляют военные и территориальные органы прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Добавлено: 06.04.2024
В статье рассматриваются некоторые теоретические положения и проблемы, вызванные несовершенством правового регулирования процедуры отказа в возбуждении уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Добавлено: 06.04.2024