УДК 342.951:351.82  

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №7 2011 Страницы в журнале: 34-36 

 

К.Ю. ГОЛУБ,

аспирант кафедры теории государства и права Саратовской государственной академии права

 

Рассматривается вопрос о наиболее актуальных текущих задачах российской правовой политики в области внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Анализируется понятие приоритетов правовой политики и отмечаются основные приоритеты в сфере ВЭД.

Ключевые слова: правовая политика, внешнеэкономическая деятельность, мировая экономика, приоритеты правовой политики.

 

Priorities of Legal Policy in the Sphere of Foreign Economic Activities

 

Golub K.

 

This article is devoted to the study of current actual goals of Russian modern legal policy in the sphere of foreign economic activities. The meaning of the term “priority” is considered in the article, a definition of priorities of legal policy is pointed out as well as a list of current priorities of legal policy in question is proposed.

Keywords: legal policy, foreign economic activities, world economy, priorities of legal policy.

 

Экономические процессы не существуют изолированно от окружающего мира. Экономическая система может эффективно функционировать лишь в условиях определенного социально-политического порядка, правил игры, существующих во всех сферах общественной жизни, устанавливаемых и обеспечиваемых главным образом государством.

Правовая политика определяет характер правового развития общества. Стратегически она направлена на использование правовых средств в целях обеспечения оптимальной эффективности социально-политических и экономических процессов, а тактически — на совершенствование этих правовых средств, решение наиболее актуальных задач, стоящих перед обществом. При выработке и реализации стратегических правовых идей необходимо ориентироваться на универсальные ценности, обретенные в процессе эволюции человечества и принципиально важные для его дальнейшего развития. Именно эти ценности должны быть безусловным приоритетом политики в сфере правового регулирования, тем ориентиром, который объединяет в единое целое все ее направления[1].

 В толковом словаре русского языка предлагаются следующие значения слова «приоритет»: 1) первенство по времени в открытии, изобретении и т. п.; 2) преобладание, первенствующее значение; 3) то, что представляется наиболее важным, требует к себе первоочередного внимания[2].

В теории права приоритетами определяются первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые «необходимо незамедлительно решать сейчас и в ближайшей перспективе»[3].

В проекте концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года[4] под приоритетами правовой политики подразумеваются наиболее актуальные задачи российского государства, вытекающие из объективных интересов и потребностей личности, общества и государства, сформировавшихся на современном переходном этапе развития. Поскольку «правовая политика государства призвана решать множество задач в сфере правового регулирования социальных отношений, ее приоритетами следует считать наиболее актуальные задачи, требующие незамедлительного решения, единые, как правило, для всех направлений правовой политики и в максимальной степени способствующие достижению поставленных перед ней целей»[5].

Н.В. Исаков отмечает, что приоритетами правовой политики, ее ориентирами в сфере правового регулирования являются универсальные ценности, имеющие для развития общества ключевое значение. «Правовая политика в качестве приоритета может направить свою деятельность в сфере правового регулирования на защиту наиболее важных ценностей общества и государства»[6]. В.А. Рудковский пишет: «Приоритеты — то, без чего не обойтись уже сегодня. Правовой приоритет может проявляться по-разному. Понятие “приоритет” может означать априорные ценности, неотложные задачи, первоочередные направления»[7].

Правовая политика — явление комплексное, различные ее разновидности и направления тесно взаимосвязаны, образуют систему, преследуя общие цели, решая смежные задачи. Приоритеты правовой политики в целом и каждой ее разновидности должны соответствовать друг другу, быть ориентированы на одни социальные ценности,  поэтому приоритеты правовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) призваны логически дополнять и развивать содержание наиболее актуальных задач правовой политики.

Правовая политика в сфере ВЭД предполагает целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования ВЭД и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Кроме того, указанная политика предполагает решение важных задач по географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны. С учетом федеративного устройства России, многое зависит от правильного и оптимального распределения полномочий в области формирования и реализации правовой политики в сфере ВЭД между центральной властью и субъектами Российской Федерации при безусловном единстве этой политики.

Стратегия развития правового обеспечения ВЭД в России должна учитывать весь комплекс быстро меняющихся внешних условий ее реализации, связанных с интенсификацией процессов глобализации, заключающихся в изменениях композиции, пространственной конфигурации, отраслевой и технологической структуры мирового хозяйства, структуры и географии международной торговли и инвестирования, а также в повышении трансграничной мобильности капитала и растущей интернационализации производственно-сбытовых цепочек, в появлении новых стран-лидеров, расширении и углублении региональных интеграционных процессов, увеличении числа региональных торговых соглашений, возрастающей политизации международных экономических отношений и т. п.

В этой связи к числу специальных приоритетов правовой политики в сфере ВЭД необходимо отнести следующие.

Совершенствование механизма правового регулирования ВЭД. Во времена постоянно усложняющихся экономических процессов, роста числа независимых хозяйствующих субъектов, увеличения количества и значения трансграничных коммерческих операций, развития политико-экономических интеграционных процессов в мире становится очевидно, что правовая политика обязана обеспечивать своевременный и перманентный процесс адаптации юридических средств к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, сочетая черты консервативности правовой системы и инновационный характер экономической деятельности.

Повышение эффективности национальной экономики, рост ее конкурентоспособности и, как следствие, повышение жизненного уровня граждан России и всеобщего благосостояния. В условиях глобализации экономических процессов реализация данного приоритета немыслима без широкого включения Российской Федерации в систему мирохозяйственных связей. При нарастающей взаимозависимости между национальной и мировой экономикой, стирании грани между внутренней и внешней политикой национальных государств решение таких внутренних задач, как улучшение инвестиционного климата, создание более благоприятных условий для бизнеса, в том числе путем повышения эффективности работы государственных регулирующих институтов, снижения коррупции и административного прессинга, является неотъемлемой частью внешнеэкономического блока любого государства. Создание конкурентоспособной экономики, преодоление внутренних дисбалансов и слабостей остается на сегодняшний день необходимым условием проведения успешной внешнеэкономической политики.

Развитие международных экономических отношений и интеграционных процессов. Президент РФ Д.А. Медведев указывает: «Наши внутренние финансовые и технологические возможности сегодня недостаточны для реального подъема качества жизни. Нам нужны деньги и технологии стран Европы, Америки, Азии. Этим странам нужны, в свою очередь, возможности России. Мы крайне заинтересованы в сближении и взаимном проникновении наших культур и экономик»[8].

Обеспечение открытости российской экономики. «Самоизоляция — это путь в тупик. Мы будем продолжать процесс интеграции в мировую экономику. Но при этом нужно учиться гибко сочетать использование имеющихся и открытие новых конкурентных преимуществ. А привлекая внешние ресурсы, эффективно защищать свои экономические интересы»[9].

Обеспечение экономической безопасности. Экономическая безопасность — фактор защищенности, обеспеченности, сохранности основных экономических благ (собственности, конкуренции, предпринимательства) — является ключевым в системе экономических ценностей. Без безопасности теряется всякий смысл и в экономической свободе, и в благосостоянии[10].

Обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное положение в мировой торговле, содействие российским компаниям и инвесторам на внешних рынках. «Сейчас нужно активно содействовать нашим компаниям в получении максимальных выгод из открытости российской экономики и из текущей рыночной ситуации, несмотря на всю ее сложность; помогать им повышать свою эффективность и выйти на новые рынки — рынки товаров, технологий, рабочей силы»[11].

Формирование комплексной системы российского законодательства и международной правовой базы в сфере международных экономических отношений, усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка, обеспечение полноправного участия Российской Федерации в международных экономических организациях (ВТО, ОЭСР, МВФ, Всемирном банке, «Большой двадцатке» и др.).

Так, к приоритетам правовой политики справедливо относят наиболее важные общечеловеческие ценности, находящиеся под правовой защитой, на которые и должна быть сориентирована деятельность государства в сфере правового регулирования, в том числе и на международном уровне[12].

В ходе развития процессов глобализации сужается круг государств, способных самостоятельно принимать решения, как во внутренней, так и во внешней политике. Глобализация объективно сказывается на функционировании государственных институтов в любой стране, как правило, сужая возможности национального правительства в экономике. Тем не менее на обозримую перспективу без активной роли государства России не удастся сохранить экономический суверенитет в условиях нарастающей геоэкономической конкуренции.

 

Библиография

1 См.: Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — М., 2003.

2 См.: Гуськова А.П., Сотин Б.В. Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. — М., 2003.

3 Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. — Саратов, 2003. С. 334.

4 Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 года / Под ред. А.В. Малько. — Саратов, 2010. URL: http://www.igpran.ru. С. 25 (дата обращения: 14.02.2011).

5 Сердюкова И.Г. Международно-правовая политика современной России в сфере осуществления прав и законных интересов человека: Общетеоретический аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. — Краснодар, 2008. С. 42.

6 Исаков Н.В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики: Дис. ... д-ра юрид. наук. — Ростов н/Д, 2004. С. 252.

7 Цит. по: Киреев А.Б. Судебно-правовая политика в современной России: проблемы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук. — Белгород, 2009. С. 98.

8 Медведев Д.А. Россия, вперед! URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/5413. 2009 (дата обращения: 15.02.2011).

9 Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ  5 ноября 2008 г. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/1968. 2008 (дата обращения: 15.02.2011).

10 См.: Перов А.Н. Правовая политика в сфере борьбы с экономическими правонарушениями: методологические и концептуальные аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. — Ростов н/Д, 2009. С. 21.

11 Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ. Там же.

12 См.: Сердюкова И.Г. Указ. раб. С. 40.