УДК 347.218.44 

Страницы в журнале: 95-98

 

А.А. СУДЬИН,

аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин Московской открытой социальной академии

 

На протяжении многих лет в гражданском процессе существует ряд проблем с определением лиц в спорах, связанных с принятием выморочного имущества. Возникновение указанных проблем обусловлено отсутствием федерального закона, непосредственно регулирующего рассматриваемую категорию дел. Проведенное автором исследование позволило ввести временный порядок определения лиц в гражданском процессе по делам о признании выморочного имущества в условиях действующего российского законодательства.

Ключевые слова: гражданский процесс, выморочное имущество, бесхозяйное имущество, государственный орган, наследство, наследование по закону, передача права собственности, имущество умершего.

 

Problems of definition of persons in civil process in disputes connected with acceptance escheat property

 

Sudin A.

 

For many years in civil proceedings there have been a number of problems with the definition of individuals in disputes relating to the adoption of the escheat. These problems occur in the absence of federal law that directly regulates such cases. The results of the study allowed to establish a temporary procedure for determining persons in civil proceedings for escheat recognition in accordance with the present law in Russia.

Keywords: civil procedure, escheat, ownerless property, state structure, legacy, succession on intestacy, transfer of ownership, intestate property.

 

На сегодняшний день при рассмотрении гражданских дел о признании имущества выморочным и передаче его в собственность Российской Федерации возникает достаточно много проблем. Они обусловлены отсутствием четкого механизма организации работы по наследованию, учету и передаче в собственность выморочного имущества. Из-за противоречий в законодательстве суды общей юрисдикции и нотариальные конторы сталкиваются с массой вопросов как на предварительной стадии, так и при принятии решения.

В пункте 3 ст. 1151 ГК РФ предусмотрено издание федерального закона о порядке наследования и учета выморочного имущества, а также о порядке его передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Однако до настоящего времени такой закон не принят. Его отсутствие порождает проблемы, связанные с порядком наследования выморочного имущества, поскольку различные государственные органы заявляют о своем праве на данное имущество от имени Российской Федерации. Подобные коллизии возникают из-за того, что нет ясности, какими нормативными актами необходимо руководствоваться при переходе выморочного имущества.

Сформировавшаяся судебная практика по спорам, связанным с признанием права на наследство, установлением факта родственных отношений, восстановлением искового срока на рассмотрение данной категории дел, неоднозначна. Основная проблема заключается в том, что в нашей стране долгое время не было четко сформулированной законодательной регламентации и правового механизма  наследования, учета и передачи выморочного имущества к государству, что привело к хаотичности судебной практики.

Судьи после принятия искового заявления в соответствии со ст. 133 ГПК РФ обязаны определить закон, которым следует руководствоваться при рассмотрении дела, а также при решении вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.

Подпункт «к» п. 18 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 31.12.1991 № 3401 (далее — Положение о ГНС), регламентировал как одну из функций налоговых органов осуществление работы по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству. После образования ФНС России было издано постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», где полномочия нового органа, связанные с конфискованным, бесхозяйным и выморочным имуществом, прописаны не были.

Обязанность по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству, была возложена на налоговые органы Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 № 683 (далее — Постановление № 683), а непосредственно порядок и механизм передачи данного вида имущества налоговым органам, его учета, оценки и реализации был установлен Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 № 185 (далее — Инструкция).

Следует отметить, что районные суды по сей день в качестве ответчика и заинтересованного лица привлекают именно налоговые органы.

Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что работу по учету, оценке и реализации выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, осуществляют налоговые органы согласно Постановлению № 683 и Инструкции, что, по сути, является выработанным «обычаем» судебной системы из-за неурегулированности вопроса.

Такая сложившаяся за последние десятилетия традиция объясняется еще и тем, что на сегодняшний день имеются также постановления Правительства РФ от 29.05.2003 № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» и от 17.09.2003 № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей». Указанные документы также содержат правовой механизм учета, принятия и передачи бесхозяйного имущества, который используют Российский фонд федерального имущества, Федеральная регистрационная служба и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

В соответствии с п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 (далее — Постановление № 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации. Таким образом, прямо закреплено, что именно агентство принимает выморочное имущество, переходящее в федеральную собственность, а это является частным случаем реализации полномочий собственника (коим в силу п. 2 указанного Положения и является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом).

Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в городе федерального значения (Москве или Санкт-Петербурге) — в его собственность. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона от 29.11.2007 № 281-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 281) было принято постановление Правительства Москвы от 22.07.2008 № 639-ПП «О работе с жилыми помещениями, переходящими в порядке наследования по закону в собственность города Москвы, и с жилыми помещениями жилищного фонда города Москвы, освобождаемыми в связи с выбытием граждан» (далее — Постановление № 639-ПП), в соответствии с которым правомочия собственника в отношении недвижимого имущества в виде жилых помещений, переходящих по праву наследования в собственность г. Москвы, осуществляет Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы; кроме того, указанный департамент осуществляет контроль и принятие (оформление права собственности) выявленных жилых помещений. В качестве приложения к Постановлению № 639-ПП было принято Положение о порядке выявления и оформления жилых помещений, переходящих в порядке наследования по закону в собственность города Москвы.

На сегодняшний день налоговые органы, привлекаемые в качестве стороны по делам о выморочном имуществе, руководствуются письмом ФНС России от 04.12.2008 № ШС-6-3/892 «О выморочном имуществе» (далее — письмо ФНС России).

Таким образом, функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены и на ФНС России (Положение о ГНС), и на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Постановление № 432).

Следует обратить внимание на указанный в письме ФНС России вывод о том, что выморочное имущество в виде жилых помещений не переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Исходя из этого, с момента вступления в силу Закона № 281 налоговые органы не осуществляют полномочия по работе с выморочным имуществом в виде жилых помещений.

Кроме того, письмо ФНС России, касаясь вопросов работы с выморочным имуществом, рекомендует налоговым органам обращаться к Постановлению № 683 и Инструкции. К аналогичному выводу приходит Л.П. Самсонова, указывая, что постановление Правительства РФ от 27.11.2004 № 691 «О федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» (отмененное затем Постановлением № 432) не изменило порядок учета, оценки и реализации выморочного имущества со стороны налоговых органов[2].

В пункте 5 Инструкции предусмотрено, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6-месячного срока со дня открытия наследства.

Как указывается в письме ФНС России, свидетельство о праве государства на наследство (в том числе на выморочное имущество в виде земельных участков и акций (долей, паев)) в установленном порядке получают налоговые органы. Однако, как уже отмечалось, данное положение не относится к недвижимому имуществу.

Выявление же выморочного имущества налоговыми органами не регламентировано законодательством, что делает возможным осуществление полномочий лишь после специального призвания Российской Федерации в их лице. По всей видимости, письмо ФНС России является компромиссом между налоговыми органами и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом до принятия специального закона.

Однако реализация территориальными налоговыми органами права на приобретение наследственного имущества на практике часто затруднена. Необходимое условие оформления прав на выморочное имущество — подтверждение отсутствия наследников как по завещанию, так и по закону либо невозможность или нежелание принять ими наследство. На первый взгляд констатировать отсутствие лиц, желающих принять наследство, можно, если в течение 6 месяцев после смерти наследодателя не подано заявлений о принятии наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство. Вместе с тем принятие наследства может происходить не только с помощью подачи заявления, но и путем совершения фактических действий, свидетельствующих о принятии наследства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ). Совершение таких действий создает презумпцию принятия наследства.

Таким образом, очевидно, что в федеральном законодательстве имеется множество нерегламентированных вопросов, касающихся выморочного имущества, что неизбежно приводит к отсутствию единой позиции судей при рассмотрении подобных споров.

Как уже отмечалось, заявитель и судья в ходе привлечения лиц по категории дел, в которых необходимо участие государственного органа для представления интересов Российской Федерации, муниципального образования или города федерального значения, обязан руководствоваться законодательством, непосредственно регулирующим данные правоотношения. Однако закон, который регламентировал бы правовой механизм наследования, учета, принятия, контроля и дальнейшего распределения выморочного имущества и при этом четко разграничивал виды имущества, не принят. Изданные же нормативные правовые акты, как мы видим, не исключают возможности государственных органов заявлять о своем праве от имени Российской Федерации на получение свидетельства о праве на выморочное имущество.

Отсутствие единой системы законодательства ведет к привлечению ненадлежащей стороны по делу. Следовательно, тот орган, который по решению районного суда был признан уполномоченным для принятия в собственность выморочного имущества, сталкивается с проблемой порядка исполнения судебного решения.

В результате ставится под сомнение основная задача гражданского судопроизводства — способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. Ведь у сторон появляются дополнительные механизмы по неисполнению, затягиванию, обжалованию и отмене решений районных судов через вышестоящий судебный орган.

В соответствии со ст. 200 ГПК РФ после объявления решения суд, принявший решение по делу, не вправе отменить или изменить его. Следовательно, если государственный орган не имеет законодательного разъяснения или инструкций о способах исполнения решения суда, он попадает в ситуацию невольного бездействия. Выходом может служить либо обжалование решения, либо обращение в суд с заявлением об изменении порядка исполнения решения.

Зачастую налоговые органы не могут найти основания для своей замены как ненадлежащей стороны в силу длительного срока рассмотрения дела. Однако после принятия решения Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы  как собственник недвижимого имущества, находящегося на территории г. Москвы, обращается в суд за разъяснениями, ссылаясь на Постановление № 639-ПП. Аналогичным образом или же по своей инициативе налоговая инспекция обращается в суд. В ходе рассмотрения новых обстоятельств становится очевидным, что на сегодняшний день лишь у департамента имеется порядок оформления жилых помещений и законодательные основания для их наследования. Единственным выходом из ситуации может служить обращение к ст. 203 ГПК РФ, в соответствии с которой суд фактически меняет сторону по делу и, если в деле участвовал департамент, перекладывает обязанность по принятию выморочного имущества на него.

Российская Федерация наделена особым статусом, не отнесенным ни к одной из очередей, указанных в статьях 1142—1148 ГК РФ. Однако включение государства в данную очередность упростило бы и сам механизм, и правовую конструкцию регулирования перехода выморочного имущества. Необходимо детальное исследование не только теоретической, но и практической составляющей данного вопроса. Особое внимание следует уделить разработке указанного в п. 3 ст. 1151 ГК РФ закона, ибо именно ему суждено внести ясность в механизм и порядок перехода выморочного имущества в собственность публично-правовых образований.

На наш взгляд, при определении лиц в гражданском процессе в спорах, связанных с принятием выморочного имущества, следует временно привлекать именно территориальные налоговые органы. Поэтому судебные решения — в случае признания имущества выморочным — должны указывать не просто на передачу его Российской Федерации, а на передачу Российской Федерации в лице конкретной инспекции ФНС России, так как обязанность выявлять выморочное имущество на налоговые органы не возложена. Налоговый орган при этом, исполняя возложенные на него обязанности по учету и оценке выморочного имущества и получив свидетельство о праве на наследство, должен передать имущество и правоустанавливающие документы в Росимущество.

Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено. Если же оно расположено в городе федерального значения Москве, оно переходит в собственность этого субъекта Российской Федерации в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы.

 

Библиография

1 Указ фактически утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 23.12.1998 № 1635, которым ГНС России преобразована в МНС России, которое затем Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 было преобразовано в ФНС России // КонсультантПлюс.

2 См.: Самсонова Л.П. О порядке наследования выморочного имущества // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2008. № 3.