Реклама
Статья

Проблемы правового регулирования деятельности российских компаний, использующих офшорные зоны

Использование офшорных зон российскими компаниями приносит финансовый вред экономике страны в связи с недостаточностью разработки национального законодательства по правовому регулированию этих вопросов.

УДК 347.73:341.2

Страницы в журнале: 84-89 

 

А.В. СОРОКОВОЙ,

генеральный директор ООО «ВИНТЕРИ» (Москва)

 

Использование офшорных зон российскими компаниями приносит финансовый вред экономике страны в связи с недостаточностью разработки национального законодательства по правовому регулированию этих вопросов. Для преодоления создавшихся проблем необходимо совершенствование механизмов регламентирования функционирования института офшорных зон.

Ключевые слова: офшор, деятельность, зона, страна, государство, компания.

 

Problems of Legal Regulation of Russian Companies Using Offshore Zones

 

Sorokovoy A.

 

The use of offshore zones by Russian companies brings financial damage to the economy due to the lack of national legislation on the legal regulation of these issues. To overcome problem, it is necessary to improve the mechanisms regulating the functioninу of the institution of offshore zones.

Keywords: offshore, activity, area, country, state, company.

 

Для привлечения в бизнес дополнительных финансовых ресурсов российские компании, как государственные, так и частные, вправе использовать преимущества налоговых законодательств разных государств. В современном мире в бизнес-среде становится актуальным налоговое планирование, в особенности международное налоговое планирование, которое базируется на принципе, состоящем в том, чтобы осуществлялось перемещение максимума прибыли на минимально налогооблагаемый объект. Механизм использования основан на переводе капиталов и доходов резидентов в офшорные зоны.

Понятие «офшорная зона» обозначает государство или территорию, предусматривающие льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытия и представления информации при проведении финансовых операций.

Понятие и виды офшорных зон разработали В.В. Горелов и Е.А. Гужова. По их мнению, офшорная зона — важный инструмент для международных инвесторов, но многие из них не воспринимают его и используют неправильно, а по мнению других, офшоры — место, где можно спрятать «грязные» деньги, что является незаконным использованием офшорной зоны[1].

Под офшорной зоной можно понимать любую страну или ее часть, в пределах которой законы, подзаконные акты, обычаи позволяют для компаний-нерезидентов установить особый режим регистрации и деятельности. Существуют следующие виды офшорных зон:

1) налоговая гавань (безналоговый офшор). В них не взимаются налоги на доходы, налог на прибыль организаций иностранного происхождения. Но несмотря на это, правительства таких стран получают определенный доход за счет сборов на оформление учредительных документов, ежегодных сборов за перерегистрацию (Бермуды, Багамы, Каймановы острова). В офшорных зонах без налога на иностранный доход налоги взимаются только с деятельности в этом государстве (Панама, Либерия, Джерси, остров Мен, Гернси и Гибралтар). Такие офшоры подразделяются на две группы:

— страны, позволяющие заниматься предпринимательской деятельностью как внутри страны, так и за ее пределами; в них облагается налогом только прибыль, полученная от внутренней деятельности;

— страны, на момент регистрации организации требующие определиться, будет ли вестись деятельность внутри страны или только внешняя деятельность, которая будет освобождена от уплаты налогов;

2) финансовый центр создает благоприятные налоговые условия для ведения инвестиционной деятельности. В низконалоговых офшорных зонах ряд налогов взимается со всего дохода независимо от места его получения (Кипр, Британские Виргинские острова, далее — БВО).

В специальных офшорных зонах взимаются все налоги или большинство из них, или предоставляются налоговые льготы ряду компаний (например, полное освобождение от налогообложения для компаний, занимающихся водными перевозками, или для компаний, снимающих фильмы), или позволяется создавать особые виды корпоративных организаций. В частности, очень гибкие корпоративные решения предлагаются Лихтенштейном.

Офшорная компания — компания, которая не занимается хозяйственной деятельностью в стране регистрации, таким образом, она полностью освобождается от налогообложения или облагается по минимальной налоговой ставке и платит только фиксированный ежегодный сбор. Владельцы такой компании — нерезиденты страны регистрации.

Существуют следующие виды офшорных компаний:

1) холдинговые компании. Они зарегистрированы в офшорной зоне, где не взимается налог на доходы; извлекают дополнительную прибыль через филиальную сеть путем аккумуляции капитала в офшорной зоне, не подвергая налогообложению доходы от депозитов, которые холдинг может инвестировать или за счет которых может увеличить сеть филиалов;

2) офшорные банки и трастовые компании. С помощью филиалов и отделений офшорных банков в налоговых гаванях и финансовых центрах можно получать прибыль, не облагая ее налогом, принимать участие в международных соглашениях и оказывать содействие в открытии иностранных компаний и трастов. В офшорном банковском деле прослеживается четкое разграничение между налоговыми гаванями и финансовыми центрами. Например, в Сингапуре не взимается налог с процентов по депозитам, выплачиваемым нерезидентами. В США и Великобритании не облагаются налогом на доходы банковские вклады иностранцев, а в Швейцарии не взимается налог с процентов по банковским вкладам. Офшорные филиалы американских, английских банков открываются в основном для иностранной трастовой деятельности, а швейцарских — для выплаты процентов по вкладам иностранных банков без уплаты налогов. Поэтому филиалы офшорных банков используются крупными международными компаниями, так как у них большие кредитные возможности;

3) страховые компании. Крупные компании создают собственные страховые компании с целью уменьшения предпринимательского риска. Чаще всего подобные компании открываются на Бермудских, Багамских, Каймановых островах, в Уругвае и на острове Гернси. Страховое отделение компании, зарегистрированное в налоговой гавани (на Бермудских и Багамских островах), размещая страховые резервы до передачи их в перестрахование, может извлечь ощутимую прибыль. По договору страхования страхователь оплачивает страховые взносы в виде аванса, а перестраховочные взносы — только по окончании периода;

4) риелторские компании. Приобретая имущество в собственность через офшорные компании, покупатель получает ряд налоговых преимуществ:

— не облагаются налогом средства от дальнейшей реализации имущества;

— облегчается продажа недвижимости;

— появляется возможность паевого владения собственностью;

— частное лицо, имеющее собственность во владении офшорной компании, может не уплачивать налог на имущество; отменяется принудительное право на наследство — собственник вправе завещать ее любому лицу путем передачи пакета акций компании;

— при переоформлении права собственности снижаются налог на продажу и стоимость нотариальных услуг, при этом они изменяются в зависимости от стоимости недвижимости;

5) пароходство. Использование офшорных пароходств может полностью исключить прямое или косвенное налогообложение (Кипр, Панама, Либерия, остров Мэн и Гибралтар)[2].

Деятельность коммерческих организаций и компаний в офшорной зоне позволяет уменьшить налог на прибыль, полученную вне территории офшорной зоны, и избежать двойного налогообложения при ведении международного бизнеса. Также регистрация компании в офшорной зоне обеспечивает высочайший уровень конфиденциальности: большинство стран позволяет владельцу сохранять анонимность, что делает его неуязвимым перед государственными органами.

Регистрируется офшор достаточно просто, а в дальнейшем требуется минимум средств на поддержание его существования. Многие страны даже не требуют обязательной отчетности, обеспечивая максимально комфортное ведение бизнеса и снижение организационных затрат.

 

Нередко офшорные зоны используются для увеличения выгоды экспортных и импортных операций. Они играют роль посреднической структуры, которая избавляет от уплаты налогов, так как доходы получаются в другой стране. Такая экономия является совершенно законной, так как денежные потоки при таких операциях не входят в сферу налогообложения и, таким образом, интересов налоговых органов.

Неменьшую выгоду обеспечивает офшор и при разнообразных трастовых и доверительных операциях с финансовыми ресурсами вкладчиков. Сначала ресурсы вкладываются в высокодоходные операции, а затем средства возвращаются на счет офшора. Такие инвестиционные и финансовые операции наиболее популярны в США и Европе.

Одним из дополнительных плюсов офшорных компаний является то, что после их регистрации многие страны предоставляют владельцу право получить гражданство и второй паспорт. Эту возможность чаще всего используют для получения вида на постоянное место жительство в Германии или Англии[3].

Вывод капиталов из России через офшорные зоны достигает внушительных размеров. Одни из причин — свободный доступ к интернет-сайтам, предлагающим данные услуги за определенные суммы денег, и стремление юристов любыми путями зарабатывать деньги даже в ущерб финансовым интересам собственного государства.

Офшоры — это «черная дыра» мировой экономики (в том числе и для Российской Федерации), часто можно встретить еще одно выражение — «отстойник на черный день».

В последние десятилетия российский бизнес активно использует офшорные зоны. Например, только на Кипре зарегистрировано более 170 тыс. российских компаний. Настоящей проблемой для Российской Федерации является вывоз капитала за рубеж через офшоры: за 20 лет из Российской Федерации выведено более 800 млрд долларов. Главная причина — желание получать прибыль без несения дополнительного налогового бремени. Офшорные зоны дают возможность перемещать денежные средства на минимально налогооблагаемый объект (капиталы, поступившие от партнеров за рубежом, деньги клиентов, находящихся на территории Российской Федерации, отчисления собственной коммерческой организации и др.) из любой точки мира.

Примечательно, что существуют так называемые черные списки» офшоров на уровне Международной межправительственной группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а также Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а в Российской Федерации подобные списки есть в государственных структурах: Центральном банке Российской Федерации, Министерстве финансов Российской Федерации, Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам. Однако российское законодательство не предусматривает каких-либо санкций, препятствующих взаимодействию с компаниями в офшорах. В Российской Федерации действует единый правовой режим, устанавливающий нормы деятельности независимо от местонахождения иностранных компаний, а наличие «черных списков» не предполагает никаких ограничений на осуществление деятельности российских офшорных компаний. На законодательном уровне еще не выработано правовых запрещающих норм, хотя первые шаги уже намечены, и с 1 января 2013 года пересматриваются международные акты, заключенные между Российской Федерацией и некоторыми государствами в этом направлении.

В список офшорных юрисдикций, созданный Министерством по налогам и сборам в 2002 году, вошли 25 территорий: Андорра, БВО, Бермудские и Багамские о-ва, Вануату, о. Гернси, о. Джерси, Гибралтар, Доминика, Гренада, Каймановы и Канарские о-ва, Мальдивы, Маршалловы о-ва, Лихтенштейн, о. Мэн, Монако, о. Ниуэ, Науру, Панама, Сейшелы, Сан-Марино, Сент-Винсент, Сент-Люсия, Теркс и Кайкос. Санкции за операции с этими юрисдикциями не предусматриваются.

Список Центрального банка Российской Федерации разделяет все офшорные юрисдикции на три категории: «оншоры» — наиболее респектабельные зоны, классические офшоры, наиболее неблагоприятные юрисдикции:

— «оншоры» — наиболее респектабельные зоны: Гонконг, Сингапур, Черногория, Швейцария, Ирландия, Нормандские о-ва, о. Мэн, Мальта;

— классические офшоры: БВО, Антигуа и Барбуда, Белиз, Багамы, Барбадос, Бахрейн, Бруней-Даруссалам, Ангилья, Панама, Сейшелы, США (Делавер и Вайоминг, Пуэрто-Рико), Бермуды, Монтсеррат, Монако, Гибралтар, Теркс и Кайкос, Каймановы о-ва, Гренада, Джибути, Доминика, КНР (Макао), Коста-Рика, Ливан, Маврикий, Малайзия (о. Лабуан), Мальдивы, Нидерландские Антилы, Новая Зеландия, о-ва Кука, Ниуэ, ОАЭ (Дубай), Португалия (о. Мадейра), Западное Самоа, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тонга, Шри-Ланка, Палау; — наиболее неблагоприятные юрисдикции: Андорра, Анжуанские о-ва, Аруба, Вануату, Науру, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы о-ва.

Список офшоров Центрального банка Российской Федерации применяется только в целях банковского регулирования и устанавливает порядок корреспондентских отношений между российскими банками и банками, расположенными в указанных юрисдикциях[4].

Список Министерства финансов Российской Федерации офшорных зон существует в виде Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (приказ от 13.11.2007 № 108н). Приказ вступил в силу с 1 января 2008 года и определяет список из 42 государств и территорий. В частности, в перечень включены такие государства, как Ангилья, Андорра, о. Анжуан, Антигуа и Барбуда, Нидерландские Антилы, Аруба, Багамы, Бахрейн, Белиз, Бермуды, Бруней-Даруссалам, Вануату, БВО, Гибралтар, Гренада, Доминика, Кипр, КНР (Гонконг (Сянган), Макао (Аомынь)), о. Лабуан, Либерия, Лихтенштейн, Маврикий, Мальдивы, Мальта, Маршалловы о-ва, Монако, Монтсеррат, Науру, Ниуэ, ОАЭ; острова: Кайман, Кука, Теркс и Кайкос, Палау, Панама, Самоа, Сан-Марино, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, о. Мэн, Нормандские о-ва.

Противодействие со стороны государства компаниям, зарегистрированным в офшорных зонах, обусловлено тем, что эти зоны используются как инструмент уклонения от уплаты налогов и отмывания денег, полученных нелегальным путем. Особенностью офшорных компаний является то, что присутствие компании в стране регистрации является номинальным. Данные компании, как правило, не ведут деятельность в стране регистрации, не имеют в этой стране офиса, штата сотрудников; управление такой компанией производится из-за рубежа, собственники данных компаний также не являются резидентами офшорных стран. Соответственно, собственники таких компаний уклоняются от налогообложения в стране, где фактически осуществляется их деятельность. Модели уклонения от уплаты налогов с использованием офшорных компаний различны. В основном данные компании действуют не самостоятельно, а в цепочке компаний (возможно, фирм-«однодневок»), управляемых одним владельцем.

Минфин России в Письме от 23.02.1998 № 04-06-02 рассмотрел вопрос о возможности введения ограничения деятельности на территории Российской Федерации предприятий, зарегистрированных в офшорных зонах. По результатам рассмотрения данного вопроса Минфин России указал, что в соответствии с декларированным Российской Федерацией принципом гарантирования национального режима для иностранных инвестиций мы не имеем никаких прав дискриминировать инвестиции из каких-либо стран или регионов лишь по причине того, что в указанных странах существуют более льготные режимы налогообложения[5].

По мнению многих специалистов, именно этот список является одним из самых весомых документов, закрепляющих порядок взаимодействия с офшорами. Данный перечень офшорных юрисдикций определяет налогообложение российской организации при получении дивидендов. Согласно подп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база, устанавливаемая по доходам в виде дивидендов, не подлежит налогообложению при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая их организация минимум в течение года непрерывно является собственником не менее чем 50% уставного капитала организации, выплачивающей дивиденды, или же депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов в сумме не менее 50% общей суммы дивидендов. Если при этом организация, выплачивающая дивиденды, является иностранной, нулевая налоговая ставка применяется только в отношении организаций, расположенных в государствах, не включенных в перечень офшоров Минфина России. К дивидендам от организаций, расположенных в офшорах, применяется налог в размере 9%.

В практике развитых стран мирового сообщества любые операции с юрисдикциями, которые содержатся в «черных списках», подлежат особому контролю и подвергаются специальному режиму налогообложения.

В соответствии с международной политикой многие государства с каждым годом предпринимают все более эффективные меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием экстремизма и терроризма в офшорных зонах.

Недостаточные усилия по борьбе с вышеозначенными проблемами, по мнению ФАТФ, принимают 11 юрисдикций: Ангола, Боливия, Эфиопия, Кения, Мьянма, Непал, Нигерия, Шри-Ланка, Сирия, Тринидад и Тобаго, Турция. Активное противодействие усилиям мирового сообщества оказывает Иран, который выделен в особую категорию.

Существующий список ФАТФ не является так называемым черным списком офшоров, а лишь разделяет страны на категории в соответствии с существующим законодательным режимом в отношении отмывания денег через офшоры и финансированием экстремистских террористических организаций, т. е. в соответствии со степенью угрозы для мировой финансовой стабильности.

ФАТФ различает четыре категории офшоров:

1) государства, полностью соответствующие требованиям ФАТФ;

2) государства, имеющие недостатки законодательного поля: Антигуа и Барбуда, Азербайджан, Боливия, Греция, Индонезия, Йемен, Кения, Марокко, Мьянма, Непал, Нигерия, Украина, Парагвая, Катар, Шри-Ланка, Судан, Сирия, Тринидад и Тобаго, Таиланд, Турция;

3) государства, имеющие стратегические недостатки национальной системы борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма: Ангола, КНДР, Сан-Томе и Принсипи, Пакистан, Туркменистан, Эквадор, Эфиопия;

4) государства, находящиеся под особым режимом санкций: Иран.

В список ОЭСР традиционно входят юрисдикции, не принявшие требования, предусматривающие раскрытие по запросу информации по любым налоговым вопросам независимо от национального налогового законодательства о защите частной информации и сохранении банковской тайны. Также требования ОЭСР подразумевают разглашение информации втайне от объекта разглашения.

Государства-участники ОЭСР обязаны вводить экономические санкции в отношении стран, которые не приняли установленные организацией стандарты.

Список ОЭСР включает три группы:

1) юрисдикции, принявшие налоговые стандарты и требования по обмену информацией (Аргентина, Австралия, Барбадос, Великобритания, Венгрия, США, Виргинские острова США, Германия, Гернси, Джерси, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Китай (за исключением Гонконга и Макао), Корея, Маврикий, Мальта, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, о. Мэн, Польша, Португалия, Россия, Сейшелы, Словакия, Турция, Финляндия, Франция, Швеция, Япония);

2) территории, принявшие обязательства по принятию установленных ОЭСР налоговых стандартов, но внедрившие их в недостаточной мере (Ангилья, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Багамы, Бахрейн, Белиз, Бермуды, БВО, Вануату, Гибралтар, Гренада, Доминика, Теркс и Кайкос, Каймановы о-ва, о-ва Кука, Либерия, Лихтенштейн, Монако, Монтсеррат, Маршалловы о-ва, Науру, Нидерландские Антильские о-ва, Ниуэ, Панама, Самоа, Сан-Марино, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия. Также к этой группе относятся финансовые центры: Австрия, Бельгия, Бруней, Гватемала, Люксембург, Сингапур, Чили, Швейцария);

3) юрисдикции, не принявшие налоговые стандарты (Коста-Рика, Лабуан, Уругвай, Филиппины).

Процесс использования офшорных зон должен контролироваться в целях обеспечения национальной безопасности путем совершенствования нормативных правовых норм; важна заинтересованность России в создании международных договоров, регулирующих деятельность коммерческих организаций за пределами государства. При выстраивании отношений Российской Федерации с зарубежными странами в этой области необходимо учитывать ряд фактов:

— введение новых условий налогообложения на Мальте (2012 год). В юридическую силу вступили поправки к закону «О налогообложении доходов» на Мальте. Эти инициативы правительства касаются физических и юридических лиц и делают эту юрисдикцию еще более привлекательной;

— налоговое соглашение между Лихтенштейном и Великобританией по пресечению двойного налогообложения вступило в силу с 1 января 2013 года;

— подготовка проекта изменений в Закон о компаниях международного бизнеса (IBC Act) Правительством БВО. Суть изменений сводится к тому, что на операции с предъявительскими акциями компаний накладываются серьезные ограничения  и, кроме того, компании должны будут хранить в своем зарегистрированном офисе на БВО реестр директоров. Эти изменения стали отражением всемирной тенденции по повышению «прозрачности» корпоративных структур. Она объясняется прежде всего мощным давлением на офшорные зоны со стороны развитых стран, в частности, США, и международных организаций, таких как ОЭСР и ФАТФ. Ранее подобные изменения в отношении предъявительских акций были приняты и в некоторых других офшорных зонах (например, в Невисе), а где-то такие акции были вообще отменены (например, на Багамских островах). Поправки пока не вступили в законную силу. Тем не менее вскоре «правила игры» на БВО изменятся. При этом существующим офшорным компаниям будет предоставлено время, чтобы выполнить требования нового законодательства[6].

Положительным можно считать то, что в России создается единый правовой режим, устанавливающий нормы взаимодействия с любыми иностранными компаниями независимо от их местонахождения. Например, существуют нормы, препятствующие манипулированию контрактными ценами. Есть общие меры, направленные на противодействие отмыванию денег и уходу от налогообложения через иностранные компании. Но эти положительные моменты в российском национальном законодательстве не работают эффективно в связи с коррупцией в нашей стране. А. Сухаренко, директор АНО «Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности», указывает: российский бизнес — один из самых коррумпированных в мире. Принимаемые антикоррупционные законы практически не исполняются. Офшорные зоны превратились в «черные дыры» отечественной экономики, став удобным инструментом для ухо-

да от налогов и отмывания «грязных денег». Наиболее эффективными способами минимизации коррупции остаются создание благоприятного инвестиционного климата и повышение конкурентоспособности отечественной экономики[7].

 

Библиография

1 См.: Горелов В.В., Гужова Е.А. Налогообложение в офшорных зонах // Все о налогах. 2012. № 1.

2 См.: Горелов В.В., Гужова Е.А. Указ. раб.

3 URL: http://offshore.infinity-group.ru/zachem-nuzhny-offshory.html

4 СПС «КонсультантПлюс». 2011.

5 См.: Гаврилова С. Офшоры: особенности правового регулирования // Финансовая газета. 2011. № 29.

6 URL: http://www.offshore-manual.ru

 

7 См.: Сухаренко А. Кому выгодна коррупция в бизнес-среде? Доступ из  СПС «КонсультантПлюс». 2012.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
11 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Анализируются положения монографии «Реализация и защита прав граждан в сфере обороны и безопасности Российской Федерации» (М., 2024), подготовленной Федотовой Юлией Григорьевной — экспертом в сфере национальной безопасности, кандидатом юридических наук, советником юстиции 3-го класса
Добавлено: 04.03.2024
В статье выделены основные признаки и функции предпринимательской деятельности, а также факторы, указывающие на специфику избрания мер процессуального принуждения к субъектам предпринимательства при нарушении ими законодательства
Добавлено: 04.03.2024
В статье на основании анализа текущей судебной практики показано, что критерии субъектного состава участников спора и характера спорного правоотношения не позволяют с должной степенью определенности отнести к полномочиям различных судов дела с участием органов, осуществляющих публичные полномочия, если предмет спора связан с осуществлением предпринимательской деятельности.
Добавлено: 04.03.2024
В статье обосновывается необходимость выделения полицейской функции государства. В доктрине данную функцию игнорируют, подменяя ее другими функциями государства. Авторы отмечают, что полицейская функция не существует изолированно, она логически взаимосвязана с иными функциями государства
Добавлено: 04.03.2024
Цель исследования — анализ содержания термина «экономическая безопасность» и его генезис, а также раскрытие его сущности как составляющей части национальной безопасности государства
Добавлено: 01.02.2024